Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №40 (декабрь) 2016
Разделы: История
Размещена 20.12.2016. Последняя правка: 19.12.2016.
Просмотров - 1987

Этнография одежды жителей Донского края.

Кудяшева Анастасия Леонидовна

Академия архитектуры и искусств ЮФУ

Студент

Научный руководитель: Кравец Виктория Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической политологии института истории и международных отношений Южного федерального университета.


Аннотация:
Работа посвящена этнографии одежды жителей Донского края. В ней рассматриваются специфические особенности: казачьих костюмов, одежды донских казаков, военная форму, характер, традиции женской одежды на Дону. Автор обосновывает необходимость сохранения, дальнейшего этнографического исследования одежды жителей Донского края, уделяет внимание необходимости формирования исторической, этнографической памяти, уважения к древней старине.


Abstract:
The work is devoted to the Ethnography of the clothing of the inhabitants of the don region. It discusses specific features: Cossack costumes, clothing of the don Cossacks, military uniform, nature, traditions of women's clothing on-don. The author substantiates the necessity of preserving, further ethnographic research on the clothing of the inhabitants of the don region, pays attention to the necessity of forming a historical, ethnographic respect to ancient antiquity


Ключевые слова:
Казаки; традиции; особенности; народ; нация; мода; одежда.

Keywords:
The Cossacks; traditions; features; people; nation; fashion; clothing.


УДК 391

Тема работы «Этнография одежды жителей Донского края» выбрана не случайно. Интерес автора к изучению темы связан с тем, что волнующая картина прошлого интересует современное поколение и проявляется в бережном отношении к исторической, культурной самобытности Донского края.

Актуальность темы состоит в расширении этнографических знаний о самобытной культуре, одежде жителей Донского края, способствующих формированию исторической памяти, уважения к древней старине.

Цель работы – изучение этнографии одежды жителей Донского края.

Задача данной статьи рассмотреть особенности казачьих костюмов, военной формы,характерные черты женской одежды на Дону. Методы исследования: теоретические и эмпирические.

Научная новизна заключается в том, что современная мода циклична, она не редко возвращается из прошлого. Многие элементы одежды дончан пользуются успехом в наши дни.

История Дона тесно связана с историей, проживающих на данной территории народов. В любом уголке земли, в любых странах общество развивается с индивидуальными специфическими особенностями. А они, в свою очередь, климатические, социальные, национальные и эстетические, ярко выражены в многообразии казачьих костюмов.

Все особенности одежды дончан связаны с их жизненным укладом, граненным столетиями. В столице казачьих войск постоянно собиралось много людей. Помимо казаков через нее проходил поток иногородних, к примеру украинцы, турки, которые оказывали свое влияние.[1, С. 266-290]. Несомненно, в этом круговороте казаки выделялись пестрым видом, но на протяжении долгого времени своего стиля в одежде не существовало. Костюм собирался из элементов черкесской, турецкой, татарской одежды. Особенно яркими и дорогими наряды были во время приема гостей и по праздникам. Казаки дополняли образ богато украшенным оружием. Существовали социальные различия костюма по территориальному принципу. Низовые казаки носили рубаху калмыцкого покроя, широкие шаровары, собранные в сапоги, зипун, кафтан, шапку и пояс. Одежда южно-русских и верхнедонских схожа своей непривлекательностью. Яркий пример – некрасовцы. Их традиционный мужской комплект включал в себя, отделанную красным кырмызом, белую рубаху. Характерным для юношей и женатых мужчин была рубаха с воротником, с пестрыми вышивками крестиком. Она носилась навыпуск и подвязывалась поясом из шерстяных нитей. Брюками служили портки-шаровары, изобретенные скифами и отличающиеся по цвету. По будням синие, а в праздники наряжались в красные. Во время свадеб также использовали красные.

Интересной особенностью казаков являются лампасы – полоса ткани вдоль шаровар. С помощью цвета лампас можно определить к какому войску относится казак. У донских, как правило, красные. Верхней одеждой служил бешмет - стеганый зипун без застежки, оранжевого цвета. Являлся универсальным, подходил как для повседневного, так и для праздничного дня. Также составными элементами костюма являются сапоги татарского вида с очень загнутым носом и необычной формы линией верхнего канта, из сафьяна красных, желтых и зеленых цветов. Завершающий элемент костюм казака - меховая шапка, верхняя часть которой изготавливалась из голубого или красного бархата и обшитая золотом.Традиционной верхней одеждой зимой являлась шуба из меха лисы или соболя, в декоративных целях, по краям украшалась опушкой бобра.[2, 14 с.] Мужской костюм казака изменился при Екатерине II, так как в 1769 г. она ввела военную форму. В нее входили: верхний суконный кафтан, подпоясанный цветным кушаком, суконный бешмет, суконные шаровары, заправленные в короткие сапоги, и шапку с суконным верхом. Форма подходила больше для парадов, чем для сражений. Недостатки новой формы отразились в ходе Отечественной войны 1812 г. Бойцы так и не привыкли к ней, поэтому вскоре форма усовершенствовалась. Уже в начале первой мировой войны обмундирование донского казака включало в себя гимнастерку, мундир, шаровары, сапоги, шинель, фуражку, башлык, папаху и пояс.

Женский костюм казачек также сочетал в себе элементы разных народов. К нижней одежде относились: рубаха, шаровары и кубелёк, который был очень удобен. Мог защитить как от жары, так и от холода. К верхней:шуба из овчины, мехом внутрь. Она была довольно большого размера, и длина, за частую, доходила до пола. После окончания Отечественной войны 1812 года на Дон постепенно приходила европейская мода. Казачий костюм был как единое целое. Длинные и широкие юбки шили из холста летом и из сукна зимой. Очень часто кофта или блузка, шились из одного и того же материала, что и юбка.

К началу XX века в моду вошла кофта с воротником-стойкой и шлычка. Модным плинтом того времени была баска на талии, облегающая фигуру дончанки. К составным частям костюма некрасовки относится рубаха, которая делилась на верхнюю часть, с пышными рукавами, и подол, обшитый красной каймой снизу. Сверху рубахи – балахон, традиционно который девочки начинали носить с 13 лет.[3]Появляться на людях без него считалось некультурным. Балахон подвязывалась веревкой на талии, за которую спереди заправляли фартук, а сзади завязки из шерстяных нитей. В XIX в. модным стал сукман - накладная одежда с короткими рукавами. В основном изготавливался из шерсти черного или синего цвета. По прямому разрезу шеи он обшивался шелковой лентой и имел застежку на пуговицу. По краю подола сукман украшался тесьмой красного цвета. Дополнением служил плетеный пояс. Обувью того времени были высокие ботинки со шнуровкой, плотно охватывающие ногу, на невысоком каблуке и ботинки с застежкой на кнопках. К рабочей относились поршни — примитивные ботинки, изготовленные из кожи на шнуровке, с прорезями по верхнему краю обуви. Головные уборы казачек имели интересную особенность. У замужних и незамужних они были разными. Девушки носили челоух - налобную повязку или кокошник из красного бархата, вышитый жемчугом и отделанный камнями. Косу украшали лентами из золотых цепочек и червонцев, платком, которым обвязывали голову, а длинные концы опускали по косе. Замужние женщины носили парчовый повойник - легкая мягкая шапочка, высотой 26,4 см, поверх которого повязывался платок. К платку, в качестве украшения, прикрепляли цветы или страусовые перья.

В ходе работы были изучены вопросы: особенности казачьих костюмов, костюм и одежда донских казаков, составные части казачьего костюма, военная форма, особенности женской одежды на Дону, женские головные уборы. Этнографические элементы одежды жителей Донского края проявляются и в современное время, изменились только названия элементов одежды. Например, женский кубелек – распашная туника или кераса – кофта с баской.

Можно сделать вывод о том, что изучение этнографии одежды жителей Донского края, повышает интерес к самобытной культуре, к формированию исторической, этнографической памяти, уважения к древней старине. 

Библиографический список:

1. История Донского казачества. Учебник для студентов высших учебных заведений / М.: Ростов-на-Дону, издательство Южного Федерального Университета, 2008. – С. 266-290.
2. Кашкаров А.П. Казаки: традиции, обычаи, культура. / М.: Феникс, 2016. 14 с.
3. Костюм Донских казачек // Электронный информационный журнал. - 2016 [Электронный ресурс] URL: http://www.liveinternet.ru/users/aleyna/post317804572 (дата обращения: 15.11.2016)




Комментарии пользователей:

21.12.2016, 19:07 Иванова Екатерина Андреевна
Отзыв: Очень интересная и познавательная статья. Рекомендуется к публикации.


21.12.2016, 19:09 Галаган Татьяна Витальевна
Отзыв: В этой статье затрагиваются все аспекты этнографии одежды жителей Донского края. Очень грамотно и доступно описаны все специфические особенности коренного населения этого края.


21.12.2016, 19:44 Климов Сергей Викторович
Отзыв: В данной статье содержится очень полезная информация, дающая вполне понятное представление об исследуемой области. Читать её интересно и увлекательно. Я благодарен автору за статью.


21.12.2016, 20:04 Ядрышникова Вероника Михайловна
Отзыв: Прекрасная статья! Очень информативно и познавательно.


Оставить комментарий


 
 

Вверх