Доктор педагогических наук, доцент
Таганрогский институт имени А. П. Чехова
Профессор кафедры общей педагогики
УДК 372.8
Актуальность статьи состоит в определении вклада немецкой педагогической науки и, в частности, Г. Отто, в развитие мировой эстетической практики.
Цель статьи: выявление основных концептуальных идей ученого, оказавшего существенное влияние на становление эстетичского воспитания и художественног образования за рубежом.
Педагогические взгляды Г. Отто формировались в течение жизни и научного творчества под влиянием трех основных идей:
1. Идеи понимания жизни (Leben) [5, с. 159] как естественной теории жизни души (Seele). Жизнь рассматривается как органическое явление с естественно-научно-биологической позиции; как высшее проявление переживания человеческого в метафизическом смысле; как функционирующий организм в психическом смысле; как духовное с историко-культурной точки зрения; как телесно-духово-душевное становление в биографическом смысле. Душа – это совокупность психических явлений, в которой выражена божественная природа человека, обуславливающая способности ощущения, сознания, чувств [5, с. 147].Непосредственное влияние на формирование педагогических взглядов Г. Отто оказали факторы:
- императив И. В. фон Гёте: кто хочет высшего, должен хотеть целого, кто занимается духом, должен заниматься природой, кто говорит о природе, тот должен брать дух в качестве предпосылки» [5, 107];
- творчество немецкого поэта и философа Фридриха фон Харденберга, более известного под псевдонимом Новалис, который пропагандировал в своих философских трактатах равновесие между человеком и миром [5, с. 309];
- идея франко-швейцарского педагога и философа Ж.-Ж. Руссо о естественном развитии человека, заключавшаяся в том, чтобы при помощи воспитания решалась задача устранения всего, что тормозит естественное развитие [2, с. 23];
2. Теории развития индивидуальности:
- философия «созерцательного мышления» Ф. Э. Д. Шлейермахера. Философ обращал внимание на духовно-исторические реальности в их единстве с целым и вечным, поэтому Ф. Э. Д. Шлейермахер не находит радикального различия между нравственным законом и законом природы [5, с. 511];
- идеи «универсальности, индивидуальности и тотальности» гуманиста В. фон Гумбольдта. В трудах ученого указывается на необходимость предоставления личности свободы индивидуального развития [2, с. 34];
- метафизика И. Ф. Гербарта, предполагавшая существование множества простых реальных сущностей, каждой их которых соответствует простое само себя сохраняющее качество;
3. Система наглядного обучения И.Г. Песталоцци:
а) о «приспособленности» воспитания к природе в виде создания «творческой близости к природе» для деятельного труда в обществе;
б) об образовании как саморазвитии основных сил и способностей человека, его головы (рассудок), сердца (чувство) и рук (творчество);
в) о формировании творческой, формирующей силы человека обусловливающей правильное развитие психических связей [2, с.18].
С учетом единообразия человека и природы, заключающегося в наличии одних и тех же качественных определений и форм соединений и различных количественных соотношений, в которых они встречаются, Гунтер Отто разработал структуру анализа художественных текстов, в которую вошли фазы:
Реминисценция взглядов ведущих мировых философов (В. Дильтей, Г.В. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др.) нашла свое выражение в концепции эстетического воспитания и художественного образования Гунтера Отто, строящегося на «развертывании» личности, характеризующегося отношением между Богом и миром, происходящего под воздействием трех классов условий: телесного развития, влияния физической среды и окружающего духовного мира как носителя объективного духа (образование и воспитание, вкус, мода); эмпирического субъекта (трансформация в идею при воплощении в поэтический, музыкальный образ); «мыслящей вещи» (коллаж, художественное конструирование) [1, с. 209].
Гунтером Отто выявлены императивы немецкого эстетического воспитания, предписывающие поддерживать в ребенке «детское», не мешая развитию мышления, для чего необходимо
Плодотворно работая в области образования и эстетического воспитания, Г. Отто определил цели современного эстетического воспитания в школе ФРГ:
Достижение данной цели возможно при обеспечении высшей точки критической рефлексии с учетом экономической, исторической, социокультурной ситуации. По мнению Г. Отто, современная ступень дидактической рефлексии позволяет закрепиться не только в общедидактическом и ориентированном на куррикулум тренде, но и переводить эстетическое воспитание на новый уровень развития. С этой точки зрения рассмотрение данного дискуссионного вопроса возможно с трех позиций:
Подводя итог, отметим
- педагогическая концепция ученого и педагога Гунтера Отто являет собой наглядный пример немецкой национальной педагогики, сформировавшейся под влиянием философских воззрений ведущих мыслителей и объединяет в себе философские, нравственные, социокультурные, мировоззренческие аспекты, представляя, таким образом, теоретическую и практическую ценность для современной педагогики и практики образования;
- педагогика ученого имеет антропологическую, антропоцентрированную, гуманистическую направленность;
- ученому удалось разработать систему педагогических взглядов, базирующихся на новейших теоретических достижениях философской мысли и педагогической науки;
- педагогика культуры Гунтера Отто соответствует мировым тенденциям воспитания, при этом ее специфика заключается в обширной связи с эстетикой, что особенно важно в эпоху глобализации, стандартизации и унификации [3];
- разработанные Г. Отто инициативы могут открыть новые возможности преобразования личности в области воспитания: создание инновационных воспитательных пространств, духовно развивающих личность; расширение возможности саморазвития, самореализации, самоопределения личности; выведение человека в мир культуры;
- новаторские идеи Г. Отто имеют сегодня прагматический, прикладной характер.
Рецензии:
28.10.2015, 22:27 Коломиец Анна Ивановна
Рецензия: Рекомендую для публикации
29.10.2015, 9:09 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.Основания:
1.Категория эстетическая практика, связывается к методической практикой на основе общего конструкта.
2.Тонтекстуальность подобной проблематики кроме своего безспорного приложного характера имеет так же и историографское значение.
3.Для педагогической, философской и психологической деятельности Г.Отто характерен тонкий момент когнитивного концепта обосновки своих теоретических и приложных идеи и парадигмах.
4.Нужно одинако учесть значение созданными им методологические категории восприятия "красивое", "нужное", "понятное"в процессе эстетического воспитания на основе эстетизации среды проживания.
29.10.2015, 10:21 Шарафутдинов Азат Минсеитович
Рецензия: В статье рассмотрены основные концептуальные идеи немецкого ученого Г. Отто. , оказавшего существенное влияние на становление эстетичского воспитания и художественного образования за рубежом.
Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку вклад немецкой педагогической науки и, в частности, ученого Г. Отто, в развитие мировой эстетической практики неоспорим и бесценен.
Особенностью подхода автора является выявление концептуальных идей корифеев европейской педагогической науки ( И. В. фон Гёте, Фридрих фон Харденберг, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Э. Д. Шлейермахер и др.), оказавших существенное влияние на мировоззрение ученого ФРГ Г. Отто и позволившие ему определить императивы немецкого эстетического воспитания, а также цели современного эстетического воспитания в немецкой школе.
Научная статья Быкасовой Л. В. «Эстетические практики: когнитивный дискурс» соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению научных работ. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Рецензент, к.б.н., доцент кафедры общей физики и технических дисциплин УлГПУ имени И.Н.Ульянова,
А.М.Шарафутдинов
Комментарии пользователей:
29.10.2015, 12:14 Быкасова Лариса Владимировна Отзыв: Уважаемая Анна Ивановна! Благодарю Вас за положительную рецензию статьи. С наилучшими пожеланиями, Л.В. Быкасова |
29.10.2015, 12:16 Быкасова Лариса Владимировна Отзыв: Уважаемый Георгий Тодоров! Благодарю Вас за положительную рецензию статьи. С наилучшими пожеланиями, Л.В. Быкасова |
29.10.2015, 12:19 Быкасова Лариса Владимировна Отзыв: Уважаемый Азат Минсеитович! Благодарю Вас за положительную рецензию статьи. С наилучшими пожеланиями, Л.Быкасова |