филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Таре филиал ОмГПУ в г.Таре
Студент-магистрант
Федосеева А.П., доцент кафедры менеджмента, экономики, методики преподавания математике и информатики
УДК 37.031.2
Основой видоизменений во всех сферах жизни общества, протекающих в настоящее время в нашей стране, является представление об информационном обществе, которое основывается на разработке, разделении и потреблении больших по объемам информационных ресурсов, накопленных человечеством за определенный промежуток времени.Превращение нашей цивилизации в информационное общество делает актуальной проблему формирования и развития информационной компетентности школьников, которая является важным фактором эффективности ее трудовой деятельности и повседневной жизни. При всем этом состояние информационной компетентности школьников на данный момент является не удовлетворительным. Сложилась ситуация, что выпускники школы ощущают значительные затруднения первых курсах обучения в вузах, это все является негативным следствием бессистемности, не эффективности информационного просвещения в учреждениях общего образования. Следовательно, в педагогике сложилось противоречие между необходимостью целенаправленного формирования и развития информационной компетентности школьников и отсутствием научного и организационно - методического обеспечения управления этим процессом.
По мнению Черкашеной, информационная компетентность личности является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетентностями. Главная цель и задача системы общего образования – заложить основы информационной компетентности личности, т.е. оказать помощь ученикам овладеть методами поиска и накопления необходимой информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения. Следовательно определение информационной компетентности понимается как интегративное качество личности, представляющее собой систему из единства мотивационной, теоретической и практической готовности и способности учащихся к осуществлению информационной деятельности [4].
В состав информационной компетентности входят следующие три элемента: личностный, управленческий, деятельностный.
Личностный элемент содержит в себе стремление к проявлению компетентности, положительное отношение к ее содержанию и объектам приложения. Этот элемент требует формирования и развития мотивационной сферы учащихся.
Управленческий элемент основывается на умениях, обеспечивающих контроль, регулирование и анализ собственной деятельности учащимися.
Деятельностный элемент отражает процессы поиска, отбора, переработки информации, а также последующие ее сохранение или передачу. Так же к этим процессам относятся: анализ информации, сравнение различных объектов, обобщение, систематизация, моделирование [2].
Следовательно, информационную компетентность можно рассматривать как системообразующее качество личности, необходимое для усвоения различных способов работы с информацией. Формирование компетенции совершается в процессе решения учениками задач по освоению учебной информации и основывается на развитии его интеллектуальных способностей. Для того, чтобы данные элементы информационной компетентности формировались на протяжении всего процесса обучения, целесообразно использовать ментальные карты.
Ментальные карты – это методика построенная на создании эффективных альтернативных записей в основе которой является ассоциативное мышление. Следовательно процесс построения ментальных карт будет простым, понятным и занимательным. Этот метод позволяет отобразить процесс общего системного мышления. Ментальные карты создаются двумя способами: рисуются от руки на листе бумаге и с помощью специализированного программного обеспечения. С помощью ментальных карт, можно осуществить процесс развития и формирования 3-х элементов информационной компетентности школьников, рассмотренных ранее [3].
При использовании ментальных карт будет протекать процесс формирования личностного элемента информационной компетентности. Так как, данный элемент содержит в себе отношения учащихся к образовательным информационным технологиям, средствам обучения. Так же здесь влияет фактор мотивации учащихся к процессу обучения. Таким образом, используя ментальные карты, учащиеся будут мотивированны к процессу обучения. Ведь ментальные карты, представляют собой метод обработки, структурирования, записи информации, в таком виде, в котором учащимся будет легче запоминать сложный материал. Кроме того, процесс создания ментальных карт является увлекательным и интересным занятием. Что бесспорно понравится учащимся.
При создании ментальных карт, имеется возможность использовать различного рода средства обучения такие как: интерактивная доска, веб-сервисы, Программное Обеспечение на компьютере. Таким образом ученикам будет интересно создавать ментальные карты, тем самым быть вовлеченными в занимательный процесс, используя различные информационные и технические средства.
Формирование управленческого элемента информационной компетентности будет аналогично протекать при применении ментальных карт. В данный элемент входят такие компоненты как: ключевые умения, навыки, которыми должны обладать учащиеся. К таким умениям относятся: планирование, контроль, организация своего времени, а так же регулирование и анализ своей деятельности. Для того чтобы данные навыки развивались, целесообразно использовать ментальные карты.
Применяя ментальные карты, учащийся сможет организовать свою деятельность, структурировать свои дела и занятия в общую систему ментальной карты. Тем самым, ему становится видно важность тех или иных дел, которые разделены по ветвям или выделены цветовыми приемами. Кроме того, ученик может выполнять регулирование, анализ и контролировать свою деятельность, которая будет отслеживаться в ментальных картах. Следовательно ученик будет видеть результат своей деятельности в наглядной форме, и без усилий сможет ее проанализировать.
Последним структурным звеном информационной компетентности, который будет формироваться при использовании метода ментальных карт это – деятельностный элемент.
Данный элемент включает в себя навыки работы с информацией, такие как: анализ, сравнение, синтез, обобщение, моделирование и т.д. Чтобы данные умения формировались у учащихся на протяжении всего процесса обучения и уровень знаний и умений был высокий, целесообразно использовать ментальные карты. При их использовании, учащиеся на основе построенных ментальных карт, могут производить их сравнение, где учащимся будет видно различимые и схожие характеристики, понятия, признаки. Кроме того, на основе нескольких ментальных карт, учащиеся смогут произвести синтез и создать общую ментальную карты, объединяющую все карты взятые за основу в единую систему.
Таким образом, ментальные карты являются эффективным информационным средством в формировании информационной компетентности учащихся.
В настоящее время, использование ментальных карт в процессе обучении школьников может дать высокие положительные результаты, так как ученики обучаются выбирать, искать, структурировать и запоминать необходимую главную информацию, а также применять её в последующем на практике. Ментальные карты помогают способствуют развитию креативного и критического мышления, внимание и память школьников, кроме того сделать процесс обучения наиболее интересным, занимательным, целенаправленным и эффективным [1].
Рецензии:
17.12.2015, 20:41 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации, после доработки.Основания:
1/Ментальные карты классический инструмент для познавательного обучения....
2/Ментальные карты имеют большой когнитивный ресурс...
3/Ментальные карты дают уникальные возможности для развития информационнй компетентности учеников..., в методическом контексте...
18.12.2015, 22:28 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Статья написана на очень актуальную тему: со школьных лет нужно приобщать школьников к рациональным приёмам работы с информацией. Есть замечания: 1. Указать цель и задачи статьи, что поможеть сделать конкретные выводы. 2. Если в тексте ссылаются на мнение учёного, то нужно поставить инициалы и указать источник. 3. Поскольку ментальные карты используются в мире уже длительное время, желательно показать свою осведомлённость в том, кто занимался этой темой. 4. Если с целесообразностью использования можно согласиться (она показана в статье), то об эффективности нельзя ничего сказать. Нужно показать её на примере. 5. Нужно научиться правильно составлять библиографию. 6. В статье встречаются пропуски слов, синтаксические и пунктуационные ошибки.
После исправлений статья рекомендуется к печати.
20.12.2015, 14:06 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья интересна и оригинальна. Однако необходимо высказать следующие замечания.
1) Фамилии авторов необходимо употреблять с инициалами. 2) Утверждение о формировании информационной компетентности как системообразующем факторе не вызывает возражений, но нуждается в пояснениях. 3) Использование ментальных карт в сочетании с другими методами обучения и выяснение их возможностей обогатило и украсило бы статью.
10.01.2016, 20:57 Курач Николай Станиславович
Рецензия: Статья требует доработки.
1. Не отображены нужные структурные елементы статьи
2. Не совсем понятны цели и задачи
3. Выводы должны быть авторскими, а не цитируемыми ([1] ......)
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий