Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 30.01.2014. Последняя правка: 29.01.2014.
Просмотров - 6288

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

Попов Владимир Дмитриевич

Школа №62 г.Харьков

учитель

Аннотация:
В статье автором раскрыта роль психолого-педагогического сопровождения как эффективного средства воспитания, как вид педагогической поддержки. Акцентируется внимание на задачах, видах, особенностях содержания психолого-педагогического сопровождения процесса формирования нравственной направленности подростков с учетом их возрастных особенностей.


Abstract:
In this article the contributor uncovers the role of psychology and pedagogical monitoring as an efficient educational technique, as a type of pedagogical support. There is an emphasis on tasks, types and peculiarities of substance of psychology and pedagogical monitoring of the adolescents’ ethical orientation formation process with due regard for their age peculiarities.


Ключевые слова:
психолого-педагогическое сопровождение, нравственная направленность, подросток, формирование, воспитательный процесс.

Keywords:
psychology and pedagogical support, ethical orientation, adolescent, formation, educational process.



УДК  37.034-053.6

 

В последние десятилетия в образовательно-воспитательной практике сложилась особенная культура помощи ребенку и его родителям путем психолого-педагогического сопровождения, которое рассматривается как особенный вид педагогической поддержки школьников, обеспечивающий личностное развитие и воспитание в условиях учебно-воспитательного процесса школы.

Понятие “педагогическая поддержка”, “помощь”, “педагогическое сопровождение”, “психолого-педагогическое сопровождение” в значительной степени взаимозаменяемые, синонимичные, хотя и не тождественны по содержанию: предоставляя ученику помощь, педагог поддерживает его.

Причем поддержку учитель может осуществлять опосредованно, в то время как помощь может быть оказана ученику только в процессе непосредственного общения. Обеспечивая педагогическое сопровождение, воспитатель оказывает ученику помощь, поддерживает его, а это, в свою очередь, требует психологической поддержки и помощи. Поэтому, на наш взгляд, наиболее широким в указанном синонимическом ряду является понятие «психолого-педагогическое сопровождение”.

Анализ научной литературы (И. Бех, О. Газман, Н. Михайлова и др.) свидетельствует о повышенном интересе ученых и практических работников к феномену  психолого-педагогического сопровождения – приемлемому для современных условий средству, способствующему личностному развитию и воспитанию школьника.

Цель статьи – раскрыть особенности психолого-педагогического сопровождения формирования нравственной направленности подростков как важного средства повышения эффективности этого процесса.

Сама идея сопровождения как воплощения гуманистического, личностно ориентированного подхода тесно связана с реализацией права ребенка на полноценное развитие, и, как следствие, качественной модернизацией системы школьного образования, которая определяется такими приоритетами, как телесное и нравственное (духовное) здоровье, социальное благополучие и защищенность, самореализация личности.

Сложность определения сущности психолого-педагогического сопровождения обусловливается его использованием в качестве инновационной концептуальной идеи, реализация которой сначала ограничивалась решением экзистенциональных проблем подростков. Педагогические усилия, осуществляемые профессионалами-педагогами – классными руководителями, учителями, воспитателями, школьными психологами, ориентировались на поддержку индивидуального и субъективного своеобразия подростка, подкрепление его реальных потенциальных возможностей и способностей для саморазвития, самоопределения [4].

Постепенно объект, предмет и содержание психолого-педагогического сопровождения значительно расширились. Психолого-педагогическое сопровождение стали признавать основой воспитания – свободного (в противовес “педагогической необходимости”), способного даже, по определению Н. Крыловой [3], заменить функцию контроля по мере взросления детей: “там, где есть товарищеские (дружеские) взаимоотношения взрослого і ребенка (т.е. психолого-педагогическое сопровождение), там воспитание как особенная педагогическая деятельность не является такой необходимой”. Таким образом, акцент делается на специфичности психолого-педагогического сопровождения як альтернативе существующей воспитательной практики, которая будто бы лишена демократических, гуманистических идеалов.

С такими утверждениями мы не можем согласиться, а разделяем позицию О. Газмана,  О. Лидерс  и  Н. Михайловой, разработчиков теоретико-методических основ психолого-педагогического сопровождения, которые убедительно доказали, что основы такого сопровождения не противоречат идеям личностно ориентированного подхода, созвучны с ними, одновременно развивая и культивируя субъектный потенциал ребенка [4].

Психолого-педагогическое сопровождение до сих пор не имеет завершенного научного описания, в нем наблюдаются признаки, относящиеся к разным областям научного знания: педагогики, социальной педагогики, психологии, социологии. Он отождествляется с методами и формами воспитания, такой позицией педагогов, как “свободное общение”, “товарищеские взаимоотношения взрослого и ребенка”, “их внутренний настрой” (Н. Крылова).

Особенностью психолого-педагогического сопровождения является необходимость решения задач личностного развития и воспитания школьника (в нашем случае – младшего подростка) в сложных условиях модернизации системы образования, изменений в ее структуре и содержании.

Поэтому сфера осуществления психолого-педагогического сопровождения включает в себя задачу  создания в учебно-воспитательном процессе условий для  социализации ребенка, его самореализации.  При таком подходе объектом психолого-педагогического сопровождения выступает воспитательный процесс, а предметом – ситуация личностного развития и воспитания ребенка как система взаимоотношений с миром, с окружением (взрослыми, одногодками, с самим собой).

При этом предполагается, что учитель, воспитатель, школьный психолог, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, не только владеют методиками диагностики, консультирования, коррекции, а и способностью системного анализа проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, направленной на их разрешение, сотрудничество, взаимодействие участников воспитательного процесса.

 Главными задачами психолого-педагогического сопровожденияпроцесса формирования нравственной направленности у подростков считаем следующие:

  • предупреждение возникновения проблем личностного развития ребенка в процессе воспитания (своевременное выяснение внутренних психологических проблем  у подростка; предупреждение возникновения конфликтов; превентивные меры девиантных проявлений в поведении подростков путем нивелирования отрицательного влияния асоциальных неформальных объединений одногодков, аморальной информации, которые подростки могут получить в средствах массовой информации, в том числе в системе Internet; работа с проблемными семьями и т.п.);
  • помощь (содействие) школьнику в решении проблем, связанных с самоопределением и самореализацией (повышение социального статуса в классе, помощь при выполнении поручений, помощь в обеспечении нравственных отношений со сверстниками и взрослыми);
  • корректировка нравственной и эмоционально-волевой сферы подростка путем налаживания взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования нравственной направленности рассматриваем, прежде всего, как сопровождение межличностных отношений (их развитие, коррекция, взаимовлияние).

С учетом вышесказанного видами (направлениями) работы по психолого-педагогическому сопровождению нравственного воспитания и саморазвития подростка являются:

  • мониторинг (индивидуальный и групповой) результатов воспитательного влияния на личность воспитанника;
  • профилактика девиантных проявлений в поведении подростка;
  • психолого-педагогическое просвещение субъектов воспитательного процесса;
  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, воспитателей, школьных психологов;
  • формирование психолого-педагогической и развитие общей культуры родителей;
  • психолого-педагогическая поддержка  родителей (с учетом сложных, специфических условий, в которых оказалась современная семья).

Задачи формирования самостоятельной, ответственной и социально зрелой личности, способной к социализации в обществе и выявлению активной жизненной позиции, определяют необходимость широкого использования в процессе  психолого-педагогического сопровождения разнообразных методов, средств, технологий воспитания нравственных привычек, стимулирования воспитанников к личностному самоопределению и нравственному саморазвитию.

Психолого-педагогическое сопровождение различных групп детей осуществляется по-разному. Стратегическая линия психолого-педагогического сопровождения подростков обусловливается психолого-физиологическими особенностями и задачами нравственного воспитания в этом возрасте. Среди них, по мнению А. Бодалева [1], Н. Синягиной [5],  наиболее важным является самоопределение в сферах общечеловеческих ценностей и межличностного общения. Подростков отличает активное овладение нормами поведения и морали, стремление занять значимое место в коллективе, наладить отношения с людьми и именно поэтому ведущей деятельностью подростков становится общение. 

Вторичным относительно этого является принятие себя и внешности, а также приобретение мужского и женского поведения, умения общаться со сверстниками, особами своего и противоположного пола, установление адекватных, более независимых взаимоотношений в семье, формирование планов на будущее, жизненных стратегий. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, стимулировать его к определению своих сильных и слабых сторон, помочь достичь успеха. В этом случае, утверждают психологи, подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать свою точку зрения).

Вместе с тем противоречивость внутренней позиции подростка состоит в том, что, с одной стороны, он стремится к самостоятельности, протестует против опеки, контроля. С другой стороны – чувствует тревогу и опасение, что не справится с новой задачей. Он ожидает от взрослого помощи и поддержки, но не хочет открыто это признать. Эту сложность и противоречивость внутренней позиции подростка взрослый должен понять и принять, и на основе этого понимания выстраивать свои отношения с ним.

Педагогическое содержание психолого-педагогического сопровождения формирования нравственной направленности подростков более адекватно отображаются в его определении как психолого-педагогического инструментария, направленного на решение проблем  подростка, связанных с усвоением социальных и моральных норм, выработкой жизненной стратегии.

Безусловно, при условии благоприятного социума (семейного, школьного, внешкольного) каждая из указанных проблем подросток может решить сам или с помощью взрослых (педагогов, родителей). Однако ситуации проблемной семьи или неблагоприятной образовательной среды становятся для подростка непреодолимым препятствием на пути нравственного становления. Именно в таких случаях помочь подростку в подборе оптимального “жизненного маршрута”, выборе нравственных ориентиров  должно психолого-педагогическое сопровождение, назначение которого является анализ ближайшего окружения ребенка, диагностика уровней его личностного развития и воспитания, использование групповых методов, индивидуальной работы с подростками, их родителями.

Таким образом, широкая интерпретация педагогического содержания сопровождения связана с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития подростков, раскрытием, реализацией внутреннего потенциала, формированием способности самостоятельных действий и свободного выбора.  Мы исходим из того, что психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования нравственной направленности подростков является не простым соединением разнообразных методов воспитательной работы с школьниками, а выступает как комплексное воспитательное средство, обеспечиваемое особенной культурой поддержки и помощи воспитаннику в решении задач нравственного развития, воспитания и самовоспитания.

Библиографический список:

1. Бодалев А. А. О воспитании некоторых нравствнных качеств у школьника / А. А. Бодалев // Ученые записки ЛГУ. — 1956. — № 214.
2. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О.С. Газман // Народное образование. — 1998. — № 6. — С. 108−111.




Рецензии:

30.01.2014, 16:56 Гайдученко Юрий Сергеевич
Рецензия: Статья соответствует всем требованиям и может быть опубликована в журнале.

30.01.2014, 18:17 Малякова Наталия Сергеевна
Рецензия: Статья посвящена актуальной проблеме нравственного воспитания подростков в современной школе. Ее основное содержание раскрывает понятие "психолого-педагогическое сопровождение", призванное решать задачи нравственного воспитания подростка. В то же время, тема заявлена очень широко и требует также детального анализа понятия "нравственная направленность подростка", в котором заключается основная проблематика, инициировавшая написание статьи. Характеристики нравственной направленности просматриваются в формулировках задач, в направлениях воспитательной деятельности, но были бы более выразительны в контексте заявленного в заглавии понятия. Вызывает также вопрос "процесс формирования нравственной направленности". В представленном материале процессуальные характеристики представлены недостаточно. Непонятно, какие этапы и стадии имеет этот процесс, как происходят изменения в нравственной направленности, какие риски возникают и как они преодолеваются. Статья может быть опубликована в представленном виде при условии уточнения ее названия, сузив его (Возможно, "Психолого-педагогическое сопровождение в решении задач воспитания подростков"). При оставлении предъявленного названия необходимо: а) четче выделить характеристики понятия "нравственная направленность подростков"; б)указать процессуальные характеристики (возможно взять за основу главные задачи - этап диагностики, этап помощи, этап корректировки).

30.01.2014, 20:22 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Тема очень сложная, многоаспектная и объемная. Название статьи предполагает концептуальный подход к проблеме, в тексте он представлен скорее на методическом уровне. Слишком свободное отношение к терминологии, в том числе, к ключевым понятиям. Психолого-педагогическое сопровождение, к сожалению, в работе не структурировано, поэтому оно не рассматривается с позиции системы. Нет интерпретации понятия «нравственная направленность» (в статье оно отождествляется с понятием «нравственное воспитание), к тому же, оно даже не позиционируется как предмет исследования, хотя и вынесено в название статьи. Трудно согласиться со многими тезисами (к примеру, «поддержку учитель может осуществлять опосредованно, в то время как помощь может быть оказана ученику только в процессе непосредственного общения» и др.). Статья может быть опубликована при условии согласования названия статьи и текста.

16.02.2014, 14:44 Слизкова Елена Владимировна
Рецензия: Рецензия: автором представлены теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения в аспекте формирования нравственной сферы личности. Но хотелось бы видеть, как работает авторский механизм использования данного вида сопровождения по различным направлениям нравственного развития личности, к сожалению отсутствующих, в содержании статьи, и не имеющих способом решения представленной проблемы. С уважением Елена Слизкова.

15.04.2014, 9:58 Шилина Наталья Валерьевна
Рецензия: Проблема, рассматриваемая в статье бесспорно актуальна,но автор не раскрывает этапы осуществления "процесса формирования нравственной направленности". Хотелось бы увидеть, как происходят изменения в нравственной направленности и какие при этом могут возникать проблемы и как их автор предлагает разрешить.При условии дополнения, статья может быть рекомендована к публикации. С уважением Шилина Н.В.

25.06.2015, 16:03 Трофимук Екатерина Васильевна
Рецензия: Автору рекомендуется наполнить статью материалом. После этого статья будет рекомендована к печати!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх