студент
Российский государственный профессионально-педагогичесий университет
кафедра Арт-дизайна
Научный руководитель: Сайфидинов Б.С., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Российский государственный профессионально-педагогический университет
УДК 2964.33
Услуги дизайнеров в современном мире требуются везде. Без них не могут обойтись ни промышленные предприятия-гиганты, ни маленькие фирмы, которые производят товары на каждый день. Дизайнеры разрабатывают упаковку товара, продумывают экстерьер и интерьер зданий и автомобилей, вносят вклад в концепцию развития городов. Если на Западе дизайнеры активно сотрудничают с государством, получая взамен его поддержку, то в России дизайнерские сообщества только начинают осваивать работу в крупных масштабах. В первую очередь разберемся, что такое дизайн, и каким он бывает.
Существует множество определений дизайна. Согласно одному из них, «дизайн» - это вид художественной деятельности по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими, эстетическими, функциональными и технологичными свойствами, а также это деятельность, организующая комфортную для человека предметную среду его жизни. В основе дизайна лежат потребительская, технологическая и эстетическая функция. Современный дизайн – это особая сфера использования художественно-проектной мысли, где очень трудно отделять цвет от формы, отличать плоскостную графику от объемной, конструктивное построение от скульптурной пластики, предмет от среды и тому подобное. Все вышеназванное – это многообразие форм проявления дизайна, которое позволяет дизайну сфокусироваться на решении масштабных задач, связанных с созданием искусственной среды обитания человека на всех его этапах – от насыщения частного интерьера предметами до проектов формирования мегаполиса или даже до проработки глобальных этно-культурных и социально-политических общностей.
В концепции развития дизайна в РФ говорится о профессиональной деятельности дизайнера, которая развивается на социальной почве, и при этом, опирается на естественные качества человека, которые включают в себя эстетические, эмоциональные и интеллектуальные. Это концепция определила роль и место дизайна в жизни общества. Цель дизайна на данном этапе – повысить эстетическую активность общества, возвысить личность, прибавив ей самоуважение и достоинство. Дизайн характеризовать ту или иную компанию, которая делать ее узнаваемой.
К промышленному дизайну относится весь спектр возможных объектов проектирования: товары, необходимые каждому; рекламу, все виды интерьеров, оборудование и транспорт, военную и космическую техническое обеспечение, средовые и производственные объекты и даже объекты социального назначения. Лидерами промышленного дизайна на сегодняшний день являются Япония, Голландия и Франция.
Отношение государства к рынку дизайна в зарубежных странах сильно отличается от российского. Крупные компании Франции, поняв выгоду сотрудничества с дизайнерами, завели свои собственные дизайнерские бюро. Самая известная среди них компания – "Renault", чью дизайнерскую деятельность ведут порядка 250 специалистов. Но французские предприятия малого и среднего бизнеса до сих пор пользуются услугами дизайнеров нечасто. Поэтому, французское правительство проводит политику по внедрению дизайна на подобных предприятиях, с целью успешной конкуренции с производителями других стран. За пропаганду дизайна во Франции отвечают два важнейших ведомства - министерство культуры и министерство промышленности. Они проводят финансирование исследований, поддержку дизайнеров и предприятий, развитие художественных учебных учреждений, а также выделяют гранты на публикацию изданий, посвященных дизайну. В стране образованы региональные дирекции промышленно- экологических исследований и центры промышленного дизайна.
Хороший дизайн может вывести на новый уровень не только одну конкретную фирму или отдельный город, но также и всю страну. Примером этому явлению может послужить Китай. В стране активно разрабатываются и применяются дизайнерские технологии. Огромным стимулом развитию дизайна стало появление в КНР международного бизнеса и, следующая за этим, модернизация экономики страны. Правительство стало поддерживать промышленный дизайн на национальном уровне, который включает в себя денежные вложения в исследовательские проекты, развитие образования, взаимодействие с торговыми агентами, международные контакты, направленные на продвижение дизайна. Результатом всех этих действий стало значительное повышение уровня дизайна китайских товаров, которое характеризуется созданием национальной школы дизайна, применением национального дизайнерского языка.
В наше время отечественные дизайнеры немного отстают от зарубежных. Но некоторые наши специалисты и дизайнерские сообщества могут составить достойную конкуренцию европейцам и китайцам. На сегодняшний день дизайнеры России ориентируются больше на местного потребителя – в приоритете остается разработка фирменных стилей, упаковок товаров, рекламы, оформление выставочных стендов, телеэфира. Однако наши дизайнерские компании уже совершили небольшой прорыв, начали взаимодействовать с зарубежными заказчиками и сотрудничать с иностранными коллегами, обмениваясь опытом. Несколько крупных компаний известны за границей и даже имеют там представительства.
В мировой экономике дизайн считается главным стратегическим моментом в производстве. Это связано с тем, что кризисы в 2000-х годах привели к необходимости обновления экономической модели и больших перемен практически во всех направлениях человеческой жизни. И в то время как большинство развитых стран сумело найти выход из этого положения, в России возникает проблема выведения дизайна на тот уровень, который позволял бы отвечать реальным запросам потребителя. Отсюда возникает вопрос: как сделать российский дизайн движущей силой экономики, учтя и коммерческую, и гуманистическую составляющую, в условиях отставания его развития и отставания самой экономики России от мировой? Как мне кажется, время само дает нам ответ. Инновации охватили почти все аспекты жизнедеятельности в России, значит, и дизайн в стране должен прогрессивно развиваться. Новых технологий в производстве сейчас гораздо большее, чем изменений в дизайне товаров и бизнес-стратегиях поставляющих компаний. Можно прийти к выводу, что инновация в экономике – это необходимое решение для настоящего времени. Острый социальный характер носят следующие проблемы: нехватка ресурсов, проблема доступности, проблема безопасности, состояние экологии. Инновационные идеи не принимаются сразу. Они требуют тщательной подготовки, анализа, разумного внедрения в массы, донесения до потребителей их преимуществ.
Для того, чтобы дизайнеры работали на современном конкурентоспособном уровне, необходимо чтобы все наработки, предусмотренные в теоретико- методологическом направлении, превратились в знания и навыки практикующих дизайнеров. Я считаю, что необходимо будет ввести коррективы в образовательные стандарты, написать соответствующие учебные пособия и подготовить преподавателей. Для увеличения спроса на дизайн нужно разработать и внедрить в практику приемы и средства формирования заинтересованности руководителей всех уровней, предпринимателей, инженеров и менеджеров в использовании дизайна при создании или модернизации всех видов изделий, сооружений и систем.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий