доктор экономических наук профессор
Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития РФ и РАН
главный научный сотрудник
Вишнякова В.С., Совет по изучение производительных сил (СОПС) Минэкономразвития России и РАН, г. Москва, к.э.н.
УДК 332.14
Рассматривая показатели сбалансированности бюджетных средств регионов Арктической зоны можно прийти к выводу, что в период 2012-2014 гг. во всех регионах наблюдалась разбалансированность бюджетных средств, что привело к негативным последствиям.
Это, прежде всего, объясняется программным и территориальным рассредоточением объектов государственного управления. Программное рассредоточение предполагаемых мер не позволило обосновать и реализовать их при комплексном развитии Арктической зоны. Комплексное развитие Арктической зоны предполагает эффективное использование бюджетных средств путем вовлечения в хозяйственный оборот топливно-энергетических, минерально-сырьевых ресурсов, биологических ресурсов, водной среды и суши, а также сохранение качества природной среды Арктики.
Влияние финансовых ресурсов на социально-экономическое развитие регионов Арктики и их сбалансированности приобретает важное значение.
Устанавливается определенная зависимость: чем больше отклонения фактической величины доходов и расходов от порога предельного значения, тем больше финансовый разрыв (Мурманская, Архангельская области, Ненецкий АО и Республика Саха (Якутия)).
Таблица 1. Мурманская область. Соотношение фактических показателей дохода и расхода и их предельного порога.
Фактическое значение, млн. руб. |
Порого-предельные значения, млн.руб. |
||
Доход |
расход |
доход |
расход |
2012 г. |
|||
53068,3 |
58975,4 |
48538,0 |
48040,4 |
1 |
1,1 |
1 |
0,99 |
2013 г. |
|||
56178,0 |
63061,2 |
54834,0 |
57396,6 |
1 |
1,12 |
1,0 |
1,05 |
2014 г. |
|||
57661,2 |
67452,7 |
55282,0 |
59284,8 |
1 |
1,17 |
1 |
1,07 |
Таблица 2. Соотношение отклонений дохода и расхода фактических бюджетных средств и порога предельного значения Мурманской области.
Доход, млн.руб. |
Расход, млн.руб. |
2012 г. |
|
4530,3 |
10935,0 |
1 |
2,4 |
2013 г. |
|
1343,9 |
5664,6 |
1 |
4,2 |
2014 г. |
|
79,2 |
8167,8 |
1 |
3,4 |
Отклонения от фактической величины от предельного порога дохода по годам привели к росту расходов в соотношении: 2012 г. – в 2,4 раза. 2013 г. – в 4,2 раза, 2014 г. – 3,4 раза.
Для достижения эффективности использования бюджетных средств и бюджетной сбалансированности Мурманской области потребовалось бы преодоление финансового разрыва в размере 2012 г. – 6, 4 млрд руб., 2013 г. – 4,3 млрд руб., 2014 г. – 5,8 млрд руб.
Это свидетельствует о серьезных проблемах в финансовой системе и социально-экономического развития в Мурманской области.
3. Финансовые ресурсы Ямало-Ненецкого АО и Чукотского АО в 2014 г. приближались к сбалансированности расходов и доходов при отклонении фактического дохода и расхода от предельной пороговой величины.
Таблица 3. Ямало-Ненецкий АО. Соотношение фактических показателей дохода и расхода и их предельного порога.
Фактическое значение, млн. руб. |
Порого-предельные значения, млн.руб. |
||
Доход |
расход |
доход |
расход |
2012 г. |
|||
142424,7 |
166807,1 |
98488,6 |
94193,9 |
1 |
0,96 |
1,17 |
1,096 |
2014 г. |
|||
161682,5 |
159642,5 |
139426,7 |
157105,0 |
1 |
0,99 |
1 |
1,13 |
Таблица 4. Соотношение отклонений дохода и расхода фактических бюджетных средств и порога предельного значения Ямало-Ненецкому АО.
Доход, млн.руб. |
Расход, млн.руб. |
2012 г. |
|
43936,1 |
72613,2 |
1 |
1,65 |
2014 г. |
|
22255,8 |
2537,5 |
8,8 |
1 |
Сбалансированность финансовой системы достигается за счет получения дополнительно дохода от частно-государственного партнерства, превышающего на 16% необходимого порога предельного значения использования бюджетных средств.
Характерным является 2014 г.: на 1 рубль дохода бюджетных средств фактически приходилось 0,99 рублей расхода. В результате финансовый разрыв, как разница между возможностью и потребностью в финансовых средствах, достиг в 2014 г. 19,7 млрд руб. Для получения эффективности использования средств данные средства должны были направляться на социально-экономического развития региона.
Такая же тенденция в финансовом блоке Чукотского АО сложилась в 2014 г.
Если рассматривать относительный показатель финансового разрыва к фактическому доходу в 2014 г.. то эта величина достигла бы -11,57% при профиците финансового разрыва на величину 2,5 млрд руб.
В 2012 г. соотношение фактического дохода к фактическому расходу в Чукотском АО достигало соотношение 1:1,3, то 2014 г. – 1:0,4, соотношение порого-предельного значения дохода и расхода, соответственно, 1:0,94 и 1:1,25, то есть, возникающий резерв средств мог бы быть направлен на социально-экономическое развитие региона.
Таблица 5 – Сбалансированность финансовых ресурсов субъектов Арктической зоны Российской Федерации
Субъекты |
Соотношение доходов и расходов КБС, % |
||
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Группа от 70% до 95% |
||
Мурманская область |
89,98 |
89,08 |
85,48 |
|
Группа от 70% до 95% |
||
Архангельская область |
92,78 |
92,72 |
91,11 |
|
более 100% |
менее 100% |
|
в т.ч. Ненецкий автономный округ |
105,62 |
95,88 |
96,73 |
|
от 70% до 95% |
более 100% |
|
Ямало-Ненецкий автономный округ |
85,38 |
87,49 |
101,28 |
|
Группа до 95% |
||
Чукотский автономный округ |
76,81 |
65,67 |
95,75 |
|
Группа менее 100% |
||
Республика Саха (Якутия) |
97,5 |
93,76 |
97,16 |
|
|
|
|
Субъекты |
Отклонения фактического дохода от порогового предельного значения для эффективного использования бюджетных средств, млн.руб. |
||
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
Мурманская область |
-4530,3 |
-1343,9 |
-2379,2 |
|
|
|
|
Архангельская область |
-13043,6 |
-9073,4 |
-8118,0 |
|
|
|
|
в т.ч. Ненецкий автономный округ |
-4700,5 |
-1398,9 |
-3759,5 |
|
|
|
|
Ямало-Ненецкий автономный округ |
-43936,1 |
+645,6 |
-22255,8 |
|
|
|
|
Чукотский автономный округ |
+407,6 |
+49,6 |
-3030,2 |
|
|
|
|
Республика Саха (Якутия) |
-46431,6 |
-20682,1 |
-32275,7 |
|
|
|
|
Субъекты |
Отклонения фактического расхода от предельного порогового расходования бюджетных средств, млн.руб. |
||
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
Мурманская область |
-10935,0 |
-5664,6 |
-8167,8 |
|
|
|
|
Архангельская область |
-15366,3 |
-9467,6 |
-9980,0 |
|
|
|
|
в т.ч. Ненецкий автономный округ |
-4180,9 |
-3868,1 |
-5585,9 |
|
|
|
|
Ямало-Ненецкий автономный округ |
-72613,2 |
-2641,3 |
-2537,5 |
|
|
|
|
Чукотский автономный округ |
-5722,7 |
-7520,8 |
+555,7 |
|
|
|
|
Республика Саха (Якутия) |
-51198,8 |
-31403,0 |
-34214,9 |
|
|
|
|
Субъекты |
Финансовый разрыв дефицит (+) профицит (-) |
||
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1 |
11 |
12 |
13 |
|
|
|
|
Мурманская область |
+6407,7 |
+4320,7 |
+5788,6 |
|
|
|
|
Архангельская область |
+2322,7 |
+394,2 |
+1862,0 |
|
|
|
|
в т.ч. Ненецкий автономный округ |
-519,6 |
+2469,2 |
+1826,4 |
|
|
|
|
Ямало-Ненецкий автономный округ |
+28677,1 |
+3286,9 |
-19718,3 |
|
|
|
|
Чукотский автономный округ |
+6130,3 |
+7570,4 |
-2474,5 |
|
|
|
|
Республика Саха (Якутия) |
+4767,2 |
+10720,9 |
+1939,2 |
|
|
|
|
Субъекты |
Критерий сбалансированности: показатель – финансовый разрыв к фактическому доходу, % |
||
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1 |
14 |
15 |
16 |
|
|
|
|
Мурманская область |
+12,1 |
+7,7 |
+10,0 |
|
|
|
|
Архангельская область |
+3,5 |
+0,53 |
+2,5 |
|
|
|
|
в т. ч. Ненецкий автономный округ |
-3,34 |
+15,2 |
+9,56 |
|
|
|
|
Ямало-Ненецкий автономный округ |
+20,1 |
+2,36 |
-12,2 |
|
|
|
|
Чукотский автономный округ |
+36,5 |
+41,3 |
-11,57 |
|
|
|
|
Республика Саха (Якутия) |
+3,4 |
+6,97 |
+6,93 |
|
|
|
|
Рецензии:
1.09.2015, 9:33 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: Статья Котилко В.В., Вишняковой В.С. посвящена мало разработанной проблеме оценке финансовых разрывов субъектов России. В ней представлены экспериментальные расчеты на базе новой методики, опубликованной у Вас в журнале ранее. Они показывают тенденции, которые не определяют другие методы расчетов. В частности им удалось определить предельные значения доходов и расходов бюджета зоны Севера. Считаю, что ее необходимо опубликовать в Вашем журнале. Орлова Д.В. к.г.н.