Магистрант
Российский Новый Университет
Реклама и связи с общественностью
Гавров Сергей Назипович, доктор философских наук, профессор, Российский Новый Университет, кафедра рекламы и связей с общественностью
УДК 659.4
Цель нашего исследования – анализ применения PR-коммуникаций Всероссийским обществом слепых (ВОС) , как основы PR-стратегии ВОС, а также разработка практических рекомендаций. Для достижения поставленной цели в статье решены следующие задачи: проведен анализ онлайн-коммуникаций, применяемых ВОС, проведен анализ проводимых Обществом мероприятий, разработаны рекомендации.
Научная новизна состоит в разработке рекомендаций по применению PR-коммуникаций, как основы PR-стратегии некоммерческой организации «Всероссийское общество слепых» и возможностью использования полученных результатов на практике ВОС.
Анализируя PR-деятельность Всероссийского общества слепых (ВОС), в первую очередь, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на инструменты онлайн-коммуникаций. Организация использует большинство онлайн-инструментов. Рассмотрим и проанализируем официальный сайт общества [1]
Сайт имеет четкую структуру и регулярно обновляется.При посещении сайта мы можем познакомиться с текущей деятельностью организации, ее основными лицами, направлениями, целями и историей создания.
Особенно можно выделить раздел новости, который является важным для процесса коммуникации: он показывает основную работу организации, создает положительный образ фонда. Посетитель сайта видит, что ведется активная работа, регулярно организуются мероприятия в рамках основных направлений деятельности организации.
В разделе контакты представлены контакты общества, присутствует схема проезда и реквизиты организации.
В целом, организацию можно назвать коммуникационно-открытой, но существует несколько недочетов. Заметим, что на сайте отсутствует столь RSS-рассылка, которая является важным инструментом онлайн-коммуникации.
Сайт ВОС не имеет связь с социальными сетями, что является существенным минусом. Связь с социальными сетями (Facebook, Instagram, Одноклассники и т.д.) позволяет посетителям мгновенно делиться на своих страницах интересной новостью, а также устанавливать связь с руководителями организации.
Кроме того, на сайте нет чата, при помощи которого посетитель мог бы иметь возможность вступить в диалог с сотрудниками общества и моментально узнать интересующую информацию.
Также недостатком сайта является отсутствие раздела «Партнеры». Когда посетитель сайта видит информацию об авторитетных и крупных компаний в партнерах организации, доверие к ней значительно увеличивается.
Проанализировав сайт Всероссийского общества слепых можно сделать выводы, что он является эффективным с точки зрения коммуникации и информативности, но не является эффективным с точки зрения PR.
Также в организации активно ведется работа в социальных сетях «Вконтакте» и «Facebook».
Аккаунт Общества в Facebook насчитывает 712 подписчиков. Новости своевременно пополняются, а количество подписчиков регулярно растет. Каждый пост имеет более 4 комментариев, соответственно группа «живёт».
Группа Общества социальной сети «Вконтакте» постоянно пополняется свежей информацией, но заинтересовала всего 400 человек. В основном это члены Общества, сотрудники и волонтеры.На странице представлены фотографии с мероприятий, видеозаписи, связанные с деятельностью Общества. Минусом, также как и на официальном сайте, является отсутствие ссылок на партнёров, а также отсутствие контактов лиц, к которым можно обратиться по вопросам сотрудничества или за помощью.
Сегодня использование социальных сетей является одним из основных средств PR-коммуникаций для создания имиджа организации, привлечения новых потребителей, а в случае НКО, таких как Всероссийское общество слепых – новых участников, спонсоров и волонтеров[6].
Конечно одних только Интернет-коммуникаций недостаточно для эффективного коммуникационного сопровождения деятельности Общества. Интернет-коммуникации являются дополнительными средствами PR-коммуникации организации с ее целевой аудиторией. В данном случае основная целевая аудитория – это инвалиды по зрению и волонтеры, то необходимо проведение для них различного рода мероприятий, в которых они могли бы принимать непосредственное участие[4].
У Всероссийского общества слепых есть собственный Культурно-спортивный реабилитационный комплекс (КСРК), который занимается организацией различный мероприятий[2].
Среди проведенных КСРК ВОС можно выделить следующие:
1 октября 2016г. в Малом зале КСРК ВОС состоялся концерт, посвященный открытию нового сезона 2016-2017г. В концерте принимали участие все творческие коллективы КСРК ВОС. Слушатели, в основном инвалиды по зрению, очень тепло принимали артистов, о чем свидетельствовали их бурные аплодисменты.
8 октября в Малом зале КСРК ВОС состоялся спектакль «Шутки Чехова» народного театра «Внутреннее зрение». Актёры играли вдохновенно и с большой отдачей. Часть зрителей составляли слушатели курсов КСРК ВОС.
22 октября 2016 г. в Малом зале КСРК ВОС состоялся концерт «Фильм! Фильм! Фильм!». В концерте принимали участие солисты творческих коллективов КСРК ВОС и приглашённые артисты. В программе прозвучали популярные песни из любимых и широко известных российских кинофильмов.
В КСРК ВОС с 27 по 29 октября 2016 года успешно прошел IV Физкультурно-спортивный фестиваль инвалидов по зрению города Москвы, в котором приняли участие более 200 человек. Все три дня на спортивных площадках КСРК шла упорная борьба за медали и кубки. Учащиеся московских школ-интернатов, члены местных организаций, сотрудники предприятий ВОС с большим азартом и удовольствием померились силами в настольном теннисе, голболе, шахматах, шашках, пионерболе, сдаче нормативов общей физической подготовки.
В декабре ВОС планирует провести «Игровой фестиваль». Мероприятие приурочено к Декаде инвалидов, ежегодно отмечаемой в России. В программу мероприятия войдут запланированные в соответствии с Программой ВОС «Реабилитация инвалидов по зрению на 2016 год» Всероссийский интеллектуальный бизнес-марафон ВОС «12 стульев» (8 декабря); Всероссийское интерактивное молодёжное креатив-шоу «Бои без правил» (9 декабря), Всероссийский Кубок ВОС «КИСИ» (10 декабря), а также Интеллектуально-образовательный молодёжный фестиваль, подготовленный Отделом по работе с молодёжью (11 декабря).
Частью Фестиваля будет турнир по настольным играм с участием представителей торговой компании «Мосигра».
Проведение перечисленных мероприятий способствует повышению узнаваемости организации, привлекает новых волонтеров и спонсоров в организацию, способствует сплочению инвалидов по зрению. Также, данные события увеличивают шансы Общества на получение различных Грантов. Информация о всех проводимых мероприятиях размещается и на сайте организации и в социальных медиа в формате пресс-релиза и пост-релиза.
Проанализировав коммуникативные средства, которые использует Общество на данный момент, можно прийти к выводу, что PR-коммуникации используются Обществом в недостаточном объеме. Визуально, официальный сайт не привлекает внимания. Мало визуальной информации – фотоотчетов, баннеров и т.д. Нет связи с социальными сетями, нет чата. Нет информации о партнерах и спонсорах. Исходя из этого, необходима разработка практических рекомендаций для улучшения использования PR-коммуникаций с целью повышения привлекательности компании.
Для любой некоммерческой организации PR-коммуникации являются лучшим средством для привлечения внимания к своей организации, привлечения спонсоров и волонтеров. У ВОС, как и у многих других НКО, бюджет ограничен и средств из него недостаточно для проведения полномасштабных PR-кампаний. Учитывая это при разработке PR-стратегии ВОС, по нашему мнению, необходимо делать упор на PR-коммуникациях в Интернете, поскольку именно там присутствует идеальное сочетание – обширная целевая аудитория и незначительные затраты[5].
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса 26 - 27 марта 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. В России 70% граждан в возрасте от 18 лет и старше пользуются Интернетом (2015г. - 69%). В последние три года эта доля остается практически неизменной. При этом число ежедневных пользователей неуклонно растет, достигнув на настоящий момент 53% (годом раннее - 52%). С 2006 г. этот показатель увеличился в 10 раз[3].
Таким образом, можно прийти к выводу, что взаимодействие с целевой аудиторией ВОС необходимо проводить при помощи Интернет-коммуникаций, как обязательного элемента PR-стратегии общества.
На настоящее время ВОС использует следующие средства интернет коммуникаций: официальный сайт, аккаунты в популярный сетях «Вконтакте» и «Facebook». Профили в социальных сетях качественно заполнены, периодически пополняются качественным контентом, однако не пользуются большой популярностью. Прирост новых участников сообществ минимален, кроме того, наблюдается низкая активность пользователей («лайки», «репосты», комментарии). Следовательно, возникает необходимость в продвижении сообществ в социальных сетях для привлечения новых участников и подписчиков и для стимуляции их активности. Для этого можно порекомендовать размещение в группах больше визуальной информации – фотоотчеты с мероприятий, фоторассказы о членах Общества и волонтерах (с прямой ссылкой на их личные страницы), видео и т.д.
Желательно составить примерный еженедельный план публикаций. В таком случае будет необходима постоянная его корректировна, но без обновления аккаунтов и публикации актуальной, полезной информации ведение групп в социальных сетях не имеет смысла.
Изучив сайт некоммерческой организации, можно дать следующие рекомендации: создать RSS-ленту - это удобный механизм, позволяющий пользователям быть в курсе изменений на сайте. RSS лента — это специальный формат подачи анонсов сайта, подписавшись на который пользователи будут получать обновления в различных программах агрегатах RSS.
Кроме того, на официальном сайте необходимо добавить возможность связи с группами в социальных сетях.
Также, на официальном сайте следует создать форму для сбора пожертвований. В корень данной папки стоить поместить различные варианты помощи и поддержки:
Так как главное правило работы ВОС – открытость, стоит помимо регулярного создания новостей и кратких отчётов по мероприятиям в формате новостей, разместить на сайте Учредительные документы фонда и полные ежегодные отчёты по периодам.
Целесообразно создать на сайте вкладку с картой региональных отделений, на которой можно детально рассмотреть команду и познакомиться с деятельностью каждого регионального представительства. Данное нововведение позволит не только наглядно увидеть деятельность организации в масштабах нашей страны, но и привлечет новые регионы.
Так как, вопрос финансирования для некоммерческой организации всегда стоит очень остро, использовать интернет-коммуникации необходимо по максимуму, так как они почти не требуют финансовых затрат, но как следствие являются весьма результативными.
Продвижению организации, а также созданию имиджа и привлечения внимания целевой аудитории может способствовать Вирусный маркетинг. Для Общества это может стать возможностью повышения информированности о ней. Вирусный маркетинг подразумевает создание интересного для целевой аудитории вирусного контента, который запускается в Интернет. Это может быть видео, выложенное на Youtube и/или в социальных сетях, а также на отдельном сайте. Также это могут быть фотографии/рисунки, демотиваторы, аудиофайлы. Главная задача вирусного маркетинга – заинтересовать пользователя так, чтобы он захотел поделиться контентом и распространил его. Таким образом, контент распространяется пользователями сети Интернет, благодаря чему эффективность данного метода значительно превышает эффективность обычных обращений. При этом, вирусный маркетинг требует минимальных затрат, что также является преимуществом для ВОС.
Заключительной рекомендацией станет использование Интернет - рекламы и рекламы в социальных сетях, в рамках бюджета Общества. Однако, ограничиваться только Интернет-рекламой не стоит. Для некоммерческой организации уместно использование социальной рекламы.К примеру, можно выступить партнёрами социального проекта «Всё равно?» - это компания Russ Outdoor и рекламные агентства, которые создают социальную рекламу и помогают с подготовкой макетов. Проект назван так не случайно. Эта фраза отражает основную идею и призывает людей не оставаться равнодушными и не бездействовать, сталкиваясь с социальными проблемами.
Также, необходимо принимать участие в профессиональных выставках и встречах с известными общественными деятелями. Речь идет о таких мероприятиях, как: Доброволец года – 2015, встреча с министром социального развития и труда — Олегом Александровичем Петелиным (февраль 2016), первая Астраханская выставка-ярмарка общественных организаций (март 2016). Например, на ярмарке социальных проектов и общественных инициатив. На ярмарках возможно проведение презентаций о возможностях Общества, о вариантах помощи, информировать о проводимых мероприятиях. Следует отметить, что важно проводить данную работу, придерживаясь определенного календарного плана без больших временных перерывов.
Способствовать созданию имиджа организации, узнаваемости и привлечению новых членов, партнеров, спонсоров и волонтеров также будет взаимодействие с различными СМИ. Необходима планомерная и постоянная работа в этом направлении: написание и рассылка пресс-релизов о проводимых Обществом мероприятиях, новостях Общества, планируемых проектах и т.д.
Возможна также серия публикаций об известных людях, которые принимали участие в мероприятиях Общества, где они расскажут о намерениях вступления в организацию,о запоминающихся и интересных моментах в период работы.
Для улучшения коммуникационного сопровождения деятельности организации также необходима работа с волонтёрами и участниками организации, внутренний PR.Человеческий фактор очень важен, именно волонтёр или работник организации является в первую очередь носителем информации об организации и может ничуть не хуже поднять или опустить рейтинг Общества. Он может мотивировать своим других людей, рассказывая о ней своим сокурсникам, друзьям и родственникам он привлечет в организацию новых членов. Если рассказ будет позитивным, он поспособствует формированию благоприятного имиджа организации.
Как мы видим на сайте, некоторые руководители региональных представительств организации и волонтёры организации – студенты ВУЗов, а как известно, студенты, самая активная прослойка общества. Следовательно, еще одной рекомендацией будет договор с ВУЗами, где учатся уже привлеченные волонтёры, и размещение историй об их работе в Фонде на сайт университетов. Данная рекомендация также поможет достижению целей организации.
Заключение
Проведенный анализ показал, что для своевременного достижения освещенных целей необходимо задействовать PR - средства и грамотно вести коммуникационную политику.В данной статье говорилось об инструментах онлайн-коммуникаций - сайт организации, социальные сети, тематические форумы, вирусный маркетинг. Был проанализирован официальный сайт Фонда и аккаунты в социальных сетях, а также даны рекомендации по улучшению их функционирования.
Были представлены следующие рекомендации:
- Проведение регулярной работы по привлечению участников и числа подписчиков на новости Общества.
- Составление примерного еженедельного плана интернет-публикаций.
- Создание RSS-ленты.
- Создание формы для сбора пожертвований (финансовая
- Создание вкладки с картой региональных отделений, на которой можно детально рассмотреть команду и познакомиться с деятельностью каждого регионального представительства.
- Создание возможности перехода с сайта на группы Общества в социальных сетях.
- Работа с волонтёрами и участниками организации, внутренний PR.
- Вирусный маркетинг, использование интернет - рекламы и рекламы в социальных сетях, а также социальной рекламы.
- Работа с партнерами и связи с городскими и федеральными СМИ.
- Подписание договоров с ВУЗами, где учатся уже привлеченные волонтёры, и размещение историй об их проделанной работе на сайтах университетов.
Рецензии:
29.11.2016, 18:20 Безпалова Анна Григорьевна
Рецензия: 1. Если вы пишете, что Фестиваль только планируется, то почему в этом абзаце "Частью Фестиваля являлся турнир по настольным играм с участием представителей торговой компании «Мосигра», вы сообщаете, что турнир являлся. Поясните, лично для меня, - Фестиваль все-таки в декабре 2016 года или он уже проводился?
2. Я не соглашусь с названием вашей статьи, поскольку общее содержание как текста, так и разработки стратегии продвижения данного Фестиваля, более правильно называется "разработка BTL-мероприятия....", в том числе, где имеет место и PR. Продвижение в соцсетях (SMM) - это не PR!!! Вы же сами пишете - продвижение!!!
3. Паблик рилейшнз всегда подразумевает формирование имиджа, фирменной идентичности, паблисити, где в вашей статье это? бесспорно, в контексте с другими маркетинговыми коммуникациями - PR эффективен, но его основные функции............Если это новизна вашего "исследования" (что Фестиваль - это только PR, то докажите данный факт!
4. "Можно сделать вывод, что для продвижения того или иного мероприятия ВОС, а также самого Общества, привлечения волонтеров необходима активная реклама в социальных сетях. Она не требует существенных затрат и охватывает большую аудиторию. Наиболее подходящей для этого является социальная сеть «ВКонтакте», т.к. наше исследование показало, что именно в данной соцсети в каждом из периодов там появлялось больше всего постов и прибавлялось большее количество подписчиков",
Поясните, где в вашем выводе хотя бы слово о PR?
5. В статье использованы достаточно "старые" издания и ссылки на них. Неужели в 2016 году вы не смогли найти на данную тематику?
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ!