-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж
преподаватель
УДК 377+81
В современной методике обучения иностранным языкам большое внимание уделяется формированию у учащихся иноязычной языковой компетенции. В ФГОС среднего (полного) общего образования сформулированы требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка, а именно:
1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
В ФГОС среднего профессионального образования речь уже идёт об иностранном языке, как о средстве, используемом человеком в своей профессиональной деятельности, для коммуникации с представителями других стран и культур. Иностранный язык вступает и как инструмент саморазвития и самосовершенствования.
В то же время, не стоит забывать о том, что учащиеся овладевают иноязычной компетенцией под руководством учителя.
Для того, чтобы успешно формировать у учащихся общие и профессиональные компетенции, помогать им овладевать универсальными учебными действиями педагогу необходимо постоянно повышать и свой собственный уровень иноязычной компетенции. Таким образом, актуальным для каждого педагога является поиск новых средств саморазвития и самосовершенствования.
Говоря об обучении иностранному языку, не стоит забывать, что это предмет, главным при изучении которого является практика использования, т.е. чтобы успешно овладеть иностранным языком необходимо применять его наряду с родным в решении повседневных и профессиональных задач.
Обучение иностранному языку должно осуществляться в контексте диалога культур. Исследованию данного вопроса посвящены работы Н.Д. Гальсковой, В.В. Сафоновой, П.В. Сысоева, С.Г. Тер-Минасовой. По мнению Н.В. Барышникова, реальный диалог культур в школьном классе может иметь место лишь в том случае, если учитель-носитель изучаемого языка. Еще одним аргументом в пользу своего суждения Н.В, Барышников называет тот факт, что значительный процент учителей иностранного языка не бывали в стране преподаваемого ими языка и не имели реального коммуникативного контакта с его носителями. [Барышников 2014: 8].
Стоит признать, что учитель, не являющийся носителем языка действительно не может выступать стороной в межкультурном общении. Но педагог, несомненно, может помочь обучающему подготовиться к межкультурному общению. Но тогда ему необходимо искать возможности реализации реального общения с представителями той культуры, язык которой он преподает.
Перед современным преподавателем стоит еще одна непростая задача, качественно изменить процесс обучения таким образом, чтобы он строился на основе принципа метапредметности. В данном принципе на первый план выходят метаумения, среди которых теоретическое мышление, навыки переработки информации, критическое и творческое мышление и т.д. Таким образом, речь идет о совершенствовании приемов и стратегий мыслительной деятельности. [Санкина 2014: 9].
В профессиональном стандарте педагога предъявляются высокие требования к профессиональной подготовке учителя, к его готовности и способности решать профессиональные задачи. Стандарт говорит о том, что в стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Таким образом, педагог должен сам уметь достигать результатов в открытом контролируемом информационном пространстве. [3]
В настоящее время для решения задачи повышения компетентности педагога существует огромное количество возможностей: интернет-ресурсы, учебно-методические комплексы, методические разработки, монографии и научные статьи.
Наиболее доступными и простыми для освоения представляются веб-занятия (конференции, семинары, игры), а также массовые открытые онлайн курсы (МООК), к которым может присоединиться любой желающий.
Целью данной статьи являлось рассмотреть МООК как средство повышения педагогом своей профессиональной компетентности. Для этого необходимо было проанализировать преимущества и недостатки данных курсов, описать алгоритм их прохождения. Несомненно, в последнее время все больше авторов освещают тему онлайн-обучения, но следует отметить, что потенциал МООК используется в настоящее время не полностью.
Также, для того чтобы использовать данные ресурсы необходимо владеть ИКТ-технологиями, с помощью которых можно получить доступ к большому количеству различных источников информации. Таким образом, у педагога появляется целый ряд возможностей для развития своих личностных качеств, для самообразования и совершенствования свой профессиональной компетентности. Информационно-коммуникационные технологии позволяют обогатить образовательную среду за счет источников информации, условий, средств и форм деятельности, типов заданий и партнеров по совместной деятельности и общению.
Еще одно явление, о котором стоит вспомнить, когда речь идет о новых положениях в образовании, это учебная автономия, которая понимается как осознанный процесс учения, при котором учащиеся самостоятельно и мотивированно принимают решения, связанные с различными аспектами своей ученической деятельности. Такой точки зрения о на данном явление придерживаются такие российские ученые как Н.Ф. Коряковцева и Е.Н. Соловова, а также зарубежные Р. Bimmel и K.Kleppin.
Говоря о самообразовании и самосовершенствовании педагога, также можно говорить об автономии, когда педагог выбирает вектор своего развития, приемы и методы, отбирает источники информации, партеров по обучению и общению. [Кашенкова 2016: 9].
Известно, что для того, чтобы учить по-новому,необходимо прежде всего самому освоить принципы, приемы и методы работы, инновационные технологии, научиться их применять. Воспитание учащихся осуществляется на своем собственном примере, когда педагог мотивирует их на активное познавательное взаимодействие с глобальной информационной средой.
В настоящее время существует большое количество МООК, которые позволяют находясь в России, оказаться в аутентичной социокультурной и языковой среде, наладить диалог с представителями разных культур, в том числе с носителями того языка, который преподает педагог. В этой связи, мы говорим об коммуникативно-этнографическом подходе, использование которого позволяет изучать язык, погружаясь в языковую и социокультурную среду. Все же возвращаясь, к рассуждениям Барышникова, нельзя не согласиться, что невозможно познать культуры страны, не общаясь с ее представителями.
Выбирая массовые открытые онлайн-курсы, учителя самостоятельно определяют способы и формы учебной деятельности, организуют свое время, берут на себя ответственность за процесс обучения, а затем осуществляют перенос своей работы в сферу профессиональной педагогической деятельности. Представляется вероятным, что закончив один из таких курсов, педагог в большей степени будет готов к осуществлению требований современных образовательных стандартов.
Несомненно, повышается и уровень ИКТ компетенции педагога.
Большинство МООК построены таким образом, что присоединившиеся к ним педагоги получают возможность почувствовать себя в роли учеников, что также способствует профессиональному развитию.
В статье будут рассмотрены принципы работы с массовыми открытыми онлайн курсами (МООК), представленными на сайте futurelean.com.
Для прохождения любого из МООК на сайте futurelearn.com необходимо пройти регистрацию.
Данный сайт представляет еженедельно более 40 бесплатных курсов в различных областях знаний, принять участие в которых может любой желающий. Выбирая один из курсов, участник видит тему, которой будет посвящен данный курс, дату его начала, количество часов в неделю, необходимых для освоения представленного материала, а также документ, который можно получить по окончанию курса. Как правило это сертификат университета, который проводит данный курс. Что касается обучения, то оно бесплатное, если же участник хочет получить документ о прохождении курса, то за получение сертификата необходимо заплатить.
Все материалы курса представлены на английском языке, выполнять задания и оставлять свои комментарии также нужно на английском. Таким образом, для участия необходимо владеть английским языком на уровне не ниже B1. Для того чтобы понимать сложные тексты; свободно выражать все свои мысли и эмоции, использовать язык в профессиональной сфере необходимо знать иностранный язык на уровне C1 в соответствии с общеевропейскими компетенциями владения иностранными языками
Все курсы объединены по категориям: «Languages&Culture», «Literature», «History», «Teaching&Studying», «Sport&Leisure», «Online&Digital», «Law» ит.д., всего их 13.
В настоящее время на сайте можно присоединиться к МООК по следующим темам: «Дислексия и обучение иностранным языкам» (Ланкастерский университет, продолжительность 4 недели), «Обучение онлайн: делимся опытом» (Лидский университет, 2 недели), «Быть успешным на собеседовании» (Университет Шеффилда, 3 недели), «Логическое и критическое мышление» (Оклендский университет, 8 недель), «Изучая английский: язык и культура» (Британский совет, 6 недель), «Англия во времена Ричарда III» (Университет Лестера, 6 недель) «Право на образование:разрушая преграды» (Университет Глазго, 3 недели)и т.д.
Весь учебный материал разделен по темам. Каждой теме в рамках курса отводится неделя. Выполнять задания можно в своем темпе, кроме того при необходимости можно вернуться к ранее изученным заданиям.
Как правило курс выстроен таким образом, что в начале каждой недели предлагается видеолекция, которая зачастую построена в форме диалога. Лекция сопровождается субтитрами, а после нее дается краткое изложение содержания. Затем следуют задания практического плана. Задания участники могут выполнять, оставляя свои комментарии в чате. Здесь же можно оценить ответ другого участника или вступить с ним в общение, обсуждая ту или иную тему или проблему.
МООК предоставляют участникам возможность выбрать свой темп работы, осваивать модули последовательно, возвращаться к раннее изученному материалу.
К недостаткам следует отнести то, что общение осуществляется в письменной форме, в связи с этим сложно с помощью таких курсов совершенствовать свою устную речь на иностранном языке.
В результате необходимо отметить ,что наряду с неоспоримыми достоинствами, МООК, имеют и недостатки, но все же присоединиться и пройти обучение на таких курсах не представляется чем то чрезвычайно сложным.
Таким образом, открытые онлайн курсы представляются тем средством, которым может воспользоваться каждый педагог для развития различных составляющих своей профессиональной компетентности: иноязычной коммуникативной компетенции, психолого-педагогической, методической, общекультурной, ИКТ-компетенции и т.д.
Рецензии:
4.09.2016, 6:42 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Проблема, исследуемая в статье, актуальна, логично и доказательно представляется подход автора к использованию возможностей массовых открытых онлайн-курсов в процессе повышения педагогом своей профессиональной компетентности в контексте современных личностно ориентированных образовательных стандартов. Ценной является позиция автора, согласно которой учитель одновременно является субъектом и объектом обучения, культивируя субъект-субъектные отношения непосредственно в процессе учебной деятельности, используя возможности ИКТ, а также трансформируя эти модели в свою профессиональную деятельность в работе с учащимися. Аспектно анализируются механизмы интеграции образовательной и самообразовательной деятельности. Вижу хорошие перспективы продолжения исследований в этом направлении педагогов-практиков. В тексте есть опечатки. Статья рекомендуется к публикации.
4.09.2016, 8:05 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Представленная статья являет собой перечисление положений из стандарта, известных фактов, названий обучающих программ, но не имеет аналитического и научного характера. В данном виде материал нуждается в доработке и к печати не рекомендуется.
4.09.2016, 8:32 Бжиская Юлия Вячеславовна
Рецензия: Представленная статья является актуальной на сегодняшний день. Следует подчеркнуть, что авторы статьи обоснованно изложили необходимость использования МООК с целью совершенствования профессиональной компетентности преподавателя ИЯ. Обозначены преимущества и недостатки новой технологии обучения. Заявленная тема статьи может быть расширена в дальнейшем с целью написания дипломной работы или магистерской. Рекомендована к публикации.
4.09.2016, 13:01 Мингалеева Милеуша Талгатовна
Рецензия: Статья посвящена актуальной проблеме использования массовых открытых онлайн-курсов в процессе повышения педагогом своей профессиональной компетентности. Успешное формирование у учащихся общих и профессиональных компетенций зависит от уровня иноязычной компетенции педагога.Рассмотрено МООК как средство повышения педагогом своей профессиональной компетентности. Проанализированы преимущества и недостатки данных курсов, описан алгоритм их прохождения. Статья рекомендована к публикации.
4.09.2016, 20:06 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Статья требует доработки. Основания:1. Слишком много написано об актуальности (1/3 статьи). 2. Есть цель и задачи, но почему далее вспоминается снова цель? 3. Статья непропорциональна по стурктуре. 4. Требуется вычитка статьи. Но в общем стаья актуальна, поэтому после доработки можно рекомендовать к публикации.
5.09.2016, 8:20 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: По мне так толково. Актуальность обоснована, проблема есть. Методы адекватные. В принципе тему можно расширять дальше. Я бы рекомендовал к публикации.
9.09.2016, 15:18 Турдыева Шохида Толкуновна
Рецензия: Хорошая статья. Актуальная, оформленная по требованию. Рекомендую к публикации.
10.09.2016, 10:55 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья «МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА» в принципе и по существу
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ к публикации:
1.Отсутствие основных характеристик НАУЧНОЙ статьи, в частности:
УДК заявлено как «Образование», а по содержанию скорее «37 (Обучение»);
СТИЛЬ требует кардинальной переработки в НАУЧНЫЙ, исключения недопустимых многочисленных формулировок – «не стоит забывать…», «говоря об обучении иностранному языку», и снова «не стоит забывать» (научная статья – это не памятка обучаемому – прим. П.Г.В), «необходимо постоянно повышать», «стоит признать», «явление, о котором стоит вспомнить, «возможность почувствовать» (это скорее психология), «таким образом, открытые онлайн курсы представляются» и т.д., и т.п.;
ЦЕЛИ – «Целью данной статьи» (?) (прим П.Г.В. – целью любой научной статьи является краткое изложение научного результата автора, который НЕ ПОКАЗАН И НЕ АРГУМЕНТИРОВАН в предлагаемой статье автором;
АРГУМЕНТЫ – не обозначены автором, как не обозначены цели и результаты исследования, теоретико-методологическая основа (см.Авторам), «Несомненно, повышается и уровень ИКТ компетенции педагога» (??? – выборка???, процент роста и т.п.-???).
ИСТОЧНИКИ – отсутствует упоминание хотя бы одной научной концепции компетентности (???), вместо этого – ссылки на профессиональные стандарты, упоминаются неизвестные широкому научному сообществу авторы («такие российские ученые как Н.Ф. Коряковцева и Е.Н. Соловова»), упоминание которых не предполагало бы ссылки на конкретные НАУЧНЫЕ источники;
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ требует тщательного авторского редактирования, исключения несоответствующих заявленной отрасли наук, например, – «почувствовать себя в роли учеников»;
УТВЕРЖДЕНИЯ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ также требуют кардинальной корректировки, например, исключения неаргументированных утверждений вроде «что также способствует профессиональному развитию» (прим. П.Г.В. – определение «развития», аргументация - ???);
И, наконец, многочисленные стилистические ОШИБКИ, показывающие ПОЛНУЮ НЕГОТОВНОСТЬ статьи даже по этому критерию к публикации как НАУЧНОЙ: «позволяют находясь в России», «Все же возвращаясь, к рассуждениям», «Как правило курс выстроен», «В результате необходимо» и т.п.
2.ЕДИНСТВО ТЕМЫ, СОДЕРЖАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИК – в теме «СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ», в содержании – описание НЕавторского (если авторского, где ссылка?) технического ресурса с многочисленными комментариями (вместо исследования), в источниках – стандарты ФГОС, в Заключении (вдруг!) – выводы о том, что «средством, которым может воспользоваться каждый педагог для развития…», "познать культуры (???) страны».
Автору рекомендуется снять статью и попытаться написать ее ЗАНОВО, предварительно изучив «Авторам» и «Как написать научную статью» (хотя бы с использованием Интернет-ресурса, например – http://moluch.ru/information/howto/).
17.09.2016, 19:29 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия: Статья не имеет отношения к разделу "Лингвистика".
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий