Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: История, Культурология, Регионоведение, Антропология
Размещена 07.09.2022.
Просмотров - 129

Татуировка народа айну на островах Сахалин и Хоккайдо

Шуляр Эллина Юрьевна

First Class tattoo shop

тату-мастер

Аннотация:
В статье автор рассматривает татуировку народа айну на островах Сахалин и Хоккайдо. Айну были первыми жителями Японии и использовали татуировку не только в декоративных целях, но и для реализации функций социальной идентификации и защиты. Мужчины и женщины народа айну были в татуировках. У незамужних женщин татуировки располагались у рта, у замужних – на щеке. Эта традиция сохранилась до недавнего времени, несмотря на ее запрет в 1871 году. Мужчины делали татуировки, чтобы защитить себя от духов. В то время татуировка также обозначала их принадлежность к определенному клану или профессии. Автор анализирует историю татуировок народа айну с точки зрения трансформации японского общества.


Abstract:
In this article, the author examines the tattoo of the Ainu people on the islands of Sakhalin and Hokkaido. The Ainu were the first inhabitants of Japan and used tattoos not only for decorative purposes, but also for the implementation of social identification and protection functions. The men and women of the Ainu people were tattooed. Unmarried women had tattoos near their mouths, married women had tattoos on their cheeks. This tradition has been preserved until recently, despite its ban in 1871. Men got tattoos to protect themselves from spirits. At that time, the tattoo also denoted their belonging to a certain clan or profession. The author analyzes the history of tattoos of the Ainu people from the point of view of the transformation of Japanese society.


Ключевые слова:
татуировка; японский стиль; народ айну; Сахалин; Хоккайдо; этнические верования

Keywords:
tattoo; Japanese style; ainu; Sakhalin; Hokkaido; ethnic beliefs


УДК 391.91

Введение.

Татуировка вызывает большой интерес у антропологов, этнологов, историков и археологов, однако генезис этой практики в отдельных направлениях далек от получения ответов на все интересующие человечество вопросы и до сих пор хранит много секретов. Татуировка является не просто цветной пигментной маркировкой, закрепленной на теле: это символические знаки, пронизанные религией и суеверием, а также насыщенные образами, имеющими специфическое значение.

Некоторые из татуировок могут иметь идентичный характер в той мере, в какой они являются общими для определенной группы населения. Таким образом, они указывают на свою принадлежность к одной и той же этнической группе. Кроме того, татуировка с древних времен была систематическим элементом идентификации до такой степени, что даже Плиний писал о тату как о наследственном признаке, свойственном определенным группам населения [1, c. 313].

Изначально татуировки обладали защитным свойством, ибо они представляли собой своего рода постоянные амулеты, нанесенные на обнаженную плоть. Татуировки были указателями для верной идентификации человека, одновременно обладающими профилактическими и лечебными свойствами против материальных недугов и вредных воздействий. Татуировка развивалась с цивилизациями, и даже в наши дни она остается важным явлением, воспроизводящим факты, нашедшие отклик в различных социальных классах.

Достижения в области археологии способствовали расширению наших знаний, касающихся не только древности и распространения, но и значения татуировки. Это позволило понять, что истоки различных фигуральных изображений тату-символики очень древние, это культурный след, который можно найти практически во всех древних цивилизациях, отголоски которых до сих пор можно найти в оторванных от тенденций глобализации и социума племен отдельных народностей.

Актуальность.

Татуировка в японском стиле – один из самых любимых стилей татуировки на Западе. Акт татуировки, называемый «Хоримоно» (буквально «выгравировать» на японском языке), действительно является практикой, связанной в Японии с обрядами предков. История татуировки особенно богата в Японии: археологи находят следы практики модификации тела в цивилизации айну, которая была коренным населением Японии, первыми жителями архипелага, потомки которой до сих пор проживают на территории российского острова Сахалин (по данным последней переписи населения 109 человек) и японского острова Хоккайдо (данные о численности айнов в Японии разнятся: от 25 до 200 тысяч человек) [2, с. 131].

Японская татуировка насчитывает несколько тысяч лет. Несмотря на долговечность этой традиции, искусство татуировки все же столкнулось с несколькими трудностями до сегодняшнего дня. Сначала она практиковалась специально для мужчины, в социальных целях. Это делается для того, чтобы различать ранг, религию и клан.

Считается, что татуировка впервые практикуется народом айнов, первыми народами Японии. Хотя эта традиция олицетворяет красоту и элегантность, татуировка пережила период, когда она потеряла свое благородство. Действительно, в период Эдо и эпохи Кофуна он использовался для обозначения и наказания преступников. В 1868 году, в эпоху Мэйдзи, татуировки были категорически запрещены. Тем не менее, имидж тату изменился, и эта практика снова была легализована в 1945 году. Во всем мире традиционный японский стиль татуировки считается произведением искусства, поскольку выполнение тату в этом стиле требует большого терпения. Кроме того, каждое изображение и мотив представляют собой точные и культурные значения.

Таким образом, его носитель является воплощением фрагмента этой японской культуры, которую он продолжает увековечивать во время своей смерти.

Цели, задачи, материалы и методы.

Целью статьи является анализ особенностей татуировки народа Айну на островах Сахалин и Хоккайдо. Для достижения данной цели в статье решаются следующие задачи:

1. Изучить историю народа айну.

2. Выявить особенности татуировок народа айну.

3. Проследить динамику отношения к татуировкам народа айну.

Материалом для исследования послужили научные исследования, исторические документы, фотографии, тем или иным образом затрагивающие тему работы. В качестве методов исследования использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования.

Научная новизна.

Научная новизна состоит в анализе явления татуировки айну с точки зрения социокультурных факторов трансформации японского общества и исторических эпох. Айны были населением доисторического происхождения (периода Дземон в японской истории), живущим в основном на северо-востоке Японии, между японским островом Хоккайдо и русским островом Сахалином. Подобно американским индейцам или австралийским аборигенам, этническая группа айнов сегодня превратилась в этническое меньшинство Японии (на территории России их проживает всего чуть более сотни человек), они сильно отличаются от японцев и узнаваемы по своему небольшому росту, более темному цвету лица, крепкому телосложению и коротким конечностям. Эти характеристики стоят того, чтобы они, их язык и социокультурные особенности были предметом теорий о том, что они являются предками инуитов.

Постепенная колонизация Японии Ваджинами (японцами, которые не были не выходцами с архипелага), начавшаяся с пятнадцатого века, частично определила судьбу практики нанесения татуировок айнами, которые использовали их в основном для украшения женских лиц. Таким образом, женщины народа айну делали татуировку на верхней части бровей и на контурах губ в виде макияжа. Данные татуировки наносились в очень юном возрасте, начиная с периода полового созревания или даже в возрасте 6-7 лет, и продолжались наноситься постепенно вплоть до замужества девушки. Татуировку делали на лице, имитируя усы воина над верхней губой. У айнов действительно были более обильные волосы, чем у японцев, что считалось признаком красоты. Мужчины носили длинные бороды и усы, которые замужние женщины имитировали с помощью татуировки. Татуировка айну также наносится на руки, кисти рук в виде криволинейных геометрических узоров в виде племенных переплетений. Эти татуировки в виде ножен на предплечьях женщинам приходилось скрывать от мужчин, иначе возникала угроза большого несчастья. Они частично были связаны с обозначением социального статуса.

Помимо ее эстетических достоинств, татуировка, как это часто бывает в примитивных культурах, играла защитную функцию для носительницы и ее семьи. Татуировка на верхней губе, в частности, являлась символом зрелости, обретающей свою окончательную форму на свадьбе. Согласно верованиям айнов, татуировка обеспечивала жизнь после смерти и место среди предков. Поэтому узоры наносились от кончиков пальца до локтя: считалось, что после смерти именно эти тату защищали от мучительной жизни в потустороннем мире. Доказательством данного тезиса является то, что археологи нашли «татуированные» глиняные статуэтки, в обязанности которых, согласно верованиям народа айну, входило защищать и сопровождать умершего в загробной жизни [3, c. 67].

Мужчины айну также украшали лица и тела татуировками. Это было необходимо не только для воинов, но и для рыбаков, ведь японцы вели подводный промысел рыбы и ракушек. Таким образом, они украшали свои тела, чтобы защитить себя от крупных рыб.

Прибытие японских поселенцев с материка отбросило все традиции айнов, которые изначально были распространены по всему архипелагу в северной Японии, где они постепенно исчезали, включая женскую татуировку, которая в то время была запрещена. Также были запрещены и другие обычаи: ношение сережек, поклонение медведю и пр. Культурное и религиозное влияние буддизма, пришедшего из Китая и Кореи, в значительной степени способствовало в период между седьмым и восьмым веками, придавая татуировке негативный оттенок при восприятии социума в Японии. Несмотря на их культуру, китайцы считали, что нанесение татуировок является варварским. Именно с этого периода татуировка начала иметь негативные коннотации.

Действительно, вместо того, чтобы использовать их для ритуалов, как это было ранее у народов айну, татуировка использовалась для обозначения и наказания преступников. Таким образом, было бы легко отличить преступников от других. У этих преступников были татуировки с символом на лбу или кругом на руке за каждое преступление. Постепенно в обществе татуировки стали выполнять только мужчины двух типов: преступники и высокопоставленные мужчины. Однако, айнам удалось сохранить свою самобытность и национальные традиции (в том числе в части нанесения тату) даже под запретом.

Следы традиционной татуировки айнов можно найти в шестнадцатом веке, в основном воинской эпохи «Воюющих провинций» (Сэнгоку Дзидай). Самураи (воины) носили на теле татуировки, символизирующие эмблему их клана. Во время многочисленных гражданских войн того периода татуировка была, в частности, средством идентификации принадлежности клана трупам, погибшим в бою. Поскольку обезглавливание и кража останков являются обычным явлением, эта клановая маркировка было важной для воинов, желающих быть похороненными среди своих и их предков, что является принципиальным в японской культуре [4, c. 9].

С 1872 года в Японии люди начали прятать татуировки под одеждой, поскольку в случае обнаружения татуировки удалялись принудительно хирургическим путем или с помощью кислоты. В эпоху Мэйдзи был усилен запрет на использование татуировок. В то время, с 1868 по 1912 год, страна была ориентирована на сотрудничество с западными странами, и поэтому переняла соответствующее отношение к татуировке: тату стало более чем когда-либо считаться регрессивной и варварской практикой. Парадоксом стало то, что многие европейцы (в том числе из числа царственных особ) были очарованы японским стилем татуировки и поэтому делали тату на своем теле прямо в Японии – на них государственный запрет не распространялся [5, c. 39].

Заключение, результаты, выводы

Народ айну является блестящим примером реализации этнических особенностей нанесения татуировки, которая выполняет функции идентификации социального и профессионального статуса, защиты от угроз земного и загробного мира и лишь в последнюю очередь является декоративным элементом. Айну были одними из первых поселенцев в Японии, которым пришлось отстаивать почти две сотни лет право на существование своих обычаев и традиций, в том числе традиции тату. Тем не менее, несмотря на государственные запреты и принудительное выявление тату, народ айну смог сохранить традиции «нательного искусства», которое стало обретать большую популярность на Западе с начала двадцатого столетия, в том числе и за счет реализации нанесение на тело магических узоров японского стиля татуировки.

Библиографический список:

1. Волкова А. И. Татуировка как часть многовековой истории человечества // Внедрение передового опыта и практическое применение результатов инновационных исследований. – 2021. – С. 312-324.
2. Головнева Е.В., Шанта И. «Айнская» фотоколлекция венгерского исследователя Бенедека Баратоши-Балога: историко-культурологический анализ // Известия Уральского федерального университета. – 2020. – №2. – С. 130-136.
3. Осипова М.В. Айнская татуировка: ее истоки и символика узоров // Вестник дальневосточного отделения Российской Академии Наук. – 2010. – №2. – С. 66-74.
4. Филимонова Е. И. Российские историко-культурные исследования айнов XIX-XX веков // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2018. – №1. – С. 8-10.
5. Чекункова Е. С. Влияние политики Мэйдзи на жизнь коренного населения острова Хоккайдо // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2018. – №5. – С. 38-42.




Рецензии:

7.09.2022, 22:21 Идиатуллов Азат Корбангалиевич
Рецензия: На мой взгляд, статья может быть рекомендована к публикации. Тем не менее, я бы позволил себе рекомендовать уважаемой Эллине Юрьевне в будущем внимательнее относиться к логике построения статьи и по возможности стремиться к содержательной и тематической непротиворечивости текста. В частности, в представленных для рецензирования материалах автор зачастую необоснованно переходит с татуировок айну к татуировкам японцев и наоборот, хотя сам же справедливо упоминает о том, что это два совершенно разных народа, а название, цель и задачи статьи заявлены более чем однозначно и касаются исключительно тату айнов. Кроме того, в тексте можно заметить несогласованности времён. Например, автор пишет: "Сначала она практиковалась специально для мужчины, в социальных целях". И сразу после этого: "Это делается для того, чтобы различать ранг, религию и клан". Так делается или делалось, практиковалась или практикуется? Наконец, странно не видеть в библиографическом списке публикации таких крупных отечественных исследователей айнов как Л.Я. Штернберг и С.А. Арутюнов. При этом привлечение автором новейших публикаций стоит только приветствовать. Ещё раз оговорюсь, что все замечания носят исключительно характер пожеланий на будущее и никак не влияют на моё положительное решение о рекомендации статьи к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх