Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №78 (февраль) 2020
Разделы: Биология, Физическая культура
Размещена 25.02.2020. Последняя правка: 25.02.2020.
Просмотров - 3682

ВЛИЯНИЕ ЛЫЖНОГО СПОРТА НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ СИСТЕМУ РАСТУЩЕГО ОРГАНИЗМА

Ануркина Анна Игоревна

Московский государственный областной универстет

студент

Лялина И.Ю., старший преподаватель кафедры физиологии, экологии человека и медико-биологических знаний, биолого-химический факультет, Московский государственный областной университет. Чернухин Д.В., старший преподаватель кафедры физического воспитания, Российский экономический университет им. Плеханова


Аннотация:
Приведены данные о влиянии лыжного спорта на организм человека юнышеского возраста. Исследования проводились в период проведения школьных занятий на лыжах с людьми возрастного диапазона 16-17 лет. Результаты показали, что нагрузку на сердце получают школьники как с высокой, так и с низкой двигательной активностью.


Abstract:
The data on the effect of skiing on the human body are presented. The studies were conducted during school skiing with people in the age range of 16-17 years. The results showed that students with both high and low motor activity receive a burden on the heart.


Ключевые слова:
лыжный спорт; влияние; ЧСС; АД

Keywords:
skiing; influence; heart rate; blood pressure


УДК 34.39.51

Актуальность


Лыжи – одно из эффективных средств физического воспитания. Оно позволяет укреплять здоровье, закаливать организм занимающихся, содействовать их всестороннему развитию и привитию им жизненно важных двигательных навыков. Это также хорошее средство приобщения человека к систематическим занятиям физической культурой и спортом, активному отдыху. Это занятие благоприятно для людей всех возрастов, но особенно для молодёжи. Даже  прогулка поднимает частоту сердечных сокращений до 60-70% от максимума. Катание на беговых лыжах всего 20-30 минут в день 2-3 раза в неделю способствует повышению насосной функции сердца [4,5].  Лыжня введена в учебные программы физического воспитания в общеобразовательных школах, колледжах, высших образовательных учреждениях и т.д. [1]

Научная новизна

Проверено влияние лыжного спорта на определённом возрастном этапе с различными характеристиками двигательной активности (далее - ДА). Сопоставлены полученные данные ДА и и ЧСС. 

Введение

В 2015 году Сургутский государственный педагогический университет проводил исследования влияния лыжного спорта на кардио систему человека.

Объектами для исследования стали спортсмены с высоким уровнем физической активности в возрасте 16 лет. Изучая влияние кардио системы путём измерения артериального давления (АДС и АДД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС), выяснили, что средние показатели спортсменов с постоянными физическими нагрузками на протяжении исследования практически не менялись, а в определённые этапы предсоревновательной подготовки и вовсе была разнонаправленность показателей: повышенная ЧСС и пониженное АД [2].

Проведение исследования

Изучив литературу по данному вопросу [3], удалось провести опрос (анкетирование) среди школьников, а также оценить их физическое развитие и функциональные показатели. Оценку функциональных показателей организма судили по состоянию сердечно-сосудистой системы, а именнопо показателям ЧСС и АД.

В анкетирование приняли участие 30 школьников. Возрастной диапазон ребят (как мальчиков, так и девочек) составил 16-17 лет с отсутствующим стажем в лыжном спорте (только любительский уровень). Как нам известно, только раз в неделю они занимаются на лыжах во время урока, а также было выявлено, что есть школьники, занимающиеся другими видами физической активности помимо физкультуры в школе.  Поэтому все испытуемые были поделены на 2 группы по режиму организованной двигательной активности:

       - школьники с высокой двигательной активностью (11 человек)

       - школьники с низкой двигательной активностью (19 человек)

В группе школьники с высокой двигательной активностью (ВДА) 22%  имеют уровень физического развития выше среднего,73%   –  средний,   5%– ниже среднего.

Уровень физического развития школьников с низкой двигательной активностью (НДА): 9% -  выше среднего, 68% – средний, 23% – ниже среднего (Рис. 1).

Нами было выявлено, что физическое развитие школьников с высокой двигательной активностью более гармонично по сравнению с физическим развитием студентов с низкой двигательной активностью.

Результаты 

Ниже представлены результаты оценки функциональных показателей организма (табл.1)

Таблица 1. Показатели сердечно-сосудистой системы школьников

 

ВДА

НДА

 

До катания

 на лыжах

После катания

 на лыжах

До катания

 на лыжах

После катания

 на лыжах

ЧСС, уд. в мин.

72 ± 4

80 ± 3

71 ± 3

76 ± 4

САД, мм рт.ст.

118 ± 7

119 ± 4

115 ± 6

118 ±7

ДАД, мм рт.ст.

75 ± 3

76 ± 2

74 ± 4

77 ± 3

 

Как видно к концу занятий на лыжах показатели увеличиваются и у школьников ВДА, и школьников с НДА.

Было также выявлено, что после каждого занятия лишь 6 человек чувствовали улучшение со стороны мышечной и кардио систем,  у 13 из 30 школьников наблюдалось ощущаемое учащение сердцебиения, 7 уходили без видимых жалоб или улучшений, а четверо и вовсе уходили с тренировки с небольшим недомоганием.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод о пользе лыжного спорта лишь тогда, когда он начнёт использоваться систематически.

Библиографический список:

1. Мелихов Я. П., Фролова Е. А. Формирование здорового образа жизни посредством занятий лыжным спортом // Молодой ученый. — 2017. — №21.1. — С. 45-47. — URL https://moluch.ru/archive/155/44091
2. Состояние сердечно-сосудистой системы спортсменок. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-serdechno-sosudistoy-sistemy-sportsmenok-zanimayuschihsya-lyzhnymi-gonkami/viewer (22.12.2019)
3. Чернова Е. А., Важность обеспечения качественной педагогической поддержки на различных этапах деятельности спортсмена спорта высших достижений / Чернова Е. А., Чибрикова М. Э., Чибриков Э. А., Якушин С. А. //Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие» (Санкт-Петербург, 23-27 февраля 2019). "Наука. Исследование. Практика". "Образование. Культура. Общество". "Психология. Спорт. Здравоохранение". – СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. – С. 149-151.
4. Чернова Е. А., Занятие спортом вырабатывает положительные качества, применимые в жизни / Чернова Е. А., Чибрикова М. Э., Чибриков Э. А., Якушин С. А. //Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие» (Санкт-Петербург, 23-27 февраля 2019). "Наука. Исследование. Практика". "Образование. Культура. Общество". "Психология. Спорт. Здравоохранение". – СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. – С. 204-207.
5. Чибриков Э.А. Лыжная подготовка: рекомендации по организации самостоятельных занятий для студентов / Чибриков Э.А., Якушин С.А., Подрубный Д.Г., Чибрикова М.Э. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – СПб.: Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, 2019. – № 5 (171). – С. 377-380.




Рецензии:

26.02.2020, 12:43 Ощепкова Юлия Игоревна
Рецензия: Статья может быть рекомендована к публикации. Однако, считаю правильным немного расширить выводы.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх