Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Политология, Философия, Юриспруденция
Размещена 29.08.2018. Последняя правка: 15.12.2018.
Просмотров - 3095

Что такое правовое государство?

Кудинов Александр Сергеевич

нет

Юридический Институт Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

студент

Аннотация:
В данной статье рассматриваются понятия и основные черты правового государства. Дается исторический экскурс этого понятия. Также рассматриваются основные проблемы при создании правового государства в Российской Федерации.


Abstract:
This article discusses the concepts and main features of the rule of law. The historical excursus of this concept is given. Also, the main problems in the creation of the rule of law in the Russian Federation are considered.


Ключевые слова:
правовое государство; гражданское общество; разделение властей; государство; гражданин; права и свободы человека; Российская Федерация

Keywords:
legal state; civil society; separation of powers; state; citizen; human rights and freedoms; Russian Federation


УДК-340

Закон - владыка над правителями,

а они - его рабы. (Платон)

Введение.

Термин правовое государство является либеральной политической теорией. Многие государства, которые встали на развитие демократических институтов также развивают активно идею правового государства. Правовое государство – это очень сложное понятие, политическая идея, которую очень тяжело реализовать на практики.

Актуальность.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что  такое правовое государство? Как можно построить правовое государство? Какие условия необходимы для развития институтов и механизмов правового государства? Также эта тема очень актуальна для России, так как эта политическая идея достаточно новая, и её пытаются развивать на политико-правовой почве нашего государства. Именно для России необходимо изучить все условия, сущность и значение этого термина.

Цель и задачи исследования

Цель исследования – изучить понятие правового государства. Задачи исследования:

1)    Изучить понятие правового государства.

2)    Выделить основные черты правового государства.

3)    Рассмотреть исторический экскурс понятия правового государства.

4)     Выделить проблемы создания правового государства в Российской Федерации.

Научная новизна.

Научная новизна заключается в анализе понятия и основных черт правового государства, проведение исторического метода исследования этого понятия.

Основная часть.

Правовое государство – это  такая форма организации власти в стране, когда вся деятельность государства полностью подчиняется нормам права, и полностью реализуются установленные законом права, свободы человека и гражданина. [1]

По мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько считают, что у правового государства существуют две основных черты правового государства:

- свобода человека, его права

- ограничение правом государства. [2]

 Правовое государство рассматривается в нескольких значениях:

- как деятельность верховных органов власти , которые  подчиняется судебным решениям

- как признак конституционного режима

- как проявление законности или верховенства права,

- рассматривается как противоположность диктатуре, неограниченной власти в стране, деспотизму, полицейскому государству.[4]

Можно выделить основные цели правового государства:

- ограничение авторитарности власти, создание стандарта управления, легитимности власти в стране,

- создание условий, для правомерных действий всех субъектов права,  полная реализация прав и свобод граждан

- охрана общественных отношений, а также морали, справедливости, свободы, равенства, прав, достоинств. [4]

Правовое государство может существовать, при наличии следующих институтов:

1)    Назначение наказание за совершенные правонарушения, в соответствии с нормами и законами государства.

2)     Юридическое равенство всех граждан. Этот принцип заключается в том, что граждане обладают одинаковой правовой защитой.

3)     Наличие независимых, беспристрастных, доступных правоохранительных органов: полиции, суда,

4)     Деятельность органов  государственной власти  должна быть четко регламентирована законами.[3]

Существует две теории, которые объясняют сущность и правовою природу правового государства.

Согласно первой теории -   формальная теория  правового государства  основана на теории правового позитивизма, и выражается в практической деятельности государства, эффективности и предсказуемости правовых процедур. Право представляет собой совокупность обычаев, традиций  закрепленные в качестве закона. При этом нормативно-правовые акты отражают  представления о морали, о справедливости, свободе, равенстве граждан.  Главная функция по их мнению – это формальное соблюдение правовых норм и процедур.[1]

Согласно второй теории – содержательная теории правового государства,  она основана на теории естественного права , теории справедливости законов, наличия неотчуждаемых прав человека, которые обладают высшей ценностью. Согласно этой теории правовое государство не только охраняет права и свободы человека и гражданина,  но и созидает определенный эталон, стандарт политического и правового поведения граждан. Важным является вопрос –каким должно быть право? Опираясь на естественную теорию происхождения права «несправедливый закон – это не закон». Это нашло закрепление в ряде конституциях Европейских государств, так в конституции Швейцарии.[1]

Существует несколько условий, или принципов, при которых может существовать правовое государство:

1.Верховенство закона. Этот принцип заключается в том, что закон на территории государства обладает высшей юридической силой, и иные нормативно-правовые акты должны соответствовать им.  Можно выделить несколько черт это признака правового государства:

- деятельность органов государственной власти и должностных лиц должны соответствовать законам и подзаконным актам.

- правовые нормы могут изменяться только согласно действующим, оговоренным законом процедуре.

- существуют легальные способы воздействия на правительство с целью выполнения ими законов.

- государство является единственным источником легального применения силы.

- деятельность правоохранительных органов должна быть в рамках закона и эффективной , доступной.[1]

2. Равенство всех перед законом. Можно выделить основные черты этого принципа правового государства:

- законы относятся ко всем гражданам государства в одинаковой мере

- равенство перед правосудием,

- равенство не зависимо от происхождения, нации, расового, этнического, классового, полового признака, отношения к какой-нибудь религии.

- решения судов распространяется на всех граждан.

- общий, а не конкретный характер правовых норм. Нормы права должны иметь общий характер, а не издаваться для решения каких-то конкретных задач, не должно быть правовой дискриминации.

- равный доступ к правой защиты, охраны и системы. Из-за существующего социального неравенства, часто получается, что определенные люди, слои населения имеют некоторые преимущества в силу своего имущественного статуса при защите своих прав в суде.[2]

3. Возможность исполнять принятые законы. Этот принцип имеет следующие черты:

- законы должны быть понятными, доступными для населения

- законы должны быть опубликованы, стабильными и выполнимыми

  - законы должны очень четко регулировать вопросы противоправности и наказуемости за определенные деяния.

- законы не должны противоречить общественным устоям, представлениями о справедливости, морали.[1]

4. Независимость судебной власти.  Этот принцип имеет следующие черты:

-  независимость от исполнительной, и законодательной ветвей власти.

- реализация принципа разделения властей.

- если судебная власть связана с исполнительной, то подзащитный не сможет себя защитить, если судебная власть связана с законодательной, то свобода подзащитного является предметом произвольного регулирования.[1]

5. Правосудие. По мнению профессора Нью-Йоркского университета Джереми Уолдрону,   правосудие в правовом государстве должно иметь следующие черты:

- рассмотрение и вынесение решения по делу должно быть беспристрастно на основании фактов, законов

- судьи независимы от других ветвей власти, на них не кто не оказывает давление

- улики и доказательства собираются в установленном законом порядке

- право на присутствие на судебном процессе

-  право на защиту и помощь адвоката

- право оспорить обвинение в суде

- право предоставлять свои доказательства

- право знать мотивацию суда при вынесении решения

- право обжаловать решения суда в вышестоящую инстанцию – апелляция, надзорная инстанция.[1]

6. Защита прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип имеет следующие черты:

- законы не должны ограничивать всеобщие права и свободы человека и гражданина

- основа – естественная теория происхождения права

-  учет местной традиции и культуры народов, то есть какие именно права у данного народа являются высшей ценностью.[2]

7. Наличие высокой правовой культуры. Этот принцип имеет следующие черты:

- законность рассматривается как культурная ценность

- с помощью закона осуществляется защита своих интересов

- ответственность граждан перед государством,

- ответственность государства перед гражданами,

- развитие институтов гражданского общества

 - децентрализация государственной власти,

- защита собственности и рынка.[2]

8. Наличие конституционного режима в государстве. Этот принцип имеет следующие основные черты:

- система сдержек и противовесов. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, приводит к ограничению какой либо власти.  

- открытость и подотчетность, подконтрольность правительства перед другими органами власти – парламентом, генеральным прокурором, омбудсменом, Средствами массовой информации.

- разделение власти между различными социальными группами

- право отражает компромисс между разными социальными слоями населения

- политическое равенство граждан при создании  законов

-   конституция содержит, обеспечивает и гарантирует основные прав и свободы человека и гражданина.[1]

9. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

10.  Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

11. Федерализм – разделение власти на центральную, власть субъектов и местную власть.[2]

История развития представлений о правовом государстве.

Свод законов царя Хаммурапи – это первый кодекс, который ограничивал власти чиновников, и право толкование законов имелось только у судей.

Древние Афины.  Законы рассматривались как средство борьбы с тиранией. Только собрание полноправных граждан экклесия могло издавать нормативные акты, которые были обязательны для всех членов общества. [3] Судьи избирались по жребию, все граждане имели право на равный доступ к правосудию. Высшим органом правосудия был – суд присяжных.  Конфликты в области торгового права должны были разрешаться на основании компромисса. При этом многие критиковали афинскую демократию, как считал Аристотель должна быть не власть народа, а власть законов. [1]

Древний Рим. В период Римской республики  имелись определеннее черты правового государства:

- более четкое разграничение исполнительной и законодательной ветвей власти

- наличие сильной и независимой судебной власти

- равенство граждан перед законом

- общедоступность законов

- право – это способ разрешения конфликтов

- определенный высокий уровень правосознания и правовой культуры.[5]

В период средневековья, римское право стало очень тесно связанным с католическим правом. Согласно мнению Фомы Аквинского, законность – это естественный порядок , основанный Богом, и состоящий из законов Божьих. Католическая церковь активно вмешивалась в светские дела европейских государств.  Григорий VII установил новое правило: преподавание канонического права в европейских университетах, которое обладало большой юридической силой перед королевским правом.

В арабском халифате , нормы ислама стали частью шариата. Церковные суды существовали наряду с светскими и осуществляли наблюдение за законностью и защитой прав граждан, они обеспечивали интерпретацию религиозных норм, равенство всех верующих .[5]

В 1215 году принимается Великая Хартия Вольностей. Это первый законодательный акт, который ограничивал власть короля (монарха):  король не мог без согласия Парламента вводить новые налоги, наказание в виде ограничение гражданских прав назначались только по суду присяжных заседателей. [5]

В статуте княжества Литовского 1588 года содержалось правило, что в государстве должны господствовать законы, а не власть . Также происходило разделение государственной власти.[5]

В период Реформации возникает много философов, которые уже задумываются об идеях правового государства:

  1. Томас Гоббс  считал, что люди обладают страхом перед другими людьми и ищут защиту у государства, в виде законов. Когда все равны перед законом, то исчезает страх перед согражданами.[6]
  2. Джон Локк считал, что государство само вызывает страх. Поэтому необходимо власть ограничить определенными рамками,  законы должны соблюдать сами правители, признание естественных прав человека,  верховенство закона.
  3.  Шарль Монтескье считал, что только принцип разделения властей может обеспечить независимость судебной власти.[6]
  4. Иммануил Кант  считал, что цель государства – это обеспечение мирной жизни граждан и защита права собственности. Право должно представлять мораль, основу конституции. Согласно категорическом императиву И.Канта любому нравственному принципу можно придать форму обязательного всеобщего закона,  который обязывает людей к действиям независимо от возможного результата. Кант считал, что закон должен быть «самодержавен» и независим.[6]

Идеи правового государства нашли свое отражение в Билле о правах 1689г, в Декларации независимости США, Билле о правах США, Французской Декларации прав и свобод человека и гражданина. Эти правовые акты имели определенные последствия:

- запрет государству ограничивать неотчуждаемые права человека

- государство обязано обеспечить ряд прав человека

-  повышение независимости судебной власти

- появление стандарта легитимности верховной власти.[5]

Во второй половине XX века принимаются Всеобщая Декларация прав и свобод человека, Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказание за него. Создаются Международный уголовный суд и Европейский суд по правам человека. Теоретически развивали идею правового государства ряд философов: Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг, Макс Вебер, Джон Ролз, Фридрих Хайек.[6]

Существует несколько трудностей при создании правового государства:

- создание разветвленной системы судов,

- произвол при толковании законов

- различное понимание субъектов права, в правовом государстве

- обеспечение законности правоохранительной системы

- правовое ограничение произвола власти

- строгое соблюдение законов может привести к неопределенному результату

-  подробность и сложность законов может привести к определенному политическому кризису.

- не формируются общественные идеалы.[1]

Критика правового государства.

Иеремия Бентам считал, что власть принадлежит  правильным людям, поэтому не надо её ограничивать.

Анархисты вообще отрицали государство, и ограничение государственной власти.

Карл Маркс считал, что правовое государство отражает интересы только буржуазии, и не могут служить защитой интересов пролетариата.

Сторонники Технократии считают, что властью должны обладать специальные компетентные для этого люди. За место верховенства закона придет верховенство знания.

Из-за вынесения оправдательного приговора в отношении явных преступников по нарушению формы процессуальных отношений в суде, при водит к определенной критике судебной системы.

По мнению Джона Ролза правовое государство предоставляет определенную информацию людей друг о друге, и повышает требования к моральному поведению людей в обществе.

С точки зрения либерализма правовое государство является одним из центральных институтов. Правовое государство защищает права человека на жизнь, собственность свободу слова. Правовое государство сыграло большое значение на развитие западной цивилизации. Является фундаментом демократии. [1]

Создание правового государства в Российской Федерации имеет некоторые основные черты:

- долгое время идея правового государства отвергалась советской идеологией как буржуазный принцип

- идея правового государства является новой, впервые была провозглашена на XIX  Всесоюзной конференции, потом в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, и Конституции РФ.

- В.Д. Зоркин председатель Конституционного суда РФ считает, что правовое государство – это центральное понятие континентальной правовой системе, и  на современном этапе существует много теорий и проблем в области создания правового государства.[1]

На сегодняшний день существует несколько основных проблем при создании правового государства в Российской Федерации:

-  процесс создания правового государства растягивается на некоторый промежуток времени, нужно длительный промежуток времени

- Российское государство сейчас находится в определенном кризисе: существует ряд проблем в государстве: рост преступности, рост коррупции, расцвет бюрократизма, сложное положение в области прав человека[2]

- необходимо учитывать российскую правовой менталитет при заимствовании западных политических идей , а идея правового государство – это западная политическая идея. Необходимо учитывать черты русской политической и правовой культуры, правового нигилизма, слабость демократических черт, бюрократическое засилье. [2]

 - В.А. Четвернин считает, что правовое государство – это некоторое абстракция, то есть идеал, который невозможно достичь, но к которому многие западные страны стремятся.  [2]

- необходимо учитывать историческое развитие России, её традиции и культуру.[2]

Результаты исследования.

-  правовое государство – это термин, который обозначает организацию власти, когда в государстве существует верховенство права, и реализация субъективных прав граждан.

- правовое государство может быть создано при наличии следующих условий: верховенство закона, равенство всех перед законом, исполнимость законов, независимость правосудия, защита прав человека и гражданина, наличие конституционного режима в стране.

- идея правового государства развивалась постепенно начиная от Древней Греции, Древнего Рима, и заканчивая  XX веком с развитием международного права.

-  Российская Федерация встала на путь развития правового государства, но при этом существует ряд проблем, которые необходимо решать: правовая культура, политическая активность, коррупция, преступность, менталитет русского народа.

 Заключение.

Таким образом, правовое государства – это такая форма организации публичной власти, при которой происходит защита и реализация прав и свобод граждан, и происходит верховенство права и подчинение этому праву государственных органов.

Библиографический список:

1. Правовое государство. [Электронный ресурс] Режим доступа: // http: //ru.m.wikipedia.org. (обращение на 25.08.2018)
2. Теория государства и права : учебник / кол. авторов; отв. ред. А,В, Малько . – 4 –е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2015. – 400 с.
3. Кудинов А./ Демократия как общественно-политическое явление: от истоков к современности/Современные тенденции развития науки в молодежной среде: Межвузовский конкурс научно-исследовательских работ, 1 марта – 30 мая 2017 г.: сборник статей участников / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО ЕГУ им. И.А. Бунина. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, 2017. – 883 с.
4. Обществознание. Карманный справочник. 9-11 классы: учебно-методическое пособие/ О.А. Чернышева.- Ростов на Дону : Легион. 2013. - 367 с.
5. История Отечественного государства и права: в 2 частях учебник для академического бакалавриата/ под редакцией О. И. Чистякова – 5 е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2016. – 510 с.
6. История политических и правовых учений Учебник для вузов 2 издание стереотип/ Под общей редакцией академика РА доктора юридических наук профессора В.С. Нерсяцанца - М.: Издательство Норма 2004 г.- 736 с.




Рецензии:

19.09.2018, 20:08 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александроич. Статья Кудинова А.С. продолжает показывать широту познавательных достижений автора в совокупности множества разных тем. Как уже его критиковали, используемый материал учебный. Даны оценочные позиции по историческим эпохам, странам, мыслителям. Все силы привлечены к разъяснению того, что представляет собой правовая характеристика государственной власти. Статья представит интерес для мало просвещенных в данном вопросе читателей, для неполитологов, неюристов. Другую ценность, кроме изучения и изложения, известных вещей указать рудно. Отсюда трудность рекомендации работы к публикаци. В статье не обособлены пренебрежения действующими законами высоко стоящими политическими деятелями, без исключения президентов, даже парламентов. Если этого нет, то это не поддерживает недовольство несоблюдением важных законов. Если продолжить замечания, то термин - понятийно-словесное обозначение чего-то часто и ответственно рассматриваемых вещей, объектов, событий. Его нельзя считать «теорией», раз «теория» состоят из массы терминов. А есть ли «неправовое государство»? Хоть одно можно указать? Если монарх принял решение, не согласующееся со всем составом действующих прав, то это его продукт присоединяется к составу государственных прав, изменяет их. Но если республиканский орган что-то сделал с игнорированием действующих законов, то это не исключение правового характера государства, а неуважение этого характера, преступление. Известны случаи увольнения президента, судебного преследования его после исчерпания полномочий, даже роспуск парламента. Почему этих вещей нет в статье нет? Как быть с тем, что десяток губернаторов Российской Федерации попало под суд? Кроме познавательных слабостей есть и грамматические: «… черт это признака…», «… действующим оговоренным законом процедуре ...», «… закона и эффективной, доступной. », «… за место верховенства закона придет верховенство знания.» Но это уже неуважение «грамматических прав».

20.09.2018, 21:48 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Актуальность статьи не вызывает сомнений. Основные квалификационные требования соблюдены. Рекомендуется к публикации



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх