нет
ОАО ЧРЗ
Инженер
УДК 780.6
В статьях о музыкальных инструментах чаще всего пишут об истории этих инструментов и реже об истории частей инструментов. Эта статья о деталях некоторых музыкальных инструментов, а именно о голосовых планках. Голосовые планки используются в губных гармониках, физгармониках, баянах, гармонях, аккордеонах и других подобных инструментах.
Конструкция голосовой планки на рис.1 [15, c. 6] .
Рисунок 1. Конструкция голосовой планки
Металлическая рамка имеет проем. При продувании воздуха сквозь проем, вибрирующий металлический язычек создает звук с частотой, зависящей от размеров и массы язычка. Губная гармоника, например, состоит из корпуса, в котором располагаются несколько голосовых планок.
Голосовую планку и инструмент, настольную клавишную гармонику, изобрел органист и органный мастер Франц Киршник в Петербурге в 1783 году. Это было оригинальное изобретение, отличное от планки музыкального инструмента шена и конструктивно и применением [6, с.14] . Он изготавливал музыкальные инструменты гармоники с использованием голосовых планок до своей смерти в 1802 году. Однако, кто то в Петербурге в 1804 году изготавливал флюгеры из латуни, под названием «Аэлова арфа», с использованием таких же голосовых планок.[13, c.6]
Однако проблема в том, что в Петербурге после 1804 года на более чем 50 лет прекратился выпуск планок. Однако выпуск планок начался в Туле. В 1808 году в Туле оружейники братья Шкунаевы [2] [3] стали изготавливать русские народные музыкальные инструменты свистульки [5. c.24], с такими голосовыми планками. А в 1820 с такими голосовыми планками оружейник Тимофей Воронцов[1] [14, c.200] начал выпускать гармони, ставшие русским народным инструментом.
Из Петербурга в Тулу перешла не только конструкция планок, но и название инструмента в котором они использовались - «гармоника». Историческая проблема в том, что между петербуржцем Киршником и тульскими оружейниками никаких контактов, с возможностью передачи технологии изготовления и применения голосовых планок, не обнаруживалось. Эту историческую проблему и рассматривает данная статья.
Актуальность работы заключается в том что, историки музыки не могут определиться, откуда в Тулу пришла конструкция голосовой планки, из Петербурга в 1808 году или из Европы в 1830 году.
Новизна данной работы в том, что с использованием данных Государственного Архива Тульской Области (ГАТО) рассматривается процесс перемещения изготовления голосовых планок из Петербурга в Тулу, который до этого не кем не рассматривался.
Если рассмотреть историю Тульского оружейного завода в период с 1804 по 1808 год то видим, что было два командира завода.
Командиры Тульского оружейного завода с 1804 по 1808;
Чичерин Василий Николаевич [16] [1754 – 5.4.1825, Москва], генерал-лейтенант (1806). Происходил из дворян Тамбовской губернии. В 1798 произведен в ген.-майоры и назначен командиром Псковского драгунского полка. В 1798 уволен в отставку. С воцарением Александра I вновь принят на службу в 1802 году с определением в Свиту императора. В 1804 году назначен директором Тульского оружейного завода. И был им до 18010 года. Отношения к музыкальным инструментам не выявлено.
Его предшественник Шрейдер фон Трейлебен Еким Ефимович [9, c.76] (1740 - 25.06.1809) – генерал-майор, был командиром Тульского оружейного завода всего несколько месяцев в 1804 году, однако был близок к рассматриваемой теме.
Во первых учился в С. Петербурге в Кадетском училище на Васильевском острове. Во вторых, перед тем как возглавить Тульский оружейный завод, десять лет командовал Сестрорецким оружейным инструментальным заводом.
А Сестрорецкий завод был известен в то время не только своим оружием, но и изготовлением инструментов, в том числе музыкальных, таких как медных тарелок, колоколов и других. А так же, что не маловажно, инструментов по обработке металлов.
Об истории завода пишут: «…В 1766 году …. сестрорецкие оружейники стали изготовлять языки для колоколов, …Медные тарелки для оркестров,…» [10. с.21]. А так же: «…В период царствования Екатерины II …. военные оркестры пополняются новыми инструментами – поперечными флейтами, кларнетами, тарелками, большими барабанами…» [8, с.192]
Так как, в то время, Сестрорецкий завод был единственным предприятием в Петербурге и окрестностях, изготовлявшим музыкальные инструменты, то деловые связи Киршника с заводом, как мастера по ремонту органов, представляется естественными. Тем более что, только с 1806 г. в С.-Петербурге начинает работать фабрика знаменитого органного мастера И.Ф. Винтергальтера. А до этого органные мастера должны были все ремонты делать сами. Не удивительно, что в 1782 году органный музыкант Киршник был одновременно и мастером по ремонту органа.
Изобрести и изготовить опытный образец голосовой планки это только малая часть работы. Для реального музыкального инструмента необходимо изготовить десятки голосовых планок. Логично предположить что, органист Киршник мог заказать их изготовление специалистам по металлу. Лучшего предприятия для этого, чем Сестрорецкий завод, ему было не найти. А когда в 1790 приезжий органист Фоглер (Georg Joseph Vogler)[17] захотел использовать голосовые планки для своего инструмента Оркестриона и на продажу другим изготовителям музыкальных инструментов, то понадобились тысячи планок. Для таких больших партий планок на заводе были нужны инструменты для вырубки проема в планке, матрицы и пуансоны, что удешевляло производство.
Однако в 1802 году, после смерти Киршника, заказы перестали поступать и заводу стало не выгодно содержать эти технологические инструменты. В 1804 году командир Сестрорецкого оружейного завода Шрейдер фон Трейлебен переводится командиром Тульского оружейного завода. Так появились предпосылки к тому, чтобы в Туле оказались инструменты и технология для точного и дешевого изготовления голосовых планок.
Как собирался использовать голосовые планки Шрейдер фон Трейлебен неизвестно, возможно хотел продать в столицу Австрии Вену, откуда он был родом. Однако в 1805 году началась война, а противник России Наполеон захватил Вену. Так или иначе, до 1808 года планки в Туле никак не использовались. А в 1808 году братья Шкунаевы, стали изготавливать русские народные инструменты «свистульки» [5, c.24], которые стала конкурировать с глиняными свистульками народных промыслов игрушек из деревни Филимоново. В архиве Тулы зафиксированы имена братьев Шкунаевых, Алексей и Андрей [3]. На тот момент, они, вероятно, были не совершеннолетними, ведь свистульками тогда занимались только дети [5, c.24].
Увеличение военных заказов, а за тем война 1812-1814 года остановили изготовление этих музыкальных инструментов. Однако после войны Тимофей Воронцов [1], наверняка участник до военных работ, стал изготовлять вначале детские гармоники [12, c.99], а затем к 1820 году и взрослые малые гармони [4, c.44]. А к 1848 году он уже изготавливал на своей гармонной фабрике и малые (4х0) и средние (7х2) и большие (8х4) гармони. [14, c.200]
Петербуржцы Франц Киршник и Еким Шрейдер фон Трейлебен были связаны профессиональными интересами изготовления и ремонта музыкальных инструментов. А так как в 1860 году сгорел архив Сестрорецкого оружейного инструментального завода, использованы косвенные данные. Так же Шрейдер фон Трейлебен был руководителем тульских оружейников, которые впоследствии, стали изготовлять голосовые планки.
Из всего выше изложенного можно сделать выводы, о том, что Шрейдер фон Трейлебен был тем человеком, который организовал перенос изготовления планок из Петербурга в Тулу. Данная работа освещает белое пятно в истории развития музыкальных инструментов в России, описывая, как планки Петербургской гармоники Киршника стали использоваться в Туле.
Рецензии:
19.11.2020, 20:10 Гецевич Андрей Казимирович
Рецензия: Тема статьи интересная. Сам заканчивал музыкальную школу и таких подробностей, надо признать, о строении и производстве музыкальных инструментов не знал. Вместе с тем, структура и название статьи требует доработки. Отдельно необходимо просто вычитать статью (для устранения орфографических и пунктуационных ошибок). Привожу лишь пару предложений, в которых надо делать правки
Во первых, он был из австрийских дворян и наверняка имел родственников в музыкальной Вене где в то время были органист Фоглер компаньен Киршника и органный мастер Мельцель изготовлявший в то время свою ПанГармонику.
инструментов, в том числе музыкальных, таких как медных тарелок,
После того как Киршник изобрел, вручную напильником изготовил пробный образец и испытал его. Ему понадобилось изготовить десятки голосовых планок, для музыкального инструмента Гармоники.
Заявленная в начале статьи историческая проблема - Историческая проблема в том, что Киршник ни с братьями Шкунаевыми ни с Тимофеем Воронцовым явно не общался. - очевидно не имеет ничего общего с проблемой статьи. Поэтому, считаю, что статью необходимо переделать, добавив в нее заявленные исторические документы, продумав структуру.