студентка 4-го курса
Полесский государственный университет
Кафедра Банковское дело
Гончарик Екатерина Викторовна, Ливенский Валентин Михайлович, доцент, кафедра финансов, Полесский государственный университет
УДК 336.14
Республиканский бюджет Республики Беларусь в своём формировании сталкивается с определённым кругом проблем, касающимся как эффективного формирования доходной его части, так и последующего распределения полученных средств. Полное и своевременное финансирование важнейших направлений деятельности государства, регулирование размера государственного долга страны, недопущение образования дефицита бюджета требуют образования достаточной денежной базы. Исходя из этого, первоочередной задачей в регулировании республиканского бюджета является выявление существующих проблем и недостатков механизма формирования доходов бюджета и поиск путей их решения, что и обуславливает актуальность данной работы.
Объект исследования – республиканский бюджет Республики Беларусь.
Предмет исследования – доходы республиканского бюджета Республики Беларусь.
Цель работы: выявление проблем формирования доходов республиканского бюджета.
Задачи исследования:
Определяющая роль в финансовой системе любого государства принадлежит государственному бюджету. Существует множество трактовок данного понятия. Государственный бюджет можно определить как крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства [1, с. 408] или как план доходов и расходов государства, составляемый на определённый период времени (как правило, на год) и содержащий источники поступления государственных доходов и направления расходования средств. Общеизвестно, что республиканский бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой денежных средств. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц.
Доходы бюджета можно определить, как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд [2].
Формированию рациональной структуры республиканского бюджета в Республике уделяется особое значение, так как его состояние играет исключительную роль в обеспечении стабильности экономики и определяет качество и условия жизни общества. По этой причине ежегодно разрабатывается Закон «О республиканском бюджете», определяющий планируемый уровень республиканских доходов и расходов на следующий год (рисунок 1).
Рисунок 1 – Основные планируемые составляющие республиканского бюджета Республики Беларусь согласно Законам «О республиканском бюджете»
Источник: собственная разработка на основе [3-9]
В результате анализа диаграммы видно, что уровень республиканских доходов с каждый годом растёт, что непосредственно связано с необходимостью финансирования соответствующих групп расходов, а также с планируемым бюджетным профицитом, необходимым, в основном, для исполнения гарантий правительства и погашения государственного долга.
Фактическое исполнение республиканского бюджета в 2011-2015 гг. отличалось от планируемых показателей (рисунок 2).Рисунок 2 – Фактическое исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2015 гг.
Источник: собственная разработка на основе [10-13]
На основании сопоставления плановых и фактических показателей республиканского бюджета можно сделать вывод, что действующая система формирования доходов бюджета не отлажена до конца и требует доработки, так как достичь равенства доходов и расходов в 2012-2013 гг. не удалось, что привело к возникновению дефицита бюджета. Приблизиться к плановым показателям Республика Беларусь смогла в 2014-2015 гг., что свидетельствует об эффективности предпринимаемых мер в области государственных финансов в данном периоде.
Для характеристики масштабов перераспределительных процессов в экономике страны посредством государства рассчитаем уровень доходов республиканского бюджета (таблица 1).
Источник: собственная разработка на основе [10-13, 14]Таблица 1 – Уровень доходов республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2015 гг.
За рассматриваемый период увеличение уровня доходов республиканского бюджета по сравнению с предыдущим годом наблюдалось только в 2014 и 2015 годах. Данное превышение уровня доходов образовалось только за счёт увеличения суммы доходов республиканского бюджета, которое составило 2,9 и 4,5 п.п. соответственно. При росте ВВП в 2014 году на 129 трлн. руб. условная величина уровня доходов в ВВП оказалась ниже величины уровня доходов на 2,7 п.п., в 2015 году – при росте ВВП на 91,6 трлн. руб. снижение составило 1,7 п.п.
Изучение доходной части республиканского бюджета базируется на анализе динамики и структуры её составных частей. Налоговые поступления занимают центральное место в системе доходов бюджета, так как именно они составляют более 70% от всей их совокупности (рисунок 3). Рисунок 3 – Структура доходов республиканского бюджета Республики Беларусь
Источник: собственная разработка на основе [10-13]
Исходя из анализа диаграммы, можно сделать вывод, что структура доходов республиканского бюджета изменяется с каждым годом. Так, если в 2011 году удельный вес налоговых доходов составлял 82,3%, то в 2015 году он сократился на 6,1 п.п. и составил уже 76,2%, что свидетельствует о постепенном уменьшении доли налоговых платежей в пользу неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
Структура налоговых доходов республиканского бюджета также постепенно изменяется (таблица 2).
Таблица 2 – Структура налоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2015 гг. (в %)
Источник: собственная разработка на основе [10-13]
Наибольшую долю в структуре налоговых доходов республиканского бюджета из года в год занимают налоги на товары (работы, услуги). Наибольший удельный вес данная группа налогов имела в 2014 году – 72%, однако в 2015 году данный показатель снизился до своего постоянного среднего значения (58,9%). Также значительное место в представленной структуре занимают и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (около 30%). В целом, структура налоговых поступлений в течение рассматриваемого периода претерпевала незначительные изменения и в 2015 году приблизилась к значениям 2011-2012 гг.
Ещё одним важнейшим показателем является уровень налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь (таблица 3).
Таблица 3 – Уровень налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь за 2011-2015 гг.
Источник: собственная разработка на основе [10-13, 15]
Уровень налоговой нагрузки в Республике Беларусь на протяжении 2011-2015 годов практически не изменялся. Наибольшее изменение в части увеличения данного показателя произошло в 2015 году и составило 1,5 п.п., в части понижения – в 2013 году (-1,3 п.п.). В целом, уровень налоговой нагрузки в 2015 году приблизился к уровню 2011 года (расхождение составляет 0,4 п.п.).
Немаловажное значение имеет также анализ динамики бюджетных доходов в реальном выражении. В связи с этим приводим показатели в сопоставимый вид и на этой основе рассчитываем темпы роста и прироста реальных величин (таблица 4).
Таблица 4 – Расчёт аналитических показателей динамики величины налоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь в реальном выражении за 2011-2015 гг.
Источник: собственная разработка на основе [10-13, 16]
Темп роста доходов республиканского бюджета в реальном выражении значительно отличается от аналогичного показателя в номинальном выражении. Так, в 2013 году наблюдался значительный прирост реальных доходов в сравнении с предыдущим годом (50,2%), в то время как прирост доходов в номинальном выражении составил всего 11,6%.
Наряду с налоговыми доходами основу доходной части республиканского бюджета Республики Беларусь составляют и неналоговые поступления. Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания также имеет большое значение для организации контроля над использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определённых действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций. Так, доходная часть республиканского бюджета Республики Беларусь в 2011-2015 гг. была профинансирована в следующих пропорциях (рисунок 4).
Рисунок 4 – Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2015 гг.
Источник: собственная разработка на основе [10-13]
На представленной диаграмме видно, что в формировании республиканского бюджета неналоговые доходы участвуют гораздо в меньшем объёме, нежели налоговые поступления, что, однако, не означает отсутствия заинтересованности государства в улучшении значения данного показателя.
Для наиболее полной и справедливой оценки динамики величины неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь за рассматриваемый период проведём её анализ посредством аналитических показателей динамики (таблица 5).
Таблица 5 – Расчёт аналитических показателей динамики величины неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2015 гг.
Источник: собственная разработка на основе [10-13]
На основании рассчитанных показателей можно сделать вывод, что величина неналоговых доходов республиканского бюджета увеличивается с каждым годом, что, в основном, обусловлено теми же причинами, что и увеличение налоговых поступлений. Наибольший прирост произошёл в 2015 году, когда неналоговые доходы в сравнении с предыдущим годом увеличились на 11,9 трлн. долларов или на 61,3%, наименьший – в 2013 году (прирост – 1,3 трлн. руб. или 9,1%).
Величина неналоговых доходов в реальном выражении за рассматриваемый период характеризуется следующими показателями (таблица 6).
Таблица 6 – Расчёт аналитических показателей динамики величины неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь в реальном выражении за 2011-2015 гг.
Источник: собственная разработка на основе [10-13, 16]
Темпы роста неналоговых доходов в реальном выражении за анализируемый период свидетельствуют о положительной динамике данного показателя. Так, темп роста данной составляющей бюджета в 2015 в сравнении с предыдущим годом составил 167,9%, что говорит о направленности бюджетной политики в сторону увеличения неналоговой составляющей республиканского бюджета.
Как уже отмечалось ранее, запланированные показатели республиканского бюджета не всегда совпадают (либо даже не близки) с фактически сложившимися значениями за определённый период времени, что свидетельствует о наличии круга проблем, связанных с формированием доходов республиканского бюджета в Республике Беларусь. Основными из них являются:
Заключение:
Таким образом, учитывая проведённый анализ, можно сделать вывод, что эффективность проводимой бюджетной политики государства зависит от многих факторов и характеризуется множеством показателей. Поэтому для установления рациональных значений доходов республиканского бюджета необходимо продолжать работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве, усиливать стимулирующую функцию бюджетной политики государства.
Рецензии:
13.05.2017, 20:11 Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна
Рецензия: Статья показывает состояние доходов республиканского бюджета.Проведенный анализ позволяет увидеть отношение доходов к расходам.Также информация изложена кратко и точно.Выбраны данные,наиболее четко характеризующие состояние республиканского бюджета. Поставленные задачи выполнены. Рекомендую к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий