нет
Узбекистан, г.Самарканд Самаркадский государственный университет
Преподаватель
УДК:9(575.1)
Исследования посвященные эпохе Амира Темура разрастаясь из века в век, образовали специальное ответвление в мировой исторической литературе.
Публикации английского историка Эдварда Гиббона (1737—1794) автора общепризнанного труда по истории Римской империи. В этом труде Гиббон совершал экскурсы в историю западноевропейского и восточного средневековья, обращая внимание и на личность Амира Темура [1]. Он в частности, писал, что «жить в памяти и в уважении потомства» было желанием его благородной души... Его заветы (очевидно, имеются в виду «Уложения Темура») остались незнакомыми Европе». Гиббону импонировало «возвышение Амира Темура из простого звания до владычества над Азией».
Амир Темур фигурирует и в капитальной «Всеобщей истории» Фридриха Шлоссера (1776-1861). В его работе, проникнутой духом демократизма и морального просветительства, Амир Темур описан как крупнейшая личность, соединявшая в себе «тактические и стратегические познания».
По словам Шлоссера, Амир Темур «дал своему новому государству «Уложение и законы» [2].
Известный автор «Всеобщей истории» Георг Вебер подчеркивал, что обладая «великими талантами полководца, правителя и законодателя», Амир Темур не был лишен и любви к знаниям, покровительствовал ученым и художникам и в спокойном настроении был справедливым судьей. Под этим углом зрения Вебер приходит к выводу, что Амир Темур «и как человек, и как правитель стоял выше Байазеда (султана Османской империи)», который думал только о завоеваниях и пренебрегал управлением государством, отдавая все в руки алчных, развратных и корыстолюбивых судей [3].
В первой половине XIX века служивший в Санкт-Петербурге французский ориенталист М. Шармуа подготовил и издал обширный труд, подробно освешаюший поход Амира Темура против Тохтамыша в 1391 году. Шармуа опирался на круг источников вопроса (кроме тогда еще неизвестного ему сочинения Низам ад-Дина Шами), переводившихся им на французский язык и сопровождавшихся их кратким обозрением. Работа Шармуа и после не потеряла своего значения в деле изучении истории похода 1391 года.
Интересовались личностью Амира Темура и многие русские ученые, в том числе Т.М Грановский [4] (1813—1855) профессор Московского университета.
Он правильно подметил присущую Амиру Темуру, как одному из великих деятелей мировой истории «ненасытную жажду деятельности», но столь же неправильно полагал, что у Амира Темура, якобы, «не было определенной и ясно осознанной политической цели», что не соответствовало реальным фактам его биографии.
В исторической литературе выделятся весьма обстоятельная для своего времени работа историка М.И.Иванина [5] ставившего целью специальное рассмотрение на базе источников и пособий основ полководческого искусства Амира Темура (организация тыла и армии, тактика, стратегия и ход военных действий).
В историографическом плане, прежде всего, следует отметить труды В.В.Бартольда [6], изобилующие сведениями об Амире Темуре и его времени.
Примечателен вывод В.В.Бартольда о том, что Амир Темур «оказывал внешний почет богословам..., не вмешивался в управление имуществом духовенства, заботился о соблюдении его подданными предписаний религии... Но устройство военного и гражданского управления определялось почти исключительно законами». В.В.Бартольд подчеркивал, что Амир Темур выступал также «представителем идеи государственного порядка, необходимого для блага населения (Центральной Азии) и невозможного при существовании ряда враждебных друг другу мелких владетелей».
В.В.Бартольд неоднократно отмечал, что Амир Темур был «ревностным строителем; им воздвигались величественные постройки с великолепными садами, восстанавливались города и селения, устраивались и исправлялись оросительные системы; по выражению официальной истории (Шараф ад-Дин Язди), он не допускал, чтобы пропадали даром участки земли, где вообще была возможна культура».
В историографическом плане важны публикации об Амире Темуре историка-востоковеда А. Ю. Якубовского [7] (1886-1953). Он отмечал такие качества Амира Темура, как личная храбрость, щедрость, умение разбираться в людях и выбирать себе помощников, выступать в роли лидера.
Историографическим выделяется и мнение известного востоковеда А. Е. Снесарева (1865—1937) который еще в 1921 г. в одной из своих работ по Центральной Азии решительно возражал против упрощенного и вульгаризаторского подхода многих европейских исследователей противопоставить великих и прославленных полководцев Запада (Александр Македонский, Ганнибал, Цезарь и другие) азиатским «сокрушителям народов».
Оригинальна точка Н.И. Конрада а том, что в Амира Темуре проявился дух Искандере (Александре Македонского) и кушанского царя Канишки. «Я не оговорился, писал Н.И. Конрад [8], дух Искандера и Канишки» как локального выражения той подлинно вселенской идеи, которая впервые во всей ясности оформилась в этой центральной зоне Старого света в век ее античности и с особой силой вознеслась в ее средневековье. Понимал ли ее Темур или не понимал сказать трудно, но то, что он вырос там, где эта великая идея родилась, могло не сказаться и на его идеалах».
В журнале «Вопросы истории» под рубрикой «Против идеализации Темура» была опубликована пространная статья, принадлежащая перу специалиста по проблемам феодализма в Закавказье, Иране и на Руси А.П.Новосельцева [9].
Что касается зарубежной научной литературы, то интерес к личности Амира Темура и его деяниям зародился у европейских ученых свыше 400 лет тому назад. В 1553 г. во Флоренции вышла работа итальянского ученого Перондино «Величие Тамерлана Скифского». Возможно, это первое научное исследование европейских ученых об Амире Темуре [10].
Среди обобщающих трудов следует отметить монографии французских ученых Р.Груссе «Покоритель мира» (Париж, 1953 г.) и «Империя степей» (Париж, 1980); Л.Керена «Тамерлан» (Невшатель, 1978; дополненное издание: Париж, 1980); Л с Ру «Тамерлан» (Париж, 1991); английских исследователей Е. Росса «Тамерлан и Байазед в 1402 году» (Лондон, 1940), Х.Хукхэма «Тамерлан — завоеватель» (Лондон, 1962; ныне эта книга переведена на русский язык Г.А.Хидоятовым и издана в Ташкенте в 1996 г.); американских ученых Л.Комарова «Золотой диск. Изделия из металла Темуридского Ирана» (Коста Меса и Нью-Йорк, 1992), Ф.Манц «Возвышение и правление Тамерлана» (Кембридж, 1990); канадской исследовательницы Л.Голомбек «Темуридская архитектура Ирана и Турана» (в 2-х т. Принсетон, 1988); румынского ученого Александреску Дерга «Кампания Темура в Анатолии в 1402 году» (Бухарест, 1942) и мн. др.
Большое и важное место в науке о той эпохе заняли последние исследования французских ученых. Благодаря деятельности Л. Керена и Ф.Брессанд [11] в Париже издается специальный и единственный в мире журнал “La Timuridе”.
Мысленно оглядывая путь, пройденный историографией Амира Темура, можно констатировать, что в мировой исторической литературе с течением времени произошла эволюция от начальных, долго бытовавших узких, односторонних и однолинейных трактовок личности Амира Темура до постепенного и все более глубокого, широкого и многоаспектного ее осмысления.
Приводившиеся выше примеры «темуровской» историографии подтверждают сказанное. Современные авторы, посвящающие свои труды истории Амира Темура и его эпохе, высказывают различные взгляды по тем или иным аспектам изучаемой проблемы. Однако при этом налицо уже устоявшееся в науке стремление к наиболее полному и всестороннему освещению всех сторон и особенностей кипучей и многогранной деятельности Амира Темура как одного из ярчайших персонажей мировой истории.
Рецензии:
12.02.2019, 6:07 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Заголовок статьи Якубжанова Н.К. настраивает читателя на то, что автор этой работы не только изложит биографию и описание деяний Амира Темура множеством исследователей, но и выскажет свое отношение к роли этой личности в истории. Кроме того, современные требования к научным публикациям включают следующее: определение объекта, предмета, цели исследования и актуальности статьи. Поэтому после внесения соответствующих дополнений, статью можно публиковать.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий