First Class tattoo shop
тату-мастер
УДК 391.91
Введение.
Татуировка вызывает большой интерес у антропологов, этнологов, историков и археологов, однако генезис этой практики в отдельных направлениях далек от получения ответов на все интересующие человечество вопросы и до сих пор хранит много секретов. Татуировка является не просто цветной пигментной маркировкой, закрепленной на теле: это символические знаки, пронизанные религией и суеверием, а также насыщенные образами, имеющими специфическое значение.
Некоторые из татуировок могут иметь идентичный характер в той мере, в какой они являются общими для определенной группы населения. Таким образом, они указывают на свою принадлежность к одной и той же этнической группе. Кроме того, татуировка с древних времен была систематическим элементом идентификации до такой степени, что даже Плиний писал о тату как о наследственном признаке, свойственном определенным группам населения [1, c. 313].
Изначально татуировки обладали защитным свойством, ибо они представляли собой своего рода постоянные амулеты, нанесенные на обнаженную плоть. Татуировки были указателями для верной идентификации человека, одновременно обладающими профилактическими и лечебными свойствами против материальных недугов и вредных воздействий. Татуировка развивалась с цивилизациями, и даже в наши дни она остается важным явлением, воспроизводящим факты, нашедшие отклик в различных социальных классах.
Достижения в области археологии способствовали расширению наших знаний, касающихся не только древности и распространения, но и значения татуировки. Это позволило понять, что истоки различных фигуральных изображений тату-символики очень древние, это культурный след, который можно найти практически во всех древних цивилизациях, отголоски которых до сих пор можно найти в оторванных от тенденций глобализации и социума племен отдельных народностей.
Актуальность.
Татуировка в японском стиле – один из самых любимых стилей татуировки на Западе. Акт татуировки, называемый «Хоримоно» (буквально «выгравировать» на японском языке), действительно является практикой, связанной в Японии с обрядами предков. История татуировки особенно богата в Японии: археологи находят следы практики модификации тела в цивилизации айну, которая была коренным населением Японии, первыми жителями архипелага, потомки которой до сих пор проживают на территории российского острова Сахалин (по данным последней переписи населения 109 человек) и японского острова Хоккайдо (данные о численности айнов в Японии разнятся: от 25 до 200 тысяч человек) [2, с. 131].
Японская татуировка насчитывает несколько тысяч лет. Несмотря на долговечность этой традиции, искусство татуировки все же столкнулось с несколькими трудностями до сегодняшнего дня. Сначала она практиковалась специально для мужчины, в социальных целях. Это делается для того, чтобы различать ранг, религию и клан.
Считается, что татуировка впервые практикуется народом айнов, первыми народами Японии. Хотя эта традиция олицетворяет красоту и элегантность, татуировка пережила период, когда она потеряла свое благородство. Действительно, в период Эдо и эпохи Кофуна он использовался для обозначения и наказания преступников. В 1868 году, в эпоху Мэйдзи, татуировки были категорически запрещены. Тем не менее, имидж тату изменился, и эта практика снова была легализована в 1945 году. Во всем мире традиционный японский стиль татуировки считается произведением искусства, поскольку выполнение тату в этом стиле требует большого терпения. Кроме того, каждое изображение и мотив представляют собой точные и культурные значения.
Таким образом, его носитель является воплощением фрагмента этой японской культуры, которую он продолжает увековечивать во время своей смерти.
Цели, задачи, материалы и методы.
Целью статьи является анализ особенностей татуировки народа Айну на островах Сахалин и Хоккайдо. Для достижения данной цели в статье решаются следующие задачи:
1. Изучить историю народа айну.
2. Выявить особенности татуировок народа айну.
3. Проследить динамику отношения к татуировкам народа айну.
Материалом для исследования послужили научные исследования, исторические документы, фотографии, тем или иным образом затрагивающие тему работы. В качестве методов исследования использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования.
Научная новизна.
Научная новизна состоит в анализе явления татуировки айну с точки зрения социокультурных факторов трансформации японского общества и исторических эпох. Айны были населением доисторического происхождения (периода Дземон в японской истории), живущим в основном на северо-востоке Японии, между японским островом Хоккайдо и русским островом Сахалином. Подобно американским индейцам или австралийским аборигенам, этническая группа айнов сегодня превратилась в этническое меньшинство Японии (на территории России их проживает всего чуть более сотни человек), они сильно отличаются от японцев и узнаваемы по своему небольшому росту, более темному цвету лица, крепкому телосложению и коротким конечностям. Эти характеристики стоят того, чтобы они, их язык и социокультурные особенности были предметом теорий о том, что они являются предками инуитов.
