кандидат экономических наук
ЮРИФ РАНХиГС при Президенте РФ
.
УДК 339.146
Введение
Обеспечение научного и технологического лидерства России зависит от эффективности функционирования национальной инновационной системы (НИС) в целом, и ее отдельных элементов в частности. Для повышения эффективности отечественной НИС, прежде всего, необходимо решить ряд проблем: проблему медленного и непоследовательного развития законодательной базы, фрагментарности основных блоков инновационной инфраструктуры; неадекватности навыков российских работников условиям инновационной экономики и др.
Цель статьи – выявить особенности функционирования и развития базовых элементов национальной инновационной системы России.
Вопросам формирования и развития национальных инновационных систем и их отдельных элементов посвящены работы: Л. Алтынбаевой, М. Бендикова, В. Васина, О. Голиченко, Я. Гохберга, А. Гретченко, A. Дынкина, В. Иванова, Р. Кабешева, Е. Каблова, В. Келле, Б. Кузыка, О. Марковой, Л. Марфиной, Д. Непесова, Е. Нижегородова, А. Овчинниковой, Л. Охотниковой, К. Савина, И. Самильяновой, А. Сергеевой, Л. Сидорова, О. Смеловой, Т. Софиной, С. Стрельцова, Н. Фроловой, Р. Хабарова, Г. Харисовой, С. Шапошниковой. Несмотря на большой объем работ, ни в одной из них единого подхода к исследованию НИС нет.
1. Определение национальной инновационной системы
Термин «национальная инновационная система» (НИС) впервые был использован в 1987 г. английским профессором Центра изучения научной политики при Сассекском университете К. Фриманом. Он определял НИС, как своего рода сеть институциональных структур в государственном и частном секторах экономики, активность и взаимодействие которых инициирует, создает, модифицирует и способствует диффузии новых технологий. А. Гретченко определяет ее как «совокупность хозяйствующих субъектов (предприятия, научно-исследовательские организации, потребители) и институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования конкурентоспособных знаний и технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы и способствующих повышению конкурентоспособности ее субъектов, в т.ч. государств на международном уровне» [5]. С. Шапошникова, – как «совокупность социально-экономических институтов в сфере исследований, разработок, образования, науки, производственных и внедренческих комплексов и экономической инфраструктуры, функционирующих для разработки и реализации всех типов новшеств с целью экономического развития и роста национальной экономики» [7, с. 38]. По нашему мнению, национальная инновационная система представляет собой основу инновационной экономики, и предполагает коллаборацию правовых, финансовых, исследовательских, проектных, образовательных, социальных институтов и предприятий, в процессе производства, распространения и использования конкурентоспособных знаний и технологий.
2. Базовые элементы национальной инновационной системы России
В России уже создана основа национальной инновационной системы. Базовыми элементами НИС являются: нормативно-правовая база; инновационная инфраструктура; наукограды РФ; инновационный лифт.
2.1. Нормативно-правовая база в области инноваций включает: Гражданский кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Таможенный кодекс РФ; ФЗ «О защите авторских прав»; ФЗ «О защите интеллектуальной собственности»; ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; ФЗ «О коммерческой тайне»; ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ»; ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»; Патентный закон РФ; ФЗ «О товарных знаках»; ФЗ «Об авторском праве и смежных правах»; Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в Федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»; «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»; «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года; Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика»; Федеральная целевая программа (ФЦП) «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы; ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы»; ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»; региональные законодательные акты; Прогноз долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2030 года и др.
В связи с вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), к международным источникам правового регулирования инновационной деятельности относится Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальой собственности (Agreement on Traderelated Aspects of Intellectual Property Rights) ТРИПС, заключенное в г. Марракеш 15 апреля 1994 г. Данное соглашение является первым многосторонним соглашением, регулирущим охрану и использование объектов интеллектуальной собственности с позиций интересов международной торговли. Кроме того, Россия присоединилась к Конвенции, учреждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г.), к Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.).
Следует отметить, что российское законодательство в области инновационной деятельности долгое время развивалось медленно и непоследовательно. По нашему мнению, законодательные акты, так или иначе регулирующие инновационную сферу, следует классифицировать: по уровню – на международные, федеральные и региональные; по статусу – конвенции, соглашения, федеральные и региональные законы, указы, распоряжения, государственные программы, федеральные целевые программы, концепции, прогнозы и т.д.; по предмету регулирования - регулирующие инновационную деятельность, вопросы интеллектуальной собственности; авторское право и т.д. В большинстве нормативных актах субъектов РФ недостаточно ясен предмет правового регулирования, по-разному определяется содержание основополагающих для инновационного законодательства понятий, и не всегда учитывается законодательство смежных областей регулирования и федеральное законодательство [6, с. 99].
2.2. Инновационная инфраструктура представлена организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности и частными лицами (технопарки, бизнес-инкубаторы, инвестиционные и венчурные фонды, сообщества бизнес-ангелов, центры трансфера технологий, консалтинговые агентства), деятельность которых способствует реализации инновационно-инвестиционной деятельности и развитию инновационного потенциала территории. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, построение инновационной инфраструктуры выступает основной задачей формирования национальной инновационной системы [2]. Основными блоками инновационой инфраструктуры являются: научный, производственно-технологический, экспертно-консалтинговый, финансовый, кадровый, иформационный и сбытовой.
К научной инфраструктуре относится ассоциация государственных науных центров. Научные центры представляют собой, крупные научно-инженерные и технологические комплексы, выполняющие полный цикл работ от фундаментальных и поисковых исследований до создания новых образцов техники и промышленных технологий в интересах экономики национальной безопасности и обороноспособности страны. Статус государственного научного центра (ГНЦ) присваивается по результатам конкурсно-экспертного отбора научной организации, которая имеет уникальное опытно – экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научно – техническая деятельность которой получила международное признание. Статус государственного научного центра означает отнесение организации к объектам науки федерального значения с особыми формами государственной поддержки и обеспечения их деятельности.
Впервые, ГНЦ были созданы в соответсвии с Указом Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939 в целях формирования благоприятныйх условий для сохранения в стране ведущих научных школ мирового уровня, развития ее научного потенциала в обласи фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров. На сегодняший день, в России действует 48 ГНЦ, объединенных в ассоциацию государственных научных центров. Следует отметить, что система ГНЦ - важнейший элемент национальной инновационной системы в области генерации знаний; перевода этих знаний в наукоемкий товар и подготовки научных и инженерных кадров.
Производственно-технологическая инфраструктура представлена такими организациями, как: Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий (образовано в 2011 г.); Союз инновационно-технологических центров России (2000 г.); Национальное содружество бизнес-инкубатров (1997 г.).
Экспертно-консалтинговая инфраструктурапредставлена организациями, занятыми оказаниями услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центрами консалтинга как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.). К таким организациям относятся: Национальная ассоциация инноваций и развития инновационных технологий (НАИРИТ, 2006 г.); Российская сеть трансфера технологий (РСТТ, 2002 г.).
Финансовая инфраструктура - различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний. К таким организациям относятся: Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника, 1994 г.); Российский фонд технологического развития (РФТР, 1991 г.); Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования (РАВИ); Содружество бизнес-ангелов России (СБАР, 2006 г.); Содружество бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции» (2006 г.); Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов (СОБА, 2008 г.); Национальное партнерство развития субконтрактации (2004 г.).
Кадровая инфраструктура- образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д. Прежде всего, следует отметить, что по даннымежегодного доклада ОЭСР «Education at a Glance 2013: OECD Indicators», по числу обладателей диплома о высшем образовании Россия стоит на первом месте (53%), опередив Канаду и Японию; процент получивших как минимум среднее образование в России также один из самых высоких – более 90% во всех возрастных группах среди взрослого населения [8]. В 2012 г. сотрудники Всемирного банка совместно с Лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ (ЛИРТ НИУ ВШЭ), провели исследование «Дефицит навыков в России: вызовы для системы образования в условиях перехода к инновационной экономике». По данным исследования основное препятствие для развития инновационной экономики сводится к проблеме неадекватности навыков российских работников условиям инновационной экономики. Российские ВУЗы дают знания в сфере управления, но не обеспечивают практические навыки применения этих знаний, не формируют компетенций, позволяющих управленцам успешно осуществлять свои функции.
Для разрешения проблем инновационной экономики, связанных с качеством и эффективностью кадров, в России действует Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., также принята Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 гг. Благодаря проектам, выполненным за четыре года реализации Программы на 2009-2013 гг., в сфере науки, образования и высоких технологий закреплено около 17000 студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей; опубликовано около 66300 статей, оформлено и получено 1100 патентов и заявок на получение патентов [3].
Основной целью Программы на 2014-2020 гг. является развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессиональных кадров научной и научно-образовательной сферы и повышение их конкурентоспособности на мировом уровне. В таблице 1 представлены основные целевые индикаторы и показатели данной программы.
Таблица 1. - Целевые индикаторы и показатели ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 гг. [1]
Показатель |
Индикаторы |
Средний возраст исследователей |
43 года |
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей |
35% |
Доля исследователей высшей научной квалификации (кандидатов и докторов наук) в общей численности исследователей |
17-17,5% |
Количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей организаций, закреплённых в сфере науки, образования и высоких технологий (зачисленных в аспирантуру или принятых на работу в учреждения высшего профессионального образования, научные организации, предприятия приоритетных для Российской Федерации отраслей промышленности) |
+ 13 тыс. человек |
Количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей, принимавших участие в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и других мероприятиях, проводимых в области науки и техники |
+ 60 тыс. человек |
Также, речь о снижении среднего возраста исследователей, о повышении числа публикаций в ведущих научных журналах, увеличении числа патентных заявок, увеличения количества рабочих мест, идет в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», которая является приемственной по отношению к действующей сегодня ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы».
В государственной программе РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной Правительством РФ в 2013 г., выделена подпрограмма «Кадры для инновационной экономики». Срок реализации подпрограммы 8 лет (с 2013 по 2020 г.). Объем бюджетных ассигнований 4276194,30 тыс. рублей. Цель подпограммы сводится к развитию кадрового потенциала в сфере управления для модернизации российской экономики. Среди ее мероприятий, следует отметить: подготовку не менее 5000 управленцев ежегодно; организцию и проведение зарубежных стажировок российских специалистов в рамках взаимных обменов с иностранными государствами (до 600 человек в год), стажировок иностранных специалистов на российских предприятиях (не более 125 человек ежегодно), целевых проектных стажировок (не менее 120 человек ежегодно), внутрироссийских стажировок [1].
Информационная инфраструктура включает региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуру, поддерживающую малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете. К организациям информационной инфраструктуры относятся: Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ МИИРИС); Наука и инновации в регионах России; Инновационный навигатор при ТПП РФ.
Вопросы развития информационной инфраструктуры затронуты в девятой подпрограмме «Формирование официальной статистической информации» государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика». Ее цель сводится к предоставлению актуальной и достоверной статистической информации Президенту РФ, органам власти РФ, организацим и гражданам, а также международным организациям. Срок реализации подпрограммы 8 лет (с 2003 по 2020 г.). Объем бюджетных ассигнований 131493517 тыс. рублей [1].
Сбытовая инфраструктура – выставочная деятельность, профессиональные объединения, посреднические фирмы, маркетинговые фирмы, Интернет. В рамках функционирования Московского Центра трансфера технологий, осуществляется полное сопровождение инновационного проекта от «Seed» и «Start-up» до возможной перепродажи бизнеса стратегическому инвестору.
2.3. Наукограды. Наукоград РФ – «муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом (совокупностью организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации)» [4]. Термин «наукоград» введен в 1991 г. Н. Никитиной и С. Никаноровым, для обозначения городов, моноориентированных в научно-технической сфере и созданных специально для решения оборонных задач. Хотя их история началась в 1930-е гг. с «закрытых» поселений, деятельность которых полостью подчинялась обеспечению стратегического военно-политического превосходства СССР.
По состоянию на 2013 г., 13 городам и 1 рабочему поселку присвоен статус наукограда РФ по семи основным специализациям (авиа-, ракетостроение и космические исследования; электроника и радиотехника; авоматизация, машино- и прибростроение; химия, химическая физика и создание новых материалов; ядерный комплекс; энергетика; биология и биотехнология). Первым наукоградом России стал г. Обнинск, которому Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2000 г. № 821 присвоен статус наукограда РФ. По прогнозам Минобрнауки, из 14 существующих на сегодняшний день наукоградов, подтвердить свой статус в дальнейшем смогут не все, если не улучшат свои показатели в соответствии с проектом ФЗ о наукоградах.
Развитием интеллектуального и научно-технического потенциала наукоградов и академгородков занимается некоммерческое партнерство, – Союз развития наукоградов России.
2.4. «Инновационный лифт» - сеть созданных государством институтов развития, поддерживающих инновационные проекты на всех стадиях развития. Термин «инновационный лифт» введен в оборот в апреле 2010 г. «Соглашением о взаимодействии институтов развития, поддерживающих инновационные проекты на всех стадиях развития». В системе «инновационного лифта» России задействовано порядка 30 организаций, среди них: Российская венчурная компания (РВК), ОАО «Роснано», Фонд «Сколково», Внешэкономбанк (ВЭБ), ММВБ, Российский банк развития малого и среднего предпринимательства (МСП-Банк). Каждая из них обладает своими ресурсами и включается в финансирование предприятия на своем этапе. Так, «Сколково» может предоставить налоговые льготы и выделить грантовое финансирование, СМБ-банк (100% дочернее предприятие ВЭБ) – выдать кредит под льготный процент, ММВБ использует площадку «Рынок инноваций и инвестиций» и привлекает финансирование через IPO.
Развитие в России «инновационного лифта» подкреплено принятой Правительством РФ в 2013 г. восьмилетней государственной программой «Экономическое развитие и инновационная экономика». В пятой из ее подпрограмм «Стимулирование инноваций» внимание акцентировано на «создании и развитии институтов и инфраструктур, обесечивающих запуск и работу «инновационного лифта», в частности, речь идет, о создании механизма обмена информацией о перспективных инновационных проектах, налаживании «передачи» таких проектов от одного института развития к другому, «стыковке» сферы исследований и разработок с бизнесом, формировании новых предприятий на основе результатов прикладных исследований [1].
Заключение
Итак, основные проблемы развития отечественной НИС сводятся к медленному и непоследовательномум развитию законодательной базы, фрагментарности основных блоков инновационной инфраструктуры; неадекватности навыков российских работников условиям инновационной экономики и др. Для решения выявленных законодательных, организационных и институциональных проблем необходимо, во-первых, устранить несоответствия в законодательной базе, посредством принятия законодательных актов, регулирующих инновационную деятельность, а также скорректировать уже существующие. Во-вторых, исследовать и систематизировать зарубежный опыт формирования и развития национальных инновационных систем. Особое внимание следует уделить опыту таких стран, как Великобритания, Германия, Китай, Финляндия, Швейцария, Швеция, США, Япония, так как перечисленные страны занимают лидирующие позиции в международных инновационных рейтингах. В-третьих, поддерживать и расширять практику проведения таких мероприятий, как Саммит творцов инновационной экономики, Форум инновационных технологий, международные научно-практические конференции по инновационной тематике, Конкурс русских инноваций и др. В-четвертых, поддерживать и развивать краудсорсинговые инициативы, в частности создавать массовые инновационные сообщества (подобные "Открытому инновационному сообществу"). В-пятых, развивать форсайт инновационных проектов.
Рецензии:
1.11.2013, 18:18 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Я бы назвала данную статью анализ состояния национальной инновационной системы России и направления ее развития, поскольку как таковые особенности НИС России не выделены. В целом статья представляет научный интерес и может быть рекомендована к печати. Автору также могу порекомендовать обратить внимание на региональный аспект проблемы, так как состояние инновационных систем в регионах России сильно дифференцировано, и исследование факторов, объясняющих данные различия очень важно. Статья может быть рекомендована к печати, но название желательно скорректировать.
2.12.2013, 13:21 Чернова Ольга Анатольевна Отзыв: Рекомендовано к печати |
13.03.2015, 20:52 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Читателям, не забывшим положение дел в СССР, займет вопрос, а что именно сохранено от прежней системы, что и как взято от сохраняющихся капиталистическими стран, и что предлагает Россия всему миру. Подойдут ли эти предложения, например, Китаю. Пару слов по такому поводу повысят ценность статьи. |