Студент
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Студент, кафедра Арт-дизайна
Сайфидинов Б., доцент, кафедра экономики, Российский государственный профессионально-педагогический университет
УДК 338
По данным Росстата, Россия в 2012 году вместе с полезными продуктами выработала более 50 млн. тонн мусора. Но даже при таких мощных масштабах, у нас в стране до сих пор раздельный сбор не прижился. Одна из главных проблем заключается в отсутствии эффективных законодательных и экономических механизмов, другая — в нашей собственной инертности и сакральном знание, что страна у нас большая. Получается, что сегодня большая часть бытовых и промышленных отходов уходит на свалки и мусоросжигательные заводы. И при всем при том, что 90% вторичного сырья поддается переработке![4]
В нашей стране осознается необходимость решительных изменений в модели развития страны и мирового развития. Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, представлявший Россию на Конференции «Рио+20» подчеркнул, что «общество, экономика и природа — неразделимы. Именно поэтому нам нужна и новая парадигма развития, которая способна обеспечить благосостояние общества без избыточного давления на природу. Интересы экономики, с одной стороны, и сбережение природы, с другой стороны, должны быть сбалансированы и должны ориентироваться на долгосрочную перспективу. При этом необходим инновационный рост и рост энергоэффективной, так называемой «зеленой» экономики, который, безусловно, выгоден всем странам».[3] Поэтому есть надежда, что и у нас в стране вскоре получит широкое развитие зеленая экономика.
Работа с остатками – это одно из важнейших направлений деятельности сберегающей материалы. Она многоаспектна и содержит в себе множество мероприятий прогнозированию и профилактике скопления отходов, а также поиску и реализации возможностей их максимально эффективного использования. Рациональное использование отходов способно решать многие экономические и экологические проблемы, например, расширять сырьевую базу экономики, увеличивать объемы производства продукции, предотвращать загрязнение среды.
С течением времени наука и техника развиваются, это приводит к усилению инновационных предпосылок, и происходит улучшение результатов применения вторичных ресурсов.
Развитие экономики в экологическом направлении – это как направление деятельности экономической политики и бизнеса, так и тесно связанная с повышением эффективности употребления ресурсов, характеристика инновационного развития экономики.
В результате повышения технологической и экологической эффективности экономики к 2020 году предполагается снижение уровня «экологического воздействия» в 2-2,5 раза, что позволит выйти на современные показатели сбережения природы развитых европейских стран. При этом уровень экологических издержек (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) могут возрасти до 1-1,5%ВВП в 2020 году.[2]
У нас в стране на полигонах и свалках оседают ежегодно более 40 млн. т. мусора, из них только 3% перерабатывается, остальное вывозят на полигоны. С каждым годом объем упаковочной тары увеличивается на 4-5%. Рыночная цена всего этого пользующегося устойчивым спросом и принадлежащего по действующему законодательству местной власти мусора превышает 1,2 млрд долларов. 35-45% твердых бытовых отходов (ТБО) представляют собой прекрасное сырье для промышленности, а 25—35% после компостирования можно использовать в качестве удобрения.[1, 107-108]
Как нам кажется, в истинно цивилизованном государстве политика управления отходами обязана преследовать две главные цели: уменьшить количество появляющихся отходов производства и потребления и минимизировать совершенно неуправляемый выпуск отходов. Для этого необходимо крайне активное введение новых подходов и методов, как в сферу управления, так и в техническую сторону вопроса.
Научно-технические и инновационные фирмы, которые опираются на поддержку государства, это самые главные каналы проведения радикально-технических нововведений.
Использование вторичных отходов очень актуальная проблема, требующая действенного механизма, регулированием которого займутся государственные органы власти.
Главная роль создания системы вторичной переработки принадлежит государству, а в особенности региональным властям.
Государственное регулирование управления отходами, которые идут для производства сырья, предназначенного для создания инновационной продукции, разумно осуществлять прямым и косвенным регулированием.
Прямое регулирование предполагает полное или частичное финансирование.
Косвенное регулирование предполагает:
Чтобы стимулировать производителей на производство товаров, которые будут приносить меньше вреда окружающей среде, можно использовать схемы «ответственности производителя». Крайне важно поговорить с промышленными компаниями, обсудив с ними дизайн товара, который сможет сделать товар более легко утилизируемым. Например, сделать пластиковую наклейку на бутылке, а не бумажную.
Промышленные компании, особенно, компании, которые являются владельцами известных торговых марок, способны влиять на развитие рынка через издание особого распоряжения о том, что для производства упаковок их товаров должен быть использован какой-либо процент вторичных материалов.
Частные лица, от вклада которых тоже очень зависит судьба нашей планеты, в общем и целом, готовы к сотрудничеству при начальном разделении мусора и они занимаются этим, чувствуя свою ответственность за окружающую среду и желая внести свой положительный личный вклад. Поэтому важно чтобы труд горожан не был эксплуатацией.
Для привлечения людей к участию в утилизации отходов необходимо создать для жильцов стимул к действию и дать им достаточную информацию, чтобы они смогли правильно выполнять свою работу. Первым шагом будет определение и четкая формулировка общей задачи.
Муниципалитет кроме побуждения к действию, должен еще давать людям верные распоряжения, помогать, предоставляя тару и услуги для того, чтобы люди могли долго участвовать в этой программе.
Горожане нуждаются в обратной связи, которая поможет им понимать, что они правильно обращаются с предназначенными для переработки отходами.
Сегодня экономика отходов в России находится в плохом состоянии. Для того чтобы радикально исправить положение, нужно изменить государственную политику в этом направлении, ощутимо усилив государственное регулирование сбора и переработки отходов, так как работа с этими отходами абсолютно нерентабельна и неприбыльна для предпринимателей. Подход основывается на том, что «загрязнитель платит» и на разделении ответственности за сбор и последующую переработку отходов. Также необходимо внедрить экономические стимулы, расширить число предприятий, которые бы предоставляли услуги по переработке отходов, установить экономически обоснованные тарифы, привлечь инвестиций для развития производства, разработок и внедрения новых технологий.
Проблема раздельного сбора очень плохо освещена как на местном, так и на региональном уровне. Хорошо раскрывается эта проблема только в специализированных изданиях, которые не интересны широкому кругу населения. Эта также одна из причин, почему у нас так слабо развит раздельный сбор.
Поэтому необходимо проводить работу с детьми и подростками в школах и университетах, объяснять, зачем и почему нужно сортировать отходы. Дети такие вещи усваивают гораздо быстрее, чем взрослые. И тогда будущее будет чище.
Рецензии:
7.12.2015, 12:06 Яковенко Наталия Владимировна
Рецензия: Тема не раскрыта. Где же направления использования бытовых отходов? Использованы данные за 2012 г?. Почему не указаны предприятия по переработке отходов в России? или они отсутствуют? где статистика по отходам регионам? статью необходимо доработать. д.г.н., проф. Яковенко Н.В.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий