Академия архитектуры и искусств ЮФУ
Студент
Научный руководитель: Кравец Виктория Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической политологии института истории и международных отношений Южного федерального университета.
УДК 391
Тема работы «Этнография одежды жителей Донского края» выбрана не случайно. Интерес автора к изучению темы связан с тем, что волнующая картина прошлого интересует современное поколение и проявляется в бережном отношении к исторической, культурной самобытности Донского края.
Актуальность темы состоит в расширении этнографических знаний о самобытной культуре, одежде жителей Донского края, способствующих формированию исторической памяти, уважения к древней старине.
Цель работы – изучение этнографии одежды жителей Донского края.
Задача данной статьи рассмотреть особенности казачьих костюмов, военной формы,характерные черты женской одежды на Дону. Методы исследования: теоретические и эмпирические.
Научная новизна заключается в том, что современная мода циклична, она не редко возвращается из прошлого. Многие элементы одежды дончан пользуются успехом в наши дни.
История Дона тесно связана с историей, проживающих на данной территории народов. В любом уголке земли, в любых странах общество развивается с индивидуальными специфическими особенностями. А они, в свою очередь, климатические, социальные, национальные и эстетические, ярко выражены в многообразии казачьих костюмов.
Все особенности одежды дончан связаны с их жизненным укладом, граненным столетиями. В столице казачьих войск постоянно собиралось много людей. Помимо казаков через нее проходил поток иногородних, к примеру украинцы, турки, которые оказывали свое влияние.[1, С. 266-290]. Несомненно, в этом круговороте казаки выделялись пестрым видом, но на протяжении долгого времени своего стиля в одежде не существовало. Костюм собирался из элементов черкесской, турецкой, татарской одежды. Особенно яркими и дорогими наряды были во время приема гостей и по праздникам. Казаки дополняли образ богато украшенным оружием. Существовали социальные различия костюма по территориальному принципу. Низовые казаки носили рубаху калмыцкого покроя, широкие шаровары, собранные в сапоги, зипун, кафтан, шапку и пояс. Одежда южно-русских и верхнедонских схожа своей непривлекательностью. Яркий пример – некрасовцы. Их традиционный мужской комплект включал в себя, отделанную красным кырмызом, белую рубаху. Характерным для юношей и женатых мужчин была рубаха с воротником, с пестрыми вышивками крестиком. Она носилась навыпуск и подвязывалась поясом из шерстяных нитей. Брюками служили портки-шаровары, изобретенные скифами и отличающиеся по цвету. По будням синие, а в праздники наряжались в красные. Во время свадеб также использовали красные.
Интересной особенностью казаков являются лампасы – полоса ткани вдоль шаровар. С помощью цвета лампас можно определить к какому войску относится казак. У донских, как правило, красные. Верхней одеждой служил бешмет - стеганый зипун без застежки, оранжевого цвета. Являлся универсальным, подходил как для повседневного, так и для праздничного дня. Также составными элементами костюма являются сапоги татарского вида с очень загнутым носом и необычной формы линией верхнего канта, из сафьяна красных, желтых и зеленых цветов. Завершающий элемент костюм казака - меховая шапка, верхняя часть которой изготавливалась из голубого или красного бархата и обшитая золотом.Традиционной верхней одеждой зимой являлась шуба из меха лисы или соболя, в декоративных целях, по краям украшалась опушкой бобра.[2, 14 с.] Мужской костюм казака изменился при Екатерине II, так как в 1769 г. она ввела военную форму. В нее входили: верхний суконный кафтан, подпоясанный цветным кушаком, суконный бешмет, суконные шаровары, заправленные в короткие сапоги, и шапку с суконным верхом. Форма подходила больше для парадов, чем для сражений. Недостатки новой формы отразились в ходе Отечественной войны 1812 г. Бойцы так и не привыкли к ней, поэтому вскоре форма усовершенствовалась. Уже в начале первой мировой войны обмундирование донского казака включало в себя гимнастерку, мундир, шаровары, сапоги, шинель, фуражку, башлык, папаху и пояс.
Женский костюм казачек также сочетал в себе элементы разных народов. К нижней одежде относились: рубаха, шаровары и кубелёк, который был очень удобен. Мог защитить как от жары, так и от холода. К верхней:шуба из овчины, мехом внутрь. Она была довольно большого размера, и длина, за частую, доходила до пола. После окончания Отечественной войны 1812 года на Дон постепенно приходила европейская мода. Казачий костюм был как единое целое. Длинные и широкие юбки шили из холста летом и из сукна зимой. Очень часто кофта или блузка, шились из одного и того же материала, что и юбка.
К началу XX века в моду вошла кофта с воротником-стойкой и шлычка. Модным плинтом того времени была баска на талии, облегающая фигуру дончанки. К составным частям костюма некрасовки относится рубаха, которая делилась на верхнюю часть, с пышными рукавами, и подол, обшитый красной каймой снизу. Сверху рубахи – балахон, традиционно который девочки начинали носить с 13 лет.[3]Появляться на людях без него считалось некультурным. Балахон подвязывалась веревкой на талии, за которую спереди заправляли фартук, а сзади завязки из шерстяных нитей. В XIX в. модным стал сукман - накладная одежда с короткими рукавами. В основном изготавливался из шерсти черного или синего цвета. По прямому разрезу шеи он обшивался шелковой лентой и имел застежку на пуговицу. По краю подола сукман украшался тесьмой красного цвета. Дополнением служил плетеный пояс. Обувью того времени были высокие ботинки со шнуровкой, плотно охватывающие ногу, на невысоком каблуке и ботинки с застежкой на кнопках. К рабочей относились поршни — примитивные ботинки, изготовленные из кожи на шнуровке, с прорезями по верхнему краю обуви. Головные уборы казачек имели интересную особенность. У замужних и незамужних они были разными. Девушки носили челоух - налобную повязку или кокошник из красного бархата, вышитый жемчугом и отделанный камнями. Косу украшали лентами из золотых цепочек и червонцев, платком, которым обвязывали голову, а длинные концы опускали по косе. Замужние женщины носили парчовый повойник - легкая мягкая шапочка, высотой 26,4 см, поверх которого повязывался платок. К платку, в качестве украшения, прикрепляли цветы или страусовые перья.
В ходе работы были изучены вопросы: особенности казачьих костюмов, костюм и одежда донских казаков, составные части казачьего костюма, военная форма, особенности женской одежды на Дону, женские головные уборы. Этнографические элементы одежды жителей Донского края проявляются и в современное время, изменились только названия элементов одежды. Например, женский кубелек – распашная туника или кераса – кофта с баской.
Можно сделать вывод о том, что изучение этнографии одежды жителей Донского края, повышает интерес к самобытной культуре, к формированию исторической, этнографической памяти, уважения к древней старине.
Комментарии пользователей:
21.12.2016, 19:07 Иванова Екатерина Андреевна Отзыв: Очень интересная и познавательная статья. Рекомендуется к публикации. |
21.12.2016, 19:09 Галаган Татьяна Витальевна Отзыв: В этой статье затрагиваются все аспекты этнографии одежды жителей Донского края. Очень грамотно и доступно описаны все специфические особенности коренного населения этого края. |
21.12.2016, 19:44 Климов Сергей Викторович Отзыв: В данной статье содержится очень полезная информация, дающая вполне понятное представление об исследуемой области. Читать её интересно и увлекательно. Я благодарен автору за статью. |
21.12.2016, 20:04 Ядрышникова Вероника Михайловна Отзыв: Прекрасная статья! Очень информативно и познавательно. |