к.э.н., доцент
Полесский государственный университет
доцент кафедры финансов
Гречишкина Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры историко-культурного наследия, Полесский государственный университет
УДК 336.56
Введение. Одной из важнейших отраслей экономики Беларуси является сельскохозяйственное производство, на которое приходится около 7% ВВП. Ресурсный потенциал сельского хозяйства дает возможность обеспечивать не только продовольственный рынок Беларуси, но и осуществлять экспортные операции. При этом, исходя из степени интегрированности сельского хозяйства в мировую торговлю, можно судить об эффективности отрасли при ее комплексной оценке.
Объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья за 2016 г. составил 4087 млн. долл. США (17,5% в товарной структуре экспорта Республики Беларусь). Объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья за январь-март 2017 гг. составил 1105 млн. долл. США, увеличившись на 36,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г., и занимает 17,9% в товарной структуре экспорта Республики Беларусь [1]. Динамика по экспорту основных видов продукции АПК Республики Беларусь за 2010-2015 гг. приведена в таблице 1.
Таблица 1 – Экспорт основных видов продукции АПК Республики Беларусь, млн.долл.США
Вид продукции |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Мясо и мясопродукты |
790,2 |
1391,2 |
1358,1 |
1112,9 |
770,6 |
Молочные продукты и яйца птицы |
1568,0 |
1917,3 |
2357,8 |
2381,6 |
1791,8 |
Овощи и фрукты |
131,6 |
251,6 |
373,9 |
564,3 |
599,2 |
Сахар, изделия из сахара и мед |
373,9 |
310,4 |
346,1 |
275,3 |
224,6 |
Растительные масла и жиры |
41,8 |
103 |
132,3 |
125,1 |
89,2 |
Источник: собственная разработка на основании [2, с. 121-123]
Отметим, что по данным таблицы 1, в 2015 году наблюдается падение экспорта основных видов продукции АПК РБ в денежном выражении на 18-30%. Однако в натуральном выражении экспорт продукции АПК даже увеличился – например, по мясу и мясопродуктам – на 10%, по молочным продуктам – на 8,7%. Поэтому уменьшение экспорта продукции АПК объясняется ценовым фактором – средние экспортные цены в долл. США по этим видам продукции снизились на 30% [3]. Известно, что для РБ стратегическим внешнеторговым партнером является РФ, на долю которой по некоторым позициям приходится более 95% экспорта сельскохозяйственной продукции. Поэтому валютные колебания, происходившие в России в 2014-2015 гг. (девальвация российского рубля в среднем составила более 50%)[4], заметно отразились на финансовых результатах от экспорта продукции АПК РБ.
Актуальность данной работы состоит в том, что агропромышленное производство в значительной степени зависит от природно-климатических, ресурсных, технологических факторов, поэтому государственная поддержка оказывает стимулирующее воздействие как на развитие отрасли в целом, так и на активизацию экспорта продукции АПК.
Целью данного исследования является систематизация основных направлений финансовой поддержки развития экспорта продукции АПК в Республике Беларусь.
Реализацию Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 гг. [5] предполагается осуществлять за счет средств республиканского и местных бюджетов, собственных средств предприятий АПК и кредитных ресурсов. Государственная поддержка экспорта означает следующие преимущества для экспортеров: расширение географии экспорта продукции; повышение привлекательности условий продаж; увеличение объемов реализации; ускорение оборачиваемости продукции; снижение дебиторской задолженности; минимизация экспортных рисков и др.
Научная новизна состоит в выявлении и обосновании включения основных элементов системы финансовой поддержки экспорта продукции АПК в Республике Беларусь. Финансовая поддержка экспорта продукции АПК в Республике Беларусь является многосторонней и формируется на общегосударственном уровне. По нашему мнению, она включает экспортное кредитование и факторинг с компенсацией потерь банкам; страхование экспортных рисков с государственной поддержкой; стимулирующее налогообложение; лизинг по государственным программам. Остановимся подробнее на указанных направлениях.
Во-первых, экспортное кредитование в республике [6, с.307] осуществляется через банки и ОАО «Банк развития Республики Беларусь», факторинг при реализации экспортных контрактов предлагается банками и небанковскими финансово-кредитными организациями республики.
ОАО «Банк развития Республики Беларусь» осуществляет экспортное кредитование нерезидентов РБ по перечню товаров, работ, услуг в основном для финансирования услуг либо поставок высокотехнологичной продукции. Возможны следующие схемы предоставления экспортного кредита: непосредственно покупателю, межбанковский, авансирование, оплата по факту отгрузки. Коммерческие банки республики (например, ОАО «Белагропромбанк») предоставляют экспортные кредиты резидентам и нерезидентам РБ на различные цели.Условия предоставления экспортных кредитов представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Условия предоставления экспортных кредитов в Республике Беларусь
Условие |
Характеристика |
|
ОАО «Банк развития Республики Беларусь» |
банки Республики Беларусь |
|
Цель кредитования |
|
|
Процентная ставка |
|
|
Срок кредитования |
до 5 лет (для крупных инвестиционных проектов – до 10 лет) |
н/д |
Другое |
|
|
Источник: собственная разработка на основании [7, 8]
Во-вторых, страхование экспортных рисков (минимизация риска возникновения убытков у экспортера и гарантированного поступления валютной выручки) предполагает выплату страхового возмещения с привлечением при необходимости средств республиканского бюджета по таким видам как: добровольное страхование кратко-, средне- и долгосрочных экспортных контрактов от политических и (или) коммерческих рисков; добровольное страхование убытков экспортеров, связанных с выполнением экспортного контракта; добровольное страхование риска невозврата (непогашения) и (или) просрочки возврата (погашения) экспортного кредита; добровольное страхование международного факторинга и др.
В-третьих, стимулирующее налогообложение [9, c.28] предполагает, прежде всего, нулевую ставку по НДС при экспорте продукции АПК, в то время как ставка НДС в случае реализации на внутреннем рынке составляет 10%. Кроме того, производители имеют возможность уплачивать единый налог по ставке 1% от выручки, освобождены от уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость.
В-четвертых, лизинг по государственным программам является косвенным инструментом финансирования развития экспорта АПК, поскольку предусматривает возможность обновить технику и оборудование на льготных условиях, что повысит качество и эффективность производства продукции.
Заключение. Таким образом, выявленные направления системы финансово поддержки экспорта продукции АПК дают возможность производителям и экспортерам быть конкурентоспособными на зарубежных рынках, в т.ч. благодаря этому с 2009 года сальдо внешней торговли продукцией АПК в Беларуси является положительным. Кроме того, государственная поддержка стимулирует производителей сельскохозяйственной продукции к динамичному развитию и позволяет адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям мировой торговли. В будущем Республика Беларусь и Российская Федерация с целью финансовой поддержки развития экспорта продукции АПК планируют разработать стандартный банковский продукт, что станет возможным после гармонизации законодательства и создания единой платформы поддержки экспорта [10].
Рецензии:
8.02.2018, 17:58 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М. П. и Гречишкиной Е.А. раскрыты некоторые элементы системы финансовой поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции с государственным участием в Республике Беларусь. Авторы использовали данные статистики. Однако анализ этих данных не доведен до конца. Так, авторам нужно объяснить падение экспорта АПК республики в 2015 году (таблица 1). Поэтому данная статья может быть рекомендована к публикации после соответствующей доработки. С уважением, Яцкий С.А.