Харьковский национальный экономический университет им. С. Кузнеца
Студент
Луговая Виктория Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и социальных наук, Харьковский национальный экономический университет им. С. Кузнеца
УДК 331.103.3
Введение.
«Время – это наиболее дефицитный ресурс, и если им не управлять, то все остальное также останется неуправляемым. Более того, анализ своего времени является по сути дела единственным легко осуществимым и в то же время систематичным средством анализа собственной деятельности с целью выявления наиболее значимых участков приложения своих сил.» – Питер Ф. Друкер [6].
Данная цитата наилучшим образом характеризует важность умения управлять ресурсом времени.
Одной из проблем, с которой многие сталкиваются в своей жизни, является нехватка времени. За повседневными делами такими как учеба, работа, тренировки мы не замечаем, как проходит день, неделя, месяц, год. Когда мы осознаём эту проблему, появляется необходимость в исследовании существующих подходов и концепций управлением временем для поиска наиболее правильного и подходящего решения. Поскольку время – это единственный ресурс, который невозможно вернуть назад, приумножить или накопить, очень важно научиться использовать его с максимальной эффективностью, чтобы достичь всех поставленных целей.
Актуальность данной статьи заключается в том, что правильное управление ресурсом времени поможет стать более организованным, определять наиболее важные дела и достигать больших результатов.
Целью данной статьи является исследование существующих подходов и концепций управления ресурсом времени и их анализ.
Основной текст.
Управление ресурсом времени является одним из основополагающих в самоменеджменте и имеет название тайм-менеджмент. Управление временем включает следующие принципы:
Данные принципы являются залогом достижения целей и минимизации потерь времени.
Существует несколько подходов к тайм-менеджменту:
Вопросом эффективного управления ресурсом времени занималось множество деятелей. Они разработали свои собственные методики, которые пользуются популярностью до сих пор [5]. Рассмотрим некоторые из них.
1. Система управления временем Б. Франклина
Методика подразумевает разбиение основной задачи на более мелкие (своего рода иерархическая модель). В зависимости от уровня важности задания определяются сроки его выполнения. Нижний уровень пирамиды составляют глобальные цели, а средний и верхний – долгосрочные и краткосрочные планы по их достижению. Методика позволяет контролировать степень выполнения каждой из поставленных целей.
2. Матрица приоритетов Д. ЭйзенхауэраСуть методики заключается в расстановке приоритетов для каждой задачи. Критериями, которыми необходимо руководствоваться, являются срочность и важность. В зависимости от этих критериев Эйзенхауэр выделил четыре категории дел: важные и срочные, важные и менее срочные, менее важные и срочные, менее важные и менее срочные.
Данный подход помогает определить задачи, которые необходимо выполнять в первую очередь.
3. Временной принцип Парето (правило 80/20)Данный принцип гласит, что отдельные малые части имеют намного большую значимость, чем это соответствует их относительному удельному весу. Главная задача – найти 20% дел, которые принесут 80% успеха.
4. Система АБВ-анализа.Позволяет классифицировать задачи в зависимости от уровня важности. К группе «А» относятся задачи с наивысшей значимостью, «Б» – средней и «В» – наименьшей. Задачам из первой группы необходимо уделять наибольшее внимание, а остальные – по возможности делегировать между работниками.
5. Метод «Альпы»Суть заключается в составлении списка задач, планировании и оценке времени их выполнения, расстановке приоритетов выполнения задач, их делегирования и осуществления контроля за качеством выполнения каждой задачи.
6. Интеллект-карты Т. Бьюзена [2]Методика заключается в визуализации поставленных целей. В центре располагается основная задача, а вокруг нее описывают более мелкие, которые будут способствовать достижению главной. Все задачи изображаются в виде пиктограмм, что улучшает её восприятие и осознание всех поставленных целей.
7. Метод помидора [3]Главная идея состоит в организации времени по принципу 25 минут – работа, 5-8 минут – отдых. Такой подход является эффективным, поскольку позволяет работать в ритме, который предотвращает переутомление, но в то же время способствует выполнению всех поставленных задач.
8. Метод «слона» или метод «салями» [1]Согласно этому методу необходимо распределять сложные и большие задачи на более простые и постепенно их выполнять. Задачи нужно разбивать таким образом, чтобы каждую мелкую задачу можно было выполнить в течение дня. При этом решение такой маленькой задачи не должно сказываться на выполнении ваших повседневных дел.
9. Метод «швейцарского сыра» [1]Подразумевает, что сложные задания будут выполняться в произвольном порядке. При этом начинать нужно с наиболее интересных моментов. Таким образом большая часть задания будет выполнена. Оставшуюся часть задания выполнить не составит труда.
10. Метод «съесть жабу» [1]Является противоположностью предыдущего метода и заключается в первоочередном выполнении наиболее сложных составляющих задачи.
Заключение.
Проанализировав все вышеперечисленные методики управления ресурсом времени, я могу сделать вывод, что наиболее эффективной является матрица приоритетов Д. Эйзенхауэра. Распределение задач по группам, которые определяют срочность и важность их выполнения, является очень удобным, поскольку таким образом намного проще понять какую из задач необходимо решить в первую очередь.
Использование данной методики будет полезным для студентов, поскольку они смогут наилучшим образом достичь поставленных целей, более эффективно организовывать свою деятельность и научатся акцентировать свое внимание на наиболее важных вещах.
Также хотелось бы выделить следующие принципы, которым нужно придерживаться для наиболее эффективной организации управления временем:
1. Точное формулирование жизненные цели;
2. Планирование;
3. Организация работы;
4. Расстановка приоритетов;
5. Умение оценивать время выполнения задач;
6. Умение делегировать полномочиями;
7. Периодический анализ достигнутых результатов;
8. Минимизация потерь времени.
При условии соблюдения всех этих принципов можно быть уверенным, что время использовано с максимальной эффективностью.
Рецензии:
25.04.2020, 11:35 Демьянов Владислав Геннадьевич
Рецензия: Здравствуйте!
В статье приведены описания различных методик управления временем, однако для научной статьи необходимо определить область применения рекомендаций к какой либо социальной группе или индивидам (например студентам Харьковского университета и т.п.).
Индекс УДК не отражает содержание статьи и требует уточнения.
Считаю, что статья требует доработки, после которой может быть опубликована.
26.04.2020, 15:36 Феофанов Александр Николаевич Отзыв: В статье сделан обзор широкого спектра методов тайм-менеджмента, но, к сожалению, за рамками статьи остался более глубокий анализ этих методов, рекомендации по их применению в тех или иных условиях или различными категориями людей. Также можно было бы дополнить статью обзором методов оперативного планирования производства. Хотелось бы отметить хороший стиль изложения материала. В целом, статья оставляет хорошее впечатление, и после доработки (более предметного изложения материала) может быть рекомендована к публикации. Д.т.н., проф. Феофанов А.Н. |
27.04.2020, 8:02 Коскина Анна Сергеевна Отзыв: Здравствуйте, Александр Николаевич. Спасибо за Ваш отзыв. Хотелось мы уточнить, что целью статьи было ознакомиться со существующими методиками и определить какая из них наилучшим образом поможет студентам правильно организовать своё время. По своему опыта знаю, что иногда крайне сложно совмещать учёбу, работу и личную жизнь. Описанные в статье методы являются универсальными. Их можно применять и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни с целью более эффективного управления ресурсом времени. |