Полесский государственный университет
студент
Киевич Александр Владимирович, профессор кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК331
Введение
Пенсионное обеспечение – одна из самых важных составляющих системы социальной защиты Республики Беларусь. В настоящее время численность граждан пенсионного возраста в Республике Беларусь превышает 2500 тысяч человек.
Актуальностью данной темы является необходимость изучения проблем пенсионной системы для дальнейшего её реформирования.
Цель статьи – оценка пенсионной системы Республики Беларусь на основе её анализа.
Основная часть
Пенсионная система Республики Беларусь унаследована еще из СССР и за прошедшие годы она мало изменилась.
Сегодня в Беларуси установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Социальные пенсии устанавливаются гражданам, которые по каким-либо причинам не могут получать пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью.
Право на получение государственной пенсии по окончании работы или достижении пенсионного возраста обеспечивается Конституцией Республики Беларусь и реализуется через закон «О пенсионном обеспечении» и ряде других нормативных актов.
Данным законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.
Также законодательством предусмотрена возможность выплаты пенсий отдельным категориям граждан досрочно по условиям труда и социальным основаниям.
Финансирование пенсионного обеспечения осуществляют такие источники, как внебюджетные фонды и государственный бюджет.
Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины, общий стаж работы которых составляет не менее 25 лет и женщины, общий стаж работы которых составляет не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста.
На данный момент правительством реализуется программа по увеличению общеустановленного пенсионного возраста. Изменения в пенсионном возрасте представлены в таблице 1.
Показатели |
Мужчины, лет |
Женщины, лет |
2016 |
60 |
55 |
2017 |
60,5 |
55,5 |
2018 |
61 |
56 |
2019 |
61,5 |
56,5 |
2020 |
62 |
57 |
2021 |
62,5 |
57,5 |
2022 |
63 |
58 |
Примечание: Источник – собственная разработка на основании [2]
Ежегодное увеличение пенсионного возраста связано с тем, что в Беларуси долгое время наблюдалось старение нации, вызванное низким уровнем рождаемости и увеличением средней продолжительности жизни. Долгое время численность пенсионеров росла, а численность работающего населения снижалась. Это негативно отразилось на экономике и привело к необходимости привлечения большего количества средств в государственный бюджет и внебюджетные фонды на пенсионное обеспечение.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, на конец 2018 года численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, составила 2561 тысяч человек. Данные по численности пенсионеров за 2016-2018 гг. представлены в таблице 2.
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
Численность пенсионеров, тыс. человек |
2 619 |
2 594 |
2 561 |
из них получающих пенсии: по возрасту |
2 158 |
2 134 |
2 102 |
из них пенсионеры с назначенной пенсией в минимальном размере |
200 |
226 |
198 |
по инвалидности |
262 |
258 |
259 |
по случаю потери кормильца |
94 |
87 |
84 |
социальные |
63 |
71 |
72 |
Примечание: Источник – собственная разработка на основании [3]
Данные таблицы 2 показывают, что с каждым годом численность пенсионеров в последнее время снижается. За три года число пенсионеров снизилось на 58 тысяч человек. Это непосредственно связано с увеличением пенсионного возраста и снижением общей численности населения.
Пенсия – денежное обеспечение, выплачиваемое человеку при достижении определенного (пенсионного) возраста, в случае потери кормильца, наступления инвалидности либо в связи с другими основаниями.
Рассмотрим средний размер начисленных пенсий за 2016-2018гг. Данные представлены в таблице 3.
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
Средний размер назначенных пенсий, руб. |
297,0 |
314,3 |
381,2 |
из них: по возрасту |
305,8 |
323,1 |
393,3 |
из них в минимальном размере |
221,6 |
236,8 |
279,3 |
по инвалидности |
272,0 |
289,2 |
346,3 |
по случаю потери кормильца |
201,6 |
218,1 |
259,6 |
социальные |
163,7 |
183,5 |
198,7 |
Примечание: Источник – собственная разработка на основании [3]
Из таблицы 3 мы видим, что с каждым годом средний размер начисленных пенсий увеличивается. За три года размер назначаемых пенсий увеличился в 1,3 раза и в 2018 году составил 381,2 рублей.
На размер пенсионных выплат оказывают влияние продолжительность общего трудового и страхового стажа и величина заработной платы, получаемой до назначения пенсии и из которой ранее уплачивались страховые взносы. Пенсионеры получают денежное пособие благодаря работающим согражданам и нанимателям.
В Республике Беларусь право на государственное пенсионное обеспечение имеют:
• граждане Республики Беларусь и иные лица, которые проживают на ее территории;
• граждане Республики Беларусь, которые проживают за ее пределами, в соответствии с международными договорами между Республикой Беларусь и страной, в которой проживает пенсионер.
Социальные пенсии назначаются лицам, которые не способны самостоятельно зарабатывать себе на жизнь по какой-либо причине.
На трудовую пенсию по возрасту имеют право лица, которые в период трудовой деятельности были застрахованы в Фонде социальной защиты населения Республики Беларусь (ФСЗН), в течении не менее чем 5 лет. Размер трудовой пенсии должен быть не менее 55% от средней заработной платы в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем минимальная пенсия, установленная на законодательном уровне.
Некоторые группы населения имеют право на получение досрочной пенсии (по возрасту). К данной категории относятся:
• инвалиды войны;
• матери военнослужащих, погибших во время прохождения воинской службы;
• многодетные матери (от 5 детей);
• карлики и лилипуты;
• инвалиды с детства и т.д. [1].
Накопительных пенсий в Республике Беларусь нет. Однако в наше время человек добровольно может накапливать деньги, из которых в дальнейшем при выходе на пенсию будут осуществляться доплаты к государственной пенсии. На данный момент уже ряд страховых компаний делает подобные предложения гражданам Беларуси и все больше людей обращаются к ним за созданием накопительных пенсий.
Основными представителями данных услуг в Республике Беларусь являются страховые компании «Стравита» и «Приорлайф». В данных страховых компаниях предлагается создание личного пенсионного счета для накопления пенсий и получения дополнительного дохода, а также для обеспечения финансовой защиты в случае потери трудоспособности или смерти. Клиент может сам выбрать условия, на которых открывается данный счет, а также каким образом будут выплачиваться денежные средства по истечении срока договора.
На основании проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы:
Поскольку трудоспособных граждан с каждым годом становится все меньше, приходится повышать пенсионный возраст, увеличивать выплаты на пенсионное обеспечение. Эти меры непопулярны, однако только благодаря ним у государства есть возможность избегать дефицита бюджета.
Необходимо обеспечить стабильное развитие экономики и демографии, иначе через несколько лет возникнет новая необходимость повышения пенсионного возраста и взносов в фонд социальной защиты населения и государственный бюджет.
Так же можно рассмотреть вариант с переходом от распределительных систем к накопительным. Однако такие системы также имеют ряд минусов:
- такой переход займет не мало времени в связи с финансовой неграмотностью нашего населения и недоверием к страховым компаниям и банкам, которое находится на высоком уровне в нашей стране;
- не всё население может позволить себе накопление денежных средств в связи с низким уровнем доходов, нетрудоспособностью, инвалидностью и т.д. Таким слоям населения всё ещё необходима поддержка государства;
- ряд экспертов считает, что накопительная система будет неэффективна из-за инфляции.
В заключение можем отметить, что, учитывая все минусы накопительных систем, постепенное введение их параллельно распределительным все же является не плохим решением. Такие системы снизили бы расходы бюджета на пенсионное обеспечение, чем значительно помогли государству в поддержании экономики государства.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий