Полесский Государственный Университет
Студент
Бухтик М.И., кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК 336.671
Введение Анализ прибыли предприятия играет ключевую роль при оценке результата деятельности компании. Кроме того, показатели проведенного анализа позволяют оценить финансовую стабильность организации и степень ее надежности.
Актуальность исследуемой темы состоит в том, что целью деятельности любого предприятия является положительный финансовый результат, то есть прибыль. Для обеспечения и поддержания сильных конкурентных позиций, предприятию необходимо постоянно проводить анализ прибыли, себестоимости производимой продукции, который позволяет определить сильные и слабые стороны в хозяйственной деятельности, преимущества перед конкурентами и недостатки, место предприятия на рынке, выявить причины успеха или неудач, обозначить проблемы и найти пути их решения.
Целью исследования является пути повышения прибыли предприятия ОАО «МАЗ».
Научная новизна заключается в оценке показателя прибыли ОАО «МАЗ».
Получение прибыли – это одна из главных целей функционирования любого предприятия.
Объектом рассмотрения будет крупнейшее предприятия Республики Беларусь ОАО «МАЗ». Минский автомобильный завод начал работу в 1947 г. Акционирован в 2008 г, 100% акций принадлежит государству, а в 2012 году ОАО «МАЗ» стал управляющей компанией холдинга «БЕЛАВТОМАЗ».
Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. В холдинг входит 12 предприятий республики. Самосвалы, бортовые автомобили, седельные тягачи, лесовозы, специальные шасси, прицепы и полуприцепы, а также автобусы, троллейбусы и другая техника. За свою историю завод освоил и внедрил в массовое производство 6 поколений грузовых автомобилей и 2 поколения автобусов, идя в ногу с мировыми автопроизводителями. «МАЗ» производит более 500 моделей и 3500 модификаций автомобилей, более полусотни моделей прицепной и полуприцепной техники[2]. На рисунке 1 представлена структура выпуска автотехники.
Рисунок 1. Структура выпуска автотехники ОАО “МАЗ”
Примечание - Источник: собственная разработка на основе статистических данных
Как видно из рисунка наибольший удельный вес составляет грузовая автотехника (67,7%), а на втором месте прицепная техника (25,55%).
Спрос на автомобили МАЗ в апреле 2023 года на российском рынке грузовых автомобилей вырос на 97,3% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, что позволило белорусскому производителю автотехники в апрельском рейтинге подняться на 6-е место в десятке самых покупаемых грузовиков.
Несмотря на то, что крупный белорусский автопроизводитель столкнулся с санкционным давлением, МАЗ продолжает развиваться и осваивать новые рынки сбыта. Кроме поставок автомобилей и автобусов Минского автомобильного завода на рынки стран Таможенного союза предприятие стремиться осваивать и новые рынке в странах АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), КОМЕСА. Партнерские отношения связывают белорусских автопроизводителей с Вьетнамом, Египтом. В Сербии и Вьетнаме есть сборочные заводы по производству автобусов и грузовиков. Появились абсолютно новые рынки – Индия, Пакистан, Сирия и т.д.
Показатели |
2018 |
2019 |
2020 |
Абсолютное отклонение, руб. |
|
2019/2018 |
2020/2019 |
||||
Прибыль от текущей деятельности |
5 101 |
19 538 |
36 074 |
14 437 |
16 536 |
Прибыль от инвестиционной деятельности |
1 787 |
5 054 |
-408 |
3 267 |
-5 462 |
Прибыль от финансовой деятельности |
-88 453 |
-25 057 |
-35 384 |
-63 396 |
-10 327 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе статистических данных.
Из таблицы 1 видно, что наибольшую долю составляет прибыль от текущей деятельности, она увеличилась в 2020 году на 30 973 тыс. руб. по сравнению с 2018 годом. Прибыль от инвестиционной деятельности снизилась в 2020 году на -5 462 тыс. руб. по сравнению с 2019 годом.
Горизонтальный анализ финансовых результатов предприятия ОАО «МАЗ» показал отрицательную динамику (таблица 2).
Таблица 2. Анализ финансовых результатов ОАО «МАЗ» за 2016-2020 гг.
Примечание - Источник: собственная разработка на основе статистических данных.
Так, выручка от продаж увеличилась на 1,05% в 2019 г. по сравнению с 2018 г. и на 14,33% в 2020 г. При этом, расходы от продаж снизились на 0,61 % в 2019 г., а в 2020 г. на 0,34%. Как видно, рост выручки в 2018–2020 гг. ниже роста себестоимости, что является отрицательной тенденцией. Это отрицательно отразилось на росте прибыли от продаж и до налогообложения.
Валовая прибыль, как основной показатель эффективности работы, за 2020 год составила 192 189 тыс. рублей. В 2018 году валовая прибыль была в размере 149 761 тыс. рублей. Валовая прибыль увеличилась на 42 428 тыс. рублей.
Рисунок 2. Диаграмма изменения прибыли ОАО”МАЗ”
Примечание - Источник: собственная разработка на основе статистических данных.
Основную часть в валовой прибыли занимает прибыль от реализации продукции. Рост прибыли от реализации товаров, услуг, работ, продукции свидетельствует об относительном снижении затрат на производство продукции.
Как видно из таблицы 1.1 и рисунка 1.2 прибыль от реализации в 2020 году по отношению к 2019 году увеличилась на 24 878 тыс. руб. или на 55% ((69 832-44 954 )/44 954*100).
На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятии после платы налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.
Величина чистой прибыли, как одного из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия, в 2020 году по данным из таблицы 1.2 составил 142 тыс. руб., а с 2018-2019 года предприятие понесло убытки.
Составляющей понятия «результативность» являются показатели рентабельности. Расчет показателей рентабельности представлен в таблице 3.
Показатели |
2018 |
2019 |
2020 |
Изменение (+,-) % |
|
2019/2018 |
2020/2019 |
||||
Рентабельность продаж |
2,34 |
3,45 |
4,69 |
1,11 |
1,24 |
Рентабельность продукции |
-2,72 |
-3,97 |
-6,18 |
-1,25 |
-2,22 |
Рентабельность собственного капитала |
-0,15 |
-0,001 |
0,0003 |
0,15 |
0,001 |
Рентабельность производства |
-0,04 |
0,001 |
0,002 |
0,04 |
0,001 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе статистических данных.
Из данных таблицы видно, что показатель рентабельности продаж увеличился на 1,11% в 2019 г. по сравнению с 2018 г. и на 1,24% в 2020 г. по сравнению с 2019г., т.е. прибыль с каждого рубля продаж снизилась на 1,11 копейки в 2019 г. и на 1,24 копейки в 2020 г. Рентабельность продукции снизилась на 1,25% в 2019 г., т.е. прибыль, получаемая с каждого рубля, затраченного на продукцию, снизилась на 1,25 копейки, а в 2020 г. по сравнению с 2019 г. на 2,22 копейки. Рентабельность производства выросла на 0,04% в 2019 г., а в 2020 г. увеличилась всего на 0,001%. Рентабельность собственного капитала в 2019 г. снизилась на 0,15 копеек. Таким образом, основная деятельность предприятия стала менее прибыльной.
Оценка формирования прибыли ОАО «МАЗ» основывается на расчете влияния факторов различных факторных показателей на экономическую прибыль компании.
Таблица 4. Данные для факторный анализ прибыли от продаж
Примечание - Источник: собственная разработка на основе статистических данных.
Условные показатели прибыли от продаж:
Изменение прибыли от продаж за счет изменения каждого фактора:
Прибыль от продаж в 2020 году увеличилась на 24 878 тыс. руб., в том числе за счет увеличения выручки от реализации на 186 727, прибыль увеличилась на 186 727 тыс. руб., за счет снижения себестоимость снизилась на -3 895 тыс. руб., прибыль увеличилась на 3 895 тыс. руб., за счет снижения коммерческих доходов на -4 146, прибыль снизилась на -1 940 тыс. руб., и за счет снижения управленческих расходов на -4 196, прибыль снизилась на -163 804 тыс. руб.
Заключение. На основании проведенного анализа можно также выделить основные направления повышения прибыльности предприятия:
– Расширение ассортимента продукции и поиск новых рынков сбыта. Для увеличения прибыли и устойчивости организации необходимо расширять ассортимент продукции и искать новые рынки сбыта. Для этого необходимо провести анализ потребностей рынка и разработать новые продукты, которые будут востребованы потребителями.
– Улучшение процесса управления денежными потоками. Планирование и контроль денежных потоков будут способствовать более эффективному использованию средств и своевременному реагированию на непредвиденные обстоятельства.
– Сделать упор на развитие инвестиционной и финансовой деятельности.
– Внедрение новых технологий.
– Внедренние сегментации клиентов. Сегментация клиентов повышает прибыль предприятия , экономит ресурсы и усиливает конкурентоспособнось.
– Проведение мероприятий по оптимицазии производственных процессов.
Рецензии:
2.06.2023, 9:16 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Есть 5 ключевых области, которые могут помочь повысить прибыльность. Это снижение затрат, увеличение оборота, повышение производительности, повышение эффективности и реклама продукции. Снижение затрат часто достигается путем: 1) Продажи и обслуживание за счет внедрения сегментации клиентов на основе прибыльности и ценности, а также автоматизации процессов с высоким уровнем взаимодействия за счет внедрения IT технологий. 2) Оптимизация - устраняя процессы, которые не приносят особой ценности, и отдавая на аутсорсинг неосновные услуги, организация может снизить общую фрагментацию, сложность и потери в масштабах всего предприятия. 3) Устаревшие технологии должны быть упразднены и внедрены новые технологии. Увеличение оборота можно через рекламу продукции. Если вы потратили 1 000 000 рублей на рекламу и произвели продажи на 10 000 000 рублей, это будет 10-кратный возврат затрат на рекламу. Рекламу продукции ОАО МАЗ можно организовать через участие в спортивных соревнованиях, например "Ралли Дакар", которая охватывает общую дистанцию ​​8 549 километров, из которых 4 706 километров приходится на спец. участки. Статья Ксензовой Д.И. "ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «МАЗ»)" является актуальной и имеет научную новизну. В статья приводится анализ прибыли предприятия ОАО «МАЗ». Рекомендую статью к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU после доработки автором Заключения с рекомендациями об эффективных способах повышения прибыльности ОАО «МАЗ».