Московский государственный областной универстет
студент
Лялина И.Ю., старший преподаватель кафедры физиологии, экологии человека и медико-биологических знаний, биолого-химический факультет, Московский государственный областной университет. Чернухин Д.В., старший преподаватель кафедры физического воспитания, Российский экономический университет им. Плеханова
УДК 34.39.51
Актуальность
Лыжи – одно из эффективных средств физического воспитания. Оно позволяет укреплять здоровье, закаливать организм занимающихся, содействовать их всестороннему развитию и привитию им жизненно важных двигательных навыков. Это также хорошее средство приобщения человека к систематическим занятиям физической культурой и спортом, активному отдыху. Это занятие благоприятно для людей всех возрастов, но особенно для молодёжи. Даже прогулка поднимает частоту сердечных сокращений до 60-70% от максимума. Катание на беговых лыжах всего 20-30 минут в день 2-3 раза в неделю способствует повышению насосной функции сердца [4,5]. Лыжня введена в учебные программы физического воспитания в общеобразовательных школах, колледжах, высших образовательных учреждениях и т.д. [1]
Научная новизна
Проверено влияние лыжного спорта на определённом возрастном этапе с различными характеристиками двигательной активности (далее - ДА). Сопоставлены полученные данные ДА и и ЧСС.
Введение
В 2015 году Сургутский государственный педагогический университет проводил исследования влияния лыжного спорта на кардио систему человека.
Объектами для исследования стали спортсмены с высоким уровнем физической активности в возрасте 16 лет. Изучая влияние кардио системы путём измерения артериального давления (АДС и АДД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС), выяснили, что средние показатели спортсменов с постоянными физическими нагрузками на протяжении исследования практически не менялись, а в определённые этапы предсоревновательной подготовки и вовсе была разнонаправленность показателей: повышенная ЧСС и пониженное АД [2].
Проведение исследования
Изучив литературу по данному вопросу [3], удалось провести опрос (анкетирование) среди школьников, а также оценить их физическое развитие и функциональные показатели. Оценку функциональных показателей организма судили по состоянию сердечно-сосудистой системы, а именнопо показателям ЧСС и АД.
В анкетирование приняли участие 30 школьников. Возрастной диапазон ребят (как мальчиков, так и девочек) составил 16-17 лет с отсутствующим стажем в лыжном спорте (только любительский уровень). Как нам известно, только раз в неделю они занимаются на лыжах во время урока, а также было выявлено, что есть школьники, занимающиеся другими видами физической активности помимо физкультуры в школе. Поэтому все испытуемые были поделены на 2 группы по режиму организованной двигательной активности:
- школьники с высокой двигательной активностью (11 человек)
- школьники с низкой двигательной активностью (19 человек)
В группе школьники с высокой двигательной активностью (ВДА) 22% имеют уровень физического развития выше среднего,73% – средний, 5%– ниже среднего.
Уровень физического развития школьников с низкой двигательной активностью (НДА): 9% - выше среднего, 68% – средний, 23% – ниже среднего (Рис. 1).
Нами было выявлено, что физическое развитие школьников с высокой двигательной активностью более гармонично по сравнению с физическим развитием студентов с низкой двигательной активностью.
Результаты
Ниже представлены результаты оценки функциональных показателей организма (табл.1)
|
ВДА |
НДА |
||
|
До катания на лыжах |
После катания на лыжах |
До катания на лыжах |
После катания на лыжах |
ЧСС, уд. в мин. |
72 ± 4 |
80 ± 3 |
71 ± 3 |
76 ± 4 |
САД, мм рт.ст. |
118 ± 7 |
119 ± 4 |
115 ± 6 |
118 ±7 |
ДАД, мм рт.ст. |
75 ± 3 |
76 ± 2 |
74 ± 4 |
77 ± 3 |
Как видно к концу занятий на лыжах показатели увеличиваются и у школьников ВДА, и школьников с НДА.
Было также выявлено, что после каждого занятия лишь 6 человек чувствовали улучшение со стороны мышечной и кардио систем, у 13 из 30 школьников наблюдалось ощущаемое учащение сердцебиения, 7 уходили без видимых жалоб или улучшений, а четверо и вовсе уходили с тренировки с небольшим недомоганием.
Выводы
Таким образом, можно сделать вывод о пользе лыжного спорта лишь тогда, когда он начнёт использоваться систематически.
Рецензии:
26.02.2020, 12:43 Ощепкова Юлия Игоревна
Рецензия: Статья может быть рекомендована к публикации. Однако, считаю правильным немного расширить выводы.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий