доктор философских наук, профессор
Северо-Кавказский федеральный университет. Филиал в г. Пятигорске
профессор кафедры "Истории и философии права"
УДК 378.1
Введение. Высшее образование уверенно освоило реферативный вариант занятия свободного времени студентов. Освоение «Болонской конвенции» усилило к нему внимание в силу исключительного учета значимости самостоятельной работы. Теперь разработки рабочих программ вузов без содействия этому виду работы не обходятся. Но единых требований к этому делу пока не заметно, скорее общий подход с заметными отличиями. Этим провоцируется его рассмотрение в интересах усиления строгости в организации применения.
Происхождение реферата. В методической, рекомендательной литературе «реферат» представляется как один видов самостоятельной работы студента, влиятельный на получение зачета, экзаменационной оценки. Он фигурирует и как компенсатор многочисленных пропусков занятий. Оценка работы по 100 балльной системе охватывает и его в пользу повышения оценки. Термин латинский (referre) с переводом как «доклада», «сообщения». Но есть еще созвучное «рефери» (referee), доставшееся спорту, выразившее судью. Если это учесть, то реферат не просто описание сведений, но и выдача оценок. Может показаться, что латиняне выработали этот термин для активизации работы студентов. Это наивное представление.
Поначалу священники, а затем и учителя при подготовке к проповеди в первом случае и к уроку, лекции, во втором, что-то читали с трудностью запоминания нужных сведений. Память удерживала прочитанное, но не надежно. Выручал конспект использованного текста, который читать было не обязательно. Взглянул на начало абзаца, и далее последующее по памяти. Запись помогала выдерживать логический строй речи, а если нужно, то и цитировать текст (Ветхий Завет Моисея), нужные вещи (римские юридические законы). Не всегда информаторы ограничивались одним источником, но сведения обо всех следовало выстраивать в логическую систему. Только поначалу свое мнение, оценки выражали сугубо устно. Со временем стали записываться и их. Такие действия стали важными у научной работы, где не только информация коллег о чем-то интересном для них, но и написание научного труда.
Следует учесть, что пока не заработала машинная типография (XY в.), пока тексты тиражировались переписыванием вручную, доступ к редким по количеству экземплярам текстов был затруднителен. Выручали конспекты. Но их рефератами не называли.
Предстуденческий реферат. Авторам будущих учебников, монографий, даже научных статей приходилось выяснять, кто, что написал на нужную тему, что выразили убедительно, что сомнительно, где ошиблись. В таких случаях происходило составление конспектов изученных «первоисточников» без необходимости предъявлять их кому-то, сдавать. Но если требовались отчет, сообщение о контурах будущей работы, то уже тогда доклад, «реферат».
Реферат подошел вузу как стартовый этап выполнения курсовой работы, даже дипломной, условие допуска к сдаче кандидатского экзамена в аспирантуре. Но трудно сказать, когда он оказался компонентом самостоятельной работы студента, что подчеркивается [1].
Конспектный исток студенческого реферата. Среди опытных преподавателей нет разногласий относительно конспектного происхождения нынешнего студенческого реферата. До трансформации страны изучение «марксизма-ленинизма» без чтения работ классиков не обходилось. Приходилось записывать прочитанное, составлять конспекты, представлять их. Но конспектирования учебников не требовалось, что ныне не так. Использование записей происходило в режиме выступлений на семинарах (даже без тетради в руках). Такая работа подошла больше к изучению общественных наук, а не естественных, технических. Студенты осваивали конспектирование важных трудов уже на первом курсе. Тогда их на научно-исследовательские конференции не приглашали, публикаций в соавторстве с преподавателями не делалось.
Постперестроечные решения. После перестройки использование единого учебника по дисциплине отошло, но инициаторы этих изменений не взялись за написание трудов для студенческого конспектирования. Конспектирование прочитанного стало доставаться учебникам, которых по той же самой дисциплине было уже несколько с отличиями структурными, даже содержательными. Первоисточники до обучающихся доходили через такие пособия. Такую работу приходится считать предвестником склонения студентов к написанию рефератов.
Выбор тематики. В обязанность разработчика рабочей программы дисциплины вошло и укрепилось составление тематики рефератов. Преподавателям следовало вместе с вопросами на самопроверку, самостоятельную подготовку, докладам, к зачету, экзаменам составлять и предъявлять на утверждение тематику рефератов. Этим темам следовало быть увязанными с темами лекций и семинаров, из чего логически следует необходимость их представления к соответствующему практическому занятию. Практически преподаватель ориентируется на оглавление учебника, которым руководствуется. Не исключен вариант учета нескольких учебников. Но, если есть свой, то он ближе. Стало считаться само собой разумеющимся, что студент, вначале, будет, осваивать материал соответствующего семинарского занятия и только на этой основе будет писать реферат.
«Конкуренты» реферата. Реферат оказался дополненным «докладом», участием в «дискуссии», в «круглом столе», поддерживаемых «проблемной лекцией», «дискуссионной». Наибольшая близость у него сложилась к докладу, если о своем реферате рассказывать, а то и почитать. «Реферат – письменный доклад по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников» [4, с.15].
Доклад недалек от реферата со своей стороны, если он сделан с текстом в режиме тех же оформительских требований. Но определилась важная разница. Реферат сдается, хранится. От докладчика текста содержания не требуется. Зато содержание доклада (выступления) достается товарищам по группе, а у реферата это не всегда. Преподаватель может просмотреть текст реферата, записать свои замечания, оценку. Доклад свободен от этого, и, по-видимому, более предпочтителен для авторов. У доклада преимущество в порождении вопросов, инициировании дискуссии, которую тоже нужно проводить.
Студент свободен в выборе между докладом и рефератом, также и в выборе темы, как в первом из этих случаев, так и во втором. Но выполнение таких работ не обязательно. Их осуществление практически вызывается или необходимостью компенсации пропусков занятий, малой численностью ответов на практических занятиях, или же потребностью в высокой оценке. Реферат, который стал оцениваться как произведение студента, стал сопоставляться с «авторефератом», который у соискателя ученой степени. Если «авто» толковать как собственное написание, то просто «реферат» - чужое. Но не все стали исключать такое толкование.
Определение тематики. Темы работ должны подсказывать нужный раздел дисциплины и как-то присутствовать в учебнике, учебниках, которые придется использовать. Когда они сильно конкретные, дробные, находить для них сведения трудно. Но редко оглавление учебника предстает как потребная, обязательная тематика. Сочетания тем не исключены. Выбор в библиотеке необходимого источника все же будет определяться наличием в нем потребных сведений. Кто допускает такие трудности, тот записывает несколько ходовых тем с последующим выбором среди их состава удобной. Использование при написании реферата научных статей редкость, так как нелегко ориентироваться в дискуссионных вопросах высокой сложности.
Методическое обеспечение. Студенту приходится узнавать, что содержание работы должно состоять из введения, заключения, между которыми 3-4 параграфа. В конце библиографический список. Чаще дефект в отсутствии этого списка. Но как его подать, если используется один учебник? Ведь учебники освобождены от цитирования, от оперативных ссылок на использованную литературу. Литература просто дается в конце, они идут друг за другом. Практически оттуда и делается выбор. Но на вопрос, какой, где, и по какому случаю использован источник, отвечают не всегда.
Студенту дается понимание важности логической стройности изложения материала, определения важнейших понятий. Осознается многозначность решения вопросов, применение аргументаций. Все это ценно не просто для знания, но и умения самостоятельно решать заинтриговавший вопрос.
Обращение в Internet. Ныне трудно найти студента, который не входил бы в эту всемирную информационную сеть, где, помимо прочего, выставлены рефераты с помехой поиску рабочих программ и учебников. Эти работы выставляют не студенты, чтобы показывать свои достижения, кому-то помочь из жалости. Это делается из рекламных соображений с учетом того, что покупать, что-то заказывать могут и молодые люди. При таких стараниях рекламодателей напрашивается мощный соблазн: скопировать чужую работу с нужной темой, сделать только две вставки: 1) номер своей группы и 2) собственную фамилию. «К сожалению, многие студенты недооценивают значение этого вида исследовательской работы и относятся к нему недостаточно ответственно: занимаются плагиатом, компиляцией, порой целиком скачивают рефераты из интернета, в некоторых случаях грубо нарушают авторские права» [2, с. 1].
Те из преподавателей, которые такой вариант не исключают, они студентам стандартных, популярных тем не выдают. Им нелегко, если это практически осуществимо, проверять текст на отсутствие плагиата (с программой Антиплагиат). Поэтому выручает давно испытанный метод, предложение концептуального доклада во время практического занятия при свидетельстве товарищей. Если этого не достаточно, то постановка ему вопросов. Если идти дальше, то предложения выразить свои позиции, сделать дополнения. Но это к облегчению защиты курсовой работы, дипломной, наработки способностей будущих выступлений на научных конференциях, которые возможны.
Виды рефератов. Студенческие рефераты разделены не только на самостоятельно выполненные и аккуратно скопированные, но и на описательные («репродуктивные») и творческие («продуктивные»). В первом из этих случаев прочитанное выражено своими словами, известные вещи поданы без критических оценок, добавлений. Во втором случае заочная дискуссия с автором изученной работы, с какими-то своими замечаниями, по минимуму, и добавлениями своих решений по максимуму. Вариант влияет на оценку.
Отношение преподавателей к написанию рефератов. Преподаватели послушно вписывают в рабочие программы темы реферативных работ, доводят их до студентов, советуют заняться их написанием. Заставлять не могут, выбор за ними. Но их написание, представление, все же, редкость, нетрудно объяснимая. Чтение источников, набор текста требуют немало времени. Ведь объему доходить до 20-24 страниц. Практически это делают единицы студентов. В этом составе активные, мотивированные, но и отстающие, допустившие много пропусков. Представители второй половины не останавливаются перед прошением выставить аттестацию, зачет на основе предъявленного реферата, но без обязательства докладывать о его содержании. Было бы легче, если бы рефераты требовались бы в рукописи, где достаточно проверить лишь почерк. Но преподаватели и так недовольны чтением распечаток. Не хватало разбираться с почерком. При всех описанных сложностях и случаев преподаватели организацией написания студентами рефератов занимаются, но им нужно знать, как это выглядит в действительности.
Подступы к авторству научной работы. Хотя и редко, реферат может удовлетворять требованиям, предъявляемым к научной статье. С ним можно выступать на студенческой научной конференции, его можно сдавать на публикацию в сборник своего вуза, в электронный научный журнал. Легче в соавторстве с преподавателем, который что-то поправит. Удача осветит путь в науку, педагогику.
Выводы:
- у истоков реферативной работы студентов долгая история, идущая от занятий священнослужителей, учителей, ученых;
- в доперестроечное время она студентами не практиковалась, тогда занимались лишь конспектированием первоисточников, если не только по общественным наукам;
- по ходу трансформации страны реферативная работа студентов утвердилась, вошла в использование с необходимостью планирования;
- среди студентов данный вид работы особо не популярен, служит получению высокой оценки, компенсации учебного отставания;
- реферативная работа своей ценности не теряет, она к облегчению выполнения курсовых, выпускных работ, подступа к осуществлению научно- исследовательской работы.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий