Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 22.05.2020. Последняя правка: 21.05.2020.
Просмотров - 1023

ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Сац Ирина Николаевна

Полесский государственный университет

студент

Киевич Александр Владимирович, профессор кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье проводится анализ пенсионной системы Республики Беларусь на примере таких показателей, как численность пенсионеров, пенсионный возраст и средний размер пенсий, а также предложены некоторые меры для ее реформирования.


Abstract:
This article analyzes the pension system of the Republic of Belarus on the ex-ample of such indicators as the number of pensioners, retirement age and aver-age pension size, and also suggests some measures for its reform.


Ключевые слова:
пенсионная система; пенсионное обеспечение; пенсионный возраст; численность пенсионеров; социальная пенсия; трудовая пенсия; накопительная пенсия; накопительная система

Keywords:
pension system; pension provision; retirement age; number of pensioners; social pension; labor pension; funded pension; funded system


УДК331

Введение

Пенсионное обеспечение – одна из самых важных составляющих системы социальной защиты Республики Беларусь. В настоящее время численность граждан пенсионного возраста в Республике Беларусь превышает 2500 тысяч человек.

Актуальностью данной темы является необходимость изучения проблем пенсионной системы для дальнейшего её реформирования.

Цель статьи – оценка пенсионной системы Республики Беларусь на основе её анализа.

Основная часть

Пенсионная система Республики Беларусь унаследована еще из СССР и за прошедшие годы она мало изменилась.

Сегодня в Беларуси установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Социальные пенсии устанавливаются гражданам, которые по каким-либо причинам не могут получать пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью.

Право на получение государственной пенсии по окончании работы или достижении пенсионного возраста обеспечивается Конституцией Республики Беларусь и реализуется через закон «О пенсионном обеспечении» и ряде других нормативных актов.

Данным законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Также законодательством предусмотрена возможность выплаты пенсий отдельным категориям граждан досрочно по условиям труда и социальным основаниям.

Финансирование пенсионного обеспечения осуществляют такие источники, как внебюджетные фонды и государственный бюджет.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины, общий стаж работы которых составляет не менее 25 лет и женщины, общий стаж работы которых составляет не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста.

На данный момент правительством реализуется программа по увеличению общеустановленного пенсионного возраста. Изменения в пенсионном возрасте представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Изменения общеустановленного пенсионного возраста за период 2016-2022 гг.

Показатели

Мужчины, лет

Женщины, лет

2016

60

55

2017

60,5

55,5

2018

61

56

2019

61,5

56,5

2020

62

57

2021

62,5

57,5

2022

63

58

Примечание: Источник – собственная разработка на основании [2]

Ежегодное увеличение пенсионного возраста связано с тем, что в Беларуси долгое время наблюдалось старение нации, вызванное низким уровнем рождаемости и увеличением средней продолжительности жизни. Долгое время численность пенсионеров росла, а численность работающего населения снижалась. Это негативно отразилось на экономике и привело к необходимости привлечения большего количества средств в государственный бюджет и внебюджетные фонды на пенсионное обеспечение.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, на конец 2018 года численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, составила 2561 тысяч человек. Данные по численности пенсионеров за 2016-2018 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите за 2016-2018 гг.

Показатель

2016

2017

2018

Численность пенсионеров, тыс. человек

2 619

2 594

2 561

       из них получающих пенсии:

   по возрасту

2 158

2 134

2 102

        из них пенсионеры с назначенной пенсией в минимальном размере

200

226

198

   по инвалидности

262

258

259

   по случаю потери кормильца

94

87

84

   социальные

63

71

72

Примечание: Источник – собственная разработка на основании [3]

Данные таблицы 2 показывают, что с каждым годом численность пенсионеров в последнее время снижается. За три года число пенсионеров снизилось на 58 тысяч человек. Это непосредственно связано с увеличением пенсионного возраста и снижением общей численности населения.

Пенсия – денежное обеспечение, выплачиваемое человеку при достижении определенного (пенсионного) возраста, в случае потери кормильца, наступления инвалидности либо в связи с другими основаниями.

Рассмотрим средний размер начисленных пенсий за 2016-2018гг. Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Средний размер начисленных пенсий

Показатель

2016

2017

2018

Средний размер назначенных пенсий, руб.

297,0

314,3

381,2

       из них:

   по возрасту

305,8

323,1

393,3

        из них в минимальном размере

221,6

236,8

279,3

   по инвалидности

272,0

289,2

346,3

   по случаю потери кормильца

201,6

218,1

259,6

   социальные

163,7

183,5

198,7

Примечание: Источник – собственная разработка на основании [3]

Из таблицы 3 мы видим, что с каждым годом средний размер начисленных пенсий увеличивается. За три года размер назначаемых пенсий увеличился в 1,3 раза и в 2018 году составил 381,2 рублей.

На размер пенсионных выплат оказывают влияние продолжительность общего трудового и страхового стажа и величина заработной платы, получаемой до назначения пенсии и из которой ранее уплачивались страховые взносы. Пенсионеры получают денежное пособие благодаря работающим согражданам и нанимателям.

В Республике Беларусь право на государственное пенсионное обеспечение имеют:

• граждане Республики Беларусь и иные лица, которые проживают на ее территории;

• граждане Республики Беларусь, которые проживают за ее пределами, в соответствии с международными договорами между Республикой Беларусь и страной, в которой проживает пенсионер.

Социальные пенсии назначаются лицам, которые не способны самостоятельно зарабатывать себе на жизнь по какой-либо причине.

На трудовую пенсию по возрасту имеют право лица, которые в период трудовой деятельности были застрахованы в Фонде социальной защиты населения Республики Беларусь (ФСЗН), в течении не менее чем 5 лет. Размер трудовой пенсии должен быть не менее 55% от средней заработной платы в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем минимальная пенсия, установленная на законодательном уровне.

Некоторые группы населения имеют право на получение досрочной пенсии (по возрасту). К данной категории относятся:

• инвалиды войны;

• матери военнослужащих, погибших во время прохождения воинской службы;

• многодетные матери (от 5 детей);

• карлики и лилипуты;

• инвалиды с детства и т.д. [1].

Накопительных пенсий в Республике Беларусь нет. Однако в наше время человек добровольно может накапливать деньги, из которых в дальнейшем при выходе на пенсию будут осуществляться доплаты к государственной пенсии. На данный момент уже ряд страховых компаний делает подобные предложения гражданам Беларуси и все больше людей обращаются к ним за созданием накопительных пенсий.

Основными представителями данных услуг в Республике Беларусь являются страховые компании «Стравита» и «Приорлайф». В данных страховых компаниях предлагается создание личного пенсионного счета для накопления пенсий и получения дополнительного дохода, а также для обеспечения финансовой защиты в случае потери трудоспособности или смерти. Клиент может сам выбрать условия, на которых открывается данный счет, а также каким образом будут выплачиваться денежные средства по истечении срока договора.

На основании проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы:

  1. Пенсионное обеспечение является одной из самых важных составляющих системы социальной защиты Республики Беларусь;
  2. В Беларуси установлены два вида пенсий: социальная и трудовая. На государственном уровне накопительных пенсий в Беларуси нет, однако на добровольном уровне люди создают счета для накопления пенсионных доплат;
  3. В связи со старением нации принято решение ежегодно повышать пенсионный возраст на пол года в течении периода с 2016 по 2022 гг.;
  4. За период с 2016 по 2018 гг. количество пенсионеров снизилось на 58 тысяч человек, что связано с увеличением пенсионного возраста и снижением общей численности населения Республики Беларусь;
  5. За три года средний размер назначенных пенсий увеличился в 1,3 раза и в 2018 году составил 381,2 рублей.

Поскольку трудоспособных граждан с каждым годом становится все меньше, приходится повышать пенсионный возраст, увеличивать выплаты на пенсионное обеспечение. Эти меры непопулярны, однако только благодаря ним у государства есть возможность избегать дефицита бюджета.

Необходимо обеспечить стабильное развитие экономики и демографии, иначе через несколько лет возникнет новая необходимость повышения пенсионного возраста и взносов в фонд социальной защиты населения и государственный бюджет.

Так же можно рассмотреть вариант с переходом от распределительных систем к накопительным. Однако такие системы также имеют ряд минусов:

- такой переход займет не мало времени в связи с финансовой неграмотностью нашего населения и недоверием к страховым компаниям и банкам, которое находится на высоком уровне в нашей стране;

- не всё население может позволить себе накопление денежных средств в связи с низким уровнем доходов, нетрудоспособностью, инвалидностью и т.д. Таким слоям населения всё ещё необходима поддержка государства;

- ряд экспертов считает, что накопительная система будет неэффективна из-за инфляции.

В заключение можем отметить, что, учитывая все минусы накопительных систем, постепенное введение их параллельно распределительным все же является не плохим решением. Такие системы снизили бы расходы бюджета на пенсионное обеспечение, чем значительно помогли государству в поддержании экономики государства.

Библиографический список:

1. Пенсии в Беларуси [Электронный ресурс] / myfin.by – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/pensii-v-belarusi Дата доступа: 06.04.2020
2. Пенсионное обеспечение [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/infa1 - Дата доступа: 05.04.2020
3. Статистический ежегодник [Электронный ресурс] / Националь-ный статистический комитет Республики Беларусь – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/35d/35d07d80895909d7f4fdd0ea36968465.pdf - Дата доступа: 05.04.2020




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх