Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №27 (ноябрь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 28.11.2015. Последняя правка: 27.11.2015.
Просмотров - 8997

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Матвеева Алла Алексеевна

Уфимский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова

студентка

Ефимов О. Н., кандидат философских наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии торговли и общественного питания Уфимского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Уфа


Аннотация:
В статье рассмотрены различные методы оценки конкурентной способности предприятий, в наибольшей степени соответствующие специфике бизнеса в Российской Федерации. Изложены содержание и характеристики конкурентных преимуществ, способствующих повышению эффективности деятельности фирм. Приведены аргументы в пользу необходимости тщательного рассмотрения данной проблемы.


Abstract:
In article various ways of an assessment of competitive capacity of the enterprises are considered, most relevant to the specific business in the Russian Federation. The contents and characteristics of the competitive advantages that improve the firm performance are presented. Arguments in favor of the need for careful consideration of this problem are given.


Ключевые слова:
конкурентный статус предприятия; стратегия; матрица; преимущества; поведение потребителя.

Keywords:
competitive status of the enterprise; strategy; matrix; advantages; consumer’s behavior


УДК 33

Цель работы - анализ существующих методов оценки и исследование путей увеличения уровня конкурентоспособности предприятий.                

Актуальность проблемы вызвана тем обстоятельством, что вступление Российской Федерации в ВТО и тенденции глобализации экономикиобусловили возрастание интереса к проблеме конкурентоспособности.

Действительно, правила регулирования, в частности, снижение ставок импортных пошлин на продукцию повышает угрозу увеличения конкуренции на отечественном рынке со стороны зарубежных производителей. Российские производители не имеют широких возможностей для улучшения своих позиций на рынках сбыта продукции из-за низкой конкурентоспособности. Основной причиной этой ситуации стало то, что вопросом конкурентоспособности в РФ стали уделять внимание не так давно (это связано, прежде всего, с недавним переходом страны на рыночную экономику). Ключевой задачей начала 21 века, провозглашенной руководством страны, является увеличение конкурентоспособности ее экономики.

Ни один рынок не может существовать без конкуренции. Благодаря конкуренции он насыщается разными видами товаров, потребители получают возможность выбора. Основным способом участия в конкурентной борьбе является усовершенствование своей деятельности, т.е. модернизация процесса производства, улучшение сервисного обслуживания, расширение ассортимента, активная рекламная деятельность.

Каждое государство стремится достигнуть добросовестной конкуренции с помощью антимонопольной политики. В качестве методов используются регулирование цен и формирование политики налогообложения. Однако, если европейские страны практикуют регулирование сложившихся монополий, то Россия ведет политику реформирования структуры монополии. Безусловно, отечественная антимонопольная политика только начинает развиваться и нуждается в постоянном совершенствовании. Для полного раскрытия темы статьи необходимо раскрыть основные термины. 

Конкурентоспособность предприятия — способность определённого субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами.                                                                       

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий право юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли

Конкурентный статус предприятия – характеристика возможностей предприятия при ведении конкурентной борьбы. 

Методы оценки конкурентоспособности.В современных условиях рыночной экономики, характеризующейся полной свободой потребительского выбора, предприятия вынуждены вести постоянную борьбу друг с другом за лучшие условия. Одним из значительных факторов, влияющих на повышение эффективности фирмы, считается уровень конкурентоспособности. Имеется немало критериев, по которым можно оценить соревновательную способность фирмы. Рассмотрим основные методы оценки конкурентоспособности, применение которых, на наш взгляд, способно вывести российский бизнес на качественно более высокий  уровень.

Метод, отмечающий значимость оценки продукта.Главной идеей считается зависимость конкурентоспособности компании от конкурентоспособности товаров. Критерием является соотношение двух характеристик: стоимости и качества.

Метод, базирующийся на теории эффективной конкуренции. Подразумевает значимость согласованности всех подразделений  компании. За основу берется оценка следующих условий:

1)    экономичность издержек, усовершенствование товаров;

2)    автономия фирмы, ее способность рассчитываться по долгам, стремление к  стабильному развитию фирмы;

3)    эффективность управления сбытом и продвижением продукта при помощи рекламы;

4)    стоимость и качество товара.

Матричный метод Игоря Ансоффа (таблица 1).Матрица предлагает выбрать одну из возможных 4-х стратегий роста компании, используя две характеристики:

  • рынок, на котором желает функционировать компания;
  • товар, который планирует продавать компания.
Таблица 1. Матричный метод Игоря Ансоффа

 

Продукты

 

 

Существующие

Новые

 

 

Рынки

Существующие

Стратегия проникновения на рынок (увеличение рыночной доли)

Разработка продукта (новые или улучшенные продукты)

Новые

Освоение рынка (новые покупатели, новые рыночные сегменты или новые страны для существующей продукции)

Диверсификация (новые продукты для новых рынков)

                                                                                                                                                
*Источником информации, отображенной в данной таблице, является международный научный журнал «Инновационная наука» №8/2015 ISSN 2410-6070 [5] 

Используя данный метод, производитель может выбрать для себя одну из стратегий:

  1. Проникновение на рынок. Данная стратегия является одной из самых распространенных благодаря своей простоте. Главной задачей производителя можно назвать увеличение конкурентоспособности товара.
  2. Расширение. Целью производителей, выбравших эту стратегию, становится адаптация своих продуктов для новых рынков, поиск новых покупателей. Однако, в силу весомых рисков и затрат, на которые должна пойти компания, стратегия доступна только развитых фирм.        
  3. Развитие продукта. Для этой стратегии характерно использование инновационных технологий, так как она требует создания качественного нового продукта. Также производитель  может добавить новые свойства уже существующему товару, расширить продуктовую линейку.
  4. Диверсификация. Стратегия основывается на создании новых продуктов для новых рынков. Риски, связанные с ней, обосновываются невозможностью деятельности в иных стратегиях или гарантия высокой прибыли.

Метод, уделяющий внимание поведению потребителя. Берет за основу соотношение финансовых характеристик и отношения покупателей к производимым товарам. В экономической литературе данный метод обосновывается следующими положениями. Из определения конкурентоспособности товара следуют следующие утверждения: во-первых, товар обладает некой совокупностью характеристик, во-вторых, эта совокупность характеристик товара влияет на деятельность покупателя, т. е. является одним из факторов, повлиявших на акт покупки, в-третьих, совокупность свойств данного товара является для потребителя более значимой, чем совокупность свойств товаров-конкурентов. Из этих трех утверждений следует вывод о том, что для оценки конкурентоспособности товара важнейшей составляющей является исследование поведения потребителей.

Математические методы оценки:

1. Представление объединяющего показателя конкурентоспособности суммой вида:

                                                            n

                                                      K = ∑ WiKi, где                                                   (1)

                                                           i=1

К – уровень конкурентоспособности продукции,

Кi – индивидуальные показатели конкурентоспособности отдельных сторон деятельности фирмы одним числом N,

Wi – весомость отдельных факторов в общей сумме.

2.  Расчет цены потребления:  сумма цены приобретения продукции и издержек покупателя, связанных с использованием продукции.

3. Отношение комплексного показателя качества к стоимости потребления, которое складывается из продажной цены и затрат потребителя при эксплуатации.

4. Определения уровня продаж путем активной рекламной и другой деятельности по продвижению товара. Тогда совокупный показатель конкурентоспособности выражается, как:

                           Jэффект.i = αiAi/ Цпотр.i , (i = 1,n), где                                              (2)

         Jэффект.i – эффективная конкурентоспособность n-го вида продукции,

         Аi – интегральный показатель качества продукта,

         αi –коэффициент учета мероприятий по продвижению n-го вида продукта

         (α ≥ 1),

          Цпотр.i – цена потребления.

5. Математический метод, представленный в форме функции от переменных:

                                              К = f(Q, Ц, М, S), где                                                   (3)

Q – показатель качества,

Ц – цена,                                                                                                  

М – эффективность стратегии по продвижению товара,  

 S – стоимость сервисного обслуживания.

Конкурентные преимущества.Главной целью каждого производителя является получение наибольшей прибыли. Однако в условиях рыночной конкуренции ему необходимо не только создавать качественную и пользующуюся спросом продукцию, но и стремиться опередить своих конкурентов, производящих те же товары. Определяющей категорией в данном вопросе является наличие у фирмы конкурентных преимуществ, то есть уникальных характеристик, выделяющих ее среди остальных.        

Конкурентная стратегия - совокупность действий компании, нацеленных на привлечение большего количества потребителей, процесс выбора приоритетных направлениях развития предприятия. Стратегия базируется на применении аналитической информации, анализе экономических и человеческих ресурсов компании, проведении исследований.

Для защиты конкуренции в России был принят Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015). Общая суть закона заключается в запрете распространения информации о хозяйствующем субъекте, несоответствующей действительности. Также не допускается сравнение предприятий и производимых ими товаров в некорректной форме и незаконное использование результатов трудовой и умственной деятельности.

Немаловажным обстоятельством увеличения конкурентоспособности является наличие в распоряжении конкурентных преимуществ у фирмы, которые разделяются на:

  • преиму­щества низкого порядка: рабочая сила, материальные и финансовые ресурсы, здания и оборудование
  • преимущества высокого порядка: уникальные: продукты техноло­гии, персонал, ресурсы, связи, репутация, высококлассные специалисты

Фирма, обладающая превосходствами преимущественно низкого порядка, имеет возможность предлагать потребителям продукты по более выгодным ценам за счет использования дешевых ресурсов. Однако, эти преимущества недолговечны, ведь цены на ресурсы могут подняться. Уникальные знания и навыки, помогающие получить преимущества высоко­го порядка, больше удовлетворяют потребности потребителей.

 Признаки конкурентных преимуществ:

  • Индивидуальность (особенности, характерные только данному предприятию, помогают ему стать заметным на фоне других)
  • Выгодность (предоставление клиенту качественного товара за приемлемую цену)
  • Устойчивость (сохранение своей значимости в условиях изменений среды)
  • Рентабельность (успешное развитие бизнеса, получение большой прибыли)
  • Коммерческая активность

Важнейшую роль в определении уровня конкурентоспособности играют факторы:

- качество продукции,

- широта ассортимента,

- себестоимость единицы товара,

- наличие собственного капитала,

- кредитоспособность, уровень образования персонала, стремление к инновации,

- финансовая устойчивость предприятия.

Стратегия повышения конкурентоспособности.Основными направлениями развития конкурентоспособности на отечественном рынке можно назвать следующие:

1.      России следует выделить отрасли, развитие которых поможет ей пробиться в число лидирующих стран. Для этого достаточно сосредоточить на них государственную силу, поддерживая на экономическом и политическом уровне путем ввода субсидий, льгот и таможенных пошлин.

2.      Страна должна создать выгодные условия для привлечения в нее крупных транснациональных компаний и венчурных фондов. Одной из причин безынициативности таких корпораций на отечественном рынке является нестабильность и неспособность предложения им стратегически конкурентных активов.

Выводы.Использование приведенных методов оценки позволяет предпринимателям учесть наиважнейшие критерии, от которых зависит конкурентоспособность, а также получить получит полную картину положения фирмы на рынке.

Данные методы помогают решать следующие задачи:

  1. Оценка конкурентоспособности фирмы с учетом всех ее видов деятельности на всех рынках.
  2. Минимизация использования экспертных оценок, позволяющая избавиться от субъективного мнения.
  3. Способность планирования изменений, которые будут влиять на конкурентоспособность предприятия;

Одним из важнейших заключений, выведенных в ходе исследования, является осознание того, что каждая отдельно взятая фирма выделяет свои параметры, которые учитывают ее специфику. То есть главной задачей можно назвать создание определенного алгоритма оценки, который приведет к индивидуальному методу оценки каждой фирмы.

Более того, следует отметить значимость данной проблемы, так как от нее зависит не только процветание предприятия, но и экономическое состояние страны в целом. Продукция отечественных фирм, имеющая возможность конкурировать по качеству с импортной, способна оказать влияние на эффективность государственной деятельности.

Библиографический список:

1. Ефимов О.Н. Экономика предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 732 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23085.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Иохин В.Я. Виды конкуренции [Текст]: учебник / В.Я. Иохин // Экономическая теория. — 2006. — с. 681
3. Калинина О.В. Алгоритм использования матрицы И. Ансоффа как метод системного выбора необходимой стратегии развития компании [Текст] / О.В. Калинина// Международный научный журнал инновационная наука. — 2015. — №8. — с. 2410-6070
4. Москвин В. Конкурентоспособность продукции и удовлетворенность потребителя [Текст] / В. Москвин // Инвестиции в России. — 2003. — №4. — с. 3-10.
5. Назирова Я. И. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятий в регионе [Текст] / Я.И. Назирова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2011. — № 0421100034/0486
6. О защите конкуренции (с изменениями на 13 июля 2015 года): Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2015. – N 29. – Ст.4376.
7. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг: Федеральный закон от 23 июня 1999 года N117 ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1999. – N26/ – Ст.3174
8. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (с изменениями на 07 мая 2005 года): Федеральный закон от 24 июня 1992 года N 3119-1 ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2005. – N13/ – Ст.761




Рецензии:

29.11.2015, 10:16 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: Статья оформлена по всем правилам. основные требования соблюдены. представлен иллюстративный материал и методика расчета. считаю, что статью можно опубликовать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх