Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №12 (август) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 27.08.2014. Последняя правка: 29.08.2014.
Просмотров - 9984

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НЕМАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Романишина Оксана Ярославовна

кандидат педагогических наук

Тернопольский национальный педагогический университет

преподаватель кафедры информатики и методики ее преподавания

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной идентичности будущих учителей нематематических специальностей в процессе подготовки к будущей деятельности. Проанализированы основные качества профессионала, среди которых выделены: качественные результаты деятельности; наличие специальных знаний, умение отвечать за свои решения и умения их принимать.


Abstract:
The article touches upon the problems of professional identity formation of future teachers of non-mathematical specialities in the process of their training. The main characteristics of a professional, such as: qualitative results of the activities, specialized knowledge, skills to make and to take decisions have been analyzed.


Ключевые слова:
будущие учителя нематематических специальностей; профессионализм; личность; профессиональная деятельность

Keywords:
future teachers of non-mathematical specialities; professionalism; personality; professional activities


УДК 378.147

Введение. Важное значение в жизни каждого человека имеет правильное определение и выбор будущей профессии. Умение сочетать природные способности с будущей профессией определяет качество профессиональной деятельности специалиста, становление его профессионализма. Вопросы формирования профессиональной идентичности были предметом исследований многих ученых: М. Абдуллаева, Н. Волянюк, Г. Гарбузова, О. Ермолаева, Г. Ложкин, А. Лукиянчук, Л. Митина, Ю.Поваренков, Є. Черний, А. Шатохин, Л. Шнейдер и другие.

Актуальность, цели, задачи, материалы и методы.

Актуальность исследуемого вопроса обусловлена тем, что индивидуальные характеристики человека (его установки, потребности, интересы, уровень достижений, особенности интеллекта) значительно влияют на выбор профессии и обеспечение профессиональной адаптации. Они могут как благоприятствовать формированию профессионального мастерства и творческого подхода к трудовой деятельности, так и мешать профессиональному становлению специалиста.

Целью статьи является рассмотрение вопроса о формировании профессиональной идентичности будущих учителей нематематических специальностей.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы профессиональной идентичности.
  2. Выделить и охарактеризовать уровни развития профессиональной идентичности личности.
  3. Определить этапы становления профессиональной идентичности.

Изложение основного материала.

Профессионализм можно определить, как совокупность достигнутых индивидом теоретических знаний, практического опыта и профессиональных навыков в определенной разделением труда в сфере человеческой деятельности [4]. Профессионализм - необходимое условие самореализации человека в обществе, но для этого только его недостаточно.     Выделены основные качества профессионала: эффективность результата деятельности; владение специальными знаниями и умениями; способность к творчеству (креативность); ответственность за свою деятельность; сознание деятельности; наличие определенной профессиональной этики [16].

Изучая вопрос о профессионализме, мы обратили внимание на то, что формирование профессиональной идентичности базируется на процессе профессионализации. Ознакомление с работами А. Марковой [10], Е.Климова [7], показало, что понятие «профессионализация» авторы используют как синоним понятия «профессиональное становление человека». В работахБ.Ломова выделяются такие аспекты профессионализма: многоплановость; многомерность; многоуровневость; целостность; полилиней­ная детерминация; учет динамики и развития психических явлений [8].

Мы рассматриваем профессионализм как компетентность, являющая собой тип организации знаний, который позволяет эффективно действовать. Поэтому в каждой профессии формируется определенные основания для развития профессионализма и профессиональных отношений [4].

В трудах современных исследователей профессиональной идентичности (М. Абдулаевой, Ж. Верной, О. Ермолаевой, Л. Шнейдер) она определяется как характерная опора на принципы системности и структурности психических явлений.

В своей эффективности, ощущение себя как профессионала, рассматривает профессиональную идентичность педагога, Т. Березина [2, с. 25]. Профессиональную идентичность характеризует присоединения и наложения образа профессии (со всеми ее закономерностями) особенности конкретной личности [2, с. 24]. В. Родыгина отмечает, что процесс обучения в вузе сопровождается становлением профессиональной идентичности студентов [16], с. 40].

В работах Т. Березиной [2,с. 26] выделяются три основных этапа становления профессиональной идентичности студентов педагогического вуза: 1) первичный выбор, когда студенты впервые знакомятся с профессиональным сообществом, даже не примеряясь к ней. При этом у будущих педагогов формируется ценностное отношение к избранной профессии; 2) подтверждение или нет первичного выбора. На этом этапе могут существенно изменяться профессиональные предпочтения и намерения студентов, что нередко приводит к разочарованию в своем профессиональном выборе или наоборот, в уверенности в нем; 3) реализация первичного выбора в деятельности. На этом этапе происходит переход студентов к отождествлению себя со своей профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональное сообщество, осознание своей профессиональной самостоятельности и эффективности. М.Павлюк [12,с. 320] считает, что необходимым условием развития профессиональной идентичности учителя является сама личность учителя, личностный и профессиональный потенциал, а также специальные знания и умения, необходимые для данного вида деятельности. Процесс возможен по таким направлениям: 1) развитие потребностей и интересов; 2) формирование притязаний личности в плане определения того, кем и каким человек себя видит; 3) происходит все более глубокое осознание себя, своих возможностей и потребностей [7, с. 122]. Эти направления  характеризуются компонентами профессиональной идентичности педагога: коммуникативный, эмоционально-волевой, рефлексивный и эмпатийный. Именно эти компоненты формируют ядро профессиональной идентичности [9, с. 375]. Большое значение имеет ряд качеств, свойств, а именно: соблюдение моральных принципов общечеловеческих идеалов; понимание современных проблем развития общества, человеческого бытия, духовной культуры; начальные знания по разным направлениям культуры, искусства, науки; общая эрудиция; широкий круг интересов; способность сочувствовать, сопереживать, общаться с людьми разного возраста [9, с. 373].

Профессиональная идентичность педагога представляет собой динамическую систему, которая начинает формироваться в процессе профессиональной подготовки [1].

В монографии А. Борисюк профессиональная идентичность определена как интегративное понятие, объединяющее в себе компоненты личностной и социальной идентичности, многоуровневая динамическая структура, содержащая осознанные и неосознанные компоненты, составляющая самосознания, результат профессионального самоопределения, характеристика личности с точки зрения ее профессионального взаимодействия с окружающим миром, что предполагает отношение к себе как к профессионалу, отношение к профессии, к членам профессионального сообщества [3, c. 127].

Мы придерживаемся мнения Л. Шнейдер, что профессиональная идентичность представлена в двух аспектах: осознание себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества [17].

Рассматривая концепцию профессиональной идентичности, мы использовали теорию Р. Бернса, согласно которой человек пытается интерпретировать события в соответствии с собственной Я-концепцией с целью обеспечения определенных чувств и поведения [13, с. 26].

Мы учитывали, что профессиональная идентичность является одним из ведущих критериев становления личности профессионала. Она выполняет функции: социального статуса (профессиональная принадлежность), самоуважения, личностной безопасности и снижение тревожности, самосовершенствования, профессионального и личностного роста, структурирование жизненного времени и пространства, обретение личного смысла [3].О.Емельянова подчеркивает, что на формирование профессиональной идентичности влияют следующие факторы: 1) рост мотивации к самопознанию; 2) осознание собственных потребностей, возможностей, профессиональных интересов и ценностей; 3) создание положительных образов и перспектив профессионального и личностного будущего; 4) постановка целей для поддержки и развития образа Я; 5) предоставление индивиду максимального обратной связи в его личностных проявлениях, профессиональном поведении  [5, c. 154-156]. Для этих факторов выделяют четыре уровня развития профессиональной идентичности личности: 1) осознание профессиональных целей; 2) усвоение основных знаний, требований профессии к человеку, осознание своих возможностей, представления о выполнении определенной деятельности (по образцу); 3) практическая реализация собственных профессиональных целей, самостоятельное и осознанное выполнение деятельности, формирование своего индивидуального стиля деятельности; 4) свободное выполнение профессиональной деятельности, стремление к решению сложных профессиональных задач [17].

Становление профессиональной идентичности, профессионализация сознания опосредованные длительным, поэтапным развитием индивида как субъекта, и заключается в осознании себя в профессии. Сначала - это этап обучения, накопления опыта, освоения и систематизации теоретических знаний. Далее подключается психологическая составляющая профессионализации, когда лицо наблюдает, присваивает и представляет себя и будущей профессии. Следующий - этап - саморефлексии, осознания реального положения дел, их принятия или не принятия ею, а также признание или не признание профессиональным сообществом ее как специалиста. Важно то, что приобретение профессиональной идентичности происходит в процессе обучения, становится возможным через творческую познавательную активность личности, а также ее психологическую подготовку к эффективному осуществлению профессиональной деятельности. Кроме этого, косвенно влияют на ее поступательное развитие саморефлексия, моделирование, подражание профессиональных образцов будущей профессии, четкое определение своего места и роли в нем [11, c. 96-112].

В профессиональной идентичности выделяют два основных аспекта в процессе ее формирования: первый - этапы профессионального становления специалиста; второй - уровни профессиональной идентичности. Зарубежный автор А. Тэшфел, в рамках социально-психологических исследований выявил следующие этапы формирования профессиональной идентичности [15, с. 607]:

1.Этап социальной категоризации: упорядочивание социального окружения, способом, который возможен будет для индивида.

2.Этап социальной идентификации: процесс перемещения человеком себя в ту или иную категорию.

3.Этап социальной идентичности: полное социальное отождествление.

Определена следующая иерархия в уровнях профессиональной идентичности:

I уровень. Осознание дальних и ближних профессиональных целей, стремление понять свое дело, овладеть ею в полном объеме, освоить все трудовые функции (профессиональный опыт = 0); определить структуру профессиональных взаимоотношений и поиск своего места в них (профессиональное общение = 0); соответствие личности и профессии устанавливается в модальности: "хочу"; характеристика самого субъекта деятельности - мнимая. Профессиональная идентичность - невыраженная.

II уровень. Усвоение основных знаний, требований профессии к человеку осознание своих возможностей, представления о выполнении данной деятельности, осуществление деятельности по образцу (профессиональный опыт не равен 0); установление профессиональных контактов, вхождение в профессиональное сообщество (профессиональное общение не равна 0); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "знаю", характеристика самого субъекта деятельности - осведомлен. Профессиональная идентичность - выраженная пассивно.

III уровень. Практическая реализация выбранных профессиональных целей, самостоятельное осознанное выполнение деятельности, формирование своего индивидуального стиля деятельности (профессиональный опыт = const); формирование определенного круга профессиональных контактов, интенсификация процесса профессионального общения (профессиональное общение = const); соответствие личности и профессии устанавливается в модальности: "могу"; характеристика самого субъекта деятельности - умелый. Профессиональная идентичность - активная.

IV уровень. Свободное выполнения профессиональной деятельности, повышение уровня стремлений - поиск сложных профессиональных задач, профессиональное совершенствование, мастерство и творчество (профессиональный опыт → ∞); ощущение значимости профессиональных контактов, осознание своей профессиональное неповторимости, желание передавать свой опыт другим, делиться с другими (профессиональное общение идти к совершенству) соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "делаю 'характеристика самого субъекта деятельности - творческий. Профессиональная идентичность стойка [14].

Выводы. Профессиональная идентичность - это осознание своей принадлежности к определенной профессии, понимание и видение человеком себя в конкретной профессии, возможность предоставить себе объективную оценку соответствия или несоответствия ей, умение моделировать.

Как результат было определено, что в процессе профессиональной подготовки будущих учителей профессиональная идентичность выступает предметом становления  в подготовке личности в учебных заведениях. В этот период усваиваются не только знания, формируются умения и навыки, но и осуществляется профессиогенез, что предусматривает формирование профессиональной идентичности.

 

Библиографический список:

1. Андрушко Я.С. Психологічні особливості становлення професійної ідентичності особистості // http://asconf.com/rus/archive_view/562.
2. Березина Т. С. Становление профессиональной идентичности педагога / Т. С. Березина // Педагогическое образование и наука. – 2008. - № 7. – С. 24 – 27., с. 25.
3. Борисюк А. С. Професійна ідентичність медичного психолога: соціально-психологічний аналіз: Монографія. / А. С. Борисюк // Ч.: Книги-ХХІ, 2010. – 440 с., c. 127.
4. Демина Л. Д., Ральникова И. А., Лужбина Н. А. Психологическая культура как фактор становления профессионала. (http://psy. tsu. ru/problems psy. php).
5. Емельянова О. Я. Формирование профессиональной идентичности с целью адаптации работника к деятельности по специальности / О. Я. Емельянова // Вестник ВГУ. – 2005. – № 2. – С. 153 -156., c. 154-156.
6. Жигинас Н. Этапы формирования профессиональной идентичности педагога / Н. Жигинас // Высшее образование в России. – 2007. - № 8. – С. 121 – 122.
7. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология ин¬дивидуальных различий /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтр, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо,2002.-С.140-144.64, С .9
8. Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды: В 70 т. /Академия педагогических и социальных наук/ под ред. В.А. Барабанщикова. -М.: Институт практической психологии, 1996.-384 с.
9. Лукіянчук А. М. Модель розвитку професійної ідентичності майбутніх педагогів / А. М. Лукіянчук // Проблеми сучасної психології. Збірник наукових праць К-ПНУ імені Івана Огієнка, Інституту психології ім. Г.С. Костюка АПН України / За ред. С.Д. Максименка. Випуск 7. – К., 2010. – С. 370 – 380.
10. Маркова О.К. Психологія професіоналізму. - М., 1996. – 298 з.З. 98 – 101
11. Москаль Ю. Ідентифікація й ідентичність у суспільному форматі теоретичного аналізу // Психологія і суспільство. – 2006. – № 1. – С. 96-112., c. 96-112.
12. Павлюк М. М. Розвиток професійної ідентичності педагога як чинник попередження дезадаптації школярів / М. М. Павлюк // Проблеми загальної та педагогічної психології. Збірник наукових праць Інституту психології ім. Г.С. Костюка АПН України / За ред. С.Д. Максименка. Т. XI, част. 6. – К., 2009. – С. 318 - 327.
13. Професійна діагностика / Упорядник Т. Гончаренко. – К.: Ред. загальнопед. газ., 2005. – 120 с.
14. Пряжников М. С. Психологічний сенс праці. - М., Воронеж, 1997. – 287.
15. Психология самосознания. Хрестоматия. / Под ред. Д.Я.Райгородского -Самара:Изд- у «Бахрах – М», 2003. – 672, с. 607.
16. Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов / У. С. Родыгина // Психологическая наука и образование. – 2007. - № 4. – С. 39 – 48.
17. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. – М.: Изд-во МПСИ, 2007. – 128 с.




Рецензии:

27.08.2014, 11:03 Покровская Елена Михайловна
Рецензия: Статья требует доработки. Статья может быть опубликована после исправления. 1. В названии опечатка - нужно "нематематических" 2. В английской версии аннотации использован руссицизм, грамматически неверная конструкция. Analyzed ... Нарушен порядок слов 3. Не совсем ясная структура статьи - нет четко артикулированной цели, задач и методов исследования.

29.08.2014 21:21 Ответ на рецензию автора Романишина Оксана Ярославовна:
Уважаемая Елена Михайловна! Большое спасибо за рецензию.Мы учли Ваши замечания и даем такой ответ: 1.Тема статьи изменена: « Теоретические аспекты формирования профессональной идентичности будущих учителей нематематических сециальностей». При этом мы учли также и замечания второго компонента. 2.Английская аннотация отредактирована специалистом. 3.Внесена четкость в структуру статьи. Более конкретно поданы рубрики. С уважением Оксана Ярославовна

27.08.2014, 12:27 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: Присоединяясь к основным замечаниям предыдущего рецензента (Е.М. Покровской), хочу акцентировать внимание автора на несоответствии темы статьи и содержания работы: в исследовании была доказана прямая взаимосвязь между базовыми способностями будущего специалиста и его "профессионализацией", были рассмотрены этапы внутренней готовности к избранной профессии (в данном случае - учителей, однако предложенные критерии соответствуют всем творческим профессиям, следовательно список может быть расширен - потенциальная практическая ценность предложенной для рецензии работы весьма велика), но сама методика формирования профессиональной идентичности не представлена. Именно несоответствие темы исследования его содержанию "ставит крест" на всей работе: исследовательской части пока нет - есть научный обзор, цели и задачи которого существенно отличаются от заявленных. На данный момент статья требует доработки. Успехов!
29.08.2014 21:21 Ответ на рецензию автора Романишина Оксана Ярославовна:
Уважаемая Евгения Витальевна! Большое спасибо за рецензию.Мы учли Ваши замечания и даем такой ответ: 1.Тема статьи изменена: « Теоретические аспекты формирования профессональной идентичности будущих учителей нематематических специальностей». 2.За второе замечание просим прощения, поскольку, мы рассматривали не критерии, а компоненты (об этом написано в тексте).Мы добавили новый компонент – рефлексивный. 3.Методика формирования профессиональной идентичности только разрабатывается. Потому ее нет в тексте.Думаю, что при измененной теме она и не нужна. 4.Тема статьи и ее содержание приведены в соответствие. С уважением Оксана Ярославовна

28.08.2014, 11:12 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Статья в целом интересна и актуальна. Однако автору необходимо пересмотреть ее структуру, логически выстроить собственные выводы и наблюдения, устранить опечатки в тексте. Статью необходимо перестроить и переработать.
29.08.2014 21:21 Ответ на рецензию автора Романишина Оксана Ярославовна:
Уважаемая Елена Геннадиевна! Большое спасибо за рецензию. Мы учли Ваши замечания и даем такой ответ: 1.Структура статьи исправлена. Аргументирована актуальность, сформулирована цель статьи, задачи, выделен основной текст статьи. 2.В текст внесены коррективы. 3.Опечатки устранены. С уважением Оксана Ярославовна

30.08.2014, 12:14 Дзицоев Алик Анатольевич
Рецензия: Рецензия на статью Романишиной Оксаны Ярославовны «Формирование профессиональной идентичности будущих учителей нематематических специальностей». В своей статье «Формирование профессиональной идентичности будущих учителей нематематических специальностей» автор рассматривает вопросы формирования профессиональной идентичности будущих учителей нематематических специальностей в процессе подготовки к будущей деятельности. По справедливому мнению автора, индивидуальные характеристики человека значительно влияют на выбор профессии и обеспечение профессиональной адаптации. Проанализировав основные качества профессионала, Романишина О.Я. выделила наиболее важные из них: качественные результаты деятельности; наличие специальных знаний, умение принимать решения и отвечать за последствия. В своей работе, автор рассмотрел теоретические основы формирования профессиональной идентичости специалиста, выделил и охарактеризовал уровни развития личности профессионала, определил этапы становления профессиональной идентичности. Как отмечает автор, развитие профессиональной идентичности происходит в процессе обучения, через творческую познавательную активность личности, а также ее психологическую подготовку к профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность проходит следующие этапы развития: обучение (накопление опыта, освоение и систематизация теоретических знаний); психологическая составляющая профессионализации (наблюдение, представление себя и будущей профессии); саморефлексия (осознания реального положения дел, их принятие или не принятие, признание или не признание профессиональным сообществом) . Романишина О. Я. выделяет два основных аспекта в процессе формирования профессиональной идентичности: 1) этапы профессионального становления специалиста (социальная категоризация; социальная идентификация; социальная идентичность); 2) уровни профессиональной идентичности (осознание дальних и ближних профессиональных целей; усвоение основных знаний, требований профессии; практическая реализация выбранных профессиональных целей; свободное выполнение профессиональной деятельности). В своей работе, автор приходит к заключению, что профессиональная идентичность - это осознание своей принадлежности к определенной профессии, понимание и видение человеком себя в выбранной профессии, возможность предоставить себе объективную оценку соответствия или несоответствия ей. В целом, работа соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям, и может быть допущена к публикации. Однако имеются следующие замечания: 1. Целью статьи автора является «Рассмотрение вопроса о формировании профессиональной идентичности будущих учителей нематематических специальностей». На наш взгляд, будет более корректным следующая формулировка цели: «Процесс формирования профессиональной идентичности будущих учителей нематематических специальностей». 2. Оформление ссылок в тексте не соответствуют требованиям ГОСТ, предъявляемым к научным статьям. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологи Московского социально-педагогического института А.А. Дзицоев

31.08.2014, 11:37 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: Все замечания учтены - в представленном виде (с изменением темы и дополнениями) статья может быть рекомендована к печати.



Комментарии пользователей:

30.08.2014, 1:16 Попова Галина Валентиновна
Отзыв: На наш взгляд, в статье, исходя из проведенного анализа, предложено авторское толкование понятия "профессиональная идентичность", а не методика ее формирования. Поскольку автором акцент сделан именно на результате "понятие", логично предположить, что небольшое изменение темы и задач внесет согласованность в статью. Большой список литературы, включающий преимущественно психологические труды (что для педагогического исследования нетипично), позволяет предложить автору разместить статью в том числе и в разделе Психологии.


Оставить комментарий


 
 

Вверх