Постепенная колонизация Японии Ваджинами (японцами, которые не были не выходцами с архипелага), начавшаяся с пятнадцатого века, частично определила судьбу практики нанесения татуировок айнами, которые использовали их в основном для украшения женских лиц. Таким образом, женщины народа айну делали татуировку на верхней части бровей и на контурах губ в виде макияжа. Данные татуировки наносились в очень юном возрасте, начиная с периода полового созревания или даже в возрасте 6-7 лет, и продолжались наноситься постепенно вплоть до замужества девушки. Татуировку делали на лице, имитируя усы воина над верхней губой. У айнов действительно были более обильные волосы, чем у японцев, что считалось признаком красоты. Мужчины носили длинные бороды и усы, которые замужние женщины имитировали с помощью татуировки. Татуировка айну также наносится на руки, кисти рук в виде криволинейных геометрических узоров в виде племенных переплетений. Эти татуировки в виде ножен на предплечьях женщинам приходилось скрывать от мужчин, иначе возникала угроза большого несчастья. Они частично были связаны с обозначением социального статуса.
Помимо ее эстетических достоинств, татуировка, как это часто бывает в примитивных культурах, играла защитную функцию для носительницы и ее семьи. Татуировка на верхней губе, в частности, являлась символом зрелости, обретающей свою окончательную форму на свадьбе. Согласно верованиям айнов, татуировка обеспечивала жизнь после смерти и место среди предков. Поэтому узоры наносились от кончиков пальца до локтя: считалось, что после смерти именно эти тату защищали от мучительной жизни в потустороннем мире. Доказательством данного тезиса является то, что археологи нашли «татуированные» глиняные статуэтки, в обязанности которых, согласно верованиям народа айну, входило защищать и сопровождать умершего в загробной жизни [3, c. 67].
Мужчины айну также украшали лица и тела татуировками. Это было необходимо не только для воинов, но и для рыбаков, ведь японцы вели подводный промысел рыбы и ракушек. Таким образом, они украшали свои тела, чтобы защитить себя от крупных рыб.
Прибытие японских поселенцев с материка отбросило все традиции айнов, которые изначально были распространены по всему архипелагу в северной Японии, где они постепенно исчезали, включая женскую татуировку, которая в то время была запрещена. Также были запрещены и другие обычаи: ношение сережек, поклонение медведю и пр. Культурное и религиозное влияние буддизма, пришедшего из Китая и Кореи, в значительной степени способствовало в период между седьмым и восьмым веками, придавая татуировке негативный оттенок при восприятии социума в Японии. Несмотря на их культуру, китайцы считали, что нанесение татуировок является варварским. Именно с этого периода татуировка начала иметь негативные коннотации.
Действительно, вместо того, чтобы использовать их для ритуалов, как это было ранее у народов айну, татуировка использовалась для обозначения и наказания преступников. Таким образом, было бы легко отличить преступников от других. У этих преступников были татуировки с символом на лбу или кругом на руке за каждое преступление. Постепенно в обществе татуировки стали выполнять только мужчины двух типов: преступники и высокопоставленные мужчины. Однако, айнам удалось сохранить свою самобытность и национальные традиции (в том числе в части нанесения тату) даже под запретом.
Следы традиционной татуировки айнов можно найти в шестнадцатом веке, в основном воинской эпохи «Воюющих провинций» (Сэнгоку Дзидай). Самураи (воины) носили на теле татуировки, символизирующие эмблему их клана. Во время многочисленных гражданских войн того периода татуировка была, в частности, средством идентификации принадлежности клана трупам, погибшим в бою. Поскольку обезглавливание и кража останков являются обычным явлением, эта клановая маркировка было важной для воинов, желающих быть похороненными среди своих и их предков, что является принципиальным в японской культуре [4, c. 9].
С 1872 года в Японии люди начали прятать татуировки под одеждой, поскольку в случае обнаружения татуировки удалялись принудительно хирургическим путем или с помощью кислоты. В эпоху Мэйдзи был усилен запрет на использование татуировок. В то время, с 1868 по 1912 год, страна была ориентирована на сотрудничество с западными странами, и поэтому переняла соответствующее отношение к татуировке: тату стало более чем когда-либо считаться регрессивной и варварской практикой. Парадоксом стало то, что многие европейцы (в том числе из числа царственных особ) были очарованы японским стилем татуировки и поэтому делали тату на своем теле прямо в Японии – на них государственный запрет не распространялся [5, c. 39].
Заключение, результаты, выводы
Народ айну является блестящим примером реализации этнических особенностей нанесения татуировки, которая выполняет функции идентификации социального и профессионального статуса, защиты от угроз земного и загробного мира и лишь в последнюю очередь является декоративным элементом. Айну были одними из первых поселенцев в Японии, которым пришлось отстаивать почти две сотни лет право на существование своих обычаев и традиций, в том числе традиции тату. Тем не менее, несмотря на государственные запреты и принудительное выявление тату, народ айну смог сохранить традиции «нательного искусства», которое стало обретать большую популярность на Западе с начала двадцатого столетия, в том числе и за счет реализации нанесение на тело магических узоров японского стиля татуировки.
Рецензии:
7.09.2022, 22:21 Идиатуллов Азат Корбангалиевич
Рецензия: На мой взгляд, статья может быть рекомендована к публикации.
Тем не менее, я бы позволил себе рекомендовать уважаемой Эллине Юрьевне в будущем внимательнее относиться к логике построения статьи и по возможности стремиться к содержательной и тематической непротиворечивости текста. В частности, в представленных для рецензирования материалах автор зачастую необоснованно переходит с татуировок айну к татуировкам японцев и наоборот, хотя сам же справедливо упоминает о том, что это два совершенно разных народа, а название, цель и задачи статьи заявлены более чем однозначно и касаются исключительно тату айнов. Кроме того, в тексте можно заметить несогласованности времён. Например, автор пишет: "Сначала она практиковалась специально для мужчины, в социальных целях". И сразу после этого: "Это делается для того, чтобы различать ранг, религию и клан". Так делается или делалось, практиковалась или практикуется? Наконец, странно не видеть в библиографическом списке публикации таких крупных отечественных исследователей айнов как Л.Я. Штернберг и С.А. Арутюнов. При этом привлечение автором новейших публикаций стоит только приветствовать. Ещё раз оговорюсь, что все замечания носят исключительно характер пожеланий на будущее и никак не влияют на моё положительное решение о рекомендации статьи к публикации.
4.12.2022, 7:48 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Статья Шуляр Элллины Юрьевны является актуальной и познавательной. Статья раскрывает исторические корни происхождения и распространения татуировки в японском стиле. Статью рекомендую к публикации.
26.07.2023, 20:21 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: После принятия Декларации ООН о правах коренных народов в 2007 году политики Хоккайдо оказали давление на правительство Японии, чтобы оно признало права айнов. Это исторический факт, что айны являются предшественниками на севере Японского архипелага, в частности на Хоккайдо. В настоящее время правительство Японии признает айнов этническим меньшинством, поскольку они сохранили уникальную культурную самобытность и имеют уникальный язык и религию.Традиционная культура айнов сильно отличается от японской культуры. Женщины татуируют (анчи-пири) рот, а иногда и предплечья. Татуировки рта начинаются в молодом возрасте с небольшого пятна на верхней губе, постепенно увеличиваясь с размером - https://en.wikipedia.org/wiki/Ainu_people. Статья актуальная и имеется научная новизна. Рекомендую статью к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU.
Комментарии пользователей:
16.10.2022, 16:42 Ашрапов Улугбек Товфикович Отзыв: Согласно ссылке (https://www.welcomesakh.com/ob-ostrove-sahalin) - "Сахали́н (ранее также Карафуто (яп. 樺太) от айнского «камуй-кара-путо-я-мосир», что означает «земля бога устья» ) — остров расположенный в восточной части России на Дальнем Востоке и к северу от Японии". Автор с статье пишет, что "Айны были населением доисторического происхождения (периода Дземон в японской истории), живущим в основном на северо-востоке Японии, между японским островом Хоккайдо и русским островом Сахалином". Я рекомендую словосочетание "русским островом Сахалином" заменить словосочетанием "островом Сахалином", т.к. остров Сахалин находится в России. Статью рекомендую к публикации. |
24.07.2023, 14:54 Рыбаков Станислав Владимирович Отзыв: Вопрос лишь в том, жаль, что автор не приводит уникальные образцы татуировок Айнов! И очень хотелось бы, что с XVI века и далее1. |