Полесский государственный университет
Студентка
Научный руководитель: Конончук Ирина Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент Полесского государственного университета
УДК 336.2
Введение: Формирование рациональной налоговой системы и установление оптимальной налоговой нагрузки является самой сложной задачей в отношениях государства с субъектами хозяйствования. То, какую часть своего дохода приходится данным субъектам перечислять в государственный бюджет, оказывает непосредственное влияние на их платежеспособность, спрос, предпринимательскую и инвестиционную активность, что в свою очередь воздействует на состояние экономики в целом. Считается, что невысокая налоговая нагрузка создает более благоприятные условия для деятельности организаций, формирует предпосылки для их развития, расширения производств, стимулирует процессы модернизации, инвестирования, создания и использования инноваций.
Актуальность исследуемой темы обусловлена объективной потребностью в изучении проблемы налоговой нагрузки и её экономического воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов в Республике Беларусь.
Цель: провести оценку налоговой нагрузки УРПП ”Слонимская фабрика художественных изделий“ и определить направления ее оптимизации.
Задачи:
Материалы и методы:
Материалом послужила отчетность предприятия, а также литература по исследуемой теме. В процессе осуществления исследования использовались анализ, синтез, индукции и дедукции, логического обобщения, табличный и графический методы.
Научная новизна заключается в оценке налоговой нагрузки УРПП ”Слонимская фабрика художественных изделий“, которая раньше не проводилась.
Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств бизнеса перед государством и показывает, какая часть доходов налогоплательщика перечисляется в бюджет в виде налоговых платежей приходится. В экономической практике отсутствует единая универсальная методика определения и оценки налоговой нагрузки. В специализированной литературе обычно рассматривают несколько видов налоговой нагрузки: абсолютная налоговая нагрузка; относительная налоговая нагрузка; среднеотраслевая налоговая нагрузка. Абсолютная налоговая нагрузка показывает величину уплачиваемых организацией налогов и сборов в бюджет. Относительная налоговая нагрузка позволяет определить долю выручки от реализации продукции, прибыли, затрат, направляемых в виде обязательных налоговых платежей в государственную казну. Среднеотраслевая налоговая нагрузка представляет собой коэффициент бремени по разным видам деятельности, среднее значение для каждой отрасти [1,c.151].
В целом отметим, что налоговая нагрузка – показатель, имеющий важное значение не только для налоговых органов, но и для самого налогоплательщика [2,с.85]. Анализ этого показателя позволяет оценить уровень налоговых изъятий, эффективность применяемых методов оптимизации налогов, степень реализации принципа равенства и справедливости и на этой основе выработать ряд необходимых мероприятий, направленных на достижение различных задач, стоящих на микро- и макроэкономическом уровнях.
На материалах УРПП ”Слонимская фабрика художественных изделий“ рассчитаем налоговую нагрузку и определим возможные пути ее оптимизации.
Динамика уплаченных налогов УРПП ”Слонимская фабрика художественных изделий“ в 2021-2023 гг. представлены ниже (табл. 1).
Таблица 1 - Динамика уплаченных налогов УРПП ”Слонимская фабрика художественных изделий“ в 2021-2023 гг., тыс. руб.
Наименование |
Годы |
Абсолютное изменение, ± |
Темп роста, % |
||||
2021 |
2022 |
2023 |
2022 г. к 2021 г. |
2023 г. к 2022 г. |
2022 г. к 2021 г. |
2023 г. к 2022 г. |
|
Налог на добавленную стоимость |
286,0 |
354,8 |
361,8 |
68,8 |
7,0 |
124,1 |
102,0 |
Налог на прибыль |
0,0 |
11,6 |
46,0 |
11,6 |
34,4 |
- |
396,6 |
Налог на недвижимость |
17,5 |
8,5 |
19,7 |
-9,0 |
11,2 |
48,6 |
231,8 |
Земельный налог |
36,5 |
39,8 |
47,4 |
3,3 |
7,6 |
109,0 |
119,1 |
Транспортный налог |
1,3 |
1,6 |
1,0 |
0,3 |
-0,6 |
123,1 |
62,5 |
Всего уплаченные налоги |
341,3 |
416,3 |
475,9 |
75,0 |
59,6 |
122,0 |
114,3 |
Как видно из таблицы 1, сумма уплаченных организацией налогов выросла на 22,0 % за 2022 г. и на 14,3 % за 2023 г. и составила 475,9 тыс. руб. в 2023 г. Налог на добавленную стоимость увеличился на 24,1 % за 2022 г. и на 2,0 % за 2023 г. и составил 361,8 тыс. руб. в 2023 г. Налог на прибыль вырос в 4,0 раза за 2023 г. и составил 46,0 тыс. руб. в 2023 г. Налог на недвижимость снизился на 51,4 % за 2022 г. и увеличился в 2,3 раза за 2023 г. и составил 19,7 тыс. руб. в 2023 г. Земельный налог вырос на 9,0 % за 2022 г. и на 19,1 % за 2023 г. и составил 47,4 тыс. руб. в 2023 г. Транспортный налог вырос с 1,3 тыс. руб. в 2021 г. до 1,6 тыс. руб. в 2022 г., затем снизился до 1,0 тыс. руб. в 2023 г.
Структура уплаченных налогов УРПП ”Слонимская фабрика художественных изделий“ в 2023 г. представлена ниже (рис. 1).
Рисунок 1. Структура уплаченных налогов УРПП ”Слонимская фабрика художественных изделий“ в 2023 г., %
Как видно из рисунка 1, в структуре уплаченных налогов преобладает налог на добавленную стоимость – 76,0 %, на втором месте – налог на недвижимость (10,0 %), на третьем – налог на прибыль – 9,7 % в 2023 г.
Динамика уровня налоговой нагрузки УРПП ”Слонимская фабрика художественных изделий“ в 2021-2023 гг. представлена ниже.
Рисунок 2. Динамика уровня налоговой нагрузки УРПП ”Слонимская фабрика художественных изделий“ в 2021-2023 гг., %
Как видно из рисунка 2, уровень налоговой нагрузки УРПП ”Слонимская фабрика художественных изделий“ снизился с 12,9 % в 2021 г. до 10,5 % в 2023 г. Это говорит о положительных тенденциях налоговой политики на предприятии.
Проблема контроля налоговой нагрузки предприятия является важной частью финансовой составляющей организации. Специалистам в организации необходимо пристально следить за тем, чтобы фактическая налоговая нагрузка не отличалась существенно от плановой и среднестатистической по отрасли.
Не смотря на значительные доходы и количество налоговых обязательств, сумма налоговых отчислений в бюджет является не обременительной для УРПП ”Слонимская фабрика художественных изделий“. Такое положение дел может свидетельствовать о проведении эффективной налоговой политики на предприятии. Однако для поддержания такого эффекта предприятию предлагается воспользоваться налоговой оптимизацией.
Под налоговой оптимизаций понимается деятельность налогоплательщика, направленная на снижение налоговых платежей и приводящая к увеличению финансового результата, включающая в себя использование всех предоставленных действующим законодательством налоговых льгот, налоговых освобождений и других законных преимуществ[3,c.77]. УРПП "Слонимская ФХИ" предлагается использовать следующие методы налогой оптимизации:
- сверяться с текущим законодательством и не упускать из вида какие-либо изменения;
- планировать нагрузку по каждому виду из налогов, а также в целом по предприятию на год;
- составлять налоговый календарь;
- просчитать методы, с помощью которых будет достигаться плановый уровень показателя, и закрепить их в налоговой политике;
- контролировать выполнение плана и использование методов;
- применять предоставляемые законом льготы.
Таким образом, в данной статье была проведена оценка налоговой нагрузки на УРПП ”Слонимская фабрика художественных изделий“. Исходя из полученных результатов анализа, можно сделать вывод о том, что нагрузка на предприятие в 2023 г. снизилась по сравнению с 2021г. Так же были приведены пути оптимизации налоговой нагрузки предприятия.
Рецензии:
7.05.2024, 17:23 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Более 170 стран мира, включая все страны ЕС, взимают НДС с товаров и услуг. НДС является одним из основных инструментов налоговой системы государства, например, во Франции составляет около трети финансовых ресурсов государства и является отличным инструментом для финансирования важных расходов, таких как образование или жилье - https://www.europeandatajournalism.eu/cp_data_news/how-vat-hinders-effective-redistribution-of-wealth/. Под налоговой оптимизацией понимается юридическая процедура повышения налоговой эффективности и сокращения налоговых обязательств для юридических и физических лиц, а его цель – усовершенствовать процедуру уплаты налогов и снизить обязательства перед людьми за счет управления финансовыми ресурсами и соблюдения налогового законодательства посредством долгосрочной перспективы финансовой стабильности. В статье «ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ УНИТАРНОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «СЛОНИМСКАЯ ФАБРИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ» автором исследуется налоговая нагрузка предприятия ”Слонимская фабрика художественных изделий“. Показано, что уровень налоговой нагрузки данного предприятия существенно ниже республиканского (24,2 % в 2023 г.). Однако, в статье "Налоговая нагрузка в Республике Беларусь" показано, что налоговая нагрузка на прибыль предприятий составила 34,0% - [https://www.nbrb.by/bv/pdf/articles/11037.pdf]. Статья «ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ УНИТАРНОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «СЛОНИМСКАЯ ФАБРИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ» написана на актуальную тему, статью рекомендую к публикации после доработки.