Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 24.05.2021.
Просмотров - 219

Методы развития координационных способностей у баскетболистов 8-11 лет в группах начальной подготовки с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей

Гаврилов Николай Павлович

магистрант

АОУ школа № 10 г. Долгопрудного, магистрант группы ФКм-1701-01-20 ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» Педагогический институт, г. Киров

заместитель директора по АХЧ, учитель физической культуры, тренер по баскетболу, Кафедра спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры, г. Киров

Вавилов Алексей Леонидович Доцент, преподаватель кафедры спортивных дисциплин и методики обучения, «Вятский государственный университет» Педагогический институт Кафедра спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры, г. Киров


Аннотация:
В статье рассмотрены основные методы развития координационных способностей и дана оценка их эффективности по применению к младшим школьникам 8-11 лет с учетом их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Результат: наиболее эффективным методом в начальных группах подготовки является игровой, он полностью соответствует особенностям детей в младшем школьном возрасте.


Abstract:
The article considers the main methods of developing coordination abilities and assesses their effectiveness when applied to primary school children aged 8-11 years, taking into account their anatomical, physiological and psychological characteristics. Result: the most effective method in the initial groups of training is the game, it fully corresponds to the characteristics of children in primary school age.


Ключевые слова:
методика; координационные способности; баскетбол; учебно-тренировочный процесс; анатомо-физиологические особенности; начальная подготовка; игра

Keywords:
methodology; coordination abilities; basketball; training process; anatomical and physiological features; initial training; game


УДК 796

Введение

В физическом воспитании учащихся спортивные игры имеют важное значение. Они способствуют формированию не только необходимых умений и навыков, воспитанию физических качеств, но и как любое противоборство способствуют развитию навыков взаимодействия. Баскетбол относят к виду сложно-координационных спортивных игр с большим количеством перемещений, физическим контактом в противоборстве с соперником, постоянной сменой игровых действий, осуществляемых в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях. Такие характеристики игры требуют от баскетболистов проявления высокого уровня развития координационных способностей.

Развитие координационных способностей в игровых видах спорта, включая баскетбол, способствует повышению уровня технико-тактической и кондиционной подготовленности игроков: результативности, стабильности и экономичности выполнения двигательных действий в игре [1]. В соответствии с Федеральным стандартом [2] спортивной подготовки по виду спорта баскетбол, оптимальным возрастом для развития координационных способностей у баскетболистов – является диапазон от 8 до11 лет, далее баскетболисты переходят на следующий этап спортивной подготовки – этап спортивной специализации, который требует от игроков определенного уровня спортивной подготовки, что в дальнейшем будет способствовать росту их достижений в соревновательной деятельности.

Актуальность. В настоящее отсутствует единство взглядов специалистов на методическую последовательность для развития координационных способностей у баскетболистов 8-11 лет, существует много исследований на эту тему, они достаточна обширные и требует систематизации накопленных трудов в единое целое.

Цель данного исследования – определить эффективную методику развития координационных способностей у баскетболистов 8-11 лет в группах начальной подготовки с учетом особенностей их развития.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: выявить специфику координационных способностей, изучить анатомо-физиологические и психологические особенностей детей 8-11 лет и их влияние на координационные способности, осуществить анализ средств и методов развития координационных способностей у баскетболистов, провести анализ и обобщение наиболее эффективных методик для развития координационных способностей.

Методы и организация исследования. При написании работы автор использовал специальную литературу по данной теме, на основе анализа и структурировании которой был сделан анализ, сравнение и написано заключение.

Научная новизна заключается в том, что данное исследование раскрывает взаимосвязь анатомо-физиологических и психологических особенностей при развитии координационных способностей у юных баскетболистов.

Методология и результаты исследования

Во многих игровых видах спорта одним из определяющих факторов спортивного мастерства является сочетание быстроты и целевой точности. Тренировка точности в сочетании с быстротой - важное направление в работе с юными спортсменами. Развитие скоростно-точностных качеств у юных баскетболистов в немалой степени зависит от возрастных особенностей восприимчивости к овладению соответствующими навыками [3]. Координационные способности:это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях [4].

Координационные способности можно разделить на три основных вида: специальные, специфические и общие [5]. Специальные координационные способности, это способность занимающегося выполнять общие задачи, например бег, метание, плавание, ходьба, чаще всего развить такие способности возможно благодаря учебно-тренировочному процессу, такие способности можно характеризовать, как базовые. Специфические способности, это способность выполнять частные задания, например держать равновесие в разных позах и условиях, соблюдать ритм движений, хорошо ориентироваться в пространстве, такие способности чаще всего зависят от врожденных задатков, их тоже необходимо развивать, подбирая нужную методику. Под общими координационными способностями понимают обобщенные специфические и специальные способности ребенка, таким образом определяя общий уровень подготовки спортсмена к выполнению сложных технико-тактических перемещений во время игры.

Специальные – бег, ходьба, ползание, лазание, плавание, коньки, велосипед, гребля, метание, толкание ядра, (игровые: борьба, бокс, фехтование, баскетбол, волейбол, футбол);

Специфические – способность к ориентированию в пространстве, равновесие, ритм, способности к реагированию, быстроте перестроения двигательной деятельности, способности к согласованию движений, произвольное мышечное напряжение и статокинетическая устойчивость.

Общая координационная готовность в большей мере проявляется у детей младшего и среднего школьного возраста, именно в этот период будет целесообразно развивать данные способности, тем самым работать на результат в будущем развитии спортсменов и развитии их конкурентоспособности в соревновательной деятельности.

 Координационных способности могут значительно отличаться у мальчиков и девочек, у детей разных возрастных групп. У одного и того же ребенка какая либо способность может быть наиболее развита, например ребенок может отлично плавать и бегать, но при этом плохо метиться в цель, либо ребенок может иметь неплохой результат в воспроизведении движений заданного ритма, но отличаться при этом низким результатом на ориентацию в пространстве. Исходя из этого необходимо выстраивать учебно-тренировочный процесс ориентируясь на возможности каждого ребенка, необходимо изучить потенциальные и актуальные возможности каждого учащегося.

На развитие координационных способности оказывают существенное влияние анатомо-физиологические и психологические особенности занимающегося. Категория детей от 8 до 11 лет относится к группе младшего школьного возраста. Основными анатомо-физиологическими особенностям являются [6]:

–     стабилизация роста;

–     большая выносливость сердечно-сосудистой системы;

–     увеличение мышечной массы;

–     постепенное уменьшение частоты пульса (о 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту);

–     увеличение артериального давления (110/70 мм рт. ст.);

–     увеличение скопления жировых клеток в области груди и живота;

–     окончательное формирование потовых желез;

–     продолжается постепенное окостенение скелета;

–     постепенно увеличивается объем грудной клетки;

–     смена молочных зубов;

–     быстрая утомляемость мышц, особенно при выполнении однообразных действий;

–     к 10 годам заканчивается развитие эндокринной системы, под действием гормонов происходит постепенное появление признаков полового созревания;

–     высокая двигательная активность.

Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга, усиливаются функции коры головного мозга, созревают отделы лобной доли головного мозга, а в организации целенаправленных двигательных актов значимая роль принадлежит лобным отделам головного мозга. Развитие нервной системы характеризуется расширением аналитических возможностей, ребенок размышляет над своими поступками и поступками окружающих. Однако в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Каждый тренер должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать их в работе:

–     повышается познавательная активность, появляется стремление к самореализации;

–     доверчивое подчинение авторитету;

–      повышенная восприимчивость;

–      нервно-психическая ранимость;

–     преобладает наглядно-образный тип мышления (обращают внимание на все яркое);

–     запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении и силе впечатления акта восприятия [7];

–     начинает овладевать рефлексией — способностью рассматривать и оценивать собственные действия;

–     начинают интересовать результат игры;

–     слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость [8].

Одними из наиболее важных особенностей детей младшего школьного возраста можно считать быструю утомляемость мышц, особенно при выполнении однообразных действий и преобладание наглядно-образного типа мышления. Следует учитывать данные особенности при анализе методов развития координационных способностей и при построении учебно-тренировочного процесса.

Существуют четыре основных метода развития координационных способностей (табл.1)

Таблица 1. Основные методы развития координационных движений

Основные методы развития координационных движений

Стандартно-повторного упражнения

Вариативного упражнения

Игровой

Соревновательный

– повторное выполнение заданного движения;– не изменяется нагрузка и условия выполнения;

– изменение воздействующих факторов по ходу выполнения движения;– изменение условий выполнения упражнения;

– с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями;

– метод закрепляющий пройденный материал;– побуждает желание совершенствовать умения и двигательные навыки;

Вывод: метод подходит для регламентированного по времени применения, в соответствии с анатомо-физиологической  особенностью, повышена утомляемость от часто повторяющихся действий

Вывод:– приходит на смену стандартно-повторному упражнению– метод необходимо применять сопряженно с игровым и соревновательным

Вывод: наиболее эффективный метод для детей в возрасте 8-11 лет. Процесс игры вызывает большой интерес у младших школьников, так же существует заинтересованность в результате

Вывод: метод становится эффективным, после того как общие координационные способности наиболее высокого уровня

Заключение

Изучив специфику координационных способностей, анатомо-физиологические и психологические особенности детей 8-11 лет и их влияние на координационные способности, проведя анализ средств и методов развития координационных способностей у баскетболистов, можно сделать вывод о том, что наиболее эффективной  методикой развития координационных способностей в младшем школьном возрасте  является – игровая. В игровом методе можно применять вариативные упражнения, тем самым совершенствуя технику и точность выполнения движений, дети младшего школьного возраста лучше воспринимают информацию через игровую форму. Учебно-тренировочный процесс длительностью 60 минут может иметь следующую последовательность: стандартно-повторное упражнение – продолжительность 10 минут от занятия, вариационные упражнения со сменой факторов по ходу выполнения – 10-15 минут, игра – 30 минут, подведение итогов, аналитика – 5 минут. Важно применять индивидуальный подход к каждому занимающемуся, суть индивидуального подхода заключается в глубоком знании особенностей и возможностей учащихся.

Данное исследование имеет возможность дальнейшего развития, учитывая высокую значимость развития координационных способностей необходима разработка новых методик обучения, которые будут в дальнейшем успешно адаптированы в педагогической деятельности, для достижения наивысших результатов. Новые методики могут быть основаны на применении современных средств обучения: интерактивные доски, приложения в смартфоне, видеосъемка, что позволит расширить возможности благоприятного воздействия на учащихся младших классов и еще больше повысить их интерес и стремление к обучению.

Библиографический список:

1. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – С. 30. – URL: https://ksderbenceva.ucoz.ru/dokumenty/koordinacionnye_sposobnosti_diagnostika_i_razvitie.pdf
2. Федеральный стандарт. Федеральный стандарт по виду спорта баскетбол [Электронный ресурс] : приложение №1, – федеральный стандарт: [зарегистрирован 10 июля 2013 года]. – в ред. 23 июля 2014 года – UPL: http://docs.cntd.ru/document/499025755
3. Голомазов С.В., Сковородникова Н.В. Возрастная динамика проявления быстроты и целевой точности у школьников и юных баскетболистов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2000. – № 1(январь). – С. 28-29. – URL: http://bmsi.ru/doc/e3b1f84e-5c71-4f56-a84e-86ec5eccc485
4. Гелецкий В.М. Теория физической культуры и спорта [Текст] : Учебное пособие / В.М. Гелецкий – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – С. 156. – URL: http://diss.seluk.ru/m-kulturologiya/474950-1-geleckiy-teoriya-fizicheskoy-kulturi-sporta-uchebnoe-posobie-krasnoyarsk-2008-avtor-sostavitel-geleckiy-kpn-professor-kafedri-t.php
5. Лях В.И. Указ. Соч.
6. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Характерные заболевания и их профилактика [Электронный ресурс]: сайт Студопедия – URL: https://studopedia.ru/6_107131_vozrastnie-anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-detey-mladshego-shkolnogo-ovzrasta---let-harakternie-zabolevaniya-i-ih-profilaktika.html
7. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника [Текст] / М. К. Апетян // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243-244. – URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/
8. Ильина Л.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста // Социальная сеть работников образования «Наша сеть», – опубликовано 04.06.2015 – URL: https://nsportal.ru/




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх