Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №57 (май) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 26.05.2018. Последняя правка: 23.05.2018.
Просмотров - 2585

Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе

Левкович Вероника Михайловна

Полесский государственный университет

студент

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье рассмотрена динамика налоговых поступлений консолидированного бюджета Республики Беларусь, а также определены перспективные направления развития налоговой системы.


Abstract:
The article considers the dynamics of tax revenues of the consolidated budget of the Republic of Belarus, as well as the perspective directions of the development of the tax system.


Ключевые слова:
налоги; доходы консолидированного бюджета; налоговая система

Keywords:
taxes; revenues of the consolidated budget; tax system


УДК 336.22

Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую систему в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Цель исследования: рассмотреть современное состояние и выявить перспективные направления развития налоговой системы Республики Беларусь.

Введение: В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, поскольку без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Основная часть.

При построении налоговой системы, необходимо учитывать, что она представляет собой сложный экономический феномен, который тесно связанан с состоянием экономики. Налоги выступают не только инструментом мобилизации доходов бюджета государства, но превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики.

В период 2015-2017 гг. основным источником доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь выступали налоговые поступления (более 80 % от всех поступлений). Динамику налоговых доходов можно рассмотреть на рисунке 1 (млн. руб).

Рисунок 1 – Динамика налоговых поступлений консолидированного бюджета за 2015 – 2017 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе: [1, с. 3]

Данные рисунка 1 показывают, что в период с 2015 г. по 2017 г. налоговые доходы консолидированного бюджета имеют положительную динамику. Так, в 2017 г. объем налоговых поступлений составил 26340,5 млн. руб. и увеличился по сравнению с 2016 г. на 2488,3 млн. руб. или 10,4%. Необходимо отметить, что формирование налоговых доходов происходило, в основном, за счет налога на добавленную стоимость, подоходного налога, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, налога на прибыль и др.

Совершенствование налоговой системы является важным и необходимым шагом на пути развития экономики и успеха интеграционных процессов. Правильно построенная налоговая система выступает залогом экономических успехов любого государства.

На современном этапе налоговая система Республики Беларусь характеризуется рядом недостатков:

  • высокая доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете;
  • относительно высокая общая налоговая нагрузка на реальный сектор экономики;
  • большое количество взимаемых налогов и льгот;
  • неравномерная налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики;
  • высокая дотационность бюджетов территорий и доля встречных потоков финансовых ресурсов между бюджетами.

Исходя из выделенных недостатков, налоговая система Республики Беларусь нуждается в реформировании и стабилизации. В ближайшее время налоговые органы Республики Беларусь намерены существенно оптимизировать свою работу и состояние налоговой системы в целом. В Стратегии развития налоговых органов Республики Беларусь на 2016–2020 годы определены основные цели и задачи.

Основной целью Стратегии является обеспечение полноты поступления налогов, сборов и других платежей в бюджет. На втором месте стоит создание комфортных условий для добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств и повышение эффективности деятельности налоговых органов.

К основными направлениям развития налоговой системы Республики Беларусь относятся:

1) Внедрение института налогового консультирования в Беларуси.

19 сентября 2017 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 338 ”О налоговом консультировании“, согласно которому в стране вводится специальный институт посредников между бизнесом и налоговыми органами – институт налогового консультирования [2].

2) Развитие электронных услуг налоговых органов.

На сегодняшний день налоговые органы располагают одной из наиболее развитых информационных систем среди государственных органов Республики Беларусь. Приоритетные пути развития по данному направлению:

 1. Электронное взаимодействие с другими государственными органами и с налоговыми органами других стран, в первую очередь, с государствами Таможенного союза.

2. Электронное взаимодействие с плательщиками и предоставление им различных электронных сервисов и услуг.

3. Автоматизация функций налоговых органов.

3) Развитие бесконтактного взаимодействия с плательщиками.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь постоянно развивает и совершенствует электронное взаимодействие с плательщиками по нескольким направлениям:

  • развитие системы электронного декларирования и совершенствование программного обеспечения для плательщиков (АРМ ”Плательщик“);
  • развитие функционала ”Личный кабинет“ на портале МНС;
  • развитие ”Центра информирования плательщиков“ [3].

Наиболее приоритетным направлением развития электронных сервисов является совершенствование функционала ”Личный кабинет“ плательщика на портале Министерство по налогам и сборам (МНС в 2017 году разработало мобильное приложение для плательщиков, у которых есть личный кабинет на сайте ведомства).

Таким образом, оптимизация работы налоговых органов позволит в значительной степени изменить подходы к обслуживанию плательщиков непосредственно в инспекциях, что приведет к постепенному уходу от закрепления плательщиков за конкретными инспекторами и переходу на экстерриториальный принцип обслуживания. Также это позволит не только повысить качество обслуживания плательщиков и создать более комфортные условия для добровольного исполнения налоговых обязательств, но и снизить риски коррупционных преступлений и правонарушений.

Необходимо отметить, что успешная реализация перечисленных направлений приблизит характеристики налоговой системы страны к международным стандартам, позволит более эффективно использовать бюджетно – налоговый механизм для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Библиографический список:

1. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: Аналитический доклад / Министерство финансов Республики Беларусь. – Минск, 2017. – 14 с.
2. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Институт налогового консультирования в Республике Беларусь. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/news_ministerstva_ru/view/institut-nalogovogo-konsultirovanija-v-respublike-belarus-27243/. – Режим доступа: 03.05.2018.
3. Cкимн, В. Н. Не прихоть, а веление времени / В. Н. Скимн // Налоги Беларуси. –2015. –№ 43 (379)




Рецензии:

30.05.2018, 17:05 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М. П. и Левкович В. М. на основе соответствующих данных рассмотрена динамика налоговых поступлений консолидированного бюджета Республики Беларусь. Авторы определили перспективные направления развития налоговой системы страны. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.

30.05.2018 17:17 Ответ на рецензию автора Левкович Вероника Михайловна:
Уважаемый Сергей Александрович,благодарим за положительный отзыв.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх