Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 08.09.2015.
Просмотров - 3522

К вопросу об актуальности экспорта образовательных услуг в Российской Федерации на современном этапе.

Киселев Игорь Васильевич

Магистр права и международной экономики

Российский Государственный Гуманитарный университет

Преподаватель

Аннотация:
В настоящей статье рассматривается актуальность экспорта российских образовательных услуг. Указываются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные экономически положительные стороны развития экспорта образовательных услуг.


Abstract:
In the present article relevance of export of the Russian educational services is considered. Short-term, medium-term and long-term economically positive sides of development of export of educational services are specified.


Ключевые слова:
экспорт; высшее образование; образовательная услуга.

Keywords:
export; the higher education; educational service.


УДК 33

Получение качественного высшего образования в настоящее время приобрело особенную актуальность и стало предметом исследования многих специалистов. Это связано с практическими результатами развития ведущих экономик мира в XX веке (прежде всего стран «золотого миллиарда»), а также сделанными в последствии Теодором Шульцем, Гэри Беккером, Эдвардом Денисоном и другими учёными теоретическими выводами о влиянии сферы образования на социально-экономическое развитие и прогресс того или иного государства. В связи с этим, многие государства мира разрабатывают и реализуют различные стратегии, направленные на повышение экспорта национальных образовательных услуг.

Спрос на иностранные образовательные услуги наблюдается почти во всех странах мира. Однако, лидерами в этой сфере являются абитуриенты из Китая – 694400 студентов, учащихся за границей; Индии – 189500; Южной Кореи – 123700, Германии – 117600, Саудовской Аравии – 62500[9].

Высшие учебные заведения (далее – вуз) во всем мире соперничают за привлечение абитуриентов со всего мира. Странами – лидерами по объёму реализации национальных образовательных услуг для иностранных студентов являются Соединенные Штаты Америки (18% от мирового экспорта образовательных услуг), Великобритания (11%), Франция (7%), Австралия (6%), Германия (5%) и другие[10].

Модернизация системы высшего образования Российской Федерации является основой инновационной экономики. Одним из таких инструментов является экспорт образовательных услуг. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, к 2020 году планируется повышение конкурентоспособности российского образования, которое станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг[3]. В соответствии с указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» перед отдельными отечественными вузами стоит задача по вхождению к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов[6].

По данным Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, доля экспорта образовательных услуг Российской Федерации от общемирового экспорта составляет всего 4%[11].

По мнению автора, уменьшение роли современной России в сфере экспорта образовательных услуг связано с политической, социальной и экономической нестабильность 90-х годов прошлого столетия, которые оказали отрицательное влияние на экспорт образовательных услуг.

В связи с этим, на современном этапе перед различными сферами человеческих знаний, и в особенности перед экономикой стоит задача научного переосмысления основных путей и механизмов по совершенствованию национального экспорта образовательных услуг. В краткосрочном и среднесрочном экономическом развитии это позволит существенным образом увеличить доходы федеральных, региональных и местных бюджетов. В настоящее время доходы от экспорта образовательных услуг в Российской Федерации составляют всего 0,3 млрд. долл., когда в США эта цифра составляет 15 млрд. долл., в Великобритании 11,3 млрд.долл., Франции 8 млрд. долл[8]. Для этого, в Российской Федерации должна быть принята на государственном уровне концепция развития экспорта образовательных услуг. В связи с этим, политика по привлечению иностранных абитуриентов в Россию должна быть выделена в отдельное направление реализации государственной политики. Это выражается прежде всего в создании отдельной службы или агентства подведомственной Министерству образования и науки Российской Федерации, по примеру ныне существующих федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству или федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Целесообразным было бы создание российских (национальных) образовательных программ, направленных на привлечение иностранных граждан. Например, в США существует национальная программа TEA, FULBRIGHT и др, в Германии – GoEast, во Франции – Arts et Metiers Paristech in Cluny, Kopernic и другие[2]. Создание филиалов российских высших учебных заведений (далее – вуз) за рубежом тоже является эффективным инструментом продвижения экспорта национальных образовательных услуг. Однако, не многие российские университеты имеют представительства в зарубежных странах. Например, основные филиалы государственных университетов находятся в странах ближнего зарубежья (Казахстан, Азербайджан, Армения и др.)[4]. Единичные университеты имеют филиалы в странах дальнего зарубежья (Филиал университета Синергия в Объединенных Арабских Эмиратах)[7]. По мнению автора, специалистам в сфере менеджмента в высшем образовании полезно изучить опыт СССР, когда более чем в 40 государствах мира были созданы советские филиалы.

В долгосрочном экономическом развитии экспорт национальных образовательных услуг позволит разрешить многие проблемы. Например, проблему демографического кризиса в нашей стране. Россия сравнительно не большая страна по численности населения (9 место) с учётом того, что по территории и ресурсному обеспечению (некоторых видов сырья и уровню их добычи) наша страна является лидером[5]. По мнению многих специалистов к 2050 году Россия потеряет ещё 5 позиций в рейтинге численности населения[1]. По мнению автора, экспорт российских образовательных услуг может решить демографическую проблему нашей страны. Увеличение числа граждан России будет происходить не за счёт «слепого ввоза» эмигрантов, путём предоставления им различных преференций на пребывание и дальнейшую ассимиляцию в России, не знающих ни культуры, ни элементарных норм жизнедеятельности в российском обществе, ни языка. Обучение иностранных граждан в России или на их родине, но в филиалах российских вузов позволит иностранцам получить образование, знания, навыки и компетенции, необходимые для успешного пребывания в России.

Усиление механизмов, направленных на повышение экспорта российских образовательных услуг актуальна еще и потому что на сегодняшний день необходимо преодолевать и минимизировать последствия санкций западных стран против Российской Федерации с целью ограничить, а в конечно итоге изолировать нашу страну от взаимодействия с другими государствами.

Библиографический список:

1. Мировое население. Обзор 2012 г., ООН, 2013
2. Немецкая служба DAAD. [Электронный ресурс]. http://www.daad.ru/?m=5&seite=5_15 (дата обращения 07.09.15)
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС «Гарант».
4. Российское образование для иностранных граждан [Электронный ресурс]. http://www.russia.edu.ru/obruch/sng/1115/ (дата обращения 07.09.15)
5. Таркстат [Электронный ресурс]. http://www.turkstat.gov.tr/HbGetirHTML.do?id=18616 (дата обращения 07.09.15)
6. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // СПС «Гарант».
7. Университет Синергия. [Электронный ресурс]. http://synergydubai.ae/ru/all (дата обращения 07.09.15)
8. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 5 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Социоцентр, 2015. — 416 с.
9. ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uis.unesco.org/Education/Pages/international-student-flow-viz.aspx (дата обращения 05.09.15)
10. ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uis.unesco.org/Education/Pages/international-student-flow-viz.aspx (дата обращения 05.09.15)
11. ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uis.unesco.org/Education/Pages/international-student-flow-viz.aspx (дата обращения 06.09.15)




Рецензии:

8.09.2015, 10:13 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: статья посвящена актуальной теме. в ней рассмотрены мировые тенденции в сфере образовательных услуг. даны краткие оценки по передовым странам в этой сфере. даны рекомендации применительно к России. считаю, что данная статья может быть опубликована

8.09.2015, 10:18 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья представляет интерес для вашего журнала, посвящена актуальной теме, по которой у нас наметилось отставание по сравнению с мировыми тенденциями. статью можно опубликовать

8.09.2015, 12:17 Федотова Татьяна Анатольевна
Рецензия: Статья может быть опубликована.

8.09.2015, 15:06 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: Вот хочу только задать один простой вопрос: Об адекватности подобных заявлений: Цитата: «В долгосрочном экономическом развитии экспорт национальных образовательных услуг позволит разрешить многие проблемы. Например, проблему демографического кризиса в нашей стране». Вот в своем ли уме человек это пишет, тем более преподаватель? Неужели не понятно, что демографию поднимать за счет мигрантов – это на ряду с идиотизмом пустить козла в свой огород, (из народной мудрости). В связи с этим хочу задать еще один вопрос, у нас адекватность в научной среде, когда начнется? Когда мы будем ставить задачу как увеличивать минимум количество своего родного населения, максимум – формировать его качество на несколько порядков выше чем в других странах – не раз, а именно порядков! Простите, но это бред! Я не рекомендую статью к публикации. Исправлять и включить в первую очередь главную задачу – как, пуская на свою территорию иностранных студентов обеЗпечить настоящий эффект, от их здесь присутствия, но не позволять ассимилироваться с коренным населением, которое уже через 50 лет всего приведет к тотальному рассеиванию русского национального исторического генетического кода (слова Президента РФ Путина В.В.). Такие научные публикации потом и станут основанием для выкорчевывания русской культуры с ее родной территории, только из-за незнания доморощенными учеными о том что они творят. Однажды уже подобное мы прошли с Миллеро-Шлецеровскими сказками, что до сих пор никак отмыть страну от того бреда не можем! Статью не рекомендовать из-за соображений нарушения интересов национальной безопасности Российской Федерации!

09.09.2015 23:23 Ответ на рецензию автора Киселев Игорь Васильевич:
Уважаемый Игорь Николаевич! Настоятельно рекомендую Вам изучить научную литературу в сфере экономики о влиянии миграции человеческого капитала на решение тех или иных политических, социальных, экономических и многих других проблем. За счёт мигрантов, причем не каких – то там необразованных или неумелых, а наоборот, обученных традициям, культуре, наконец воспитанию в них менталитета той нации где они ассимилируются, решались и решаются сейчас проблемы интеллектуального и демографического кризисов в западноевропейских странах, странах латинской Америки, уже не говоря о США! И, здесь, далеко не самую последнюю роль играли и играют высшие учебные заведения. Еще в средневековых правовых источниках отмечалась польза иностранных студентов. Вы можете обратиться к правовым источникам средневековой Франции, Германии, Испании, Англии и многих других стран, где, например, упоминалось что польза иностранных студентов, которые путешествовали с целью приобретения знаний заключалась в формировании интеллектуальной элиты (грамота короля Германии Фридриха Барбароссы от 1158 г.), формировании и развитии независимости и укрепления вольных городов (Папа римский Иннокентий III), совершенствованию «вольнодумцев» как основы и движущей силы государства (Генрих IX ). Так вот, Игорь Николаевич как раз во многом за счёт иностранных студентов, которые ассимилировались в результате образовательной миграции в различных странах происходил рост независимых от феодалов вольных городов (в средние века), промышленного производства (в новое время), развитие инновационной экономики (наше время), что смежно решало и решает проблему демографии и интеллектуального уровня как коренного, так и натурализованного населения той или иной страны (Прочтите: История влияния университетов США на ИЧП и демографию). И последнее, где Вы – Игорь Николаевич, видели в истории что мигранты уничтожают национальный исторический генетический код? Приведите хоть один пример! В тех же странах западной Европы в средние века в результате миграции студентов многие греки ассимилировались в Турции (Прочтите: История первого европейского университета в Константинополе), или арабы ассимилировались в Испании уже после реконкисты. И что? В результате этого в мире теперь не существует турецкой и испанской национальностей (о том, что арабы во многом обогатили Испанскую науку и культуру достаточно просто съездить на юг Испании и всё станет ясно). По Конституции Россия является многонациональным государством и все, я подчёркиваю все, кто здесь находится на законных основаниях, живут по российским законам, но со своими национальными традициями и культурой. Также и в других государствах. Если Вы внимательно читали я в конце статьи специально указал: «увеличение числа граждан России будет происходить не за счёт «слепого ввоза» эмигрантов, путём предоставления им различных преференций на пребывание и дальнейшую ассимиляцию в России, не знающих ни культуры, ни элементарных норм жизнедеятельности в российском обществе, ни языка. Обучение иностранных граждан в России или на их родине, но в филиалах российских вузов позволит иностранцам получить образование, знания, навыки и компетенции, необходимые для успешного пребывания в России». В этом случае никакого рассеивания генетического кода не будет, потому что человек существо разумное и если его обучать, то всегда можно добиться успешной его ассимиляции на новом месте и уважении той новой культуры, которая его окружает (Опять же пример США, Испании, Франции). Вот об этом и говорил В.В. Путин.

11.09.2015, 6:39 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: Вот если бы это было написано в самой статье, а не адресовалось лично мне, многие вопросы просто бы отпали. Независимо от одобрения коллег, Статью доработать!

1.08.2016, 8:31 Климук Владимир Владимирович
Рецензия: Уважаемый Игорь Васильевич, статья соответствует заявленной актуальности тематического обзора современной экономики. Однако в работе не хватает причинно-следственных связей низкого уровня экспорта образовательных услуг в России; нету инструментария оценки и анализа уровня образовательных услуг; отсутствует комплекс субъективных рекомендаций относительно улучшения данной ситуации. Статья требует доработки.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх