Ужгородский национальный университет, Львовский научно-учебный центр
директор Львовского научно-учебного центра
УДК 378.017-057.875:502/504
Современные подходы к формированию экологической культуры будущих специалистов осуществляются с учётом требований гуманизации, прогностичности, глобализации, непрерывности, интегративности и самоорганизации образования. Они направлены на воспитание личности с рациональным и ценностным отношением к природе. В связи с этим уровнем развития экологической культуры будущего специалиста определяется рациональное взаимодействие человека и природы. Экономически направленный прагматизм и стремление получения экономической прибыли, недостаточный уровень экологической культуры становятся главными факторами обострения экологической ситуации. Поэтому вопросы экологизации экономики и реализации эколого-экономического подхода в образовании будущих экономистов являются актуальными на современном этапе развития общества.
Экологическая культура будущего экономиста формируется в процессе профессионального образования в высшем учебном заведении и основывается на экологических знаниях и умениях, экологическом сознании, экологическом стиле мышления и деятельности, которые находят отражение в его профессиональной деятельности. Существует ряд противоречий: между необходимостью экологической подготовки в решении эколого-экономических задач и недостаточным уровнем исследования исторического опыта формирования экологической культуры; целесообразностью использования исторического подхода к экологической подготовке экономистов и недостаточным уровнем исследования и обобщения исторического опыта путей решения данной проблемы; постоянным ростом требований к экологической подготовке экономистов и низким уровнем использования современных методик; необходимостью интеграции эколого-экономических знаний и реальной их разобщенностью в подготовке будущих экономистов. Эти противоречия определяют проблему изучения исторического опыта формирования экологической культуры будущих экономистов.
Взаимодействие с природой ‑ необходимое условие и предпосылка становления, функционирования и развития общества, цивилизации – в конечном итоге определяет ведущую роль экологического воспитания как одного из важных условий проявления этой взаимосвязи, что влияет на изменения экологической обстановки в мире. Концепция экологического воспитания, его содержание и методы основываются на методологическом положении о коэволюции системы «природа и общество» ‑ их согласованном развитии, взаимосвязи и взаимозависимости. Именно такой подход плодотворен, как теоретическое основание наполнения экологического воспитательного процесса [6, с.47]. Поэтому определяющим для решения экологических проблем современности является формирование экологического сознания. Эта педагогическая сверхзадача может быть реализована только посредством образовательно-воспитательной системы на основе принципиально новых идей, методов, подходов, учитывающих структуру экологических знаний; социальные функции современной экологии; традиции и обычаи; исторический опыт человечества в понимании себя, своего места в природе, своих взаимосвязей с природой и вселенной.
Влияние экологических реалий «на все без исключения аспекты политического, экономического, социогуманитарного и духовно-нравственного развития нашего государства сегодня является настолько очевидным и масштабным, что пренебрежение ими выглядит, в лучшем случае, недальновидным и безответственным» [5, с.15]. Проблема постоянного экологически безопасного развития, физического и нравственного здоровья общества – это, прежде всего, проблема индивидуального и коллективного экологического сознания, формирование которого является прерогативой системы образования.
В рамках нашего исследования экологическая культура рассматривается как система органично взаимосвязанных элементов природопреобразующей деятельности человека и ее теоретико-нравственной оценки с учётом социально-экологических принципов и требований [4, с.4].
Экологическую культуру мы исследуем как систему наиболее важных компонентов, таких как: экологическая грамотность; экологическое сознание; экологическая ответственность, экологическое мышление, экологическое поведение; черты характера, обеспечивающие грамотные экологические поступки и т. д.
Рассмотрим особенности каждого из компонентов экологической культуры. Экологическая грамотность (система представлений о законах и механизмах функционирования экономики; умение работать с экологической информацией и т.д.) формируется в процессе экологического образования, однако экологическое образование не сводится только к экологическим знаниям, так как должно способствовать развитию личности, ее способностей и умений, необходимых для адаптации в условиях рыночной экономики. Проблему формирования мировоззрения целесообразно сместить в реальную плоскость экологического воспитания, выяснения праксеологического содержания поведения человека в естественной среде и стратегии его выживания, поскольку именно так формулируется актуальная проблема современности – стратегия выживания человечества. А эта задача является прерогативой современной экологии, обладающей, в сравнении с другими дисциплинами, наиболее подходящей для этого методологией, концептуальными основами и системой рабочих методов [2].
Следующим важным компонентом экологической культуры является экологическое сознание как совокупность экологических знаний, идей, взглядов, суждений, интересов. Оно включает и рациональную составляющую (знания), и эмоциональную (чувства), и внешнее воздействие, экологические взгляды других людей, значимые для личности. Экологическое сознание является следствием познания, непосредственного отображения личностью экологических связей и его отношения к различным явлениям экологической жизни семьи, школы, общества в конкретный период.
Экологическая ответственность, состоящая из ценностного, информационно-познавательного (интеллектуального) и поведенческого (действенного) компонентов, как культуротворческая характеристика проявляется в ориентации на положительную, экологически целесообразную, безопасную и компетентную деятельность в системе «человек - общество - природа», цель которой - самосохранение и самореализация человека; достижение стратегической установки, связанной со стойкой коэволюцией процессов развития человека и биосферы Земли.
Экологическое мышление и сознание выступают как мотив и установка соответствующего экологического поведения. В своих действиях и поступках люди опираются на знания, анализ экологической деятельности, опыт ведения хозяйства, передовую экологическую практику. Органическое слияние экологического образования и воспитания обеспечивает переход экологического мышления и сознания в соответствующие социально-психологические качества, в практические навыки экологической деятельности, в повышение культуры экологического поведения, а следовательно, в обогащение экологической культуры в целом.
Анализ сущности структурных элементов экологической культуры (экологическая грамотность, экологическое сознание, экологическая ответственность, экологическое мышление, экологическое поведение, убеждения и качества личности, экологическая деятельность) позволил выявить особенности их взаимодействия в процессе формирования экологической культуры. Основу экологической грамотности составляют экологические знания, но, в свою очередь, они являются базисным элементом экологических взглядов и мышления. Без знаний и умений невозможно сформировать адекватное отношение к деятельности, нравственные ориентиры, а далее, при положительном отношении, сформированные знания и умения становятся причиной продуктивной деятельности. В то же время можно найти и обратные связи, поскольку, например, на процесс усвоения знаний влияют мотивы познавательной деятельности, и только в реальной практической деятельности формируется система знаний и умений, выражается отношение к ней.
Студенты высших учебных заведений должны понимать, что, прежде всего, человек должен исцелиться сам, а потом исцелять природу. Именно поэтому сегодня экологическая парадигма приобретает черты мировоззренческой и нравственной ценности. Поэтому экологизация морали и формирование экологического императива являются мощными факторами нормирования и гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой.
Путь к утверждению обновленной нравственности лежит через восстановление духовности человеческой жизни, утверждение онтологического статуса высших ценностей, что подразумевает существенные изменения сознания человека, его мировоззренческих принципов и приоритетов. Эти изменения связаны с утверждением нового экоцентрического типа экологического сознания. При этом чисто экоцентрический подход к экологическому сознанию, который первоочередной задачей ставит сохранение природы, на практике реализовать сложно. Экоцентрическое сознание должно дополняться современными морально-этическими принципами, отвечая мышлению, в основе которого заложено отношение к природе как к Божьему дару, уникальной ценности, основе существования человеческого общества. В таких обстоятельствах экологическая парадигма действительно приобретает культуротворческие признаки [7, с.96]. Культуротворческая природа экологической парадигмы основывается на экологизации морали, утверждении экологического императива как главенствующего этического идеала человечества, построенного на основе экологических ценностей i норм, которые, в свою очередь, формируют «безграничную ответственность человека за все живое».
Процесс формирования экологической культуры как целостное системное явление, включает процессы обучения, воспитания, развития личности. Процесс обучения направляться на формирование экологической грамотности и экологического мышления будущих экономистов, экологизацию учебных дисциплин и программ подготовки специалистов, а также на профессиональную экологическую подготовку и переподготовку кадров, которые будут привлечены к решению стратегических, тактических и текущих задач внедрения и развития экологически чистого производства. Экологическое воспитание можно определить как процесс, направленный на формирование экологического сознания, составляющими которого являются такие ключевые категории, как мировоззрение, отношения, ценности, поведение. Экологическое развитие – это социокультурный феномен, педагогическая интерпретация которого способствует свободному развитию интеллектуальной и духовной сферы студентов в микро- и макросреде их существования, формированию у них научного мировоззрения, опыта социальных отношений и системы ценностей во взаимоотношениях с природой, окружающей средой и людьми, ориентирует студентов на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для настоящего и будущих поколений. Целью и конечным результатом процесса развития экологической культуры является сформированная эколого-мировоззренческая позиция выпускника.
На основании обобщения задач формирования экологической культуры в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов мы выделили основные: изучать природу, воспитывать бережное отношение к природным богатствам; воспитывать нетерпимое отношение к поступкам, наносящим вред природе; обеспечивать будущих специалистов знаниями для формирования у них практических умений и навыков рационального природопользования, побуждать их к конкретным действиям по улучшению состояния окружающей среды, не допускать отрицательных воздействий на природу в процессе своей трудовой деятельности; формирование ответственности за природу как общечеловеческую ценность; формирование у будущих специалистов осознание того, что человек - часть природы, а история человеческого общества – часть истории природы, которая является первоосновой существования человека и общества.
Нами выявлены основные направления развития экологической культуры будущих экономистов в конце ХХ - начале XXI века, в частности: разработка и постоянное совершенствование государственных стандартов профессионального экологического и экономического образования и преобразование действующих стандартов всех уровней и направлений подготовки и воспитания с учетом требований формирования экологической культуры и чистого производства; подготовка, повышение квалификации и переподготовка преподавателей экономических и экологических дисциплин с учетом новых подходов, организация экологических семинаров и курсов, создание центров переподготовки и тому подобное; разработка и издание качественной учебной литературы по экологической экономике; привлечение общественных экологических организаций, просветительских обществ к распространению экологических знаний, элементов экологической культуры, основ чистого производства в широких слоях населения; утверждение широкой программы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих, руководящего состава предприятий, организаций, учреждений, предпринимателей, имеющих право и возможность принимать экологически значимые решения в сфере чистого производства.
В рамках исследуемого периода (конца ХХ - начала XXI века) реализовался целый ряд принципов формирования экологической культуры, а именно: аксиологизация ‑ приоритет ценностей в профессиональной деятельности, в частности ценности природы, и акцентирующая ценностный аспект в будущей профессиональной деятельности студентов; индивидуализация ‑ учет личных интересов студентов при выборе содержания и форм внеаудиторной экокультурной деятельности; гуманизация ‑ право человека жить в экологически чистой среде и направляющая человека к экологически целесообразной деятельности и предотвращению экологических бедствий; интеграции ‑ единство общечеловеческих, национальных и краеведческих аспектов в формировании экокультурной воспитанности; интерпредметность ‑ максимальное использование средств всех учебных дисциплин и самостоятельной работы,связь учебного процесса и внеаудиторной деятельности в процессе воспитания экологической культуры; оптимизация – соблюдение целесообразности и оптимального объема содержания; прогностичность – предвидение возможных путей развития экокультурной деятельности в последующей профессиональной деятельности.
Таким образом, на основе обобщения исторического опыта, можно выделить такие ведущие направления развития экологической культуры будущих экономистов: усиление экологической направленности возможностей учебных дисциплин на основе интегративного подхода; активизация внеаудиторной работы экологической направленности; использование потенциала экологической подготовки будущих экономистов на основе интеграции учебных, воспитательных, развивающих целей.
Рецензии:
30.06.2015, 9:25 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Тема экологической безопасности и формирования экологической культуры актуальна и обращение к ней автора правомочно.
На наш взгляд, статья перегружена декларативными утверждениями, не находящими подтверждения в тексте.
Отдельные тезисы откровенно спорны.
Считаем, что фактологическая сторона работы нуждается в более глубоком обосновании для раскрытия заявленной новизны и оригинальности.
После исправления замечаний статья может быть рекомендована к печати.