Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №114 (февраль) 2023
Разделы: История
Размещена 21.02.2023. Последняя правка: 23.02.2023.
Просмотров - 720

ЭПОХА ХУННОВ И ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ

Адерихин Сергей Владимирович

Кандидат философских наук

Казахская академия спорта и туризма

доцент

Адерихина Ирина Владимировна, преподаватель, Педагогический колледж иностранных языков (Алматы)


Аннотация:
В данной статье дается краткая характеристика исторической эпохи существования племени хуннов (гуннов), которые в течение пяти веков (204г.до н.э. – 216г.н.э.) господствовали в степи. Рассматриваются некоторые проблемы истории во многом таинственного, малоизученного народа хунну (гуннов). До сих пор неизвестен и язык гуннских племен Востока и Запада, хотя, по косвенным указаниям, можно предположить, что их основную массу составляли прототюркские племена. Наибольшее затруднение для историка вызывает то обстоятельство, что в степях юго-восточной Европы гунны появились внезапно, в 70-е годы IV в. Авторы статьи предполагает, что на рубеже эпох на огромном пространстве казахстанских степей, вместе с племенами «северных» гуннов, появляется население, говорившее на древнем языке (языках?) из той же языковой семьи, что и казахский.


Abstract:
In this work some problems of history in many mysterious, unlearned peoples of the Huns are considered. Until now, the language of the Hunnic tribes of the East and West is also unknown, although, according to indirect indications, it can be assumed that their bulk was made up both there and here by the proto-Turkic tribes. The greatest difficulty for the historian is caused by the fact that in the steppes of southeastern Europe, the Huns appeared suddenly, in the 70s of the 4th century. The author of the article suggests that from the II-V centuries. on the vast expanse of the Kazakh steppes, together with the tribes of the "northern" Huns, a population appears who spoke an ancient language (s?) from the same language family as Kazakh.


Ключевые слова:
история; гунны; племя; язык; степь; прототюрки; кочевники; языковая семья; нашествие

Keywords:
story; Huns; tribe; language; steppe; proto-Turks; nomads; language family; invasion


УДК 940.4

Введение.В начале I тыс. до н.э. конфедерация племен, называемая хунну, заселяла районы юга Сибири и Восточного Казахстана. Хунны ведут свою родословную от прототюркских племен усуней, и кангюев. Генеалогические записи показывают, что у них была 1000-летняя история как народа.

Актуальность данной темы обусловлена ведущимися сейчас в постсоветских государствах поисками своих истоков, необходимостью возвращать забытые страницы истории.

Цель исследования:раскрыть особенности непростых отношений хунну с соседними племенами и Китаем, показать процесс создания Великой империи хунну.

Задача исследования: привлечь внимание ученых, студентов к проблеме «белых пятен» в истории азиатских гуннов или хунну.

При написании статьи мы опирались на такие методы,как исторический, аналитико-синтетический подход, гипотетико-дсдуктивный, аналитичсский и другие.

В начале I тыс. до н.э. конфедерация племен, называемая хунну, заселяла районы юга Сибири и Восточного Казахстана. Хунны ведут свою родословную от прототюркских племен усуней, и кангюев. Генеалогические записи показывают, что у них была 1000-летняя история как народа.

Китайские источники свидетельствуют, что хунну произошли от усуней. Их территория простиралась от Тихого океана до Каспийского моря, а позже охватила районы Центральной Европы. Продолжаются споры историков относительно происхождения и языка хуннов, усуней и кангюй. Одно из древних государств называлось Кангюй; оно занимала территорию Южного Казахстана, включая Ташкентский оазис, бассейн Сырдарьи и часть юго-западного Семиречья. Стремительное возвышение хуннских племен привело к превращению в вассалов некогда сильные соседние племена (дунху и юечжи). Одновременно хунну начали масштабные походы в Китай. Завершенная к этому времени «Великая китайская стена» не смогла сдерживать натиск кочевников.

Хунну, племя, правившее восточными районами Евразии на протяжении многих веков, оказало заметное влияние на ход истории ряда регионов мира. Они достигли не бывалого до тех пор величия. В определенный момент истории Китая хунну заставили их подписать договор о мире и родстве. В нем они обещали отдавать замуж китайских принцесс за хуннских князей и ежегодную дань в виде «подарков». В то время территория от современной Кореи до Западного Китая контролировалась шаньюями, или царями. К этой конфедерации присоединились и забайкальские племена. Затем они завоевали Европу во времена Аттилы. Хунны инициировали массовую миграцию народов, изменившую ход истории.  Благодаря этому движению на евразийском континенте сформировались новые этносы, правительства и культурные течения.

Значение гуннов в складывании казахского народа невозможно переоценить. Они сыграли большую роль в распространении тюркского языка, смешанных антропологических чертах и создании традиционной кочевой культуры во время их длительного проживания в регионе, ныне известного как Казахстан.

Согласно историческим данным, хунну дали началу формирования монголоидных черт населения казахских степей. Известно, что в Казахстане в хуннскую эпоху преобладают люди монголоидного происхождения.

Племя гуннов правило степью пять столетий, с 204 г. до н.э. по 216 г. н.э. Этой исторической эпохе посвящена данная статья.

Китайские летописцы много лет фиксировали идеи и убеждения китайского правительства о хунну. Неудивительно, что в их записях хунну изображаются нецивилизованными и хищными варварами. В их глазах эти кочевники олицетворяли все несовершенства: у них нет жилья и письменности, земледелия и ремесел. Кроме того, эти летописцы полагали, что в каком-то смысле хунну представляли собой все пороки - от жадности до трусости - объединенные в одном человеческом существе. Они воздерживаются от того, чтобы склонять голову перед традиционными китайскими обычаями. Они также с презрением относятся к пожилым людям и регулярно женятся на вдовах своих братьев. В одном отчете даже сообщается, что одно племя даже ело сырое мясо и заворачивало свои одежды на другую сторону [2, с. 237]. Как можно оказывать таким людям должное уважение?

Археологические исследования позволили преодолеть тенденциозность древнекитайских хроник. Отсчет хуннской археологии ведется с 1896 г., когда врачом и краеведом Ю.Д. Талько-Грынцевичем были начаты раскопки погребальных памятников в окрестностях г. Кяхта. Всего им было исследовано около 100 хуннских могил. Впоследствии поиск и раскопки хуннских погребальных памятников пелись многими исследователями СССР/России (А.В.Давыдова, П.К.Козлов, П.Б.Коновалов, С.С.Миняев, и др.), Монголии (Ц.Доржсурэн, Х.Пэрлээ. и др.), Китая (Го Сусинь, Сюн Суньжуй, и др.), и ряда других стран. К настоящему времени на территории Монголии и Забайкалья обнаружено более 3,5 тыс. хуннских могил, более 500 из которых уже раскопаны. [3, с. 140].

Могильник Ноин-Ула – самый известный из всех погребальных памятников хунну.  В 1924 и 1925 гг. прошли несколько монголо-тибетских экспедиций. Были обнаружены богатые могилы хуннской эпохи. Кроме того, были определены точный год постройки участка, то есть 2 г. до н.э. Ученые обнаружили на одном из артефактов надпись с указанием места и даты его изготовления. Во время своего визита в Шанлинь в 1 г. до н.э. вождь хунну Учжу-лу умер и был похоронен в кургане. По мнению исследователей, он был похоронен около 8 г. до н.э.

Гробницы хуннской аристократии выглядят внушительно. Обычно они рыли прямоугольные ямы, углубляющиеся к концу, с выступающими на дне узкими уступами.  В эту двойную деревянную раму, расположенную посреди могилы, помещают гроб.  Бревна и шифер покрывали внутреннюю часть бревенчатого дома.  Кабины и занавески из шелка украшали снаружи. В интерьере было много ритуальной еды и ковров.  Кроме того, на пол был положен налог с продаж с окрестностей. Когда яма наполнялась, сверху возводилась кладка [3, с. 142].

Вдоль излучины реки Хуанхэ китайская и среднеазиатская культуры развивались как два отдельных региона. Эти два региона развивали большую часть своей экономической деятельности независимо друг от друга. Племена, жившие в центре Азии в начале I тыс. до н.э., были по своей природе скифскими и кочевыми. Они были квалифицированы в металлургии и верховой езде, создали металлообработку, бронзовые и железные орудия, колесные повозки. Во время перекочевок они использовали телегу, запряженную волами.

Письменные китайские источники содержат мало сведений об этой культуре. В информации о северо-восточных племенах, живших рядом с протокитайскими племенами, обычно используются такие термины, как цяны или жуны.

Исторические заметки Сыма Цяня использовались для сбора ранних рассказов о «северных соседях». Однако неясно, насколько собранная информация была систематической и полной.

В 7-6 веках до нашей эры кочевников из Средней Азии Сыма Цянь называл руанг и ди. На северо-востоке и в степных землях Внутренней Монголии «горные жуны» и восточные варвары жили в непосредственной близости. Кроме того, они присутствовали в Маньчжурии и Южной Внутренней Монголии.

Племена северного Китая регулярно вступали в политические конфликты со своими соседями-кочевниками. Некоторые из них объединялись с другими племенами в коалиции, воюющие друг с другом.

 Согласно историческим записям, ронги и донгу вели примитивный образ жизни и не были управляемы. Они жили в горных районах китайских гор. Большую часть времени они пасли скот на пастбищах, выращивали просо. Неясно, как долго они там проживали, у них были дома-юрты, обращенные окнами на восток. Старейшины — смелые, сильные и влиятельные люди, способные разрешать ссоры.  Их выбирают без наследственного права, обеспечивают мясом, кумысом и красочной шерстяной одеждой. Каждый род возглавляет старейшина. Община, насчитывающая от ста до тысячи юрт, считается племенем. Люди в этих племенах управляют своим скотом и имуществом. Они не позволяют использовать кого-либо из членов в качестве слуги или принуждать к военной службе. Вместо этого они привлекают женщин к выработке важных решений. Значительную часть времени они посвящают военным походам [4, с. 256].

 Каждое племя возглавляет вождь, который берет на себя ответственность за сотни или тысячи юрт. Многие семьи живут совместно под его властью. Люди в каждом сообществе выполняют несколько работ. Они используют свое имущество и домашний скот как общий ресурс. За женщинами остается последнее слово во всех внутренних вопросах, а военные вопросы считаются серьезной проблемой. Китайский посланник из шестого века до нашей эры заявил, что варварские племена на севере не уважали землю или собственность. Термин «имущество» используется для обозначения золота, яшмы, шелка и льна. Несмотря на свою слабость, китайские царства никогда не сталкивались с вторжением жунов. Вместо этого они приняли военную стратегию для борьбы с кочевниками. Это включало взятки лидерам и избежание конфронтации с помощью торговли и других средств. Во время военных столкновений китайцы испытывали на себе преимущества варварской конницы. Они также преняли многое из культуры своих противников. В 325 году до нашей эры китайский вельможа Улиньван из государства Чжао инициировал множество культурных изменений, надев варварскую одежду, научившись верховой езде и стрельбе из лука. Подобно другим правителям, Улинь-ван построил длинные оборонительные стены и укрепления вокруг своей границы. Из-за этого он не очень часто использовал свою полевую армию. Кроме того, китайцы также не позволили кочевым племенам пересечь свои границы, стараясь вытеснить их подальше от своих границ.

По словам Сыма Цяня, племена хуннов и юэчжи радикально изменили обстановку в Центральной Азии. Оба они жили как кочевые племена на севере и западе региона в период воюющих государств с 403 по 221 год до нашей эры.  Кроме того, говорят, что империя Дунху правила единолично. Считается, что это государство достигло своего пика в IV веке. Китайцы называют хунну своими первыми врагами. Они сталкиваются с ними в битве несколько лет спустя после объявления войны Чжао. Несмотря на противоречивые результаты, война гуннов со своими врагами продолжалась с переменным успехом.  Соседние племена юэчжи, родственники усуней, заключили союз со своими родичами, чтобы занять большой участок земли от Тянь-Шаня до центральной Монголии. Кроме того, к ним присоединились племена джун, которые отказались от гуннского влияния. Знаки племен юэчжи, недавно обнаруженные на черных скалах ущелья Цаган-бог в Гобийском Алтае, отмечают самую южную окраину их земель.

В 90 г. н.э. более 34 000 семей южного населения хунну насчитывали 237 300 человек. Быстрый рост населения хунну в Китае происходил за счет пленных, захваченных в войне с северными хунну, и перебежчиков. К концу того же года численность хунну в китайских землях превысила 50 170 воинов. Представленная статистика включает тот факт, что в большинстве семей было семь человек и что примерно 20% мужчин были боеспособны.

Цао Цао, ставший основателем государства Вэй, разделил хунну на пять частей. Он поставил самых знатных членов во главе каждой части, дал ханьским китайским чиновникам должности командующих войсками и поставил их ответственными. На китайской земле было 29 000 юрт.

В начале 290-летнего правления династии Цзинь Китай пострадал от сильного наводнения. В результате 20 000 юрт из провинции Хэнань переселились в Китай.  Учитывая количество хунну, проживавших в Китае в то время, увеличение населения юрт составило не менее 49 000, что увеличило население до более чем 340 000 человек.

Поздняя династия Чжао была основана китайцем Ши Лэ после того, как он победил племена цзе и сунну.  Он предоставил им автономию от китайского правления, но не друг от друга.

Монголоязычное племя сяньби произошло от двух групп людей: северных цян и южных ханьцев. Они были разделены на племена, причем племя Муджун было одним из самых могущественных. Племя Муджун формировало династии с 337 по 370, с 384 по 394, с 386 по 394 и с 398 по 410 год. Другое племя, тоба, китайцы называли плетелями из-за их привычки заплетать волосы. 

 Конфликты между племенами разных национальностей существовали без конца.  Каким бы народом ни правили, жестокие соплеменники постоянно соревновались друг с другом за господство. Каждый препятствовал успеху своих соперников, следуя различным обычаям и языкам. Несмотря на эти различия, все они долгое время жили в согласии благодаря общему укладу жизни, который разделяли все кочевые племена.

В китайских хрониках говорится, что народ духну был побежден Маодунем, вождем сунну, в результате чего им пришлось вообще покинуть монгольские степи. Часть дунху, спасалась от преследований сунну. Другая часть людей бежала на гору Сяньби, откуда произошли их имена Сяньби и Ухуань. Гора, расположенная в верховьях реки Амур, получила название гора Ухуань.  В 119 г. до н.э. ханьский полководец Хо Цюбин разгромил хунну в их землях. В результате этого ухуаньцы стали полагаться на свои отношения с хунну примерно на 100 лет. Они давали им лошадей, овчины и крупный рогатый скот в качестве дани. Однако это изменилось, когда Хо Цюйбин повел против них армию и оттеснил. После этого поражения некоторые члены племени ухуань были переселены в укрепленную линию из пяти районов: Юян, Шангу, Юбэйпин, Ляодун и Ляоси. Этим лицам было поручено следить за передвижениями хунну [4, с. 159]. Поскольку племя ухуань, члены которого говорили по-монгольски, когда-то населяло окраину Китая, китайские историки записали первые отчеты об их обычаях и традициях.

Ухуанские монголы изначально расселились на новых землях. Причиной переселения была давняя вражда с племенем сюнну. Ханьский император У-ди вел непрерывную войну с сюнну более 30 лет. Чтобы предотвратить будущие сюрпризы от хунну, ему нужно было, чтобы его разведчики были среди старых кочевников Ухуань.

 Судьба сяньбиев отличалась от судьбы ухуаней. Хотя они мигрировали в этот район естественным путем, они постепенно пересекли границы Китая и проникли в современную Монголию. Сначала они жили возле горы, населенной сяньби. Две группы сосуществовали без установления дипломатических отношений с Китаем. Считается, что племена сяньбэй и ухуань занимали территорию в бассейне Амура. Позднее сяньбийцы направились на юг и совершали набеги на китайские окраины во время правления Гуань-у, правившего с 25 по 58 г. Впервые сяньбэйские послы явились в Китай в 49 г. 

В заключении отметим, что это событие положило начало дипломатическим отношениям между двумя странами [3, с. 161]. Впоследствии сяньбийцы нанесли поражение сюнну и частью изгнали их с обжитых мест. Другая их часть бала ассимилировано завоевателями.

Библиографический список:

1. Бичурин Н.Я. (Иакннф), Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. 1, М.-Л, 1950.
2. Гумилёв Л.Н. История народа хунну, в 2т. – М., 1998.
3. Материалы по истории кочевых народов в Китае, в 4 вып. – М., 1990.
4. Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трёх тысячелетий. – А., 1992.
5. Кюнер Н. В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1981.




Рецензии:

22.02.2023, 18:19 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Авторам данной статьи не указаны причины которые дали толчок начала процесса создания Великой империи хунну, а также ее рассвета и распада. В заключение автор предполагает, что с II-V вв. на огромном пространстве казахстанских степей, вместе с племенами «северных» гуннов, появляется население, говорившее на древнем языке (языках?) из той же языковой семьи, что и казахский. Однако, для полного или частичного изменения языка народа требуется не тысячелетия, а достаточно 150-200 лет. Автор пишет "Хунны положили начало Средневековью и феодализму". Однако, европейский феодализм возник в IX в., после крушения Каролингской империи. В XI в. норманны принесли его в Англию. Через три века феодализм достиг скандинавских стран. Статью рекомендую доработать.

23.02.2023 19:19 Ответ на рецензию автора Адерихин Сергей Владимирович:
Уважаемый Улугбек Товфикович! Я очень благодарен вам за рецензию. Максимально постарался учесть ваши замечания. Спорные слова по языкам убрал. Отмечу что во всех учебниках и Викпедии начало средневековья в Европе называют падение Западной Римской империи 476 г.н.э см., https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0 Впрочем готов убрать спорную фразу. Что касается причин Великого переселения народов, то это настолько обширная и спорная тема, что я с удовольствием напишу отдельную статью.

25.04.2023, 20:13 Худойкулов Тулкин Дустбобоевич
Рецензия: В этой статье автору не мешало бы вспомнить о значительном влиянии гуннов на Римскую империю. Потому что под влиянием гуннов закончилась великая Римская империя. Но земли Средней Азии гунны почему-то обходили стороной. На мой взгляд, автору стоило обратить внимание на такие реалии. Мое общее мнение о статье положительное.
25.04.2023 20:20 Ответ на рецензию автора Адерихин Сергей Владимирович:
Уважаемый Тулкин Дустбобоевич! Я очень благодарен Вам за рецензию и обязательно учту ваши замечания.

25.11.2023, 7:49 Бердиев Абдували Абдуганиевич
Рецензия: В этой статье автор более научный подход, когда он анализирует происхождение гуннов и сравнивает их с мнениями ученых. Гунны Мил. В I веке гунны были изгнаны из Центральной Монголии на восток. Мил. В 155-160 годах большое количество гуннов объединилось с местными угорскими племенами на Урале и Поволжье в единый племенной союз, и с тех пор в западных исторических источниках они называются гуннами. Эту идею о происхождении Г. выдвинул русский учёный К. А. Иностранцев и предложил называть западную ветвь гуннов, единственный тюркоязычный народ Г., а восточную ветвь - гуннами. Это мнение поддержали многие ученые (С.В. Киселев, М.И. Артамонов, Леонид Кызласов, Н.Я. Мерперт, Лев Гумилев (Россия), Макговерн (Англия), Э. Прицак (Чехия) и другие). Мое общее мнение о статье положительное.



Комментарии пользователей:

23.02.2023, 19:13 Адерихин Сергей Владимирович
Отзыв: Улугбек Товфикович! Я убрал спорную фразу про феодализм и жду Вашей рекомендации к печати. К причинам ВПН я обязательно вернусь в новой статье.


23.02.2023, 20:48 Адерихин Сергей Владимирович
Отзыв: Улугбек Товфикович, еще раз прочитал рецензию, готов вопрос о причинах создания Великой империи хунну, а также ее рассвета и распада рассмьреть в отдельной статье и прислать Вам на рецензию.


26.02.2023, 16:03 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Хунны - народ, образовавшийся в результате смешения тюркских гуннов с угурскими племенами Урала и Поволжья во II-IV вв. В первом веке гунны были вытеснены из Центральной Монголии на восток, а в 155-160 годах большая часть гуннов пришла на Урал и Волгу и объединилась с местными угорскими племенами в единый племенной союз, и с этого момента в западных исторических источниках они стали называться гуннами. В 447 году под предводительством Аттилы гунны вторглись в Восточную Римскую империю и достигли порога Константинополя. В 451 году Аттила собрал все подчиненные ему племена и вторгся в Галлию, разрушив Мес, Страсбург, Вормс, Майнц и другие города, встретившиеся ему на пути. Гунны осадили Орлеан, в битве при Каталауне 15 июня 451 г. они столкнулись с армией, состоящей из Западной Римской империи и ее союзников; Гунны вторглись в Италию в 452 г. и разграбили Аквилею и Милан. Во время осады Рима папа Лев (Леон) I преклонил колени перед Аттилой и добился перемирия в обмен на крупную контрибуцию. Таким образом, огромная территория, простиравшаяся от реки Яик (Урал) до реки Рейн, перешла под контроль Гуннской империи[https://azon.uz/content/views/rim-papasini-tiz-chuktirgan-hon-yohud-ve].Клан мадьяр (венгров) до сих пор живет в Казахстане. Статья актуальная и имеется научная новизна. Статью после некоторой доработки рекомендую к публикации в журнале Sci-article.ru.


27.02.2023, 20:05 Адерихин Сергей Владимирович
Отзыв: Уважаемый Улугбек Товфикович, я максимально учел выши замечания по статье. Какая еще требуется доработка? Поясните пожалуйста!


28.02.2023, 10:25 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Племя, называемое кангха в Авесте, «кандар» (кангар) у Птолемея, дерн в «Шохноме» у Фирдоуси, на самом деле было саками. Столица туранских царей Кангъдиз - археологами найдено, что развалины города Кангха, расположены в Аккурганском районе нынешней Ташкентской области Узбекистана. Из китайских источников известно, что Кангха был государством. После военных походов Александра древние кочевые племена Средней Азии образовали на юге греко-бактрийское государство, а сразу на севере кочевые племена и оседлое население образовали свое государство на основе союза местных самоуправлений. Этим государством было государство Кангха, сформировавшееся как полуоседлая, полукочевая конфедерация племен. Это государство с регулярной военной силой было направлено против владычества греков, образовавшегося на юге Средней Азии. Племя кангха дружил с гуннами. В середине I века до н.э. китайские императоры, принадлежавшие к первой династии Хань, с целью установления своего контроля над всеми звеньями Великого Шелкового пути проводили сначала политику покорения гуннов. К 59 г. до н.э. они занимают северную часть дороги через Тянь-Шань в Йоркент. В 80-х годах нашей эры китайские войска начали поход на захват Канга. Вооруженные силы Кангха встречают врага в Кашгаре, и завязываются ожесточенные бои. В бою кангхары одерживают верх. Сбитый с толку, Китай немедленно побежал к кушанам за помощью. В то же время кангхары платили дань кушанам. После того, как в эту битву вмешались кушоны, кангхары покидают Кашгар, а Китай был спасен от позора. В первом веке кангхары занимают Бухару и Хорезм. Именно на основе этого единства народа образовалось политическое объединение, то есть начальный росток узбекского государственного строя, и было государство Кангха. Автор утверждает, что хунны завоевали Кангюй, чего на самом деле не было [https://hi-in.facebook.com/groups/246149995752425/permalink/297005777333513/]/


28.02.2023, 12:40 Адерихин Сергей Владимирович
Отзыв: В каждой постсоветской республики своя трактовка прошлого и спорить бесполезно.


1.03.2023, 5:35 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Уважаемый Сергей Владимирович, первым тюрко-монгольским государством была держава Хунну (Сюнну), возникшая в конце III в. до н. э. в степях Забайкалья, Монголии и Северного Китая. Хунну стали первой кочевой империей, которая сформировала эффективное государственное управление, опирающееся на развитое пространство городской культуры. Становление первого государства тюркского мира, и его распад привели к Великому переселению народов, т.к. началась миграция тюркских племён в Восточную Европу. В середине II в. н. э. античные литературные источники отмечают появление народа «хунны» к востоку от Каспийского моря. Характерной чертой этой эпохи стали возникновение тюркских этнополитических объединений и распространение элементов общеевразийской культуры, касающихся, в первую очередь, престижных деталей костюма, оружия и быта, богато украшенных золотом и обильно инкрустированных драгоценными камнями. В этот период началось резкое усиление тюркизации Евразии, а кочевые группы из Центральной Азии стали продвигаться на запад – в Европу.Объединение целого ряда племён гуннов (Unnos, Huni, Hunni) привело к созданию во II – V вв. в Восточной Европе могущественного государства. Гуннам принадлежит особая роль в активном перемещении племён в период Великого переселения народов и в разрушении Римской империи. Историческим и этнополитическим наследником державы Хунну стал Тюркский каганат. Подробнее: http://100tatarstan.ru/structure/profile/iz-azii-v-evropu-etnopoliticheskaya-istoriya-tatar.


13.04.2023, 19:49 Худойкулов Тулкин Дустбобоевич
Отзыв: В этой статье автору не мешало бы вспомнить о значительном влиянии гуннов на Римскую империю. Потому что под влиянием гуннов закончилась великая Римская империя. Но земли Средней Азии гунны почему-то обходили стороной. На мой взгляд, автору стоило обратить внимание на такие реалии. Мое общее мнение о статье положительное.


Оставить комментарий


 
 

Вверх