Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: История
Размещена 27.11.2018. Последняя правка: 27.11.2018.
Просмотров - 1436

ПРОБЛЕМА ТЕРРОРИЗМА В КУРСЕ «ИСТОРИИ РОССИИ XIX – XXI вв.»

Заец Светлана Викторовна

какдидат исторических наук

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

доцент

Шокин С.Д., кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной политики Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова


Аннотация:
В статье показана острая актуальность проблемы, дается определение терроризма, кратко рассматриваются его типология и классификация, указываются конкретные темы в курсе «Истории России», где на лекциях и семинарских занятиях фигурирует данная проблема (от деятельности революционного народничества второй половины XIX в. до международного терроризма начала XXI в.). Даются рекомендации и методические приемы работы со студентами при изучении этого феномена.


Abstract:
The article shows the acute relevance of the problem, defines terrorism, briefly discusses its typology and classification, identifies specific topics in the History of Russia course, where this problem appears in lectures and seminars (from the activities of the revolutionary populism of the second half of the 19th century to international terrorism beginning of the XXI century.). Recommendations and methodological techniques for working with students when studying this phenomenon are given.


Ключевые слова:
террор; терроризм; революционное народничество; партия эсеров; Чеченские войны; радикальный ислам; международный терроризм; ИГИЛ

Keywords:
terror; terrorism; revolutionary populism; the Socialist-Revolutionary Party; the Chechen wars; radical Islam; international terrorism; IGIL


УДК 93+323.28

Сегодня «терроризм», пожалуй, самое распространенное в международном лексиконе слово. Чуть ли не ежедневно оно звучит в СМИ, стало привычным в обыденной жизни. Структуры ООН и парламенты многих государств в своих документах называют терроризм одной из глобальных проблем современности и главных угроз человечеству.

Действительно, трагические события последних двух десятилетий, произошедшие в странах Евразии, Африки и Америки, заставили мировое сообщество по-новому взглянуть на эту проблему. Спецслужбы самых могущественных государств, в том числе и российские, ведут непримиримую, хотя (и это следует признать) не всегда эффективную, борьбу с терроризмом. Исследованием этого феномена занимаются ученые – историки, социологи, политологи, психологи, философы. Практически сложилась новая научная дисциплина – террология (!). Свой вклад в дело борьбы с терроризмом могут (и должны) внести и работники высшей школы (в каком государстве они трудятся не имеет никакого значения), ведь они работают со студенческой молодежью, которая всегда (выделено авторами) являлась самой благодатной и податливой средой для распространения различных учений и теорий заговорщическо-террористического толка. Именно из ее рядов харизматичными «вождями террора» вербовались верные и послушные адепты.

Авторы данной статьи – преподаватели межфакультетской кафедры, которая обслуживает почти все факультеты Ярославского государственного университета им. Демидова, а потому имеют возможность общения с очень широким кругом студентов разных специальностей. Несмотря на крайне сокращенный объем часов, отведенных на изучение курса отечественной истории, указанная в названии статьи проблема обязательно находит место и в лекциях, и на семинарских занятиях. К несчастью, история России дает для этого богатый материал: от индивидуального террора революционных народников второй  половины XIX в. до джихада чеченских боевиков 90-х гг. XX в.

Поднимая проблему терроризма в курсе отечественной истории, необходимо прежде всего дать студенческой аудитории четкое и понятное определение данного феномена. Из содержащихся в научной литературе определений наиболее четким и понятным нам представляется следующее: «незаконное предумышленное использование физического или психологического насилия или угроза такого насилия с дальнейшими политическими целями, мишенью которого избираются гражданские или невоюющие лица и объекты для создания в обществе психологической атмосферы страха и уязвимости, ставящее задачей воздействие на законные органы власти» [5, c. 53]. Но можно сослаться и на Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» от 6.07. 2016 г., где содержится более развернутое и детальное толкование понятия (Ст. 3) [6].

Терроризм многолик в своих проявлениях. И это также следует довести до сведения студентов. Существует множество типологий и классификаций терроризма. Приведем наиболее распространенную из них: терроризм правый (фашистского толка), левый (революционный и псевдореволюционный), националистический (его приверженцы ставят своей целью освобождение своей этнической группы от «закабаления» другой нацией), религиозный (особую опасность представляет выдвинувшийся сегодня на первый план исламский терроризм, возникший на основе радикального ислама).

С феноменом террора и терроризма наши воспитанники встречаются в нескольких темах курса [Примечание. В данной статье авторы не затрагивают белый и красный террор периода гражданской войны и политику т. н. «Большого террора» времен культа личности И. Сталина].

Во-первых, в теме «Идейная борьба и общественные движения в России во второй половине XIX в.». В ней студенты узнают о первых кружках и организациях заговорщическо-террористического характера, об идеологах революционного народничества, особенностях его теории и тактики, о деятельности «Народной воли», завершившейся цареубийством 1 марта 1881 г. Здесь очень важно разъяснить слушателям, что и радикальные идеи, и террористические методы были порождены самой российской действительностью того времени: разрывом между властью и обществом, незавершенностью реформ, невозможностью для образованных слоев реализовать свои политические притязания, жесткой репрессивной политикой властей по отношению к радикалам. При этом некоторая часть образованного общества явно симпатизировала террористам. Следует подчеркнуть, что как раз на примере деятельности народовольцев отчетливо прослеживается суть терроризма как такового – дезорганизация власти с целью заставить ее изменить политику. Кроме того, террор рассматривался ими как средство «возбуждения» народа, с тем, чтобы подтолкнуть его к всеобщему бунту, а, следовательно, ускорить ход исторического процесса. Хорошим подспорьем для студентов в понимании стратегии и тактики революционного терроризма народников может стать анализ источников, например, таких как прокламация «Молодая Россия», «Катехизис революционера» С. Нечаева, фрагменты из сочинения П. Ткачева «Терроризм как единственное средство нравственного и общественного возрождения России», «Программа Исполнительного комитета «Народной воли» и т. п.

Во-вторых, в темах «Образование революционных партий в России и их программы», «Первая российская революция 1905-1907 гг.», «Россия между двумя революциями (1907-1917 гг.», «Революция 1917 г. в России». На рубеже XIX – XX вв. на политическую арену России выходит новое поколение революционеров, исповедовавших идеологию терроризма, для которых насилие становится нормой. Наши слушатели знакомятся с партией социалистов-революционеров (эсеров), ее программными установками и деятельностью печально знаменитой Боевой организации (БО). Характеризуя терроризм эсеров, необходимо обратить внимание аудитории на следующее обстоятельство: унаследовав от революционных народников симпатии к крестьянству и приверженность террору, они на практике продемонстрировали переход от индивидуального террора к массовому. Один из руководителей партии В. Чернов подчеркивал, что путь террора может привести к успеху только тогда, когда будет опираться на массовое движение. Эту установку эсеры опробовали уже в ходе революции 1905-1907 гг. и продолжали придерживаться ее в последующие годы. Кроме того, в программных документах ПСР мы видим уже «научное» обоснование терроризма. Здесь можно порекомендовать студентам прочитать и осмыслить небольшие по объему работы идеологов партии В. Чернова («Террористический элемент в нашей программе») и Б. Савинкова («Итоги террористической борьбы»). Террор для достижения своих целей использовали и большевики. Достаточно вспомнить т. н. «экспроприации», а иными словами просто разбой (добывание денег для партии). В. Ленин – вождь большевиков, часто обвинявший эсеров в «революционном авантюризме», в годы первой революции сам не раз призывал к применению массового террора, хотя и называл это «партизанской борьбой». Также важно отметить, что в рассматриваемый период терроризм «слева» имел зеркальное отражение «справа» в виде черносотенного террора.

В-третьих, в темах «Россия в 90-е гг. XX в.» и «Российская Федерация в начале XXI столетия». В ходе изучения драматических событий первого периода, т. н. «лихих девяностых», преподаватель должен довести до аудитории мысль о том, что первопричины многих из них коренятся в процессах, связанных с распадом СССР, что именно в предкризисные и кризисные периоды терроризм приобретает самые острые формы.  В наиболее критической форме это проявилось на Северном Кавказе и нашло свое выражение в двух чеченских войнах, породивших настоящий взрыв терроризма. Причем в указанный период он проявил себя в новом обличье. Это была гремучая смесь терроризма националистического, религиозного и криминального. И уже в середине – второй половине 90-х гг. терракты в виде взрывов и захвата заложников, осуществляемые чеченскими боевиками - нередко смертниками, имели место почти по всей территории Европейской России, включая Москву и Петербург. Продолжались они и в первом десятилетии нового века (их подробную хронику можно легко найти в интернете). Особенно следует акцентировать внимание студентов на религиозной составляющей терроризма на Северном Кавказе и познакомить их с соответствующей терминологией. Однако некоторые понятия вводятся в оборот еще при изучении истории Большой Кавказской войны XIX в., например, такие как газават, джихад, имам, имамат, шариат, гяур, шахид и т.д. Наконец, еще один очень важный момент. В начале второй чеченской войны (сентябрь 1999 г.) В. Путин (тогда премьер-министр РФ) квалифицировал действия чеченских бандформирований как «акции международного террора». И эта оценка была справедливой, поскольку тогда на Северном Кавказе Россия столкнулась по существу с исламским террористическим интернационалом. А после взрыва «башен-близнецов» в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. термин «международный терроризм», возникший еще в конце 60-х гг., получил всемирное распространение.

Все основные события, связанные с этим явлением, и его характерные особенности рассматриваются в последней теме курса истории России на лекциях и семинарских занятиях. Здесь можно выделить две отправные точки: формирование системы международного терроризма связано с процессом глобализации; современный международный терроризм является, как правило, исламистским. Поскольку данная проблема сегодня широко освещается в СМИ, студенты, как правило, неплохо ориентируются в событиях, развернувшихся, главным образом, на Ближнем Востоке (Сирия, Ирак и образованное на их территории Исламское государство – ИГИЛ),  но в которые оказались втянуты многие государства планеты, в том числе РФ и США.  Более подробно историю и особенности международного терроризма, возникшего на основе радикального ислама, целесообразно рассмотреть в форме студенческих докладов или рефератов, обратив особое внимание на технологию вербовки в ИГИЛ и средства борьбы с терроризмом. При этом следует помнить о главном – какими бы благородными лозунгами не прикрывался и в какие бы одежды не облачался терроризм, он всегда несет ужас, разрушение, гибель невинных людей, а потому является «абсолютным злом».

В заключение хотелось бы заметить, что, учитывая острую актуальность проблемы, ее можно детально раскрыть в рамках специального курса, подкрепленного просмотром соответствующих фильмов (Обвиняется терроризм. Документальный цикл. ТВЦ. 2009; Антология антитеррора. Документальный фильм. 2015; Теория заговора. В капкане терроризма. 2017 и др.).

Библиографический список:

1. Будницкий О. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 576 с.
2. Вайс М., Хасан Х. Исламское государство: армия террора. – М.: Альпина нон-фикшн, 2016. – 346 с.
3. Гродненский Н. Неоконченная война: История вооруженного конфликта в Чечне. –Минск: Харвест, 2004. – 672 с.
4. Ожиганов Э.Н. Профиль терроризма: природа, цели и мотивация // Социологические исследования. – 2006. – № 2. – С. 52-57.
5. Петрищев В. Заметки о терроризме. – М.: Изд-во Эдиториал УРСС, 2001. – 288 с.
6. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии терроризму» от 6.07. 2016 г. ( ст. 3). [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/12145408/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/ (дата обращения: 23.11.2018).




Рецензии:

27.11.2018, 21:28 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. Сама идея статьи в корне правильная! Однако необходимо добавить ряд разделов, которые являются обязательными для такого рода работ, а именно Цели, задачи, материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, сформулировать выводы. Статью следует доработать.

28.11.2018, 10:23 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Статья Заец С.В. и Шокина С.Д. «Проблема терроризма в курсе «Истории России XIX – XXI вв.» является актуальной и будет интересной для читателей, особенно для преподавателей соответствующего курса. Она может послужить основой для создания специального курса по данной теме. Правда, не совсем понятно, почему в данной статье авторы обошли вниманием красный и белый террор, «Большой террор» времен И.В.Сталина. Заец С.В. и Шокин С.Д. сделали соответствующую оговорку, но причин не объяснили. Нельзя не заметить, что при таком подходе возникает своеобразная пустота в освещении данного вопроса и следующий этап в развитии терроризма в России, выглядит как своеобразное возрождение на Кавказе террористических традиций конца XIX – начала ХХ вв. Нельзя не заметить и некоторую логическую непоследовательность авторов в изложении содержания отдельных тем. Если в теме «Идейная борьба и общественные движения в России во второй половине XIX в.» указываются причины возникновения терроризма, то в теме «Россия в 90-е гг. XX в.» лишь указываются «процессы, связанные с распадом СССР», в которых следует их искать. Мне кажется, лучше было бы придерживаться единой структуры изложения материалы в темах (причины – особенности – последствия). Я допускаю мысль, что авторы так и делают, просто в статье изложили несколько иначе. Поэтому все мои замечания являются скорее предложениями коллеги, чем требованиями что-либо менять в статье. Быть может необходимо только пояснить, почему авторы обошли вниманием красный и белый террор, «Большой террор» времен И.В.Сталина. Статья рекомендуется к публикации после доработки с учетом замечаний предыдущего рецензента Ашмарова И.А.

28.11.2018, 10:30 Переход Станислав Олегович
Рецензия: Переход С.О. Рецензия: В статье "Проблема терроризма в курсе "Истории России XIX-XXI вв." анализируется феномен терроризма, даны его типы и классификация. Авторами представлены рекомендации методологических приемов для изучения концепта терроризма.Тема полностью раскрыта, содержание структурировано и логично. Однако, введение следует сократить и убрать из него материал, который не соответствует заданной научной тематике. После доработки статья может быть опубликована.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх