Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №122 (октябрь) 2023
Разделы: Маркетинг, Спорт
Размещена 05.10.2023.
Просмотров - 455

Основания для популяризации Айкидо в России: аналитический обзор

Желудкова Дарья Сергеевна

магистр

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

студент

Смирнов Алексей Викторович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой рекламы, Высшая школа печати и медиатехнологий, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна


Аннотация:
Миф о восточных единоборствах нашел широкое распространение в российском обществе, и Айкидо не стало исключением. Какие положительные результаты может дать популяризация данного боевого искусства среди молодежи? Почему стоит повышать осведомленность общества о данном виде боевых искусств? Ответы на эти вопросы автор освещает в данной статье. Актуальность темы объясняется результатами проведенных исследований – значительный пласт населения России воспринимает боевые искусства как силовой метод решения проблем, что в корне неверно. Результатом работы стали рекомендации автора по повышению уровня осведомленности населения и развития Айкидо в России.


Abstract:
In our society, a large number of myths about martial arts are widespread. Aikido is not an exception. What positive results can the popularization of this martial art give to young people? Why is it worth raising public awareness of this type of martial arts? In this article, the author sheds light on these issues. The results of the analysis explain the relevance of the topic - a significant part of the Russian population perceives martial arts as a forceful method of solving problems, which is fundamentally wrong. The result of the research is the author's recommendations for raising the level of awareness and the development of Aikido in Russia.


Ключевые слова:
айкидо; популяризация; осведомленность; боевые искусства; Россия; молодежь; ВКонтакте

Keywords:
aikido; popularization; awareness; martial arts; Russia; youth; VKontakte


УДК 659.441.38

Какие ассоциации вызывает понятие «восточные единоборства» среди населения России? Мы изучили результаты запросов в основных поисковых системах в сети Интернет, а также провели опрос среди молодежи 16-25 лет. Как оказалось, результаты и первого, и второго этапов исследования выявляют негативное отношение к данному понятию. Даже беглое знакомство с результатами исследования позволяет определить, что боевые искусства воспринимаются как опасный и жестокий вид спорта, инструмент для решения конфликтов силой. Неужели это объективная реальность? Можем ли мы отыскать развернутые презентации этих видов спорта, которые бы освещали в том числе их философскую составляющую? И как в целом выстраивать позиционирование для изменения отношения к боевые искусства и Айкидо в частности?

Цель данной работы – на основе современных представлений об Айкидо, распространенных в российском обществе, сформулировать направления развития стратегий продвижения этого искусства.  

Объектом исследования является история и современное состояние развития Айкидо в России. Предметом исследования является специфика представлений об Айкидо в современном российском обществе.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые рассмотрено боевое искусство, в частности Айкидо, как объект популяризации.

Методология работы выстраивалась на использовании анализа и эмпирических методов исследования. Также нами был проведен социологический опрос граждан, результаты которого представлены в настоящей статье.

Айкидо — это современное японское боевое искусство, созданное после многолетних исследований среди других боевых искусств, философии и религиозных верований с целью остановить насилие, укрепить человека, помочь другим, объединить всех людей силой любви. Однако в настоящий момент такая ассоциация не прослеживается, и мы постарались разобраться в причинах.

В ходе работы нами были проведены количественные опросы, благодаря которым мы получили данные о том, какой образ айкидо распространен среди аудитории. Респондентам в ходе исследования был задан вопрос об ассоциациях, возникающих с понятием восточных единоборств. Показательно, что примерно 63 процента опрошенных ассоциируют данное боевое искусство с жесткостью, агрессией, и только 45 процентов – с философией и здоровьем. Такие результаты свидетельствуют о некорректной коммуникационной стратегии, которая не отражает целей самого боевого искусства.

Боевые искусства – это виды борьбы и самозащиты различного происхождения, чаще восточноазиатского и в настоящее время практикуются во многих странах мира, в основном, в виде спортивных упражнений, направленных на физическое и ментальное оздоровление [3]. В свою очередь, само понятие «боевые искусства» включает в себя три группы:

  • ударные единоборства (бокс, рукопашный бой и др);

  • бросковые единоборства (самбо, классическая греко-римская и вольная борьба);

  • восточные единоборства.

Нам представляется, что именно включение в общую категорию боевых искусств и послужило причиной возникновения и процветания плотного шлейфа ассоциаций у большинства людей, далеких от восточных единоборств в целом и Айкидо в частности. Среди таких ассоциаций мы можем выделить следующие: драка, жестокость, ярость, дикость, опасность, агрессия и прочие.

На самом деле, не случайно восточные единоборства, как вид боевых искусств, выделяются в отдельную группу. Каждое из них несет в себе духовную и эмоциональную нагрузку и представляет собой, в первую очередь, философскую школу, и только во вторую - вид боевого искусства. Опытный спортсмен – это не просто физически сильный и натренированный человек. Это человек, разделяющий традиции школы, касающиеся морально-этических принципов, у него сформировано правильное  отношение к себе, своей силе, насилию, противостоянию слабый-сильный, а значит, и, в конечном счете, своим поступкам. Главная концепция большинства восточных единоборств – это тренировка умения применить силу, остановить зло, избежать насилия, принудить к миру. Кроме того, многие восточные искусства включают медицинские науки, учения о здоровом теле, психологическом равновесии, балансе внутри и связи с внешним миром, а также усвоение основных принципов психически-волевой и физической подготовки. Несмотря на это, результаты опроса показывают, что большая часть опрошенных имеют некорректные сведения о сути боевых искусств.

Кроме того, нами также был проведен опрос об осведомленности граждан конкретно об Айкидо. Около 90 процентов опрошенных никогда не занимались данным видом боевого искусства. Около 47 процентов респондентов отметили, что считают, что Айкидо положительно влияет на занимающихся, а 88 процентов заявили, что хотели бы лучше понимать, что представляет из себя данное боевое искусство. В связи с полученными данными, видно, что большинство опрошенных никак не связаны с Айкидо, однако выявлен интерес среди респондентов к данной теме, следовательно, наблюдается потенциал для популяризации данного боевого искусства.

На данный момент еще рано говорить о конкретных рекламных методах популяризации Айкидо. Прежде всего необходимо добавить ему узнаваемости среди аудитории, а для этого важно ответить на вопрос – какую пользу несут в себе боевые искусства? Спортивная секция единоборств, конечно, не место для обучения драке, изощренным жестокостям и агрессии. Это возможность вместе с занятиями спортом научиться владеть своим телом, осознанию своей силы и восприятию собственного я.

Постоянные тренировки позволяют научиться ставить четкие цели и достигать их упорным трудом. Спортсмены боевых искусств приобретают выдержку и собранность, концентрацию и волю к победе намного быстрее, чем их сверстники, посещающие другие спортивные секции. Отдельно стоит упомянуть об умении защитить себя. И юноши, и девушки могут попасть в ситуацию, в которой придется оказать сопротивление, а умение уйти от удара или использовать защитный прием поможет чувствовать себя увереннее. В любом из подвидов единоборств спортсмен обучается мастерству умения сдерживать себя от ярости, контролировать свои эмоции и поступки. С этой стороны боевые искусства не столько про спорт, сколько про принципы и умения, которые могут быть полезны каждому человеку.

Основной перечень полезных навыков, приобретаемых в ходе занятий восточными единоборствами выглядит крайне внушительно: выносливость, концентрация внимания, скорость реакции, маневренность, аналитические способности, чуткость к собственному телу, гибкость, сила всех групп мышц тела, ловкость, растяжка, целеустремленность, интуиция, уверенность в себе и т. д. Кроме того, «выполнение физических упражнений повышает стойкость, неутомимость и работоспособность организма» [2, стр. 31].

Итак, мы рассмотрели первый аспект темы – почему важно популяризировать Айкидо среди населения. Теперь рассмотрим варианты, с чего можно начать реализацию этого на практике.

Правительство Российской Федерации активно занимается поддержкой развития физической культуры и спорта, а именно финансирует мероприятия в этой области за счет средств федерального бюджета, обеспечивает содержание спортивных сооружений, и многое другое [4].

При всем многообразии мер поддержки от государства, развитие Айкидо остается незатронутым, а значит, первостепенная задача – добиться содействующих мер от государства, например, путем проведения совместными усилиями фестивалей и показательных выступлений.

Другим методом повышения осведомленности населения может стать выпуск фильмов на данную тематику. Например, известный американский актер Стивен Сигал успешно популяризирует Айкидо на западе, являясь единственным в мире иностранцем, обладателем 7-го Дана Айки Кай Хомбу. Сигал занимается Айкидо большую часть своей жизни и успешно внедрил данное боевое искусство в фильмы со своим участием настолько, что даже люди, далекие от боевых искусств ассоциативно связывают его имя с Айкидо.

Однако самым легкодоступным методом распространения информации среди молодежи в наши дни является Интернет и социальные сети, в частности. Существует вполне обоснованное убеждение, что в современных реалиях, если твой бизнес не существует в Интернете, считай, он не существует вовсе. Любой магазин, любое хобби, которое способно приносить доход, имеют свои страницы в Интернете для рекламы и повышения узнаваемости. То же самое можно применить к такому продукту, как Айкидо.

В России деятельность Айкидо находится под управлением Федерации Айкидо Айкикай России и, в том числе, фонда развития Айкидо Ямато [5]. Перед фондом стоят следующие задачи: развитие классического Айкидо, продвижение данного боевого искусства на территории страны и координация работы с подобными организациями за рубежом.

В настоящее время деятельность фонда в Интернете представлена официальным сайтом и страницей в социальной сети «ВКонтакте». Изучив подробно данные ресурсы, автор пришел к выводу, что образовательно-просветительская деятельность в них не ведется. Группа в «ВКонтакте» служит для опубликования дайджеста новостей подконтрольных фонду клубов. В связи с этим автор видит следующий способ повышения узнаваемости Айкидо – это создание отдельной официальной верифицированной страницы, где будут публиковаться различные информационные материалы просветительского характера.

Для успешной рекламной кампании необходимо обозначить целевую аудиторию. Автор наметил следующие категории:

  1. Аудитория родителей, которые хотят отдать детей в секцию: средний возраст – около 30 лет. Данные пользователи зарегистрировались и активно пользовались сетями еще до рождения ребенка, а значит, на данный момент являются опытными пользователями, следовательно, для них не вызовет затруднений использование тех или иных сервисов;

  2. Категория профессиональных айкидоков: средний возраст – более 30 лет. Большинство владеет социальными сетями умело, однако, стоит учитывать также более старший возрастной диапазон при выборе вариантов размещения контента;

  3. Начинающие айкидоки – это молодая аудитория, чей средний возраст примерно 18-25 лет. Это активные пользователи социальных сетей, способные быстро разобраться с нововведениями. Эту же особенность можно приписать представителям СМИ и блогерам, которые, в силу своей профессиональной деятельности, должны всегда быть на одной волне с аудиторией;

  4. Дети – молодая аудитория, чье внимание нужно привлекать яркими постами и завлекательными видеороликами;

  5. К последней категории можно отнести сотрудников государственного аппарата, арендодателей, спонсоров. В данном случае имеет место особенность подачи информации – все должно быть четко структурировано, без лишних подробностей, чтобы чтение поста не отнимало слишком много времени.

Именно от целевой аудитории зависит выбор инструментов продвижения рекламной кампании на просторах «ВКонтакте», поскольку люди разного возраста используют данную социальную сеть по-разному, следовательно, некоторые способы могут быть неэффективны при неправильном определении аудитории, например, тизерная реклама отображается только у пользователей, которые заходят во «ВКонтакте» с десктопных устройств, и недоступна мобильным пользователям. Статистика использования устройств представлена, между тем, на рисунке 1.


Рисунок 1. Статистика использования платформы ВКонтакте пользователями в зависимости от возраста [1] 

Исходя из обозначенной целевой аудитории, разделенной на 5 групп (преимущественно b2c сегмент), можно предложить следующие варианты контента, изложенные ниже:

1. Для аудитории молодых родителей и детей:
  • красочные плакаты с детьми в кимоно с использованием инструмента «карусель» - рекламный формат в виде объявления из карточек;

  • короткие образовательные ролики, где персонаж-маскот будет в непринужденной форме рассказывать об особенностях боевого искусства, публикуемые в том числе в разделе «Клипы» (см. рис. 2);

 


Рисунок 2. Пример маскота для видео

2.         Для профессионалов: посты-выжимки из книг на данную тему со ссылками на источники для обмена опытом;

3.         Для начинающих, СМИ и блогеров, а также арендодателей, спонсоров и государства: посты с указанием реквизитов и контактов для сотрудничества и записи, просветительский контент.

По мнению автора, подобная группа, наполненная контентом – это первый шаг к росту осведомленности населения России об Айкидо.

Проанализировав ответы опрошенной молодежи, с уверенностью можно сказать, что репутация боевых искусств переживает сейчас определенный кризис. Стремление получить максимальную прибыль, не учитывая или полностью отвергая философские основания этих практик, превратило изначальную цель Айкидо в коммерческое звено, которое, к тому же, не приносит ожидаемых доходов. Из этого можно сделать вывод, что необходимо повышать осведомленность общества в данной сфере для роста популярности боевых искусств в России, поскольку Айкидо – это не только инструмент самозащиты. Как уже было отмечено ранее, регулярные занятия боевыми искусствами учат ставить цель и идти к ней, самодисциплине, причем это касается как планирования своих действий, так и контроля своих чувств и эмоций. Кроме того, подобная работа над собой развивает и не столь очевидные характеристики, такие как манёвренность, интуицию и более четкое понимание своего тела.

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить следующее – действительно, значительный процент молодежи в России не имеют вовсе или имеют неверное представление об Айкидо, что отражают результаты опросов. Автором были рассмотрены основные ресурсы, посвященные развитию Айкидо в России и даны рекомендации для улучшения результатов просветительской деятельности – прежде всего, это разработка грамотного контента для социальных сетей, ориентированного на разные секторы целевой аудитории: для детей и родителей – информативные посты в развлекательном стиле, для профессионалов – информация из достоверных источников, в свою очередь, для СМИ и официальных лиц – посты-знакомства.

Библиографический список:

1. Медиаскоп, ноябрь 2020, география: Россия, города от 700 тысяч. Возрастной диапазон: 12–64 лет
2. Правила составления индивидуальных программ физических занятий в высших учебных заведениях с целью оздоровления студентов / Н.М. Нуцалов, С.М.Пеняева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. - № 6. – С.31 – 35
3. Тарас А. Е. Боевые искусства: 200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. — Харвест, 1996.
4. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Статья 4. Меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/180377/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/#friends (дата обращения: 25.01.2023)
5. Фонд развития Айкидо Айкикай Ямато. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aikikai-yamato.ru/about/ (дата обращения: 25.01.2023)
6. Фонд развития Айкидо Айкикай Ямато ВКонтакте [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/aikikai_yamato (дата обращения: 25.01.2023)




Рецензии:

5.10.2023, 14:04 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия:  Айкидо — это «Путь объединения сил» или «Путь объединения энергии», в котором термин айки относится к принципу или тактике боевых искусств, заключающемуся в слиянии с движениями атакующего с целью контроля над его действиями, действия с минимальными усилиями, понимая ритм и намерения атакующего, чтобы найти оптимальную позицию и время для применения контр-техники. Согласно философии основателя боевого искусства Морихея Уэсиба, основной целью практики айкидо является преодоление самого себя, а не культивирование насилия или агрессивности (также как и в джу джитсу). Айкидо сейчас практикуется примерно в 140 странах. Многие из тех, кто занимается боевыми искусствами в течение длительного времени, в конечном итоге попадают в айкидо - https://www.quora.com/What-is-the-difference-between-Judo-Jiu-Jitsu-and-Aikido-Which-one-would-you-recommend-for-self-defense. Статью актуальную для молодежи и подростков рекомендую к публикации в журнале.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх