УО "Гродненский государственный медицинский университет"
студентка
Научный руководитель: Гресь Сергей Михайлович, кандидат исторических наук, доцент, УО Гродненский государственный медицинский университет
УДК 94:711.436(476.6)
Новым перспективным направлением исследований становится сегодня изучение истории отдельных местечек, и постепенно приобретает научный характер.
В истории Беларуси значительное место занимают местечки. Это небольшие населённые пункты, которые были центрами развития торгово-промышленной деятельности. В результате решения Варшавского сейма местечки были лишены Магдебургского права. В данной работе исследуются основные местечки Ошмянского уезда.
Развитые торговля и промышленность приближали городки по экономической значимости к городам. Однако городская промышленность и торговля всегда имела многоотраслевую направленность. Именно это и придавало городкам черты экономической жизни, характерные для городов.
Трабы, казённое местечко, 48 дворов, 472 обоего вола душ, в 30 километрах от Ошмян. Ещё в XV веке здесь стоял замок, скорее всего, деревянный, некогда столица князя Литовского Трабуса. В 1490 году жена князя Симеона Симоновича Трабского, в числе прочих имений передала Трабы внуку, Трокскому воеводе Ольбрихту Мартыновичу Гаштольду. Таким образом, местечко перешло к Гаштольдам. В 1543 году, все имения Гоштольда, а вместе с ними и Трабы, по смерти бездетного Станислава Гоштольда, мужа Варвары Радзивилл, на основании литовских законов, отошли к королю Сигизмунду I, который подарил их сыну своему Сигизмунду Августу. Трабское староство, согласно люстрации 1765 года, платило кварты 3,460 злотых польских. Окрестности Траб изобилуют льном и отличаются плодородием почвы.[2, c. 732]
После включения белорусских земель в состав Российской империи Трабы имели следующие отрасли производства: суконная – 156 рабочих (из них вольнонаемных – 152), владелец – дворянин; медеобрабатывающая – 5 рабочих, владелец – помещик. В 1823 году суконная отрасль насчитывала 221 рабочего (из них вольнанаёмных – 5. Владелец – помещик. Объем продукции – 12600 аршинов. [3, с. 399]
Геранёны или Геранойне, в 52-х верстах от Ошмян по направлению к городу Лида, мыза и местечко, со старшим замком Гаштольдов, чьи имена заслуживают особенного внимания в литовских летописях: просвещением и значением. Развалины деревянного замка ещё в первом десятилетии ХVIII столетия доходили до нижнего этажа. Оставшиеся следы этажа замка, показывают, что постройка его наружных стен или верхних валов, была четырёхугольная, с круглыми башнями по углам и окруженная – рвом.
В начале 1708 года король Станислав Август Лещинский через Геранёны направился к Вильно, где и был ему оказан королевский приём. Из Вильно король возвратился в Геранёны 29 марта и, пробыв здесь два дня, выехал в Радошковичи, для завтрака со шведским королём Карлом XII . [2, c. 733]
Небольшое местечко Липнишки над рекою Гавья, принадлежавшее помещику Вольскому с приходом, в 49 верстах от Ошмян. В работе А. Корева отмечается: «стараниями владельца помещиком Вольским в местечке построены каменные гостиный двор, корчма и красивое здание для продажи и склада пива. Постройки эти обращают на себя внимание потому, что резко отличаются изяществом своей архитектуры от всех построек, какие можно встретить не только в местечках, но даже и уездных городах Виленской губернии [3, c. 327]». Постройки эти обращают на себя особое внимание, потому что резко отличаются изяществом своей архитектуры от всех построек. Которые можно встретить не только в местечках, но даже в уездных городах Виленской губернии. Сигизмунд I, в 1528 году отдал Липнишки на вечные времена Войтеху, сыну Мартина Гаштольда воеводы Виленского, канцлеру литовскому, за освобождение Полоцкого замка от осады и заключения мира с татарами . [2, c. 733]
Местечко Ивье впервые упоминается в 1444 г., когда великий князь литовский Казимир подарил Ивье маршалку земскому литовскому, наместнику новогородскому Петру Монтыгердовичу, который около 1495 г. основал костёл. В первой половине XVI в. Ивье принадлежало князьям Заберезинским, в 1558 – 1654 гг. – Кишкам. В 1561 г. местечко Ошмянского повета, 134 двора, 752 обоего пола душ, на расстоянии 57 верст от Ошмян и Лиды. [2, c. 733]
В ХVІ столетии, когда Европу охватила Реформация, в Ивье появились ариане. Под покровительством Яна Кишки в 1585 году ивьевские ариане открыли школу. В историю это учебное заведение вошло под названием Ивьевской академии. Ее ректором стал уроженец Силезии, выпускник Краковского университета, прогрессивный мыслитель, педагог и поэт Ян Лициний Намысловский.
В 1598 г. в Ивье 2 корчмы, 129 усадебных пляцев, 19 пляцев было отведено за местечком для татар (считается, что их поселил в XIV в. в слободе под Ивьем князь Витовт). В 1634 г. местечко состояло из рынка, 3 улиц, 180 дворов.
По чертам принадлежности урбанистической постройки к стилевым признакам точных исторических эпох Ивье можно отнести к готическим . [2, c. 63]
Жители местечка – мещане – занимались в основном ремеслом и торговлей. Крестьяне, как правило, сельским хозяйством, а в свободное от полевых работ время и промыслами. Абсолютное большинство в мещанском сословии составляли евреи. По роду занятий мещане представляли пеструю группу. Сюда относились мелкие торговцы, ремесленники, люди, занимавшиеся отходничеством, извозом, огородничеством и пр. Иногда к мещанам относили врачей, аптекарей, музыкантов и др. [1, c. 236]
Большой тяготой для жителей местечка были многочисленные налоги и сборы, в том числе на содержание волостного правления, народного училища, почт и почтовых лошадей, на исправление дорог, на починку мостов и переправ. Еврейское население помимо других повинностей уплачивало коробочный и свечной сбор. Существовала пошлина на право торговли – в виде покупки торговых билетов. Жители местечек платили и такой “городской” налог как налог с недвижимых имуществ. Например, количество недвижимых имуществ в Ивье в 1880 г. составило 198, налог за него уплачивался в размере 85 руб. 14 коп. Экономическое положение и устройство местечка в 1880 г. характеризовалось следующие сведения: “В местечке находятся костел, Волостное правление, народное училище, почтовая станция, лавки, питейные заведения и мельница. Крестьяне занимаются хлебопашеством, а евреи значительною торговлею. В году бывает 8 ярмарок, оборот которых достигает до 8000 руб., еженедельно по средам торги. [4, c. 663]
В 7 городах Ошмянского уезда – Сморгонь, Воложин, Вишнево, Гольшаны, Солы, Ивье, Крево – были введены упрощенные ремесленные управы, объединявших 148 ремесленников. Ремесленники некоторых местечек, где их численность была незначительной, приписывались к ремесленным организациям соседних местечек (Липнишки – до Ивья, Трабы до Гольшанов и др.). Данный источник не отражает национальный состав местечковых ремесленников, однако косвенные данные позволяют утверждать, что абсолютное большинство среди них составляли евреи. А в некоторых городках евреи являлись единственными ремесленниками. В Ивье, например, на должности председателя ремесленной управы и двух его «товарищей» были избраны евреи по причине «ненахождения ремесленников из христиан». [3, c. 148]
Ивье, Виленская губерния, Ошмянский уезд. [4, c. 674]
Имя и фамилия |
Оборот |
Гильдия |
Мануфактуристы Блох И. А. Блох Ш. Кобак М. Коган М. Перчик Бр. Ш. и С. Рабинович Ю. |
Средний Большой Малый Средний Средний
Малый |
III
III III |
Галантерейщики Ангел Л. Бакш Ш. Гутелевский Л. |
Средний Малый Большой |
III
III |
Бакалейщики Госкинд М. Гутелевский Л. Кобак Х. |
Средний Большой Малый |
III III |
В Ошмянском уезде было наибольшее количество ярмарок: в Жупранах (3), Сморгони (3-4), Барунах (5), Крево (2–3), Вишнево (3), Воложине (3–4), Гольшанах (3–6), Трабах (3–4), волынках (3), Липнишках (6), Ивье (7–8), Дявенишках (3–4), Субботники (2). Постоянно они собирались в Жупранах, Барунах, Крево, Ивье, Воложине и Вишнево. Прибывала на каждый из этих ярмарок до 500 человек. Товарооборот были невелики . [3, c. 114]
В 7 местечках Ошмянского уезда – Сморгонь, Воложин, Вишнево, Гольшаны, Солы, Ивье, Крево – были введены упрощённые ремесленные цеха, которые объединяли 148 ремесленников . [3, c. 148]
Вишнево, собственность Графа Хрептовича, местечко 72 двора 900 обоего пола душ. В 37 верстах от города Ошмяны. Вишнево окружено большими лесами, изобилующими железною рудою, в которых граф Хрептович основал завод, снабжающий своими изделиями Виленскую и соседние губернии [2, c.733]. Группой ремесленников евангелийского вероисповедания удерживался приход училища в местечке Вишнево. В 1804 году в нём было 7 мальчиков и 5 девочек . [3, c. 253]
В 1912 г. Вишнево приняло пять базаров: Крещенский (10 января), Спедопостный (11 октября), Троицкий (13 июня), Козьма–Демьяновский (7 сентября) и Николаевский (6 декабря), на которые привезли товаров на сумму 57540 руб., а продали на 40601 рублей . [1, c. 245]
Кроме базаров в Вишнево два раза в год проводились ярмарки. Ярмарка – форма организации торговли, при которой торг происходит во время периодических съездов торговцев в определённом месте и на протяжении неопределённого срока один или несколько раз в год . [1, c. 253] Хозяйственная и предпринимательская деятельность Хрептовичей в конце XVIII – начале XX в. превратила Вишнево в промышленное местечко городского типа . [3, c. 181]
В рядовой местечковой застройке преобладали одна, полутораэтажные, реже двухэтажные здания. Большинство их представляли собой комбинацию жилых, хозяйственных, ремесленных и торговых помещений (Трабы, Раков, Долгиново, Ситцы и др.). Последние обязательно непосредственно связывались с улицей, располагались в цоколе или на первом этаже. Почти под всеми домами создавались подвалы. Таким образом, тип жилого дома, характерный для городков, - многофункциональное сооружение. [3, c. 323]
Вывод. Местечки занимали своеобразное место в исторической системе поселений Беларуси. В истории XV-XIХ вв. они играли важную роль в социально-экономическом и культурном развитии. Местечки, как поселения переходного состояния между деревней и городом, органично соединили в себе уклад деревенской и городской жизни, быт крестьянина и горожанина. Для того времени местечко – это, возможно, самый совершенный и гармоничный тип поселений. Оно – между селом и городом, не оторвано от них, а потому сочетает все лучшее из двух сторон - и здоровый дух природы, и достижения городской цивилизации.
Поскольку местечки вобрали в себя черты, как села, так и типовой торгово–ремесленной среды, они наиболее полно отражали особенности становления экономического города в эпоху Средневековья, его необыкновенность городу современному. Как первая стадия эволюции от деревни к городу, местечки позволяют проследить генезис, причины и условия возникновения крупных городских центров. Местечки интересны и тем, что полиэтничность их населения обуславливала многонациональный характер местечковой культуры. В целом же, местечки оказывали огромное воздействие на формирование экономического, политического и культурного облика Беларуси в течение всего периода их функционирования.
Рецензии:
10.09.2018, 13:23 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Статья Гойдь Снежаны Ивановны «Местечки Ошмянского уезда» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам для публикации в «Sci-article», и будет интересна не только краеведам и любителям региональной истории, но и в историкам, поскольку на частном примере местечек Ошмянского уезда, затрагиваются особенности развития Беларуси в XV – XIX вв. Содержание работы соответствует теме и раскрывает ее. Вместе с тем, в название работы, с моей точки зрения, необходимо добавить временные рамки, например «Местечки Ошмянщины в XV – XIX вв.», или «Местечки Ошмянского уезда (в данном случае меня несколько смущает слово «уезд», поскольку в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой такой административной единицы не существовало) в XV – XIX вв.». В самом тексте первое предложение следует поправить – «локальная история становится объектом исследований ученых историков». Утверждение о том, что местечки не имели Магдебургского права не совсем точно: они лишились этого права постановлением Варшавского сейма только в 1776 г. Фамилия «Радзивилл» на русском языке пишется с двумя буквами «л», выражение «старший замок Гаштольдов», лучше заменить «главный» или «самый старый». В предложении о развалинах замка в Геранёнах лучше использовать выражение «в первом десятилетии». В выводах, в предложении «Они вели свою историю… и …», необходимо вставить слово «играли», слово «вклад» деревенской и городской жизни» заменить словом «уклад». В предпоследнем предложении должно быть «обуславливала» (полиэтничность), «культуры». В последнем предложении вместо «в конце концов», лучше написать «в целом же». Статья рекомендуется к публикации после внесения соответствующих поправок. С уважением С.А.Сильванович