Кузбасский государственный технический университет
студентка
Куманеева Мария Константиновна, ассистент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО Кузбасский государственный технический университет
УДК 334.78, 352.075
Введение. В современных условиях достижение эффективного функционирования муниципального образования является труднодостижимой задачей без организации взаимодействия органов местного самоуправления и представителей бизнеса, действующих на его территории. Одним из эффективных механизмов решения данной задачи является муниципально-частное партнерство (далее – МЧП). Эта форма взаимодействия государства и частного бизнеса в последнее время становится одним из актуальных и современных направлений взаимовыгодного сотрудничества.
Цель данной статьи – исследовать различные аспекты практической реализации МЧП на примере города Кемерово.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотрены современные подходы к трактовке термина «муниципально-частное партнерство»;
- проанализированные преимущества использования данного инструмента в контексте реализации государственных, общественных и частных интересов;
- представлены особенности реализации проектов в рамках МЧП на примере г. Кемерово;
- предложены направления совершенствования взаимодействия в рамках МЧП при реализации проектов в сфере жилищного строительства г. Кемерово.
Материалы и методы. Статистчиеской базой исследования послужили данные официальных источников – Росстата и Кемеровостата, а также научные публикации, учебные пособия и др. Основными методами исследования выступили – методы сравнения, анализа экономчисекой информации, графический метод, статистические методы.
Результаты исследования. Законодательно установленного определения термина «муниципально-частное партнерство» в Российской Федерации в настоящее время не существует, однако учеными данный вопрос исследуются достаточного активно. Так, Р.В. Бабун определяет МЧП как «совместное участие муниципальной власти и бизнеса в решении проблем социально-экономического развития муниципального образования» [1, c. 257]. Е.В. Бунавцова и Н.Т. Аврамчикова понимают под МЧП «совокупность договоров, соглашений или контрактов по совместному использованию материальных и нематериальных ресурсов общества (местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.)» [2].
Зиннуров И.Ф., Ситнова И.А. трактуют МЧП как «объединение материальных и нематериальных ресурсов местного самоуправления и частного сектора (частных предпринимателей, компаний, предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ или оказания общественных услуг» [3].
Таким образом, несмотря на достаточно большое количество определений МЧП исследователи сходятся в одном: на сегодняшний день МЧП – это один из перспективных и эффективных способов вовлечения частного капитала в развитие экономической сферы муниципального образования. Рассмотрим подробнее преимущества осуществления МЧП для его сторон, а также основные формы его реализации.
Преимущества использования инструментов МЧП можно рассмотреть в контексте реализации государственных, общественных и частных интересов. Для органов местного самоуправления они заключаются в следующем:
1) повышение качества жизни населения муниципального образования;
2) снижение затрат бюджета на эксплуатацию муниципальных объектов;
3) ускоренная реализация значимых инвестиционных проектов;
4) благоустройство и развитие территории;
5) фактические возможности реализации конкретных публичных интересов, которые вне реализации проекта МЧП остались бы не реализованными вообще, в нужном объеме или в необходимые сроки и др.
Преимущества МЧП для частного бизнеса заключаются, прежде всего, в возможности осуществлять вложения в низкорисковые проекты. Несомненным преимуществом является и получение государственных гарантий по банковским кредитам, налоговых льгот и др. Общество в целом также получает преимущества от реализации проектов МЧП, которые выражаются в росте мотивации населения к улучшению качества жизни, которая базируется на повышении доходов населения, создания дополнительных рабочих мест, на развитие культуры в целом благодаря появляющимся дополнительным финансовым ресурсам.
Анализ опыта использования инструментов государственно-частного и МЧП показывает, что наиболее приоритетными сферами для развития таких механизмов являются жилищное строительство, транспортная и жилищно-коммунальная сфера, а также здравоохранение и образование [5; 10, c. 8].
Основными формами МЧП являются: аренда, концессионное соглашение, приватизация, договор доверительного управления имуществом, муниципальный контракт. Еще одной формой МЧП является заключение соглашений о социальном партнерстве между администрацией и предприятиями города. Согласно таким соглашениям предприятия выделяют денежные суммы на поддержку социальных программ города, социальное развитие города, благоустройство внутридворовых территорий и т.д.
Так, в г. Кемерово в 2012 г. в рамках сотрудничества между органами государственной власти и частными предприятиями было заключено 34 соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с крупными компаниями, которые обеспечивают более 50% инвестиций в основной капитал [4]. Подавляющее большинство проектов было реализовано в сфере строительства.
Вместе с тем, реализация МЧП не лишена и ряда проблем, связанных как с нормативно-правовыми аспектами, так и с практической реализацией таких проектов. Так, в настоящее время в г. Кемерово отсутствует инфраструктурное обеспечение проектов МЧП, а это значит, что заключение таких соглашений реализуется по следующей схеме:
1) Составляется проект договора о МЧП, инициаторами которого могут выступать как заинтересованный отдел администрации г. Кемерово, так и само предприятие.
2) Правовое управление Администрации визирует и принимает к рассмотрению проект. В случае успешного согласования он подписывается главой города.
3) В процессе реализации проекта Администрацией отслеживается движение денежных средств, поступающих от предприятий.
Однако данная схема заключения проектов МЧП имеет неупорядоченный характер, что затрудняет эффективное сотрудничество. Во-первых, отсутствует единый координатор заключения подобных соглашений, в качестве которого может выступать, например, орган муниципальной власти, ответственный за сопровождение проектов МЧП, или расширенная рабочая группа с привлечением внешних экспертов. Во-вторых, отсутствует обратная связь по реализации соглашений, вследствие чего теряется контроль со стороны муниципалитета над реализацией проекта. В-третьих, отсутствует механизм контроля эффективности реализации проекта, что может привести к снижению эффективности выделяемых средств, конфликту интересов между бизнесом и органом местного самоуправления.
Как отмечалось выше, проекты в рамках МЧП реализуются, прежде всего, в сфере жилищного строительства. Основные проблемы, препятствующие реализации проектов жилищного строительства в г. Кемерово, связаны с отсутствием у местной власти необходимых средств на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, в т.ч. на разработку проектной документации, а также с ограниченностью мощностей существующих инженерных сетей и слишком обременительными для застройщиков условиями присоединения к системам коммунальной инфраструктуры.
Как показывают современные исследования Института экономики города, одной из актуальных проблем, сдерживающих развитие жилищного строительства в г. Кемерово, является большое количество административных процедур на всех этапах строительства многоквартирного жилого дома (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Количество административных процедур на отдельных этапах реализации инвестиционного проекта по строительству многоквартирного дома в г. Кемерово, единиц
Как видно из данных рисунка 1, на этапе землеустроительной и градостроительной подготовки число административных процедур в г. Кемерово существенно превосходит среднее значения по обследованным городам. Это связано с избыточными сложностями получения прав на земельный участок на аукционе или получения градостроительного плана земельного участка.
Для сравнения приведем результаты, полученные исследователями по другим городам России (Таблица 1).
Этап реализации проекта |
Екатеринбург |
Кемерово |
Томск |
Красноярск |
Челябинск |
Новосибирск |
Пермь |
Землеустроительная и градостроительная подготовка |
6 |
14 |
7 |
- |
13 |
7 |
7 |
Проектирование |
21 |
18 |
23 |
12 |
21 |
18 |
7 |
Строительство |
45 |
33 |
30 |
31 |
42 |
36 |
45 |
Ввод в эксплуатацию |
36 |
30 |
29 |
30 |
34 |
33 |
25 |
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав собственности на объекты недвижимости |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Всего |
111 |
98 |
92 |
- |
113 |
97 |
87 |
Как видно из представленных в таблице данных, г. Кемерово «лидирует» по числу административных процедур на таком этапе как землеустроительная и градостроительная подготовка – число процедур составляет 14. Этот этап включает в себя получение прав собственности на земельный участок или, в случае, если участок находится в собственности, то получение градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ).
Проведенный в первом квартале 2014 г. опрос руководителей строительных организаций Кемеровской области показал, что основными факторами, ограничивающими строительную деятельность, также являются [7]:
- высокий уровень налогов (58%);
- недостаток финансирования (22%);
- высокая стоимость материалов (20%);
- недостаток квалифицированных рабочих (18%) и др.
Как видно из результатов опроса, недостаток финансирования признается одной из весомых проблем сферы жилищного строительства. Увеличение доли заемного капитала в финансировании строительных работ приводит к увеличению средневзвешенной цены капитала. Цена заемного капитала оказывает влияние не только на цену предлагаемого жилья, но также на возможность разработки оптимальных сетевых графиков в строительной отрасли (параллельного возведения нескольких объектов) и на качество приобретаемых ресурсов и осуществляемых работ.
Обращаясь к практике г. Кемерово, необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует нормативно-правовая база для МЧП, однако в области есть примеры ее использования. Так, в ноябре 2013 г. утверждено «Положение об основах муниципально-частного партнерства в Новокузнецком городском округе». Поэтому первым шагом должна стать разработка законодательства о МЧП на муниципальном уровне.
Таким образом, в качестве развития муниципального законодательства г. Кемерово предлагается сформировать правовую основу муниципально-частного партнерства и, в частности, в отношении жилищного строительства, установить следующие обязательства партнеров по соглашению о МЧП.
Со стороны Администрации г. Кемерово возможно оказание различных форм поддержки, в частности:
-предоставление субсидий (компенсаций) частному партнеру на полное или частичное возмещение затрат на погашение кредитов (процентов), привлеченных для комплексного освоения территории;
- предоставление частному партнеру муниципальных гарантий по таким кредитам;
- предоставление частному партнеру прав на использование типовой проектной документации;
- оказание частному партнеру консультационной и информационной поддержки, в том числе при взаимодействии с ресурсоснабжающими организациями.
Как показали результаты исследования, в настоящее время заключение проектов МЧП в г. Кемерово носит несистемный характер. Одной из главных причин этого, по мнению автора, является отсутствие единого координатора заключения подобных соглашений, в результате чего теряется обратная связь при реализации проектов. Для решения этой проблемы предлагается создать функциональный орган – Отдел содействия развитию муниципально-частного партнерства – в структуре Управления экономическим развитием Администрации г. Кемерово. В настоящее время в структуре городской администрации отсутствуют подобные органы и, соответственно, наблюдается разрозненность заключения договоров между различными структурными подразделениями. Предлагаемая к использованию структура представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Предлагаемая организационная структура управления сферой жилищного строительства
г. Кемерово
Поскольку жилищное строительство является, прежде всего, инвестиционной деятельностью, то Отдел содействия муниципально-частному партнерству предполагается создать в структуре Управления экономическим развитием, отвечающим, в частности, за формирование и реализацию инвестиционной политики г. Кемерово. Специфика реализации проектов МЧП требует отдельной регламентации и сопровождения, самостоятельных дискуссионной и экспертной площадок, поэтому основной целью Отдела должна стать консолидация усилий частного бизнеса и муниципальных органов власти в целях создания благоприятных условий реализации МЧП в приоритетных для экономики города сферах.
Заключение. Одним из механизмов решения социально значимых задач в развитии города является МЧП – особый организационный альянс местной власти и частного бизнеса. Как показывает опыт многих городов страны, использующих данный механизм, он несет в себе множество преимуществ как для городского развития, так и для местных предприятий-инвесторов. Вместе с тем, существует и ряд проблем, сдерживающих дальнейшее развитие МЧП: отсутствие нормативно-правовой базы в сфере МЧП, финансовые проблемы, низкая степень взаимодействия власти и бизнеса. Решение данных проблем должно стать важнейшим шагом к масштабному применению удачных практик МЧП в городах России.
Рецензии:
7.11.2015, 21:57 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: считаю возможным рекомендовать статью к публикации.
9.11.2015, 15:41 Беззубко Лариса Владимировна
Рецензия: Статья представляет интерес, рекомендуется к публикации
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий