ХАДИ
преподаваль кафедры филологии
УДК 371.134
Следует констатировать, что длительное время характерным признаком отечественной педагогики была «бесполость», когда в образовательной сфере функционировал единый унифицированный подход в воспитании, не учитывая психологических и социально-ролевых различий между мальчиками и девочками. Итак, несмотря на трансформационные тенденции, современное украинское общество характеризуется гендерными стереотипами об основном назначении мужа - обеспечивать семью и профессионально самореализовываться, а женщины - заботиться о семье и воспитывать детей. Устаревшие гендерные стереотипы сводятся до уровня установок, что в значительной степени влияет на стиль жизни мужчин и женщин, независимо от их социально-профессионального статуса. Начиная с младшего школьного возраста индивидом усваиваются гендерные представления и стереотипы, в результате чего появляется система оценок и самооценок, которые становятся основой гендерного самоопределения индивида и его дальнейшего стиля гендерного поведения.
В свою очередь, недостаточный учет вопросов гендерной проблематики в обществе не позволяет современной молодежи реализовать потенциальные возможности полоролевого поведения. Как следствие, молодые люди склонны к демонстрации номинальных патриархальных стереотипов. Большей частью именно юноши не признают равенство полов, что противоречит всем идеям равных в сферах дальнейшей деятельности как в социальном плане (карьера, самореализация, позиция в обществе), так и в профессиональной реализации, когда мужчины преобладают на руководящих должностях, политических, предпринимательских и правовых сферах деятельности. Сферой деятельности женщины считается воспитание, уход, обслуживание и семья.
Следует отметить, что в научной литературе поднимался вопрос, что повысить эффективность процесса личностного и, в частности, гендерного развития ребенка можно путем осуществления раздельного обучения мальчиков и девочек. Предпочтение такого типа обучения ученые видят в возможности организации образовательного процесса с учетом психологических и физических особенностей учащихся разного пола. Ведь развитие ребят имеет свои особенности, дети разного пола обычно имеют разные интересы, игры и преимущества.
Также ученые отмечают необходимость учителя-мужчины в классах для мальчиков при раздельном обучении вследствие негативного влияния на развитие поведения именно представителей мужского пола. Кроме того, в начальных классах именно девушки имеют большую успешность благодаря их исполнительности и аккуратности, что способствует возникновению комплекса неуспеваемости у ребят. И наоборот, процесс раздельного обучения способствует формированию у мальчиков таких сугубо мужских качеств, как: свобода, смелость и решительность.
По мнению некоторых родителей, путем введения раздельного обучения в школах для ребят можно повысить эффективность не только учебного процесса, но и личностного и, в частности, гендерного развития ребенка. Ведь в этом случае организация образовательного процесса происходит с учетом психологических и физических особенностей учащихся разного пола.
Из негативных сторон раздельного обучения ученые выделяют тот факт, что распределение по полу будет иметь негативные последствия для личности и социума. По их выводам, раздельное обучение способствует сужению восприятия многообразного мира, вследствие однобокости восприятия. Отсутствие опыта общения с представителями противоположного пола негативно влияет на дальнейшую гендерную идентификацию и развитие гендерной культуры. На основании этого И. Кльоцина основной задачей учебных заведений видит в формировании дружеских взаимоотношений между представителями обоих полов, обеспечения развития и взаимообмена положительными качествами [ 1, с. 164 ]. И. Кон, говоря о раздельном обучении, тоже отмечает большую функциональность совместного обучения, чем раздельного. По словам ученого, назначению учебных заведений является дополнением гендерных знаний личности, а не усиление ее гендерных стереотипов [ 2 ].
В современных условиях углубления процессов гуманизации и демократизации общества, когда значительно возросла функция образования, связанная с ее культурным аспектом, потребность в обеспечении целенаправленной гендерной социализации еще больше обострилась, причем центральное место в этом процессе отводится формированию гендерной культуры молодежи. В свою очередь, формирование в учебных заведениях гендерной культуры у представителей подрастающего поколения обеспечит постепенное повышение и уровня гендерной культуры в обществе в целом.
Тот факт, что учебные заведения должны играть важную роль в формировании гендерной культуры личности, отражен и в Законе Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин». В частности, в статье 21 этого нормативного документа указывается, что учебные заведения в Украине обеспечивают: равные условия для женщин и мужчин при поступлении в учебные заведения, оценки знаний, предоставления грантов; подготовку и издание учебников, учебных пособий, свободных от стереотипных представлений о роли женщины и мужчины; воспитание культуры гендерного равенства, равного распределения профессиональных и семейных обязанностей. Кроме того, центральный орган исполнительной власти по вопросам образования и науки обеспечивает проведение экспертизы учебных программ, учебников и учебных пособий для учебных заведений в соответствии с принципом обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин [ 3].
С целью выполнения Государственной программы по утверждению гендерного равенства в украинском обществе и внедрения гендерных подходов в образование было рекомендовано провести ряд соответствующих мероприятий, а именно: организовать исследования психолого - социальных аспектов гендерного воспитания учащихся в общеобразовательных учреждениях и состояния гендерного насилия в молодежной среде; проводить в общеобразовательных учебных заведениях уроки гендерного равенства; проводить внеклассную работу с молодежью по формированию у нее гендерной культуры.
Необходимость обеспечения эффективного педагогического воздействия на формирование гендерной культуры учащихся отмечается во многих научных трудах. Так, И. Кон подчеркивает, что самостоятельное биологическое развитие не может обеспечить осознание собственной половой принадлежности. По мнению ученого, становления мужской или женской индивидуальности формируется под влиянием биологических и социальных факторов (воспитание, общение, круга социальных условий ) [ 4 , с . 73]. Поэтому состояние гендерной культуры личности в значительной мере обусловлено действенностью процесса воспитания в школе.
Анализируя материалы школьных учебников в гендерном аспекте, Л. Попова и Н. Орешкина обнаружили, что 66% иллюстраций отображают только мальчиков и мужчин, 13,6% - только девочек и женщин, и тех и других вместе – 20,4%. В 81,2% рассказов, упражнений и задач присутствуют только мальчики и мужчины, девочки и женщины – в 17,9%, и те и другие вместе – в 0,9%. [5, с. 41-46]
На основании сделанных нами исследований считаем, что преимуществ от раздельного обучения намного меньше, чем отрицательных последствий. В частности, как свидетельствуют результаты исследований, ограниченность опыта общения ребят со своими ровесниками пола негативно влияет на процесс их гендерной идентификации и на развитие гендерной культуры.
Итак, считаем, что одним из назначений учебных заведений является дополнение гендерных знаний личности, а не усиление ее гендерных стереотипов, формирования дружеских взаимоотношений между представителями обоих полов, обеспечения развития и взаимообмена положительными качествами. По нашему мнению, раздельное обучение не будет способствовать расширению восприятия многообразного мира, накопления опыта общения с представителями противоположного пола, который будет влиять на дальнейшую гендерную идентификацию и развитие гендерной культуры.
Рецензии:
17.05.2014, 20:58 Ланин Борис Александрович
Рецензия: статья нуждается в тщательном редактировании. один из примеров: "назначению учебных заведений является дополнение гендерных знаний личности, а не усиление ее гендерных стереотипов" Что означает эта фраза? Вывод статьи не подтверждается анализом, наоборот, оторван от него. Почему это РАЗДЕЛЬНОЕ обучение способствует "накоплению опыта общения с представителями противоположного пола"? Ведь оно - раздельное, где же будет накапливаться этот опыт? В таком виде печатать статью рано.
12.06.2014, 22:55 Артамонов Алексей Павлович Отзыв: Все как то сложно о простом. До революции были же гимназии, где отдельно обучались мальчики и девочки. И причем здесь отрыв друг от друга. Они что на разных планетах проживают. Здесь ценно не только восприятие тех или иных тем учащимися, но и главное, что преподаватель может выкладываться по разному, в зависимости какая аудитория перед ним- девочки, или мальчики. У девочек это один стиль поведения, у мальчиков другой. Это обеспечит развитие истинных мужских, или женских ценностей у детей. А не все в одно русло.Понятие что такое хорошо, и что такое плохо для мальчиков и девочек разное. И в зависимости от скорости восприятия и время взросления мы сегодня наблюдаем женоподобным мальчиков, и наоборот жандармов в юбке- девочек.Дети созревают по разному.А темы согласно школьного плана одинаковы для всех.Эти плоды общего обучения создают пути деградации общества в целом. Особенно это проявляется сегодня на западе. Где процветают однополые браки. Люди не видят разницы между полами. Так как в детстве их воспитывали, что они одинаковые. А коли нет разницы, зачем все усложнять? Поэтому нет понимания и уважения полов между собой.Уважение становится синонимом внешней привлекательности противоположного пола. Или одного пола. Этому нельзя обучить.К этому нужно прийти через мнимую границу искусственно созданную во время обучения. Это как младенцам создают искусственные препятствия пока ходить не научатся, что бы Мальчики и девочки не расценивали себя как равные. Ведь это не так. Поэтому всю жизнь мы пытаемся это понять, и не можем. Так как школьные годы начисто стерли эти понятия. Главное, что мы их видим, а вот поделать ничего не можем. |