Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №124 (декабрь) 2023
Разделы: Педагогика
Размещена 08.12.2023. Последняя правка: 07.12.2023.
Просмотров - 533

РОЛЬ КОНКУРСА «ЛЕСТНИЦА НАУК» В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Лобанов Игорь Евгеньевич

доктор технических наук

Московский авиационный институт

ведущий научный сотрудник

Лаптев Сергей Владимирович, кандидат биологических наук, доцент, Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К.И. Скрябина, Москва, Россия; Александрова Марина Александровна, кандидат биологических наук, Ведущий научный сотрудник ВНИРО г. Москва, Россия


Аннотация:
В статье было показано, что представленные на конкурсах научно-исследовательские работы имеют практическое и теоретическое значение. Исследования молодых учёных отличаются тем, что в них представлены пути решения проблем государственного, а порой и мирового уровня, разработанные на основе научного подхода с применением факторного анализа и других методов исследования. При подготовке конкурсных работ участники ближе узнали друг друга, познакомились с новыми идеями и проектами, что будет помогать им в выборе будущей профессии. Работа над проектом оказала влияние на формирование личности конкурсантов, ориентированной на успех, готовой найти свое место в профессиональном обществе, способной принимать осознанные решения, ставить цели и достигать их.


Abstract:
The article showed that the research papers presented at the competitions have practical and theoretical significance. The research of young scientists is distinguished by the fact that they present ways to solve problems of the state, and sometimes world-class, developed on the basis of a scientific approach using factor analysis and other research methods. During the preparation of the competition papers, the participants got to know each other better, got acquainted with new ideas and projects, which will help them in choosing their future profession. The work on the project influenced the formation of the contestants' personality, focused on success, ready to find their place in professional society, able to make informed decisions, set goals and achieve them.


Ключевые слова:
конкурс;исследователь; молодой; формирование; личность

Keywords:
competition; researcher; young; formation; personality


УДК 37.047

Введение: 

Профессиональное формирование проходит практически через всю осознанную жизнь человека, и начинается с осознания себя как личности.

Современная молодёжь должна получать определённые знания о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях, уметь объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить личностные качества с требованиями профессионального труда.

В настоящее время для развития и самореализации детей РФ президентом В.В. Путиным было дано поручение «...разработать и реализовать комплекс мер, предусматривающих: воспитание учащихся на основе их профессиональной ориентации, расширения сферы общественно полезной деятельности, включения в волонтерское движение» [1].

Начальным звеном профессионального развития личности школьников является организация профориентационной работы в виде семинаров, лекций, экскурсий. Однако, для генерации профессионального самоопределения не достаточно одной только информационно-просветительской работы или серий профориентационных мероприятий. Проект «Профессиональное обучение без границ»даёт положительные результаты профориентации [2].

Для формирования активной жизненной позиции молодым людям необходимо участвовать в конференциях, конкурсах, дающих возможность публично представлять результаты своих теоретических, практических работ, в достаточной мере осуществить имеющиеся творческие потенциалы в естественно-научной, инженерной, технической, медико-биологической, исторической, экологической, гуманитарно-филологической и иных направлениях профессионального мастерства. Необходима также внешняя оценка качества на основе сличений разных исследований и проектов [2, 3].

Важно отметить ведущую роль в современном обществе такого понятия, как информатизация образования.

Процесс информатизации в науке и в образовании организовывается системой с нижеследующими мероприятиями [1-3]:

- формирования информационных культур всеми участниками образовательных процессов: учёные, сотрудники, педагоги, ученики, их родители;

- генерация систем непрерывных обучений педагогов и деятелей наук информационной технологией (на курсах, на экспресс-курсах, на семинарах, на конференциях);

- оснащение учреждений науки и образований, а также органа управлений образования программной и аппаратной информационной технологией;

- подключения по высокоскоростному каналу к региональному, национальному и международному компьютерному образовательному сетевому ресурсу, к глобальному сетевому Internet-ресурсу;

- генерация и выкладывание в Internet-сети информационного ресурса образовательных назначений, интегрирования разных информационных баз на региональных и государственных уровнях [3].

Процесс информатизации образования представляет собой совершенствование системы организации учебной и научной практики методом трансформаций форм и способов, изложения информации для формирования интереса у обучающихся к приобретению нового знания, формирования творческих активностей.

Для развития у обучающихся интереса использования информационных технологий в научных целях, необходим компетентный преподаватель, способный обучить современные поколения существовать в век информационной технологии и заложить основу владения этими технологиями.

Проблемная сторона данного вопроса заключается в информатизации в образовании, имеющие ряд противоречий. Так, например, у большинства преподавательского корпуса при преподавании дисциплин бывает некачественное программное обеспечение,  технические сложности в организациях процессов при обучении, что приводит к отказам в применении компьютерной технологии при проведении занятий. Многое из информационной технологии в учебном заведении в достаточной мере не является обеспеченным в необходимом для процесса обучения программным пакетом. Так как основное направление информатизирования представляет собой генерирование информационного образовательного пространства, то в этом плане возникает совокупность проблем: неимение единых стандартов программных обеспечений, недостатки у технических персоналов для обслуживания технического устройства.

Актуальными вопросами является проблема, связанная с консервативностями источников на внешних носителях информации и их применения для проектирования устарелых точек зрения об архитектурах программных обеспечений, следствиями чего служат:

- проблема, связанная с вопросом генерации спецификации
у разрабатываемого объекта при дальнейшем стандартизировании технологии образовательной информатизации;

- ускоренный моральный износ учебных курсов, дефицит возможностей при изменении или дополнении существующих изданий обновлённой модульностью.

Электронные средства обучения имеют определённые достоинства в сравнении
с традиционными, но наибольшие эффекты, как считают исследователи, дают смешанные технологии при обучении. Модели таких обучений позволяют совместить традиционные обучения, где занятие проводится в аудиторной форме (лекционные занятия, семинарские занятия, лабораторный практикум), и проведение части практического мероприятия в электронной форме. Вышесказанное делает возможным преподавателям сконцентрировать интересы обучающегося на усложнённых курсовых тематиках, не уделяя того же внимания для основных теоретических понятий, усваиваемых студентами, выполнив электронное тестирование или приняв участие в обсуждениях в форумах или блогах. В окончательном итоге — реализация данной образовательной технологии будет осуществляться в определённом поэтапном количестве [4]:

- Операционное этапирование. Здесь производятся детализирования функциональностей, каковые возможно перепоручить электронным средствам обучения, и методам для их реализаций, а также выбираются способы взаимодействий обучаемых с электронными ресурсами.

- Концептуальное этапирование. Здесь детерминируются цели при ориентации
на достижения результата: формирования, закрепления, обобщения или совершенствования знания; формирования умения; контролирования усвоений и т.п.

- Технологическое этапирование. На основании сформулированного требования
к образовательному электронному ресурсу относительно целей и методическим назначениям проводятся многофакторные анализы и отборы образовательного электронного ресурса.

Таким образом, информатизации образования - «двигатель» будущего.
От данного процесса зависит качество образования населения страны,
ее технический потенциал. Успехи данных процессов будут впрямую зависеть от высококвалифицированного специалиста, способного решить имеющиеся вопросы информационной действительности и продвижения его на более высокий уровень.

К наиболее интересным формам профориентационной работы относится подготовка научно-исследовательских работ и проектов. 

Исследовательская работа позволяет формировать определенные качества личности, такие как: инициативность, уверенность, гибкость, свобода мышлений и суждения, непохожести на другого.

Творческая деятельность формирует новое отношение молодого человека к жизни, готовность к изменениям, развитиям, принятия жизненных проявлений во всей её полноте. Подросток сначала под руководством наставника, а затем и самостоятельно учиться делать ответственный выбор из большого числа возможностей.

Материалы и методы:

Конкурс проектов «Лестница наук» организован Московской областной общественной организацией "Поддержка и развитие творческой, научной и культурной деятельности молодежи "Инновация" на базе ФГБУ «Санаторно-курортном комплексе «Подмосковье» Министерства Обороны Российской Федерации.

В 2023-м конкурс "Лестница наук" объединил представителей из нескольких десятков регионов нашей страны (из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельской области, Владимирской области, Воронежской области, Калининградской области, Краснодарского края, Курганской области, Московской области, Ленинградской области, Новосибирской области, Нижегородской области, Оренбургской области, Республики Калмыкия, Республики Татарстан, Пензенской области, Республики Башкортостан, Ростовской области, Самарской области, Свердловской области, Томской области, Удмуртской Республики, Челябинской области), которые были приглашены на очный этап конкурса прошедший в формате конференции для защиты своих научных работ.

В результате конкурсного отбора были выявлены и награждены победители и призёры, продемонстрировавшие высокие результаты, в различных возрастных категориях — с 7 до 23 лет. Участники конкурса будут внесены в государственный ресурс лиц, проявивших выдающиеся способности.

Мероприятие входит в приказ Минпросвещения России № 788 от 30 августа 2022 года «Об утверждении перечня олимпиад и других интеллектуальных и/или творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2022/23 учебный год» (под номером 228). 

Наградная документация и знаки отличий, которые вручаются в результате конкурсов, соответствует настоящему Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОСу) и приказам Министерства образования и науки Российской Федерации (Мин0брнауки РФ) № 276  от 7.04.2014  "0б утверждениях порядков проведений аттестаций педагогического работника организации, осуществляющей образовательные деятельности".

Результаты и обсуждение:

Проведённые конкурсы дали возможность учащимся испытать себя в различных видах деятельности и определиться с выбором будущей профессии. Наградные документы и знаки отличия вручены победителям и призёрам Всероссийского конкурса «ЛЕСТНИЦА НАУК».

Работы, представленные на конкурсах, отличались мастерством и оригинальностью. В ходе прохождения конкурса обучающиеся демонстрировали не только теоретические знания и практические умения в сфере своей деятельности, но и презентовали видение себя в будущей профессии и в своей профессиональной карьере [4].

Наибольшей оригинальностью отличался доклад «Классная головоломка» ученика 2 класса Аверьянов Матвея. Общий высокий научно-практический настрой конкурса обеспечили доклады: Фунтовой Варвары «Ранняя диагностика болезни Альцгеймера»; Омельченко Никиты «Мелиорационная система Калининградской области»; Коровиной Полины «Мир запахов и ароматов»; Ахметшина Романа «Снижения выбросов CO2 в условии агломерационных производств “MMK”»; Калгановой Анастасии «Создания моделей летальных бактериальных инфекций в С. elegans для тестирований нового антибиотика и антимикробного пептида invivo»; Голубиной Мадины «Разработки комплексных экологических карт микрорайона Северный»; Чалеевой Марии «Противоязвенные свойства лишайников пармелии в эксперименте на животных» и других участников конференции.

В инженерно-техническом плане интересна работа победителя Андреянова Никиты Сергеевича, в которой он в практическом плане решил проблему защиты входящей и исходящей информации посредством VPN-технологии. Результаты работы уже используются в рабочем процессе на конкретной организации.

Важным аспектом является то, что работы отличаются разнообразием. Например, были работы, основанные на русских народных промыслах (изделия из бересты), теоретические работы по физике (расчёт космического двигателя на космических лучах), конструирование аппарата для исследования вулканической поверхности, конструирование термопары для измерений разности температур, работа по противопожарной технике, конструирование садово-паркового экстерьера и т.д.

Работы также были разнообразны по форме: доклады, программы, макеты, действующие образцы и т.п. Разнообразие позволяет молодым исследователям с разных точек зрения рассмотреть технические проблемы, понять, что существуют разные методы исследования: от эмпирических до теоретических, последние также могут быть различными: от дедуктивно-аксиоматических до индуктивно-гипотетических.

Следует отметить, что имеет место тенденция повышения качества научных работ, представляемых на конкурс "Лестница Наук", с течением времени. В апрельском конкурсе, в отличие от январского, были представлены работы, в которых юные конкурсанты показали углублённое знание физических процессов. Например, Зодоева Светлана Павловна выказала знание законов магнитной и электромагнитной теории, которую удалось использовать на практике в форме транспортных устройств. Хохлов Сергей Николаевич выказал практические знание в области 3D-технологиипри производстве мебели. Работы по математике были посвящены: как математика борется с различными предрассудками, были подмечены математические закономерности в природе, в лесопарковых зонах, в астрономическом пространстве. Интересную работу по тренажёру быстрого счёта разработала Коротаева Анастасия Валерьевна.

Глубокое знание физики продемонстрировал Олифир Леонид Андреевич. В своей работе он продемонстрировал понимание фазовых переходов первого и второго родов. Были представлены и практические работы, например, устройство для дезинфекции, спроектированный действующий макет ленточного конвейера, устройство для гравировки электротоком. Крайне интересной представляется работа Тоскуева Сергея Михайловича, в которой был изготовлен лазерный минигравёра из дисководов, т.е. фактически из подручных материалов, что ценно, т.к. в работе существующие устройства применялись в новом качестве. Последнее говорит о конкурсанте, как о рационализаторе. Были аналитические работы, в которых анализировались свойство песков.

Резюмируя, можно сделать вывод о том, что работы участников от конкурса к конкурсу становятся более глубокими в понимании реализованных в их основах процессов, расширяют охват исследуемых тем, ещё ближе подходят к практическому воплощению разрабатываемых конкурсантами идей. Следовательно, имеет место временнóе прогрессирование научного уровня молодых учёных в процессе участия в конкурсах «Лестница наук».

Особое внимание заслуживает работа Титовой Александры Алексеевны, представленная на секции «Экономика и менеджмент». В проведенном исследовании дано глубокое обоснование рентабельности и целесообразности организации производства сыров на территории Свердловской области, проанализированы условия рынка и обоснован прогноз продаж готовой продукции при наращивании производственной мощности, произведена предварительная оценка финансовых ресурсов и ожидаемых финансовых результатов для реализации проекта, разработана финансовая стратегия.

Большой интерес, вызвала научно-исследовательская работа по семейству грибов Коноваловой Яны Дмитриевны, имеющая большое практическое значение.

Уникальными исследованиями насыщена работа юного ученого Нурмухаметова Тагира Ильдаровича «Жизнь муравьев».

Интересный предпринимательский подход к ведению бизнеса представлен в работе Михайловой Олеси Евгеньевны. Исследователь обосновалаприменениебенчмаркинга какодну из технологий для анализа бизнесаконкурентов. Бизнес в России всегда находится в движении, в поиске и освоении новых инструментов и способов менеджмента. Они, в свою очередь, делают более качественными и реальными структуру бизнес – процессов, позволяют увеличить конкурентоспособность предприятий в разных сегментах рынка. Бенчмаркинг в экономике является одним из таких инструментов. Проведенное исследование имеет как практическое так и теоретическое значение.

Работа  Загрядной Анны Васильевна посвящена разработке  новой технологии выращивания корнеплодов. При обосновании необходимости применения регуляторов роста при выращивании корнеплодов автор применил факторный анализ.

Мировую экологическую проблему, связанную с утилизацией и переработкой пластиковых отходов подняла в своей работе Бритвина Анна, разработав пути ее решения.

Большой научный вклад всистему управления земельными ресурсами внес Шейдаев Эльдар Махмудович своим исследованием, в основе которого лежит разработка  научных рекомендаций по совершенствованию системы мониторинга земель.

Конкурс «Лестница наук» стал доброй и желанной традицией, праздником общения взрослых и детей, смотром талантов, открытием новых имен и хорошей стартовой площадкой для нового поколения.

Основные выводы:

Представленные на конкурсах научно-исследовательские работы имеют практическое и теоретическое значение.

Исследования молодых учёных отличаются тем, что в них представлены пути решения проблем государственного, а порой и мирового уровня, разработанные  на основе научного подхода с применением факторного анализа и других методов исследования.

При подготовке конкурсных работ участники ближе узнали друг друга, познакомились с новыми идеями и проектами, что будет помогать им в выборе будущей профессии.

Работа над проектом оказала влияние на формирование личности конкурсантов, ориентированной на успех, готовой найти свое место в профессиональном обществе, способной принимать осознанные решения, ставить цели и достигать их.

Конкурсы «Лестница наук» позволяют пройти разным возрастным группам школьников и студентов испытания на прочность своих идей, профессиональных знаний и умений, способности публично защитить свои взгляды, убеждения и идеи, а в конечном итоге, помогают формировать зрелую личность, способную самостоятельно найти свой жизненный и профессиональный путь.

Проведённая конкурсная работа по заслушиванию и экспертной оценки работ обучающихся младшей, средней и старшей школы, а также студентов колледжей и ВУЗов заслуживает высокой оценки.

В ходе работы был организован мастер-класс для педагогов и родителей по организации проведения научно-исследовательских и проектных работ с учетом развития профессиональных навыков и практической ориентации обучающихся на формирование навыков и нравственно-психологических качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список:

1. Поручения Президента. 11 февраля 2016 года. — URL: kremlin.ru.
2. Лаптев С. В. Организация учебных сличительных испытаний в комплексе проводимых мероприятий по формированию практикоориентированного обучения / С. В. Лаптев, С. Ю. Пигина // Актуальные проблемы ветеринарной медицины, зоотехнии, биотехнологии и экспертизы сырья и продуктов животного происхождения : Сборник трудов научно-практической конференции, Москва, 08 ноября 2022 года / Под общей редакцией С.В. Позябина, Л.А. Гнездиловой. – Москва: Сельскохозяйственные технологии, 2022. – С. 333-334.
3. Лаптев С. В. Некоторые аспекты профориентационной работы в школах Москвы по медико-биологическим и биотехнологическим профилям специальностей / С. В. Лаптев, С. С. Кулагина // Товароведение, технология и экспертиза: инновационные решения и перспективы развития : Материалы II национальной научно-практической конференции, Москва, 01 июня 2021 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии - МВА имени К.И. Скрябина», 2021. – С. 59-67.
4. Лаптев С.В., Васильева Т.Ю., Лобанов И.Е. Конкурс проектов как форма профориентационной работы // Профнавигация молодёжи: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, 21 апреля 2023 г. — Краснодар: Изд. КубГТУ, 2023. — С. 133—138.




Рецензии:

8.12.2023, 13:38 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия:  Если посмотреть на количество Нобелевских лауреатов по всему миру (Википедия), то лидируют: США (411), Великобритания (137) и Германия (115). Приток мозгов и технологий из-за границы сыграл важную роль в развитии Соединенных Штатов, особенно в конце девятнадцатого века. Американское изобретение, почти не замеченное в 1947 году, положило начало информационной эпохе, когда Bell Laboratories использовали сложнейшие принципы квантовой физики для изобретения транзистора, ключевого компонента почти всей современной электроники, что привело к разработке микропроцессоров, программного обеспечения, персональных компьютеров и Интернет. Прошлое и нынешнее превосходство США в прикладной науке отчасти объясняется ее огромным бюджетом на исследования и разработки. Бюджет Национального научного фонда США на 2023 финансовый год составил 10,492 миллиарда долларов для поддержки исследований во всех областях науки, технологий, инженерии и математики, а также на всех уровнях образования в области естественных наук, технологий, инженерии и математики - https://nsf-gov-resources.nsf.gov/about/budget/fy2023/pdf/01_fy2023.pdf. Статья автора Лобанова И.Е. "РОЛЬ КОНКУРСА «ЛЕСТНИЦА НАУК» В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ" имеет высокую актуальность. Статью рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх