ЛНУ им.Ивана Франка
ассистент
Якимович Татьяна Дмитриевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Львовский научно-практический центр Института профессионально-технического образования Национальной академии педагогических наук Украины
УДК 377.1
Введение. Уровень профессиональной подготовки специалиста зависит от соответствия педагогических методов закономерностям процесса обучения и специфики его будущей деятельности. Система методов производственного обучения (и каждый метод в частности) видоизменяется и развивается благодаря прогрессу науки, техники, производства, в зависимости от изменений характера труда рабочего и социальных задач профессиональной подготовки. Методы производственного обучения обеспечивают овладение учениками как знаниями, так и способами их практического применения согласно квалификационных требований.
Актуальность. Проблеме методов обучения отводится значительное место в педагогических исследованиях. Важное значение при выборе методов обучения имеет их классификация. Основой для классификации выступают источники передачи знаний, структура личности, дидактические цели и т.д. [2; 3; 4; 8]. Наиболее распространена классификация по источнику передачи содержания: словесные (рассказ, объяснение, беседа, инструктаж), наглядные (демонстрация операций, наблюдение) и практические (упражнения, решение производственно-технических задач, лабораторно-практические работы, тренировки). На основании приоритетных дидактических целей различают коммуникативные, познавательные, преобразовательные, систематизирующие и контролирующие методы обучения (В.А. Онищук). Процессуальную сторону учебного процесса отражают методы организации и осуществления, стимулирования и контроля (Ю.К.Бабанський). В зависимости от исполнения применяется бинарная классификация: методы преподавания и методы учения (М.И. Махмутов). По характеру познавательной деятельности определяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; проблемный; частично-поисковый (эвристический); а также исследовательский методы [6]. Основой для определения методов обучения как структурного элемента педагогического процесса может служить интеграция содержания обучения [7]. Исследования педагогических явлений с позиций системного подхода доказывают взаимное влияние и зависимость всех составляющих учебного процесса.
Цели, задачи, материалы и методы.
Цель статьи – анализ особенностей методов теоретического и производственного обучения и обоснование их выбора в профессионально-технических учебных заведениях. Для достижения цели нами поставлены такие задачи: проанализировать современные педагогические подходы к выбору и классификации методов обучения; изучить влияние особенностей учебного процесса на выбор методов производственного обучения; доказать правильность теоретических подходов на конкретных примерах.
Методы обучения определяются как способы совместной деятельности учителя и учащихся, они предусматривают овладение учащимися социальным опытом человечества и руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся со стороны учителя [1, с.11]. Педагогическая цель обучения направлена на то, чтобы ученик и педагог произвели и представили конечный результат своего взаимодействия. Профессиональная цель предполагает развитие важных для профессиональной деятельности способностей будущего специалиста, развитие потребностей и мотивов, связанных с профессией, формирование навыков совершенствования профессиональной квалификации. Поэтому целесообразным будет выбор методов обучения, которые не только обеспечивают соответствующий результат взаимодействия педагога и ученика в форме знаний, умений и навыков, а также способствуют развитию профессиональных способностей, потребностей, мотивов и являются предпосылкой успешной профессиональной деятельности. Результатом профессиональной подготовки будущих специалистов является достижение образовательных, развивающих, воспитательных и учебных целей. Образовательная цель заключается в том, чтобы обеспечить гибкую и действенную социализацию личности к меняющимся обстоятельствам жизнедеятельности и настоящего, подготовить работника к выполнению профессиональной деятельности определенного уровня квалификации, совершенствование профессиональной квалификации путем самообразования. Развивающая цель заключается в развитии профессионально важных качеств будущего специалиста (профессиональной речи, мышления, способностей, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер). Воспитательная цель заключается в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов, нормы профессионального поведения, потребности, мотивы деятельности, ценности и ценностные ориентации, мировоззрение. Учебная цель заключается в формировании у учащихся системы знаний, умений, навыков для выполнения профессиональных функций, с помощью соответствующих форм, методов и средств обучения. Интегрированной целью профессионально-практической подготовки является развитие важных для профессиональной деятельности способностей будущего специалиста, воспитание потребностей и мотивов, связанных с профессией, формирование профессиональных знаний, умений и навыков. Таким образом, дидактическим основанием выбора методов производственного обучения выступает интеграция образовательных, развивающих, воспитательных и учебных целей производственного обучения.
Важными факторами педагогически обоснованного выбора методов обучения в профессиональной школе являются дидактические особенности профессионально-практической подготовки. Организация учебного процесса в профессионально-технических учебных заведениях предусматривает профессионально-теоретическую и профессионально-практическую подготовку [5, с.10]. На основании этого различают теоретические и практические методы обучения. Отличием методов производственного обучения является их практический характер. Хотя, практические занятия проводятся как во время теоретического, так и во время практического обучения. В основном они направлены на практическое подтверждение теоретических положений и отработки практических умений. Методы производственного обучения должны обеспечивать овладение учениками как знаниями, так и способами их практического применения, возможность перехода от практики к теории и от теории к практике.
Во время производственного обучения в основном применяются те же методы учебной работы, что и во время теоретического обучения. Однако, их функции и формы сочетания существенно отличаются, так как определяются практической направленностью учебно-производственной деятельности. Основными отличиями методов производственного обучения является наглядность и практичность. Производственное обучение с применением только наглядных и словесных методов не всегда эффективно. Для того, чтобы овладеть умениями, нужно практически ознакомиться с действиями, почувствовать их. Чувственное познание является необходимым условием процесса формирования практического умения. Итак, в производственном обучении необходимы практические методы, основанные на последовательной смене и усложнении условий деятельности, для того, чтобы ученик мог осознать влияние различных факторов и получить чувственный опыт, необходимый для успешного применения знаний и умений при решении новых задач.
Рассмотрим, как производится выбор методов обучения для разных занятий. Количество типов и видов занятий производственного обучения по сравнению с теоретическим ‑ ограничено. Типы занятий определяются дидактическими целями, а также логикой формирования умений: урок формирования изначальных умений, урок развития творческого умения, урок решения производственно-технических задач, контрольный урок т.п. Виды уроков различают в зависимости от упражнений: урок-экскурсия, кино-урок, урок изучения передового опыта, урок самостоятельного выполнения работ и т.п. Различают следующие типы занятий производственного обучения на предприятии: организация работ; использование инструкционно - технологической документации; подбор рациональных условий и параметров; контроль и оценка своей работы; решение производственных ситуаций; применение теоретических знаний на практике; соблюдение требований правил безопасности [9, с.161].
Одним из основных правил методики обучения теоретических дисциплин является максимальное использование методов, свойственных в этой области науки (эксперимент в физике, опыт в химии, перевод в литературе). Мы считаем, что методы производственного обучения, которые предусматривают овладение учениками как знаниями, так и способами их практического применения и характеризируются возможностью перехода от практики к теории и от теории к практике, имеют интегративный характер – отражают особенности процессов обучения и производства. Поэтому, наряду с методами отражающие процессуальную сторону учебного процесса (методы организации, осуществления, стимулирования, контроля) целесообразно использовать методы отражающие структуру производственных функций (методы подготовки, выполнения, контроля). Таким образом, дидактическим основанием выбора методов производственного обучения является согласование логики учебного процесса и структуры производственных функций.
На современном этапе возникла необходимость разработки методов производственного обучения и применения проблемных методов обучения для профессий, в которых преобладает умственная деятельность. Труд современного рабочего состоит из двух компонентов. С одной стороны – это действия, которые однотипно повторяются и поэтому в значительной мере доводятся до автоматизма. Для этого с помощью упражнений ученику необходимо овладеть интеллектуальными умениями и навыками, нужными для своевременного и точного восприятия примет производственного процесса и моторными навыками, необходимыми для быстрой реализации принятого решения. А с другой стороны – это переменные компоненты, требующие от работника активной умственной деятельности, связанной с анализом данных о состоянии процесса и принятием необходимых решений. Таким образом, дидактическим основанием выбора методов производственного обучения выступают особенности формирования практических и интеллектуальных профессиональных умений.
В связи с необходимостью формирования как практических, так и интеллектуальных умений при выборе методов производственного обучения, мы опираемся на ассоциативно-рефлексивную теорию и теорию ориентационной основы деятельности. Ассоциативно-рефлексивная теория предполагает такую последовательность обучения: восприятие, осознание, запоминание, использование. Данная цепочка характерна для теоретического обучения и соответствует уровням усвоения учащимися учебного материала (В.П. Беспалько). Методика производственного обучения по этой системе имеет четыре уровня. Первый уровень усвоения характеризируется тем, что ученик умеет только распознавать, различать объекты производственной деятельности. Второй уровень – это усвоение информации, которая побуждает учащихся воспроизводить определенные знания по объектам производственной деятельности. Третий уровень преимущественно характеризируется усвоением последовательности действий по выполнению производственных задач определенного типа. Четвертый уровень усвоения содержания обучения позволяет переносить действия на незнакомые объекты и ситуации, в другие предметные области.
Данную теорию, мы считаем, целесообразно использовать при подготовке к профессиям, требующим умение принятия решений (оператор, наладчик и т.п.). Профессиональные обязанности требуют от современного рабочего активной теоретической деятельности, связанной с анализом и принятием необходимых решений. В процессе обучения будущих специалистов нужны методы, которые формируют экспериментальные умения наблюдать, планировать, контролировать и т.п. Поэтому для формирования познавательной деятельности учащихся целесообразно применять проблемные методы обучения. Это может быть сочетание методов практического и теоретического обучения. Например: контроль – обобщение, наблюдение – анализ, планирование порядка работ – прогнозирование, выдвижение гипотезы – регулирование и т.п.
При передаче теоретических знаний широко используется информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) метод. Это наиболее экономный метод, который применяется для передачи готовых знаний. При таком обучении преподаватель использует рассказ, чтение, иллюстрацию, а ученик воспринимает, осознает, запоминает. Репродуктивный метод характеризируется как метод повторения действия. Его дидактический смысл – это организация воспроизводства (репродукции) действий, включая репродукцию знаний самим учеником. Этот метод предусматривает решение задач по образцу [10]. В профессионально-технической школе репродуктивный метод нужен для формирования основы профессиональных знаний и умений. При использовании проблемных методов педагог ставит перед учеником проблему и показывает ее решение. Во время учебы необходимо соблюдать условия, при которых перед учеником раскрывается доступный ему процесс познания. Движение к этому решению происходит в выявлении противоречий, прослеживается логика процесса и ход решения. Этот метод особенно эффективен для формирования интеллектуальных умений.
При освоении учеником самостоятельной деятельности нужно исходить из того, что ни одно сложное знание, ни одно сложное действие не усваивается сразу и целиком. Поэтому самостоятельные задачи должны делиться на элементы и операции, что особенно актуально в профессионально-технической школе. С этой целью целесообразно использовать эвристический (частично-поисковый) метод. Он направлен на то, чтобы научить учащихся отказываться от составленных стереотипов. Частично-поисковый метод осуществляет поэлементное формирование опыта творческой деятельности у учащихся. Во время учебы применяется как беседа, так и проблемное изложение материала. Исследовательский метод формирует общие творческие способности в процессе целостного решения проблемы или системы проблемных задач. Такие задачи должны составлять определенную систему и располагаться по степени возрастания сложности.
При использовании ассоциативно-рефлексивной теории обучения выбор методов производственного обучения согласно преимущественному виду учебной деятельности является наиболее подходящей. Например, методы производственного обучения на этапе восприятия предусматривают активное воспроизведение условий деятельности; на этапе осознания – объяснение способов деятельности и логическое изложение ее последовательности; на этапе запоминания – активизацию познавательной деятельности проблемными методами; на этапе использования – закрепление умений с помощью упражнений и демонстрации различных приемов умственной деятельности. Таким образом, дидактическим основанием выбора методов производственного обучения является соблюдение соответствия методов формирования умений этапам производственного обучения.
Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин) базируется на предположении, что внешняя деятельность человека (практические действия) по структуре аналогична ее внутренней деятельности (умственные действия). Поэтому для быстрого освоения определенной деятельности целесообразно чередовать ее внешний и внутренний этапы. Согласно данной теории обучение осуществляется в такой последовательности: создание мотивационной основы деятельности – предварительное ознакомление с действием и создание ориентационной основы действий – выполнение действия с опорой на ориентационную основу – внешне речевой этап (объяснение) – выполнение действия с одновременным объяснением – выполнение действия без объяснения.
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, ученикам необходимо дать ориентационную основу для освоения умений. Мы считаем, что эту роль могут выполнять учебно-производственные технологические карты. На этапе создания мотивационной основы педагог объясняет цель и целесообразность выполнения данной работы (лучше всего это делать с опорой на освоение учащимися теоретического материала), что конспективно отражено во вступительной части учебно-производственной технологической карты. Предварительное ознакомление учащихся с последовательностью действий осуществляется путем их демонстрации и изучения учебно-производственной технологической карты. В ней содержится перечень оборудования, инструментов, материалов и технологические режимы содержания трудовых действий, которые должны выполняться рабочими. С целью создания ориентационной основы, карта разделена согласно трудовым функциям: подготовка, исполнение, контроль. Для повышения эффективности обучения содержание каждого раздела структурировано на стороны: подготовка предмета труда (изделия); подготовка трудовых средств (оборудования, инструмента); выполнение трудового процесса; выполнение технологического процесса; контроль продукта труда (изделия); контроль средств труда; контроль технологического процесса и т.п. На следующем этапе учащиеся выполняют работу с опорой на образцы действий, приведенные в учебно-производственной технологической карте, которая в таком случае используется как наглядность. На внешне речевом этапе учащиеся лишь повторяют содержание карты, а затем выполняют действия и проговаривают их последовательность. Кроме того, учебно-производственную технологическую карту целесообразно комплектовать приложениями, содержащими теоретические сведения по различным дисциплинам для объяснения действий. На последнем этапе освоения умений ориентиром является только структура учебно-производственных технологических карт или сокращенный вариант (выписка). Упражнения и тренировки способствуют свертыванию знаний и автоматизму умений. Мы считаем, что именно такие методы производственного обучения с использованием учебно-производственных технологических карт способствуют формированию интеллектуальных умений. Дидактическим основанием выбора методов производственного обучения в этом случае является создание ориентационной основы действий на всех этапах производственного обучения.
Выводы. Выбор методов производственного обучения основывается на эмпирическом опыте и требует научного обоснования. При выборе методов обучения необходимо учитывать современные педагогические подходы к их классификации. Методы теоретического и производственного обучения имеют существенные различия. Основанием для выбора методов производственного обучения являются: интеграция образовательных, развивающих, воспитательных и учебных целей производственного обучения; дидактические особенности профессионально-практической подготовки; согласование логики учебного процесса и структуры производственных функций; особенности формирования практических и интеллектуальных профессиональных умений; соблюдение соответствия методов формирования умений этапам производственного обучения; создание ориентационной основы действий на всех этапах производственного обучения.
Заключение. Для научного становления методов производственного обучения большое значение имеет психология труда. Потому перспективы дальнейших исследований мы видим в исследовании особенностей формирования самостоятельности учеников во время производственного обучения.
Рецензии:
1.05.2015, 14:05 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Идея дидактического обоснования методов, применяемых в производственном обучении, актуальна при условии новизны исследования. В изложенном материале присутствуют логика, четкая структура, опора на теоретические и практические наработки педагогов. К сожалению, научной новизны статья не представляет и в печать не рекомендуется.