кандидат педагогических наук
Тернопольский национальный педагогический университет
преподаватель кафедры информатики и методики ее преподавания
УДК 378.147
Введение. Важное значение в жизни каждого человека имеет правильное определение и выбор будущей профессии. Умение сочетать природные способности с будущей профессией определяет качество профессиональной деятельности специалиста, становление его профессионализма. Вопросы формирования профессиональной идентичности были предметом исследований многих ученых: М. Абдуллаева, Н. Волянюк, Г. Гарбузова, О. Ермолаева, Г. Ложкин, А. Лукиянчук, Л. Митина, Ю.Поваренков, Є. Черний, А. Шатохин, Л. Шнейдер и другие.
Актуальность, цели, задачи, материалы и методы.
Актуальность исследуемого вопроса обусловлена тем, что индивидуальные характеристики человека (его установки, потребности, интересы, уровень достижений, особенности интеллекта) значительно влияют на выбор профессии и обеспечение профессиональной адаптации. Они могут как благоприятствовать формированию профессионального мастерства и творческого подхода к трудовой деятельности, так и мешать профессиональному становлению специалиста.
Целью статьи является рассмотрение вопроса о формировании профессиональной идентичности будущих учителей нематематических специальностей.
Были поставлены следующие задачи:
Изложение основного материала.
Профессионализм можно определить, как совокупность достигнутых индивидом теоретических знаний, практического опыта и профессиональных навыков в определенной разделением труда в сфере человеческой деятельности [4]. Профессионализм - необходимое условие самореализации человека в обществе, но для этого только его недостаточно. Выделены основные качества профессионала: эффективность результата деятельности; владение специальными знаниями и умениями; способность к творчеству (креативность); ответственность за свою деятельность; сознание деятельности; наличие определенной профессиональной этики [16].
Изучая вопрос о профессионализме, мы обратили внимание на то, что формирование профессиональной идентичности базируется на процессе профессионализации. Ознакомление с работами А. Марковой [10], Е.Климова [7], показало, что понятие «профессионализация» авторы используют как синоним понятия «профессиональное становление человека». В работахБ.Ломова выделяются такие аспекты профессионализма: многоплановость; многомерность; многоуровневость; целостность; полилинейная детерминация; учет динамики и развития психических явлений [8].
Мы рассматриваем профессионализм как компетентность, являющая собой тип организации знаний, который позволяет эффективно действовать. Поэтому в каждой профессии формируется определенные основания для развития профессионализма и профессиональных отношений [4].
В трудах современных исследователей профессиональной идентичности (М. Абдулаевой, Ж. Верной, О. Ермолаевой, Л. Шнейдер) она определяется как характерная опора на принципы системности и структурности психических явлений.
В своей эффективности, ощущение себя как профессионала, рассматривает профессиональную идентичность педагога, Т. Березина [2, с. 25]. Профессиональную идентичность характеризует присоединения и наложения образа профессии (со всеми ее закономерностями) особенности конкретной личности [2, с. 24]. В. Родыгина отмечает, что процесс обучения в вузе сопровождается становлением профессиональной идентичности студентов [16], с. 40].
В работах Т. Березиной [2,с. 26] выделяются три основных этапа становления профессиональной идентичности студентов педагогического вуза: 1) первичный выбор, когда студенты впервые знакомятся с профессиональным сообществом, даже не примеряясь к ней. При этом у будущих педагогов формируется ценностное отношение к избранной профессии; 2) подтверждение или нет первичного выбора. На этом этапе могут существенно изменяться профессиональные предпочтения и намерения студентов, что нередко приводит к разочарованию в своем профессиональном выборе или наоборот, в уверенности в нем; 3) реализация первичного выбора в деятельности. На этом этапе происходит переход студентов к отождествлению себя со своей профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональное сообщество, осознание своей профессиональной самостоятельности и эффективности. М.Павлюк [12,с. 320] считает, что необходимым условием развития профессиональной идентичности учителя является сама личность учителя, личностный и профессиональный потенциал, а также специальные знания и умения, необходимые для данного вида деятельности. Процесс возможен по таким направлениям: 1) развитие потребностей и интересов; 2) формирование притязаний личности в плане определения того, кем и каким человек себя видит; 3) происходит все более глубокое осознание себя, своих возможностей и потребностей [7, с. 122]. Эти направления характеризуются компонентами профессиональной идентичности педагога: коммуникативный, эмоционально-волевой, рефлексивный и эмпатийный. Именно эти компоненты формируют ядро профессиональной идентичности [9, с. 375]. Большое значение имеет ряд качеств, свойств, а именно: соблюдение моральных принципов общечеловеческих идеалов; понимание современных проблем развития общества, человеческого бытия, духовной культуры; начальные знания по разным направлениям культуры, искусства, науки; общая эрудиция; широкий круг интересов; способность сочувствовать, сопереживать, общаться с людьми разного возраста [9, с. 373].
Профессиональная идентичность педагога представляет собой динамическую систему, которая начинает формироваться в процессе профессиональной подготовки [1].
В монографии А. Борисюк профессиональная идентичность определена как интегративное понятие, объединяющее в себе компоненты личностной и социальной идентичности, многоуровневая динамическая структура, содержащая осознанные и неосознанные компоненты, составляющая самосознания, результат профессионального самоопределения, характеристика личности с точки зрения ее профессионального взаимодействия с окружающим миром, что предполагает отношение к себе как к профессионалу, отношение к профессии, к членам профессионального сообщества [3, c. 127].
Мы придерживаемся мнения Л. Шнейдер, что профессиональная идентичность представлена в двух аспектах: осознание себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества [17].
Рассматривая концепцию профессиональной идентичности, мы использовали теорию Р. Бернса, согласно которой человек пытается интерпретировать события в соответствии с собственной Я-концепцией с целью обеспечения определенных чувств и поведения [13, с. 26].
Мы учитывали, что профессиональная идентичность является одним из ведущих критериев становления личности профессионала. Она выполняет функции: социального статуса (профессиональная принадлежность), самоуважения, личностной безопасности и снижение тревожности, самосовершенствования, профессионального и личностного роста, структурирование жизненного времени и пространства, обретение личного смысла [3].О.Емельянова подчеркивает, что на формирование профессиональной идентичности влияют следующие факторы: 1) рост мотивации к самопознанию; 2) осознание собственных потребностей, возможностей, профессиональных интересов и ценностей; 3) создание положительных образов и перспектив профессионального и личностного будущего; 4) постановка целей для поддержки и развития образа Я; 5) предоставление индивиду максимального обратной связи в его личностных проявлениях, профессиональном поведении [5, c. 154-156]. Для этих факторов выделяют четыре уровня развития профессиональной идентичности личности: 1) осознание профессиональных целей; 2) усвоение основных знаний, требований профессии к человеку, осознание своих возможностей, представления о выполнении определенной деятельности (по образцу); 3) практическая реализация собственных профессиональных целей, самостоятельное и осознанное выполнение деятельности, формирование своего индивидуального стиля деятельности; 4) свободное выполнение профессиональной деятельности, стремление к решению сложных профессиональных задач [17].
Становление профессиональной идентичности, профессионализация сознания опосредованные длительным, поэтапным развитием индивида как субъекта, и заключается в осознании себя в профессии. Сначала - это этап обучения, накопления опыта, освоения и систематизации теоретических знаний. Далее подключается психологическая составляющая профессионализации, когда лицо наблюдает, присваивает и представляет себя и будущей профессии. Следующий - этап - саморефлексии, осознания реального положения дел, их принятия или не принятия ею, а также признание или не признание профессиональным сообществом ее как специалиста. Важно то, что приобретение профессиональной идентичности происходит в процессе обучения, становится возможным через творческую познавательную активность личности, а также ее психологическую подготовку к эффективному осуществлению профессиональной деятельности. Кроме этого, косвенно влияют на ее поступательное развитие саморефлексия, моделирование, подражание профессиональных образцов будущей профессии, четкое определение своего места и роли в нем [11, c. 96-112].
В профессиональной идентичности выделяют два основных аспекта в процессе ее формирования: первый - этапы профессионального становления специалиста; второй - уровни профессиональной идентичности. Зарубежный автор А. Тэшфел, в рамках социально-психологических исследований выявил следующие этапы формирования профессиональной идентичности [15, с. 607]:
1.Этап социальной категоризации: упорядочивание социального окружения, способом, который возможен будет для индивида.
2.Этап социальной идентификации: процесс перемещения человеком себя в ту или иную категорию.
3.Этап социальной идентичности: полное социальное отождествление.
Определена следующая иерархия в уровнях профессиональной идентичности:
I уровень. Осознание дальних и ближних профессиональных целей, стремление понять свое дело, овладеть ею в полном объеме, освоить все трудовые функции (профессиональный опыт = 0); определить структуру профессиональных взаимоотношений и поиск своего места в них (профессиональное общение = 0); соответствие личности и профессии устанавливается в модальности: "хочу"; характеристика самого субъекта деятельности - мнимая. Профессиональная идентичность - невыраженная.
II уровень. Усвоение основных знаний, требований профессии к человеку осознание своих возможностей, представления о выполнении данной деятельности, осуществление деятельности по образцу (профессиональный опыт не равен 0); установление профессиональных контактов, вхождение в профессиональное сообщество (профессиональное общение не равна 0); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "знаю", характеристика самого субъекта деятельности - осведомлен. Профессиональная идентичность - выраженная пассивно.
III уровень. Практическая реализация выбранных профессиональных целей, самостоятельное осознанное выполнение деятельности, формирование своего индивидуального стиля деятельности (профессиональный опыт = const); формирование определенного круга профессиональных контактов, интенсификация процесса профессионального общения (профессиональное общение = const); соответствие личности и профессии устанавливается в модальности: "могу"; характеристика самого субъекта деятельности - умелый. Профессиональная идентичность - активная.
IV уровень. Свободное выполнения профессиональной деятельности, повышение уровня стремлений - поиск сложных профессиональных задач, профессиональное совершенствование, мастерство и творчество (профессиональный опыт → ∞); ощущение значимости профессиональных контактов, осознание своей профессиональное неповторимости, желание передавать свой опыт другим, делиться с другими (профессиональное общение идти к совершенству) соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "делаю 'характеристика самого субъекта деятельности - творческий. Профессиональная идентичность стойка [14].
Выводы. Профессиональная идентичность - это осознание своей принадлежности к определенной профессии, понимание и видение человеком себя в конкретной профессии, возможность предоставить себе объективную оценку соответствия или несоответствия ей, умение моделировать.
Как результат было определено, что в процессе профессиональной подготовки будущих учителей профессиональная идентичность выступает предметом становления в подготовке личности в учебных заведениях. В этот период усваиваются не только знания, формируются умения и навыки, но и осуществляется профессиогенез, что предусматривает формирование профессиональной идентичности.
Рецензии:
27.08.2014, 11:03 Покровская Елена Михайловна
Рецензия: Статья требует доработки. Статья может быть опубликована после исправления.
1. В названии опечатка - нужно "нематематических"
2. В английской версии аннотации использован руссицизм, грамматически неверная конструкция. Analyzed ... Нарушен порядок слов
3. Не совсем ясная структура статьи - нет четко артикулированной цели, задач и методов исследования.
30.08.2014, 1:16 Попова Галина Валентиновна Отзыв: На наш взгляд, в статье, исходя из проведенного анализа, предложено авторское толкование понятия "профессиональная идентичность", а не методика ее формирования. Поскольку автором акцент сделан именно на результате "понятие", логично предположить, что небольшое изменение темы и задач внесет согласованность в статью. Большой список литературы, включающий преимущественно психологические труды (что для педагогического исследования нетипично), позволяет предложить автору разместить статью в том числе и в разделе Психологии. |