Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №102 (февраль) 2022
Разделы: Литература, Маркетинг
Размещена 21.02.2022.
Просмотров - 1065

ТЕХНОЛОГИИ КНИЖНЫХ БЛОГГЕРОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ИНСТАГРАМ

Пивоварова Полина Олеговна

магистр

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

студент

Смирнов Алексей Викторович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой рекламы, Высшая школа печати и медиатехнологий, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна


Аннотация:
Блогосфера в течение последних нескольких лет подвергается активному развитию в социальной сети Instagram. Интерес русскоязычного сегмента на данной платформе к текстовому оформлению аккаунта спровоцировал появление блоггеров, делящихся с аудиторией обзором на классические или современные произведения разных жанров литературы. Была произведена классификация популярных блоггерских жанров и выявлены популярные типы книжных блоггеров. Проанализированы причины доверия пользователей Instagram к книжным блоггерам. Рассчитан коэффициент вовлеченности популярных ниш в книжном блоггинге и объяснены маркетинговые факторы, связанные с продвижением личного аккаунта в Instagram. Особое внимание в данной статье акцентируется на взаимодействии издательских домов с аккаунтами книжных блоггеров. Выяснено, что книжные блоггеры выступают посредниками между издательствами и пользователями Instagram, способствуя уровню сбыта книжной продукции.


Abstract:
The blogosphere has been actively developing in the social network Instagram over the past few years. The interest of the Russian-speaking segment on this platform in the text design of the account provoked the emergence of bloggers who share with the audience an overview of classical or modern works of different genres of literature. Popular blogging genres were classified and popular types of book bloggers identified. The reasons for the trust of Instagram users to book bloggers are analyzed. The engagement rate of popular niches in book blogging was calculated and the marketing factors associated with promoting a personal Instagram account were explained. This article focuses on the interaction of publishing houses with book bloggers' accounts. Book bloggers have been found to act as intermediaries between publishers and Instagram users, promoting book sales.


Ключевые слова:
книга; издательство; социальные сети; Instagram; популяризация чтения; книжный блоггер; вовлеченность; блоггер

Keywords:
book; publishing; social media; Instagram; popularizing reading; book blogger; engagement; blogger


УДК 339.138

Введение

На сегодняшний день значительно ускорилось падение тиражей печатных изданий. Читатели, привыкшие покупать печатное издание, не находили определенную книгу на стеллажах книжного магазина. Стремительное развитие Интернета привело к тому, что читатели начали активно пользоваться элетронными девайсами.

Экономические трудности в стране сказываются на финансировании издательств: расход на полиграфию, падение доходов от рекламы. Современным книжным издательствам необходимо продумать другие информационные каналы связи с читателями.

Актуальность

На сегодняшний день издательства ищут авторов в Интернете, читатели «знакомятся» с новыми писателями не в книжном магазине, а на специальных форумах и в социальных сетях. Здесь данную задачу решают книжные блоггеры, благодаря которым повышается узнаваемость издательства, автора и самой книги среди читательской аудитории.  Актуальность данного исследования состоит в том, что ранее подробно не рассматривалась деятельность книжных блоггеров в социальных сетях.

Цель

Выявить популярные жанры литературы среди книжных блоггеров и показать какие технологии наиболее часто используют книжные блоггеры в социальной сети Instagram.

Задачи

Проанализировать и изучить рынок книжных блоггеров в социальной сети Instagram.

Материалы и методы

В статье использованы материалы, полученные из научных интернет-ресурсов и публикаций в периодических изданиях. При написании был использован метод сбора, сравнительного анализа и обобщения полученных материалов по исследуемой теме.

Научная новизна

Выявление инструментов продвижения книжных блоггеров: по жанровому своеобразию, по текстовому восприятию, по привлечению целевой аудитории с помощью вирусного маркетинга.

Основная часть

Блогосфера – это зеркало общественного мнения, в котором отражаются проблемы и трудности молодых людей, представленные на всеобщее обозрение. Исследование блогосферы является удачным способом для изучения реакции пользователей на общественные или мировые события, на появление новых товаров, на изменения мнений большинства Интернет-пользователей.

На сегодняшний день блоггеры занимают лидирующую позицию наравне со СМИ. Люди формируют свои ценности и взгляды, ориентируясь на мировоззрение и оценку значимого блоггера, поскольку именно блоггеры являются кумирами молодежи, как ранее были исполнители эстрады или спортсмены. Это связано с тем, что они не боятся высказывать свое мнение на широкую аудиторию, имеют специализированные знания в каких-либо вопросах, которые помогут улучшить жизнь пользователя.

С социальными сетями взаимодействует большое количество пользователей Интернета, поэтому они привлекают внимание рекламодателей. Социальные сети перестали быть просто средством общения, и на сегодняшний день являются инструментом для бизнеса: привлечение внимания потенциальной аудитории к товару, формирование имиджа, сбыт продукции.

Согласно данным Global Digital 2021 количество пользователей в социальных сетях увеличилось на 5.1% по сравнению с прошлым годом. В 2021 году социальные сети использует 67,8% населения России (99 млн человек), большинство из которых проводят ежедневно в социальных сетях по 2 часа 28 минут [6]. Самыми популярными площадками оказались: YouTube — используют 85,4% пользователей, VK — 78% и Whatsapp — 75,8%, Instagram — 61,2%, Одноклассники — 47,1%. Несмотря на то, что Instagram оказался на четвертом месте, данная платформа ежедневно привлекает большое количество новых пользователей, что в дальнейшем способствует увеличению прибыли у рекламодателей и предпринимателей.

Большинство пользователей Интернета предпочитают заводить личный блог в Instagram, а не «ВКонтакте». Этим объясняется политика данной социальной сети. Instagram, как правило, основывается на персонализации пользователя, в то время как «ВКонтакте» носит общественный характер, где популярны тематические группы («Книги», «Шедевры литературы», «Типичный книголюб»).

Социальная сеть Instagram появилась в магазине приложений App Store 6 октября 2010 г. Изначально Instagram задумывалась как социальная сеть для обмена фотографиями. В дальнейшем у русскоязычного населения платформа приобрела интерес к текстовым записям — постам. Специалисты информационного агентства РБК связывают это с российской культурой [2]. Система образования в России предполагает получать знания из учебников, следовательно в дальнейшем, люди осознают, что текст единственный правильный источник информации. Немаловажным является факт, что в России специфическая визуальная система, подразумевающая «главное смысл, а не картинка». Таким образом, российский сегмент Instagram’a оказался идеальной платформой для развития сферы книжных блоггеров.  

Блоги Instagram набирают популярность и на данный момент классифицировать типы блогов в Instagram можно следующим образом [7]:

  1. информационные (Lifestyle – блог, Бьюти – блог, фэнш – блог, travel – блог, Фитнес/фуд- блог);
  2. образовательные (маркетинг, искусство, обучение иностранным языкам, подготовка школьников к ЕГЭ);
  3. блоги, посвященные общим интересам (юмор).

Кто же такие книжные блоггеры? Книжным блоггером в Instagram можно считать человека, который рассказывает об изданиях, заинтересовавших автора блога, о книжных новинках в издательствах или часть аккаунта посвящена более широкому жанру блога, но в блоге появляются публикации на подобную тематику.

Книжным блоггером может выступать специалист с филологическим или лингвистическим образованием, также и любитель чтения, обладающий огромной базой знания в книжном деле. Книжный блоггинг в Instagram является гендерно-окрашенной тематикой, как правило, автором блога и целевой аудиторией выступают женщины.

Вопрос о возможности книжных блоггеров влиять на продукцию сбыта в сфере издательского рынка оказывается значимым в условиях повешенного интереса пользователей Instagram к мнению блоггеров в принципе и том, сколько информации о каждом издании аудитория читает в Интернет-пространстве. Популярность книжных блоггеров в Instagram позволяет предположить, что для некоторых любителей чтения мнение книжного блоггера служит источником достоверной информацией, ориентирующей на издательском рынке.

Процесс трансляции блоггером личной жизни, опыта, обмен полезной информацией воспринимается пользователями как открытость, общительность, честность. Благодаря этому у пользователей возникает доверие к блоггеру, аудитория уверена в достоверности полученной информации и в том, что позиция блоггера будет идентична их собственным представлениям. На уровень доверия также влияют числовые показатели аккаунта: количество публикаций, подписчиков, отметок «Мне нравится» и комментариев.

Маркетинг в социальных сетях меняет отношения между издательством и читателем. В сфере книгоиздательского бизнеса доминируют не прямые продажи, а взаимно построенный диалог между блоггером и аудиторией. Выступая в качестве посредника между издательством и читателем, блоггер выстраивает доверительные отношения с подписчиками и адаптируют информацию об издании под свою аудиторию [5].

Совместный маркетинг в последнее время стал распространенной деятельностью в Instagram. С его помощью можно увеличить прибыль от продаж товара, экспертность в блогговской сфере, удовлетворить потребность аудитории новым товаром, переход от одноразовой сделки к долговременному сотрудничеству. Совместный маркетинг книжного блоггера строится на объединении ресурсов с издательством, автором или книжным магазином на бартерной или коммерческой основе.

Причиной обращения Instagram пользователей к книжным блоггерам является основание получить необходимую о книгах от эксперта в данной области. К книжному блоггеру обращаются при незнании «что почитать», стремлении расширить круг чтения.  

Несмотря на то, что знания книжных блоггеров помогают пользователям лучше ориентироваться в новых книгах, выпускаемых издательством и в литературе, как виде искусства (многие книжные блоггеры имеют филологическое или лингвистическое образование, например @tatsiana_kashkan, @knigagid), блогерская сфера на данном этапе своего становления.  

В свою очередь книжных блоггеров в Instagram можно разделить на определённые категории:

  1. «Разножанровый» блог — первостепенное направление в нише книжных блоггеров. В данной сфере блоггер анализирует произведения литературы различных видов (художественную, документальную, мемуарную, научно-популярную литературу), опираясь на личные предпочтения.
  2. Детские книги — блоггеры, которые рассказывают о детских книгах. Аккаунты с обзором на детские книги отличаются высокой вовлеченностью аудитории. Пользователи (преимущественно женская аудитория) активно оставляют комментарии и «лайки» под публикациями.
  3. Фэнтези— блоггеры делятся информацией о книгах фантастического жанра. В данной нише блоггеры обладают небольшим числом подписчиков (1 000 – 5 000 тыс). Стоит отметить, что в жанре фэнтези встречаются «лайки» и комментарии от мужской аудитории.

Сравним вовлеченность аудитории блоггера, делающего обзор на книги фантастического жанра (@Julia__reads), блоггера, отдающего предпочтение произведениям разной тематики (@elena_nemecz) и блогера, который помогает ориентироваться в мире детской литературы (@mama_mishonka).

Таблица № 1. Количественные показатели книжных блоггеров

Количественные показатели

@angelf.book

@elena_nemecz

@mama_mishonka

Подписчики

1 108

21,8 тыс.

490 тыс.

Посты

472

611

4 116

Среднее число оценки «Мне нравится» к одному посту

178

1 510

7 911

Среднее число «Комментариев» к одному почту

40

92

176

Используя данные в таблице, рассчитаем ER (коэффициент вовлеченности) для каждого аккаунта по формуле: ER= (лайки+комментарии) : число подписчиков х 100%. Подсчеты проводились по последним постам за ноябрь 2021, учитывались как фото, так и видео публикации. У блогера @angelf.book коэффициент вовлеченности равен 25 %, у «@elena_nemecz» — 6%, у @mama_mishonka— 16%. Разница между блогами значительна и, учитывая правило об ER — чем больше подписчиков, тем меньше уровень их вовлеченности —показательная статистика доказывает, что коэффициент вовлеченности аккаунтов с разным числом подписчиков и тематикой блогов находится на нужном уровне. Однако у детского книжного блоггера, несмотря на большое число подписчиков ER остается высоким. На это есть несколько причин: уникальность текстового и визуального контента.  Как было сказано выше, семейные аккаунты относятся к популярной блогерской нише, поэтому «мамы-блогеры» популярны среди Instagram пользователей. Евгения (@mama_mishonka) расширила тематику текстовых публикаций и, помимо обзора на детские книги, блоггер делится историями о семейной жизни, о развитии и воспитании ребенка. Визуальное оформление аккаунта отличается индивидуальностью. Главным героем фотографий становится ребенок, книга занимает в профиле второстепенную роль. При обзоре на детское издание на фотографиях блогера изображены ребенок и книга, тем самым, подписчики видят неразрывную связь между книжкой и детской тематикой блога.

Книжный блоггер в Instagram оставляет рекомендательный отзыв в большинстве случаев только на издания популярных авторов (Ирвин Ялом, Герман Гессе). С этим фактором связана заинтересованность подписчиков в оставлении обратной связи в виде лайков и комментариев. Рекомендательный отзыв на новую книгу автора-дебютанта блоггер оставляет в нескольких случаях: 1) розыгрыш книги; 2) марафон; 3) бартерное или коммерческое сотрудничество с писателем. Перечисленные действия способствуют повышению узнаваемости аккаунта блоггера и к увеличению числа подписчиков.  В социальных сетях лучше продвигаются книги, ориентированные на массового читателя, поскольку маркетинг в социальных сетях (SMM) подразумевает вирусный маркетинг, когда пользователь начинает активно делиться книгой или новой информацией со своей аудиторией [1].

Блоггер прилагает немалые усилия для развития своего Instagram-аккаунта. Ниже перечислены самые популярные посты:

— список книжных покупок: «Показываю свои книги(новые) от редакции Елены Шубиной» (@elena_nemecz), «Буду читать в сентябре» (@elena_nemecz), «Книжные покупки» (@tatsiana_kashkan), «Идеальные книги на осень» (@read_with_nika). Подобные посты отличаются высокой вовлеченностью пользователей, которые делятся своим мнением о прочитанном произведении и активно лайкают публикацию.

— обзор на определенную книгу. Самая популярная тема постов среди книжных блоггеров. Именно отзыв на книгу служит определенным критерием, показывающим подпишется ли пользователь на аккаунт, поскольку в таком посте раскрываются индивидуальные качества блоггера: стиль письма, применение языковых фигур и средств выразительности, правильное раскрытие сюжета и фабулы произведения. Благодаря доверию и лояльности аудитории, блоггер не боится высказывать свое мнение на широкую аудиторию: «...Как бы я не любила Короля ужасов, но даже его объемные произведения утомляют меня…» (@magic.story), тем самым, привлекая к своему блогу пользователей с аналогичными суждениями.

— конкурсы, марафоны: «Марафон книжных премий» (@read_with_nika), «Дарим 15 книг» (@polly.reads), «Кому эксклюзивную классику в подарок?» (@lesenka1806). Правила участия очень просты: подписаться на аккаунт, сделать репост записи, оставить комментарий или хештег.

— заметки из жизни. Блоггер разбавляет «книжный» контент записями о своей жизни: «Я помню этот день как сейчас» (@tatsiana_kashkan), делится своими мыслями, устраивает «Пост знакомство», и как следствие, становится ближе к аудитории.

— реклама. В тексте публикации блоггеры указывают: издательство — «Вместе с @azbooka_inostranka дарим 5 книг «Архивы Дрездена» Джима Батчера для пятерых счастливчиков!» (@anya.bookspace), магазин, где было приобретено издание — «Спасибо @knizhniki_ru за книгу» (@elena_nemecz), «Мы вместе с @chitai_gorod дарим вам «Счастливый код»…дает вам скидку 15% на весь ассортимент во всех розничных магазинах сети» (@knigagid). Для популярных книжных блоггеров реклама является средством заработка.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Самой востребованной нишей среди книжных блоггеров является детская литература. Это подтверждается числом подписчиков, количеством лайков и комментариев под постом блоггера. Блоггерские технологии в Instagram для каждой ниши отличаются своей спецификой. Отличительная черта книжного аккаунта — это посты, посвященные обзору на литературное произведение и списку книжных покупок.

Библиографический список:

1. Мангобе М.М. особенности интернет-магазина и эффективные способы его продвижения // В сборнике: Общество. Наука. Инновации (НПК-2018) сборник статей XVIII Всерос. науч. Прак. Конф. (Киров, 02–28 апреля 2018 года. — Киров, 2018. — С. 1473 - 1480.
2. Почему в России так популярны текстовые блоги в инстаграме. 2021 [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое медиа РБК. 27 ноября 2019. — URL: https://runet.rbc.ru/materials/pochemu-v-rossii-tak-populyarny-tekstovye-blogi-v-instagrame/ (дата обращения: 17.11.2021).
3. 25 instagram аккаунтов о книгах и литературе, на которые стоит подписаться [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://miridei.com/idei-dosuga/kakuyu-knigu-pochitat/30_russkoyazychnyh_akkauntov_ instagram_o_knigah_i_ literature_na_kotorye_stoit_podpisatsya/ (дата обращения: 15.11.2021)
4. Эта книга была не просто прочитана, а самым натуральным образом проглочена Санькой за 1 день! // mama_mishonka: аккаунт в Instagram. — 2021. — 17 ноября. — URL: https://www.instagram.com/mama_mishonka/?hl=ru (дата обращения: 17.11.2021).
5. Criswell Jamie. Deconstructing Social Media: An Analysis of Twitter and Facebook Use in the Publishing Industry // Jamie Criswell, Nick Canty // Publishing Research Quarterly. — 2014. V.30. № 4. — P. 352–376.
6. DIGITAL 2021: GLOBAL OVERVIEW REPORT. 2021. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-report [Электронный ресурс] (дата обращения: 15.11.2021).
7. Elega A.А., Bahire Efe Özad. Has Blog Reader–Focused Research Evolved? // SAGE Publishing, 2020. Vol.10. № 4. P.1 — 13.




Рецензии:

28.02.2022, 18:59 Нигматова Лолахон Хамидовна
Рецензия: С развитием информационных технологий , компьютера и социальных сетей , таких как Инстаграмм, Твитер и тд одной из актуальнейших тем встает вопрос о чтении художественной литературы молодым поколением. Актуальность данного исследования в том , что до сегодняшнего дня не рассматривалась деятельность книжных блоггеров в социальных сетях. Поставленные цели достигнуты, задачи решены. Статью рекомендую к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх