-
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мелитопольский государственный университет»
ассистент
Волкова Вера Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольное и специальное образование», ФГБОУ ВО «Мелитопольский государственный университет»
УДК 37.042.2
Индивидуальные различия между людьми – очевидный факт. Отсюда возникает необходимость в воспитательном процессе учитывать индивидуальные особенности, те внутренние условия, через которые преломляется воздействие на каждого ребёнка.
Программной целью нашего общества является всестороннее развитие каждого человека, а это предполагает выявление творческого потенциала личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития.
Поиски новых форм и методов обучения и воспитания подрастающего поколения вызывают усиление внимания к проблеме индивидуального подхода. Это понятие ученые рассматривают в рамках гуманитаризации образования, при этом справедливо указывают на соблюдение баланса между собственной активностью ребенка и действиями взрослых через применение различных форм организации занятий.
На проблему индивидуального подхода в воспитании детей обращали внимание многие представители прогрессивной отечественной и зарубежной педагогики. Уже в своей педагогической системе Я. А. Коменский [2] говорится о необходимости строить процесс обучения и воспитания детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В отечественной педагогике гуманистическая традиция отразилась в работах К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.
К. Д. Ушинский разработал методику индивидуального подхода к детям, наметил основы профилактической работы по воспитанию у них полезных привычек. При этом он подчеркивал творческий характер решения проблемы, говоря о том, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты [5].
А. С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным для решения педагогических проблем при организации детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он говорил о важности выявления у каждого ребенка положительных сторон характера и поступков и уже на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности.
А. С. Макаренко не указывал какие-то специальные методы для осуществления индивидуального подхода. Он считал, что можно один и тот же метод или прием использовать по-разному, в зависимости от конкретных условий и индивидуальных особенностей ребёнка. Педагог всегда должен подбирать подходящие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолированно от общей системы воспитания [3, с. 19].
В. А. Сухомлинский подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Изучение индивидуальных особенностей ребенка В. А. Сухомлинский считал необходимым начинать с семьи, причем, одновременно подчеркивал необходимость педагогического образования родителей [4, с. 9]. Он говорил о необходимости сочетать общие и индивидуальные формы работы с родителями, поскольку в каждой семье свое устройство жизни, свои традиции и взаимоотношения между ее членами.
Психологи А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, изучая проблему индивидуального подхода, указывали на значение особенностей высшей нервной деятельности человека в процессе формирования личности, поскольку темперамент обусловливает активность, работоспособность, легкость приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенность поведения. Отечественные психологи также уделяли большое внимание воспитанию характера, в качестве основных условий его становления выделяя, с одной стороны, целенаправленную деятельность, с другой – единые требования к поведению ребенка как в детском саду и школе, так и в семье.
Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн особое внимание обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей этических качеств личности, поиск адекватных приемов воспитательного действия.
Цель статьи: теоретически обосновать и практически подтвердить влияние индивидуального подхода воспитателя на развитие гуманных взаимоотношений ребенка со сверстниками
Задачи: обозначить психолого-педагогические условия индивидуального подхода в формировании гуманных взаимоотношений детей в коллективе сверстников.
Методы. Для получения необходимых данных были подобраны соответствующие методы: наблюдение, анализ, беседы, массовый опрос детей, родителей и воспитателей; творческие задания и упражнения; создавались необходимые педагогические условия – благоприятная творческая атмосфера.
Научная новизна: экспериментально проверены психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование гуманных взаимоотношений детей в коллективе сверстников.
Одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека является общение. Л. С. Выготский подчеркивал, что высшие психические функции ребенка, такие, как память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми, лишь затем становятся полностью произвольными [1]. В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений.
Стоит подчеркнуть, что проблемы общения может иметь каждый ребенок, поскольку умение общаться, как любая высшая психическая функция, является результатом социального опыта человека. Д. Б. Эльконин указывает на ряд специфических черт проблемного ребенка [6]. Эти черты затрудняют процесс общения со сверстниками и взрослыми, и результаты такого общения во многом определяют дальнейшее психическое развитие ребенка.
На основании анализа особенностей проблемных детей и их общения со взрослыми и сверстниками ученые выделяют три основных направления работы с ними. Во-первых, необходимо вызвать интерес ребенка к окружающим его людям, заставить его задуматься об их интересах, потребностях. Такая информация может помочь ребенку более объективно установить истинный характер отношения к себе, а интерес и внимание к окружающим, информация об их интересах и целях позволят компенсировать возможные разногласия (например, если возникли разногласия в одной игре, можно вместе затеять новую). Таким образом, первое направление работы по оптимизации навыков общения направлено на обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных, в том числе и конфликтных, ситуациях, побуждение к поиску и осмыслению информации об окружающих их людях, выработку умения слушать окружающих и проявлять интерес к ним.
Во-вторых, необходимо научить ребенка не прикладывать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинения, ни самобичевания, научиться извлекать опыт из неудачного общения. Предъявление очень высоких требований к своим друзьям и близким всегда создает благоприятный источник для потенциальных обид. С другой стороны, применяя мерку совершенства к собственному своему социальному положению и желая получить «все или ничего», ребенок выводит себя за рамки обычных повседневных спокойных контактов и остается в социальной изоляции. Такого ребенка нужно научить умению посмотреть на себя со стороны, объективно оценить свое поведение и поступки.
Третье направление развития функций общения проблемных детей связано с обучением их приемам саморегуляции своего состояния, что позволило бы им выйти из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость. Это поможет ребенку вовремя понизить тон, вместо того чтобы тщетно доказывать свою правоту, или попытаться договориться в конфликтной ситуации, вместо того чтобы отреагировать на нее обидой и уходом от общения.
Теоретическое исследование показало, что главной задачей дошкольного учреждения является реализация идей личностно ориентированного воспитания. Программой эксперимента предусматривалось изучение индивидуально-типологических характеристик детей, их проявления с учетом динамики тех изменений, которые происходят в процессе занятий.
По результатам диагностики на констатирующем этапе эксперимента можно сделать выводы о том, что индивидуальное своеобразие ребенка дошкольного возраста проявляется достаточно четко. Дети отличаются по уровню активности, преобладанию положительных и отрицательных эмоций, по речи, взаимоотношениям, общению, средствам познания окружающего мира. Индивидуальность составляет прежде всего темперамент, который характеризует динамическую сторону протекания деятельности человека и сказывается на психической активности и эмоциональности. Поэтому очевидна важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка.
Анализ характера общения позволил наметить пути коррекционно-развивающей работы по оптимизации этой функции у детей разных типов темперамента. Главное условие полноценного развития индивидуальности – обеспечить оптимальную свободу ребенка в различных видах деятельности и общения с окружением, построенное на понимании, терпимости, доброте и любви.
Работа с сангвиниками включала разнообразные задания, оживленные игры и между ними обязательные паузы расслабления. Мы старались, чтобы дети-сангвиники овладели базовыми социальными навыками: умением слушать другого, поддержать темы, тактично критиковать и хвалить другого, что не всегда у них получается из-за импульсивности. Чтобы научить детей умению слушать друг друга, мы применили несколько эффективных приемов, например, игра «Путешествие», она наиболее любима у сангвиников. Эта игра заключается в том, что детям демонстрируются яркие, красочные иллюстрации разных стран и картинки из сказок. Каждый из детей выбирает себе одну картинку и рассказывает о своем путешествии в понравившуюся страну. Сначала дети перебивали друг друга, вскакивали с места, но мы поощряли тех детей, которые внимательно выслушивали рассказчика, причем поощрение было в виде маленькой «золотой» звездочки, поскольку сангвиники любят все яркое, красивое. Также поощрялись и самые оригинальные ответы, и вопросы по картинкам.
Были использованы игры подобного типа: «Волшебный сон», «Сказка», «Отпуск» и другие. Хотя ребенок-сангвиник очень общительный, у него много друзей, но привязанности его неглубокие, он не стремится понять своих товарищей, проникнуться их ощущениями. Поэтому с детьми изначально были проведены беседы: «Дружелюбие и доброта – наши лучшие друзья», «Как правильно выразить дружеские ощущения». Также с детьми были разыграны сценки: «Робот», «Слепой и поводырь». Значение этих игр в том, что в них все построено на физическом контакте. Это помогает ребенку почувствовать, что вокруг него есть другие дети, которые принимают его, хотят с ним играть и общаться, и к которым, при желании, всегда можно обратиться за помощью и поддержкой.
Были выполнены упражнения «Комплимент», «Добрые слова», где дети учились говорить друг другу приятное, замечать друг в друге положительные качества. Также сангвиники разыгрывали такие ситуации, как «Пожалей больного друга», «Помоги починить игрушку», «Передай другому тепло». Другое упражнение подобного типа – «Полоса неудач», в котором педагог советуется по очереди с каждым ребенком, как ему поступить в сложных жизненных ситуациях, предполагает помимо совершенствования социальной компетентности формировать такие качества, как сочувствие, сопереживание.
Социально ориентированную активность ребенка мы развивали с помощью упражнений: «Мама заболела», «Товарищ потерялся», где дети учились действовать в сложных, непредвиденных обстоятельствах в пользу других людей.
Для развития навыков общения у детей-сангвиников с ними была организована коллективная беседа-дискуссия на тему «Новогоднее утро в детском саду», в ходе которой дети учились внимательно выслушивать каждого участника беседы, обсуждать все идеи по очереди, не говоря очень долго и быстро, четко и ясно выражать свою точку зрения. При этом сангвиники стремились говорить исподволь, степенно, но ясно выражая свои мысли. Мы использовать навыки детей-сангвиников в сложных, неожиданных ситуациях общения. Детям было предложено жизненное задание «Воспитатель заболел», где заболевает воспитатель и ребенок становится вместо него и организует свою работу.
Развитию внимания к другим были посвящены такие игры, как «Цветик-семицветик». Для этого брался цветок, у которого каждый из участников отрывал лепесток и загадывал желание. Рассказать о нем можно тогда, когда лепесток облетит весь мир. Дети кружатся вместе с лепестками по кругу. Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, мы определили уровень этического развития группы.
Группа детей-флегматиков отличалась от предыдущей своей сдержанностью в поведении, настороженностью. Чтобы отвлечь детей-флегматиков от их побочных дел, сигналом к началу работы были громкие аплодисменты. Нашим первым упражнением для активизации внимания было «Повтори за мной». Это упражнение заключалось в том, чтобы дети за взрослыми повторяли либо ритмичные аплодисменты, либо физические упражнения. Очень полюбилась детям-флегматикам игра «Веселая зарядка», где показывали им движения разных животных, а дети повторяли, при этом звучала соответствующая музыка.
Детям-флегматикам очень нравится слушать сказки и фантазировать. Поэтому для развития навыков умения поддерживать совместную беседу мы взяли сказку Ш. Перро «Красная Шапочка». Целью беседы было обсуждение героев этого произведения, а потом все дети по очереди кратко предложили свой конец этой сказки, и наиболее понравившийся вариант мы инсценировали. При распределении ролей дети инициативы не проявляли, пришлось назначить каждому его роль. Флегматики безропотно согласились. Действия были не столько эмоциональными, сколько щепетильными и упорядоченными.
Также в новых вариантах были разыграны сказки «Теремок», «Три поросенка», «Золушка». Маленьким флегматикам нравилось обсуждать характеры сказочных персонажей, сочувствовать и радоваться за них в той или иной ситуации. Далее флегматикам были даны более сложные задачи, развивающие такие качества, как получение объективной информации относительно своего социального статуса и социальных ожиданий группы, поскольку флегматики, как правило, равнодушны к критике. Для этого мы предложили детям изобразить какое-нибудь животное и поставить себе за это оценку. Когда началось обсуждение детьми увиденного, они по очереди высказывали свои замечания и, главное, пожелания. Тот, в чей адрес это говорилось, отвечал: «Спасибо. Я приму во внимание».
Затем дети снова демонстрировали своих животных, с учетом сделанных замечаний. Детские образы стали гораздо живее. Для обучения детей корректной критике мы учили их анализировать поступки людей. Эти поступки мы брали из разыгранных ситуаций: «Девочка обманывает подругу», «Мальчик обзывает младшего по возрасту», «Мальчик не помогает маме нести тяжелую сумку» и так далее. Важно, чтобы в занятиях с детьми-флегматиками на развитие навыков общения присутствовало изобразительное, песенное, музыкальное творчество. Флегматика нужно заинтересовать, но не стоит постоянно поощрять, поскольку дети привыкнут к похвале и будут равнодушными к ней. Мы делали это редко, и маленькие флегматики жаждали завоевания любви.
Основной акцент в работе с детьми холерического темперамента мы ставили на развитие альтруизма, чувства справедливости, внимания к чувствам других людей. Этому была посвящена целая серия упражнений под общим названием «Волшебники». Так, упражнение «Волшебный магазин» предлагает детям ситуацию, когда они могут купить любую волшебную вещь (волшебную палочку, скатерть-самобранку, сапоги-скороходы, шапку-невидимку) в обмен на подробное объяснение, зачем им эта вещь нужна. При этом особо подчеркивались и поощрялись ответы, в которых выбранной вещью ребенок хотел воспользоваться не в собственных интересах, а в пользу других. Поскольку холерики очень импульсивные, оживленные, энергичные, в занятия мы включили много оживленных игр, сменявшихся паузами релаксаций.
Этическому развитию детей способствует рассуждение о характере героев сказок, поэтому мы использовали наводящие вопросы: этот герой добрый или злой? Смелый или робкий? Почему? В ходе рассуждения дети осознавали сущность таких человеческих качеств, как доброта, смелость, героизм, лицемерие, жадность, робость. Чтобы дети-холерики научились поддерживать общую беседу, для обсуждения использовались темы: «Наш детский город», «Лучший герой на свете».
Работая с детьми, мы учитывали тот факт, что работа по совершенствованию функций общения значительно облегчается в результате развития у детей-холериков навыков саморегуляции эмоциональных состояний. С этой целью мы учили детей самостоятельно избавляться от сильных негативных эмоций, объясняя им, что эти эмоции будут разрушать дружбу, общую игру, совместное дело. Поскольку именно этому типу темперамента свойственна конфликтность и агрессивность в поведении, важно, чтобы дети умели разрешать эти трудные ситуации не с помощью обид, ссор или ухода, а искать эффективный путь выхода из конфликта. При этом мы учитывали, что у детей-холериков, из-за их импульсивности, создается впечатление, что они все могут. Как правило, у таких детей завышенная самооценка, они порой бывают агрессивны, поскольку стремятся к лидерству, поэтому нужно развить в детях способность к адекватной самооценке. Для детей-холериков очень важны музыкальные, танцевальные, двигательные занятия. Они дают детям ощущение свободы и радости, способствуют игровой инициативе, стимулируют моторику. Дети-меланхолики быстро устают, для них важен режим дня, чередование занятий и отдыха. Поэтому наши занятия с детьми-меланхоликами чередовались паузами расслабления.
Сначала мы выбрали методику «Секрет» (она построена так, чтобы робкий ребенок мог поладить с каждым участником), а также игру «Ветер дует на...», где задаются всевозможные вопросы, для того чтобы дети лучше узнали друг друга. Чтобы маленькие меланхолики научились слушать друг друга, мы провели обсуждение темы «Что вам подарили на день рождения?» Формированию позитивной установки способствует концентрация детей на том приятном, добром, радостном, что нас окружает. Мы просили детей назвать по очереди те вещи, которые приносят им радость. Ответы были разными: общение с природой, поездки с родственниками, человеческий контакт, игры с животными, совместные с родителями и друзьями праздники. Занятия мы проводили в разных вариантах: с помощью изобразительного искусства, музыкального, театрального. Это позволило избавить детей от тревожной мнительности, плаксивости, создать условия для формирования любознательности, открытости внешним впечатлениям.
Для повышения самооценки ребенка, укрепления его уверенности в себе и самоуважения мы использовали простые эффективные приемы: «Жмурки», «Прятки». Эти игры предоставляли детям возможность каждому побыть в роли лидера. Поскольку дети-меланхолики проявляют интерес к сфере чувств, переживаний, чувствительны к страданиям других, с ними обсуждались темы: «Шефы в детском саду», «Помоги одеться малышу», «Бездомный котенок». Развивая этические чувства детей, такие беседы утверждают их веру в себя. В упражнении «Шефы в младшей группе» дети должны были почувствовать себя в роли воспитателя и успешно решить ряд сложных проблем: что делать с ябедой, как разобраться с драчунами, как поступить в случае отказа малышей от обеда, в случае их нежелания самостоятельно одеваться и идти на улицу. В обсуждении участвовали все члены группы, найденные решения коллективно оценивались с позиций известных моделей поведения.
Анализ результатов экспериментальных исследований особенностей общения детей после проведения формирующего эксперимента убедительно доказал эффективность использованных методов оптимизации общения у детей различных типов темперамента.
Выводы. Проблема индивидуального подхода необходимо рассматривать, учитывая деятельность, отношение ребенка к окружающим, его интересы. Важным условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива. Также важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительное в свойствах личности ребенка.
Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях психики ребенка. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников дошкольного учреждения и школы, так и родителей, которые организовывают посещение детьми спортивных секций, где дети усваивают опыт общения. Общение между детьми оптимизируется в командных видах деятельности – соревнованиях, походах, экскурсиях в природу, парк, где есть возможность развивать и психические, и физические способности дошкольников.
Рецензии:
26.03.2024, 9:36 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В статье "ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ" автор рассматривает тему по общению дошкольников. Тема актуальная и имеется научная новизна. Однако, автору нужно акцентировать на то, что общение между детьми достигается в команде, когда воспитатель организует их общение через обучение азбуки и чтения, игры, танцы, спортивные соревнования, походы на природе, т.е. нужно развивать психические и физические способности дошкольного ребенка. Это может быть, например, всей группой посещение Зоопарка, Цирка или Театра юного зрителя. А со стороны родителей - это организация посещения детей легких спортивных секций (художественная гимнастика, футбол, физкультура), посещение детских парков. Рекомендую статью к публикации после доработки.