Школа №62 г.Харьков
учитель
УДК 37.034-053.6
В последние десятилетия в образовательно-воспитательной практике сложилась особенная культура помощи ребенку и его родителям путем психолого-педагогического сопровождения, которое рассматривается как особенный вид педагогической поддержки школьников, обеспечивающий личностное развитие и воспитание в условиях учебно-воспитательного процесса школы.
Понятие “педагогическая поддержка”, “помощь”, “педагогическое сопровождение”, “психолого-педагогическое сопровождение” в значительной степени взаимозаменяемые, синонимичные, хотя и не тождественны по содержанию: предоставляя ученику помощь, педагог поддерживает его.
Причем поддержку учитель может осуществлять опосредованно, в то время как помощь может быть оказана ученику только в процессе непосредственного общения. Обеспечивая педагогическое сопровождение, воспитатель оказывает ученику помощь, поддерживает его, а это, в свою очередь, требует психологической поддержки и помощи. Поэтому, на наш взгляд, наиболее широким в указанном синонимическом ряду является понятие «психолого-педагогическое сопровождение”.
Анализ научной литературы (И. Бех, О. Газман, Н. Михайлова и др.) свидетельствует о повышенном интересе ученых и практических работников к феномену психолого-педагогического сопровождения – приемлемому для современных условий средству, способствующему личностному развитию и воспитанию школьника.
Цель статьи – раскрыть особенности психолого-педагогического сопровождения формирования нравственной направленности подростков как важного средства повышения эффективности этого процесса.
Сама идея сопровождения как воплощения гуманистического, личностно ориентированного подхода тесно связана с реализацией права ребенка на полноценное развитие, и, как следствие, качественной модернизацией системы школьного образования, которая определяется такими приоритетами, как телесное и нравственное (духовное) здоровье, социальное благополучие и защищенность, самореализация личности.
Сложность определения сущности психолого-педагогического сопровождения обусловливается его использованием в качестве инновационной концептуальной идеи, реализация которой сначала ограничивалась решением экзистенциональных проблем подростков. Педагогические усилия, осуществляемые профессионалами-педагогами – классными руководителями, учителями, воспитателями, школьными психологами, ориентировались на поддержку индивидуального и субъективного своеобразия подростка, подкрепление его реальных потенциальных возможностей и способностей для саморазвития, самоопределения [4].
Постепенно объект, предмет и содержание психолого-педагогического сопровождения значительно расширились. Психолого-педагогическое сопровождение стали признавать основой воспитания – свободного (в противовес “педагогической необходимости”), способного даже, по определению Н. Крыловой [3], заменить функцию контроля по мере взросления детей: “там, где есть товарищеские (дружеские) взаимоотношения взрослого і ребенка (т.е. психолого-педагогическое сопровождение), там воспитание как особенная педагогическая деятельность не является такой необходимой”. Таким образом, акцент делается на специфичности психолого-педагогического сопровождения як альтернативе существующей воспитательной практики, которая будто бы лишена демократических, гуманистических идеалов.
С такими утверждениями мы не можем согласиться, а разделяем позицию О. Газмана, О. Лидерс и Н. Михайловой, разработчиков теоретико-методических основ психолого-педагогического сопровождения, которые убедительно доказали, что основы такого сопровождения не противоречат идеям личностно ориентированного подхода, созвучны с ними, одновременно развивая и культивируя субъектный потенциал ребенка [4].
Психолого-педагогическое сопровождение до сих пор не имеет завершенного научного описания, в нем наблюдаются признаки, относящиеся к разным областям научного знания: педагогики, социальной педагогики, психологии, социологии. Он отождествляется с методами и формами воспитания, такой позицией педагогов, как “свободное общение”, “товарищеские взаимоотношения взрослого и ребенка”, “их внутренний настрой” (Н. Крылова).
Особенностью психолого-педагогического сопровождения является необходимость решения задач личностного развития и воспитания школьника (в нашем случае – младшего подростка) в сложных условиях модернизации системы образования, изменений в ее структуре и содержании.
Поэтому сфера осуществления психолого-педагогического сопровождения включает в себя задачу создания в учебно-воспитательном процессе условий для социализации ребенка, его самореализации. При таком подходе объектом психолого-педагогического сопровождения выступает воспитательный процесс, а предметом – ситуация личностного развития и воспитания ребенка как система взаимоотношений с миром, с окружением (взрослыми, одногодками, с самим собой).
При этом предполагается, что учитель, воспитатель, школьный психолог, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, не только владеют методиками диагностики, консультирования, коррекции, а и способностью системного анализа проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, направленной на их разрешение, сотрудничество, взаимодействие участников воспитательного процесса.
Главными задачами психолого-педагогического сопровожденияпроцесса формирования нравственной направленности у подростков считаем следующие:
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования нравственной направленности рассматриваем, прежде всего, как сопровождение межличностных отношений (их развитие, коррекция, взаимовлияние).
С учетом вышесказанного видами (направлениями) работы по психолого-педагогическому сопровождению нравственного воспитания и саморазвития подростка являются:
Задачи формирования самостоятельной, ответственной и социально зрелой личности, способной к социализации в обществе и выявлению активной жизненной позиции, определяют необходимость широкого использования в процессе психолого-педагогического сопровождения разнообразных методов, средств, технологий воспитания нравственных привычек, стимулирования воспитанников к личностному самоопределению и нравственному саморазвитию.
Психолого-педагогическое сопровождение различных групп детей осуществляется по-разному. Стратегическая линия психолого-педагогического сопровождения подростков обусловливается психолого-физиологическими особенностями и задачами нравственного воспитания в этом возрасте. Среди них, по мнению А. Бодалева [1], Н. Синягиной [5], наиболее важным является самоопределение в сферах общечеловеческих ценностей и межличностного общения. Подростков отличает активное овладение нормами поведения и морали, стремление занять значимое место в коллективе, наладить отношения с людьми и именно поэтому ведущей деятельностью подростков становится общение.
Вторичным относительно этого является принятие себя и внешности, а также приобретение мужского и женского поведения, умения общаться со сверстниками, особами своего и противоположного пола, установление адекватных, более независимых взаимоотношений в семье, формирование планов на будущее, жизненных стратегий. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, стимулировать его к определению своих сильных и слабых сторон, помочь достичь успеха. В этом случае, утверждают психологи, подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать свою точку зрения).
Вместе с тем противоречивость внутренней позиции подростка состоит в том, что, с одной стороны, он стремится к самостоятельности, протестует против опеки, контроля. С другой стороны – чувствует тревогу и опасение, что не справится с новой задачей. Он ожидает от взрослого помощи и поддержки, но не хочет открыто это признать. Эту сложность и противоречивость внутренней позиции подростка взрослый должен понять и принять, и на основе этого понимания выстраивать свои отношения с ним.
Педагогическое содержание психолого-педагогического сопровождения формирования нравственной направленности подростков более адекватно отображаются в его определении как психолого-педагогического инструментария, направленного на решение проблем подростка, связанных с усвоением социальных и моральных норм, выработкой жизненной стратегии.
Безусловно, при условии благоприятного социума (семейного, школьного, внешкольного) каждая из указанных проблем подросток может решить сам или с помощью взрослых (педагогов, родителей). Однако ситуации проблемной семьи или неблагоприятной образовательной среды становятся для подростка непреодолимым препятствием на пути нравственного становления. Именно в таких случаях помочь подростку в подборе оптимального “жизненного маршрута”, выборе нравственных ориентиров должно психолого-педагогическое сопровождение, назначение которого является анализ ближайшего окружения ребенка, диагностика уровней его личностного развития и воспитания, использование групповых методов, индивидуальной работы с подростками, их родителями.
Таким образом, широкая интерпретация педагогического содержания сопровождения связана с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития подростков, раскрытием, реализацией внутреннего потенциала, формированием способности самостоятельных действий и свободного выбора. Мы исходим из того, что психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования нравственной направленности подростков является не простым соединением разнообразных методов воспитательной работы с школьниками, а выступает как комплексное воспитательное средство, обеспечиваемое особенной культурой поддержки и помощи воспитаннику в решении задач нравственного развития, воспитания и самовоспитания.
Рецензии:
30.01.2014, 16:56 Гайдученко Юрий Сергеевич
Рецензия: Статья соответствует всем требованиям и может быть опубликована в журнале.
30.01.2014, 18:17 Малякова Наталия Сергеевна
Рецензия: Статья посвящена актуальной проблеме нравственного воспитания подростков в современной школе. Ее основное содержание раскрывает понятие "психолого-педагогическое сопровождение", призванное решать задачи нравственного воспитания подростка. В то же время, тема заявлена очень широко и требует также детального анализа понятия "нравственная направленность подростка", в котором заключается основная проблематика, инициировавшая написание статьи. Характеристики нравственной направленности просматриваются в формулировках задач, в направлениях воспитательной деятельности, но были бы более выразительны в контексте заявленного в заглавии понятия. Вызывает также вопрос "процесс формирования нравственной направленности". В представленном материале процессуальные характеристики представлены недостаточно. Непонятно, какие этапы и стадии имеет этот процесс, как происходят изменения в нравственной направленности, какие риски возникают и как они преодолеваются. Статья может быть опубликована в представленном виде при условии уточнения ее названия, сузив его (Возможно, "Психолого-педагогическое сопровождение в решении задач воспитания подростков"). При оставлении предъявленного названия необходимо: а) четче выделить характеристики понятия "нравственная направленность подростков"; б)указать процессуальные характеристики (возможно взять за основу главные задачи - этап диагностики, этап помощи, этап корректировки).
30.01.2014, 20:22 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Тема очень сложная, многоаспектная и объемная. Название статьи предполагает концептуальный подход к проблеме, в тексте он представлен скорее на методическом уровне. Слишком свободное отношение к терминологии, в том числе, к ключевым понятиям. Психолого-педагогическое сопровождение, к сожалению, в работе не структурировано, поэтому оно не рассматривается с позиции системы. Нет интерпретации понятия «нравственная направленность» (в статье оно отождествляется с понятием «нравственное воспитание), к тому же, оно даже не позиционируется как предмет исследования, хотя и вынесено в название статьи. Трудно согласиться со многими тезисами (к примеру, «поддержку учитель может осуществлять опосредованно, в то время как помощь может быть оказана ученику только в процессе непосредственного общения» и др.). Статья может быть опубликована при условии согласования названия статьи и текста.
16.02.2014, 14:44 Слизкова Елена Владимировна
Рецензия: Рецензия: автором представлены теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения в аспекте формирования нравственной сферы личности. Но хотелось бы видеть, как работает авторский механизм использования данного вида сопровождения по различным направлениям нравственного развития личности, к сожалению отсутствующих, в содержании статьи, и не имеющих способом решения представленной проблемы. С уважением Елена Слизкова.
15.04.2014, 9:58 Шилина Наталья Валерьевна
Рецензия: Проблема, рассматриваемая в статье бесспорно актуальна,но автор не раскрывает этапы осуществления "процесса формирования нравственной направленности". Хотелось бы увидеть, как происходят изменения в нравственной направленности и какие при этом могут возникать проблемы и как их автор предлагает разрешить.При условии дополнения, статья может быть рекомендована к публикации. С уважением Шилина Н.В.
25.06.2015, 16:03 Трофимук Екатерина Васильевна
Рецензия: Автору рекомендуется наполнить статью материалом. После этого статья будет рекомендована к печати!
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий