какдидат исторических наук
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
доцент
Шокин С.Д., кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной политики Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
УДК 93+323.28
Сегодня «терроризм», пожалуй, самое распространенное в международном лексиконе слово. Чуть ли не ежедневно оно звучит в СМИ, стало привычным в обыденной жизни. Структуры ООН и парламенты многих государств в своих документах называют терроризм одной из глобальных проблем современности и главных угроз человечеству.
Действительно, трагические события последних двух десятилетий, произошедшие в странах Евразии, Африки и Америки, заставили мировое сообщество по-новому взглянуть на эту проблему. Спецслужбы самых могущественных государств, в том числе и российские, ведут непримиримую, хотя (и это следует признать) не всегда эффективную, борьбу с терроризмом. Исследованием этого феномена занимаются ученые – историки, социологи, политологи, психологи, философы. Практически сложилась новая научная дисциплина – террология (!). Свой вклад в дело борьбы с терроризмом могут (и должны) внести и работники высшей школы (в каком государстве они трудятся не имеет никакого значения), ведь они работают со студенческой молодежью, которая всегда (выделено авторами) являлась самой благодатной и податливой средой для распространения различных учений и теорий заговорщическо-террористического толка. Именно из ее рядов харизматичными «вождями террора» вербовались верные и послушные адепты.
Авторы данной статьи – преподаватели межфакультетской кафедры, которая обслуживает почти все факультеты Ярославского государственного университета им. Демидова, а потому имеют возможность общения с очень широким кругом студентов разных специальностей. Несмотря на крайне сокращенный объем часов, отведенных на изучение курса отечественной истории, указанная в названии статьи проблема обязательно находит место и в лекциях, и на семинарских занятиях. К несчастью, история России дает для этого богатый материал: от индивидуального террора революционных народников второй половины XIX в. до джихада чеченских боевиков 90-х гг. XX в.
Поднимая проблему терроризма в курсе отечественной истории, необходимо прежде всего дать студенческой аудитории четкое и понятное определение данного феномена. Из содержащихся в научной литературе определений наиболее четким и понятным нам представляется следующее: «незаконное предумышленное использование физического или психологического насилия или угроза такого насилия с дальнейшими политическими целями, мишенью которого избираются гражданские или невоюющие лица и объекты для создания в обществе психологической атмосферы страха и уязвимости, ставящее задачей воздействие на законные органы власти» [5, c. 53]. Но можно сослаться и на Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» от 6.07. 2016 г., где содержится более развернутое и детальное толкование понятия (Ст. 3) [6].
Терроризм многолик в своих проявлениях. И это также следует довести до сведения студентов. Существует множество типологий и классификаций терроризма. Приведем наиболее распространенную из них: терроризм правый (фашистского толка), левый (революционный и псевдореволюционный), националистический (его приверженцы ставят своей целью освобождение своей этнической группы от «закабаления» другой нацией), религиозный (особую опасность представляет выдвинувшийся сегодня на первый план исламский терроризм, возникший на основе радикального ислама).
С феноменом террора и терроризма наши воспитанники встречаются в нескольких темах курса [Примечание. В данной статье авторы не затрагивают белый и красный террор периода гражданской войны и политику т. н. «Большого террора» времен культа личности И. Сталина].
Во-первых, в теме «Идейная борьба и общественные движения в России во второй половине XIX в.». В ней студенты узнают о первых кружках и организациях заговорщическо-террористического характера, об идеологах революционного народничества, особенностях его теории и тактики, о деятельности «Народной воли», завершившейся цареубийством 1 марта 1881 г. Здесь очень важно разъяснить слушателям, что и радикальные идеи, и террористические методы были порождены самой российской действительностью того времени: разрывом между властью и обществом, незавершенностью реформ, невозможностью для образованных слоев реализовать свои политические притязания, жесткой репрессивной политикой властей по отношению к радикалам. При этом некоторая часть образованного общества явно симпатизировала террористам. Следует подчеркнуть, что как раз на примере деятельности народовольцев отчетливо прослеживается суть терроризма как такового – дезорганизация власти с целью заставить ее изменить политику. Кроме того, террор рассматривался ими как средство «возбуждения» народа, с тем, чтобы подтолкнуть его к всеобщему бунту, а, следовательно, ускорить ход исторического процесса. Хорошим подспорьем для студентов в понимании стратегии и тактики революционного терроризма народников может стать анализ источников, например, таких как прокламация «Молодая Россия», «Катехизис революционера» С. Нечаева, фрагменты из сочинения П. Ткачева «Терроризм как единственное средство нравственного и общественного возрождения России», «Программа Исполнительного комитета «Народной воли» и т. п.
Во-вторых, в темах «Образование революционных партий в России и их программы», «Первая российская революция 1905-1907 гг.», «Россия между двумя революциями (1907-1917 гг.», «Революция 1917 г. в России». На рубеже XIX – XX вв. на политическую арену России выходит новое поколение революционеров, исповедовавших идеологию терроризма, для которых насилие становится нормой. Наши слушатели знакомятся с партией социалистов-революционеров (эсеров), ее программными установками и деятельностью печально знаменитой Боевой организации (БО). Характеризуя терроризм эсеров, необходимо обратить внимание аудитории на следующее обстоятельство: унаследовав от революционных народников симпатии к крестьянству и приверженность террору, они на практике продемонстрировали переход от индивидуального террора к массовому. Один из руководителей партии В. Чернов подчеркивал, что путь террора может привести к успеху только тогда, когда будет опираться на массовое движение. Эту установку эсеры опробовали уже в ходе революции 1905-1907 гг. и продолжали придерживаться ее в последующие годы. Кроме того, в программных документах ПСР мы видим уже «научное» обоснование терроризма. Здесь можно порекомендовать студентам прочитать и осмыслить небольшие по объему работы идеологов партии В. Чернова («Террористический элемент в нашей программе») и Б. Савинкова («Итоги террористической борьбы»). Террор для достижения своих целей использовали и большевики. Достаточно вспомнить т. н. «экспроприации», а иными словами просто разбой (добывание денег для партии). В. Ленин – вождь большевиков, часто обвинявший эсеров в «революционном авантюризме», в годы первой революции сам не раз призывал к применению массового террора, хотя и называл это «партизанской борьбой». Также важно отметить, что в рассматриваемый период терроризм «слева» имел зеркальное отражение «справа» в виде черносотенного террора.
В-третьих, в темах «Россия в 90-е гг. XX в.» и «Российская Федерация в начале XXI столетия». В ходе изучения драматических событий первого периода, т. н. «лихих девяностых», преподаватель должен довести до аудитории мысль о том, что первопричины многих из них коренятся в процессах, связанных с распадом СССР, что именно в предкризисные и кризисные периоды терроризм приобретает самые острые формы. В наиболее критической форме это проявилось на Северном Кавказе и нашло свое выражение в двух чеченских войнах, породивших настоящий взрыв терроризма. Причем в указанный период он проявил себя в новом обличье. Это была гремучая смесь терроризма националистического, религиозного и криминального. И уже в середине – второй половине 90-х гг. терракты в виде взрывов и захвата заложников, осуществляемые чеченскими боевиками - нередко смертниками, имели место почти по всей территории Европейской России, включая Москву и Петербург. Продолжались они и в первом десятилетии нового века (их подробную хронику можно легко найти в интернете). Особенно следует акцентировать внимание студентов на религиозной составляющей терроризма на Северном Кавказе и познакомить их с соответствующей терминологией. Однако некоторые понятия вводятся в оборот еще при изучении истории Большой Кавказской войны XIX в., например, такие как газават, джихад, имам, имамат, шариат, гяур, шахид и т.д. Наконец, еще один очень важный момент. В начале второй чеченской войны (сентябрь 1999 г.) В. Путин (тогда премьер-министр РФ) квалифицировал действия чеченских бандформирований как «акции международного террора». И эта оценка была справедливой, поскольку тогда на Северном Кавказе Россия столкнулась по существу с исламским террористическим интернационалом. А после взрыва «башен-близнецов» в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. термин «международный терроризм», возникший еще в конце 60-х гг., получил всемирное распространение.
Все основные события, связанные с этим явлением, и его характерные особенности рассматриваются в последней теме курса истории России на лекциях и семинарских занятиях. Здесь можно выделить две отправные точки: формирование системы международного терроризма связано с процессом глобализации; современный международный терроризм является, как правило, исламистским. Поскольку данная проблема сегодня широко освещается в СМИ, студенты, как правило, неплохо ориентируются в событиях, развернувшихся, главным образом, на Ближнем Востоке (Сирия, Ирак и образованное на их территории Исламское государство – ИГИЛ), но в которые оказались втянуты многие государства планеты, в том числе РФ и США. Более подробно историю и особенности международного терроризма, возникшего на основе радикального ислама, целесообразно рассмотреть в форме студенческих докладов или рефератов, обратив особое внимание на технологию вербовки в ИГИЛ и средства борьбы с терроризмом. При этом следует помнить о главном – какими бы благородными лозунгами не прикрывался и в какие бы одежды не облачался терроризм, он всегда несет ужас, разрушение, гибель невинных людей, а потому является «абсолютным злом».
В заключение хотелось бы заметить, что, учитывая острую актуальность проблемы, ее можно детально раскрыть в рамках специального курса, подкрепленного просмотром соответствующих фильмов (Обвиняется терроризм. Документальный цикл. ТВЦ. 2009; Антология антитеррора. Документальный фильм. 2015; Теория заговора. В капкане терроризма. 2017 и др.).
Рецензии:
27.11.2018, 21:28 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. Сама идея статьи в корне правильная! Однако необходимо добавить ряд разделов, которые являются обязательными для такого рода работ, а именно Цели, задачи, материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, сформулировать выводы. Статью следует доработать.
28.11.2018, 10:23 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Статья Заец С.В. и Шокина С.Д. «Проблема терроризма в курсе «Истории России XIX – XXI вв.» является актуальной и будет интересной для читателей, особенно для преподавателей соответствующего курса. Она может послужить основой для создания специального курса по данной теме.
Правда, не совсем понятно, почему в данной статье авторы обошли вниманием красный и белый террор, «Большой террор» времен И.В.Сталина. Заец С.В. и Шокин С.Д. сделали соответствующую оговорку, но причин не объяснили. Нельзя не заметить, что при таком подходе возникает своеобразная пустота в освещении данного вопроса и следующий этап в развитии терроризма в России, выглядит как своеобразное возрождение на Кавказе террористических традиций конца XIX – начала ХХ вв. Нельзя не заметить и некоторую логическую непоследовательность авторов в изложении содержания отдельных тем. Если в теме «Идейная борьба и общественные движения в России во второй половине XIX в.» указываются причины возникновения терроризма, то в теме «Россия в 90-е гг. XX в.» лишь указываются «процессы, связанные с распадом СССР», в которых следует их искать. Мне кажется, лучше было бы придерживаться единой структуры изложения материалы в темах (причины – особенности – последствия). Я допускаю мысль, что авторы так и делают, просто в статье изложили несколько иначе. Поэтому все мои замечания являются скорее предложениями коллеги, чем требованиями что-либо менять в статье. Быть может необходимо только пояснить, почему авторы обошли вниманием красный и белый террор, «Большой террор» времен И.В.Сталина. Статья рекомендуется к публикации после доработки с учетом замечаний предыдущего рецензента Ашмарова И.А.
28.11.2018, 10:30 Переход Станислав Олегович
Рецензия: Переход С.О.
Рецензия: В статье "Проблема терроризма в курсе "Истории России XIX-XXI вв." анализируется феномен терроризма, даны его типы и классификация. Авторами представлены рекомендации методологических приемов для изучения концепта терроризма.Тема полностью раскрыта, содержание структурировано и логично. Однако, введение следует сократить и убрать из него материал, который не соответствует заданной научной тематике. После доработки статья может быть опубликована.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий