д.э.н.
НИУ "МИЭТ"
профессор
УДК 378.147
Объектами профессиональной деятельности будущих менеджеров являются процессы управления и реализацииуправленческих решений в организациях различных организационно-правовых форм, а также в органах государственного и муниципального управления. Успешная реализация карьеры выпускников обусловлена такой вузовской подготовкой, которая обеспечивает формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных или профессионально-прикладных компетенций, связанных с их будущей профессией. В ФГОС ВО предусмотрено, что при разработке и реализации общеобразовательных программ по направлению Менеджмент вуз должен ориентироваться на конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, исходя из потребностей рынка. Подготовить квалифицированного специалиста, обладающего умениями и навыками организационно-управленческой; административной; информационно-аналитической и предпринимательской работы без активных и интерактивных элементов учебного процесса представляется весьма проблематичным.
Интерактивные методы обучения в ВУЗе – это средства включения в процесс освоения и приобретения знаний всех участников обучения, путем активизации взаимоотношений студентов во время занятий, как с преподавателями, так и друг с другом. Основная роль при этом отводится учащимся, а роль преподавателя сводится к мотивации их работы на достижение основных целей конкретного учебного занятия.
Критерием эффективности ИФО можно считать достигаемый уровень усвоения материала и сохранности приобретенных знаний, умений и навыков на долгое время [4].
Факторами эффективности интерактивных видов учебных занятий является то, что помимо услышанного, например, на обычной лекции, при активизации обучения включаются механизмы выполнения реального действия: имитации реальной действительности; театрализованного выступления; участия в дискуссии; наблюдения за конкретным действием; а также просмотр видео; демонстрация слайдов и анимации в системе мультимедиа и др. (рис. 1). Весь набор этих факторов можно объединить в несколько групп в зависимости от уровня их абстрагирования, т.е. степени отвлечения в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей изучаемого объекта с целью выделения их существенных, закономерных признаков.
В первую группу включим факторы воздействия, связанные с примитивным чувственным восприятием, например, чтение, слушание. Это один из основных процессов умственной деятельности человека, опирающийся на знаковое опосредствование, поскольку лишь обращает внимание слушателей на существующие явления и проблемы
Вторая группа – это факторы более высокого уровня абстрагирования (просмотр видео, рисунков, слайдов). При включении их в процесс обучения акцент делается на конкретные свойства и поведение изучаемого предмета, и главные аспекты проблемы.
Ещё выше уровень воздействия факторов, входящих в третью группу (знакомство с образцами, наблюдение за явлениями, процессами), поскольку при этом студенты отвлечены от не связанной с рассматриваемой темой информации, и сосредоточены на очень узкой тематике, которую изучают с позиций выявления свойств и отношений ей присущей.
Факторы, входящие в четвёртую группу, объединены по их способности активизировать и стимулировать учебный процесс путем вовлечения студентов в дискуссии и выступления. Во время этих занятий студенты участвуют в обсуждении проблем в рамках темы, что способствует усилению мыслительной деятельности и запоминанию материала через ассоциативные механизмы памяти.
Пятая группасостоит из факторов воздействия на обучающихся через мысленное выделение, вычленение некоторых элементов познаваемой предметной области и отвлечение их от прочих элементов данной области знаний. При этом умственная деятельность студента направляется на объект рассмотрения, включая существенные принципы и закономерности его функционирования и развития.
В результате воздействия группы факторов менее абстрактных и более конкретных (1 группа факторов, рис 1) студенты приобретают способность воспроизводить элементарные действия (определять, описывать, пояснять). Группа факторов более высокой абстракции (группа 2 и 3) стимулирует напряжение памяти и мыслительной деятельности. К таким действиям относятся: демонстрация образцов, изучаемых объектов, явлений; применение методов и средств аналитической работы; выполнение процессов, требующих повышенных знаний и умений.
Факторы более высокого порядка абстрагирования (группа 4 и 5) ещё больше повышают эффективность обучения, помогая выполнять такие высокоинтеллектуальные задачи, как анализ тех или иных явлений и систем; разработка и принятие решений; создание моделей и конструирование объектов; экспертное оценивание процессов, проблем, целей и задач.
Таким образом, занятия, проводимые в интерактивном режиме, помогают формировать компетенции и их элементы, в том числе:
- формируют интерес к изучаемой дисциплине;
- помогают лучше усваивать материал определенной темы в рамках учебной дисциплины;
-развивают интеллектуальную самостоятельность для индивидуального поиска путей и вариантов решения проблемы;
- обучают работе в команде и терпимости к критической точке зрения;
- учат уважению права каждого на собственное мнение, его достоинства;
- способствуют установлению благоприятного взаимодействия между учащимися;
- формируют у студентов профессиональные компетенции и конструктивные идеи, мнения, отношения, профессиональные и жизненные навыки.
Для успешного решения этих задач необходимо соблюдать ряд принципов подготовки, организации и внедрения интерактивных форм обучения (Табл. 1).
Таблица 1 - Принципы проведения интерактивных форм обучения
№ п/п |
Название принципа |
Условие соблюдения |
1 |
Принцип всеобъемлющего охвата процессом обучения всех студентов. |
Соблюдается при условии активности всех участников |
2 |
Принцип равенства всех участников вне зависимости от социального статуса, возраста, места работы и опыта. |
При создании обстановки, ставящей всех участников в равноправное положение |
3 |
Принцип соблюдения права на высказывание своего мнение абсолютно по любому вопросу. |
Предоставление права голоса всем участникам по всем обсуждаемым темам |
4 |
Принцип стимулирования умственной деятельности путём предоставления информации к размышлению. |
Создание творческой обстановки и поощрение выступающих на занятиях студентов |
5 |
Принцип недопустимости прямой критики личности. |
Комментироваться может исключительно идея. |
Для внедрения интерактивных форм обучения студентов университета дисциплинам в рамках направления Менеджмент были выбраны те, которые наиболее эффективны при создавшихся в вузе условиях и отвечают требованиям программ обучения [1]. При этом учитывалась специфика общеобразовательных программ и учебных дисциплин, а также регламентации, предусмотренные образовательными стандартами. Формы активизации учебного процесса в вузе должны удовлетворять следующим требованиям:
- ИФО должны быть непродолжительными по времени, т.к. ограничены сеткой часов учебных занятий и их академическими рамками;
- процесс подготовки ИФО отличается повышенной трудоёмкостью; насыщенной информационной, документальной и технической оснащенностью;
- современный уровень развития информационных технологий обязывает применять электронные средства обучения, такие как программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся, электронные тренажеры, программные средства для математического и имитационного моделирования, информационно-поисковые справочные системы, электронные учебники, экспертные обучающие системы, средства автоматизации профессиональной деятельности, интернет;
- желательно проводить психологическое и профессиональное тестирование для формирования команд и групп студентов, выполняющих коллективные задания;
- необходимо выделять специальное время на презентации, обсуждение и оценку заданий в интерактивной форме;
- очень важно умение преподавателя направлять в нужное русло и стимулировать активность студентов.
Наиболее полно указанным требованиям при обучении студентов менеджменту отвечают следующие выбранные для формирования соответствующих компетенций и активизации обучения ИФО:
- дискуссии по докладам, подготовленным студентами на заданную тему, во время которых студенты оппонируют мнению собеседника, аргументируя свои позиции. Формируют способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания (компетенция ОПК-4) [2];
- имитационное моделирование. Модели, применяемые во время занятий, описывают управленческие и бизнес-процессы так, как они проходили бы в действительности и развивают способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2) [2];
- разбор, анализ и принятие решений по бизнес-ситуациям в конкретной среде и системе взаимоотношений,помогающие трансформировать проблему в набор решаемых бизнес-задач. При этом студенты обучаются методам принятия решений при управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ОПК-6) [2];у нихформируетсяспособность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-7)[2];
- бизнес-симуляция, т.е. разработка интерактивных моделей экономической системы по управлению компанией. Развивает способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-5)[2] и способность участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений (ПК-6) [2];
- деловые игры (ДИ) как средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности менеджера (в том числе, кризисных) методом поиска новых способов решения управленческих и хозяйственных задач в организации.Поскольку ДИ являются системной и комплексной формой интерактивного обучения, они обладают многофакторным воздействием на формирование целого ряда компетенций. Например, таких, как владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач; владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций; владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности; умение применять основные методы финансового менеджмента; способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений и др.[2, 3].
- вебинары, - это интерактивные семинары, которые направлены на обеспечение взаимосвязи и общения через интернет в онлайн режиме при изучении учебной дисциплины. Вебинары предоставляют как студентам, так и преподавателям множество возможностей. Во время аудио и видео общения, на экранах отображаются фотографии выступающих. Весь вебинар записывается на компьютер, а его данные сохраняются. Процедуру управления любыми дискуссиями, обсуждениями, спорами и учет статистики можно предварительно настраивать.Всем участникам предоставляется возможность общения в реальном времени. Для демонстрации графиков, рисунков, набросков, статистических диаграмм руководитель вебинара располагает доской и инструментами для рисования.
Таким образом, использование ИФО требует большой подготовительной работы, связанной с разработкой сценариев, вспомогательных материалов, технологии проведения; с изучением теоретического материала и разбором проблемных вопросов на заданную тему. При этом, преподаватель выступает в различных качествах, являясь, образно выражаясь, «сам себе режиссёром», что требует от него больших, как моральных, так и физических сил. Эффективность ИФО зависит от качественной подготовительной работы и умения преподавателя стимулировать активность студентов и их вовлеченность в процесс. Опыт внедрения ИФО в учебный процесс выявил следующие трудности их проведения:
- неоднородность студенческой аудитории по психографическим и поведенческим параметрам часто диктует необходимость коррекции процесса в сторону его упрощения;
- не всегда достигается главная цель ИФО, а именно, вовлечение в процесс всех учащихся ввиду их различной теоретической подготовки и заинтересованности в результатах;
- временные рамки учебных часов обязывают использовать сокращенные варианты ИФО;
- для повышения эффекта от занятий в интерактивной форме желательно проводить их с ассистентом, как лабораторные работы.
Рецензии:
3.04.2015, 22:34 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Статья рекомендуется к опубликованию.
4.04.2015, 17:21 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Интересная статья. По степени актуальности, новизны, практической ценности статья рекомендуется к опубликованию.
5.04.2015, 10:14 Короткова Татьяна Леонидовна Отзыв: Уважаемый Андрей Олегович! Благодарю за рецензию, надеюсь она будет полезна для участников учебных процессов. Т.Л. |
6.04.2015, 9:23 Короткова Татьяна Леонидовна Отзыв: Уважаемая Елена Петровна спасибо за положительный отзыв. Т.Л. |
9.05.2015, 19:56 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статься важная, ценная, претензий к содержанию нет. Пожелание на будущее такое. Следует оговорить, что до трансформационных изменений в России описанные приемы особо не применялись, такая дисциплина не преподавалась, специалистов по управлению не готовили вообще. Но на последних курсах подготовки производственников их знакомили с организацией завода или фабрики, управленческой структурой, действиями начальников. Но все это в привязи к отрасли. Теперь же эта подготовка внеотраслевая. Если прежде, чтобы стать начальником цеха, не говоря о директоре, следовало поработать бригадиром, а если директором, таким начальником, то теперь выпускники ищут предпринимателей, устраиваются на работу, не глядя на технико-технологическую специфику работы фирмы. Разработка демонстрационных способов обучения должна учитывать состав профессий, отраслей, хотя все не учесть и не задать. |
9.05.2015, 19:57 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статься важная, ценная, претензий к содержанию нет. Пожелание на будущее такое. Следует оговорить, что до трансформационных изменений в России описанные приемы особо не применялись, такая дисциплина не преподавалась, специалистов по управлению не готовили вообще. Но на последних курсах подготовки производственников их знакомили с организацией завода или фабрики, управленческой структурой, действиями начальников. Но все это в привязи к отрасли. Теперь же эта подготовка внеотраслевая. Если прежде, чтобы стать начальником цеха, не говоря о директоре, следовало поработать бригадиром, а если директором, таким начальником, то теперь выпускники ищут предпринимателей, устраиваются на работу, не глядя на технико-технологическую специфику работы фирмы. Разработка демонстрационных способов обучения должна учитывать состав профессий, отраслей, хотя все не учесть и не задать. |
12.05.2015, 10:23 Короткова Татьяна Леонидовна Отзыв: Уважаемый Оганес Александрович! Спасибо за содержательный отзыв! Согласна с Вами в том, что отраслевая специфика должна быть отражена в ИФО. С уважением Т.Л. |