кандидат педагогических наук
КНЗ "Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников"
доцент кафедры
УДК 378.12
Современные глобализационные процессы, социально-политические изменения в украинском обществе, переосмысление ценностных ориентаций и стратегий, быстрое развитие новых, более эффективных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) требуют модернизации системы последипломного образования, провозглашая качество образования одним из национальных приоритетов. На качество последипломного образования, по нашему мнению, влияет не только определенная система факторов, среди которых кадровый потенциал, материально-техническая база, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, система управления, но возможность преподавателей самореализовываться как во время учебного процеса, так и в межкурсовой период. Поэтому перед системой последипломного образования стоит задача осуществить кардинальные изменения в кадровой политике по повышению уровня профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования.
Фундаментальными для исследования обозначенной нами проблемы являются научные труды, в которых раскрыто формирование педагогического мастерства в системе непрерывного педагогического образования (Е. Барбина), теоретико-методологические основы, тенденции развития педагогического образования в Украине (А. Глузман, А.Кузьминский, В. Луговой), педагогический профессионализм в теории и практике подготовки будущего педагога (Н. Гузий), самореализация личности преподавателя высшего учебного заведения (Н. Лосева), теоретические основы профессионально-методической подготовки преподавателей (А. Коваленко) и другие.
Определение критериев, показателей, а также краткое описание характеристики уровней результативности профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования средствами информационно-коммуникационных технологий послужило целью нашей статьи.
Профессионально-педагогическая самореализация преподавателя системы последипломного образования средствами информационно-коммуникационных технологий − это сложный процесс, который требует поиска эффективных психолого-педагогических механизмом и организационно-педагогических условий его функционирования. Обоснование критериев, показателей и уровней результативности профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования средствами информационно-коммуникационных технологий дает возможность оценивать результаты процесса на любом этапе, получать качественную и количественную характеристику, а также корректировать учебный процесс, сопоставляя промежуточные результаты с разработанным эталоном.
Отметим, что в современной научной литературе термин «критерий» (от греч. сriterion) рассматривается как:
- мера для определения динамики развития отдельных компонентов исследуемого явления, обусловленной условиями эксперимента [1];
- общий существенный признак, по которому можно оценивать педагогические явления, эффективность воспитательного процесса, отдельного средства, метода или приема [4];
- совокупность качественных признаков, на основании которых можно оценить и сравнить эффективность и качество учебного процесса [2].
Учитывая представленную аргументацию, под критерием эффективности профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования средствами информационно-коммуникационных технологий понимаем общий существенный качественный признак, на основании которого становится возможным объективное определение уровня профессионально-педагогической самореализации как основного результата исследуемого процесса.
Изучение выше указанных научных источников подтверждает мысль о том, что содержание критерия раскрывается через совокупность показателей, которые конкретизируют его и дают возможность более объективно определить эффективность учебного или образовательного процесса или уровень сформированности или развитости изучаемого феномена.
Определение критериев профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования средствами информационно-коммуникационных технологий осуществлялось нами с учетом общих требований, существующих в педагогической теории: с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемого феномена; критерии должны отражать основные закономерности существования и развития личности; критерии должны быть раскрыты через качественные признаки, с проявлениями которых можно судить о степени или мере выраженности этого критерия; критерии должны отражать динамику эффективности измеряемого качества; качественные показатели должны проявляться в единстве с количественными [1; 4].
С учетом выделенной нами в ходе исследования четырёхкомпонентной (ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностно-информационный, рефлексивно-оценочный) структуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования средствами информационно-коммуникационных технологий нами определены соответствующие им критерии и показатели.
Охарактеризуем разработанные нами критерии и показатели профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования средствами информационно-коммуникационных технологий.
Так, диагностика ценностно-мотивационного компонента профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования средствами информационно-коммуникационных технологий будет осуществляться по критерию «профессионально-педагогическая направленность» (убеждения, ценностные ориентации, мотивы).
Выделение этого критерия обусловлено тем, что в структуре убеждений находится мотивационный компонент, который обуславливает разные уровни профессионализма, готовность и различия в стратегии поведения преподавателя, а также выражает степень заинтересованности и мотивации в сфере применения информационно-коммуникационных средств, позволяющих эффективно осуществлять профессионально-педагогическую самореализацию. При этом было учтено, что эффективность профессионально-педагогической самореализации преподавателя зависит не только от мотивации профессиональной деятельности, но и от самостоятельного освоения, проявления позитивности и инициативности по внедрению и использованию ИКТ в профессионально-педагогической деятельности, выражается в положительном эмоциональном отношении к техническим средствам обучения, овладении информационно-коммуникационными и техническими знаниями и умениями. Удовлетворенность результатами освоения ИКТ является также важным условием развития интереса к такому виду профессиональной деятельности, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования.
Убеждение личности по поводу ценностей отражается в ценностных ориентациях преподавательской аудитории, которые определяют направленность еë поведения и отношения к принципам, нормам жизни и деятельности в обществе; выполняют функцию регулирования деятельности, связанной с достижением цели, определяют лишь общие принципиальные жизненные императивы, конкретная реализация которых является прерогативой субъекта. Целью эффективности профессионально-педагогической самореализации преподавателя в контексте ценностных ориентаций является развитие у него высоких интеллектуально-нравственных интересов и запросов, ценностных взглядов, ориентаций и убеждений, создание таких условий, которые бы способствовали развитию профессиональной активности, нравственной направленности психической деятельности, нравственности интересов, взглядов, мнений, убеждений. Решающим условием эффективности профессионально-педагогической самореализации преподавателя является целенаправленная многоаспектная и всесторонняя деятельность в контексте ценностного самосознания личности.
В свою очередь отметим, что ценностные ориентации обусловливают выбор линии поведения, значимых поступков на протяжении всего профессионального пути. Они являются высшей ступенью регуляции относительно потребностей, интересов, профессиональных планов и мотивов поведения, то есть обеспечивают профессионально-педагогическую направленность самосознания и интеллектуальных аспектов сознания преподавателей.
Учитывая сказанное, показателями критерия «профессионально-педагогическая направленность» определены следующие: устойчивость в сознании преподавателя системы ценностных ориентаций; внутренняя мотивация по осуществлению профессионально-педагогической самореализации; позитивность и инициативность по внедрению и использованию ИКТ в профессионально-педагогической деятельности.
Заметим, что профессионально-педагогическая самореализация преподавателя средствами ИКТ предполагает не только наличие мотивации и ценностных ориентиров, но и овладение им необходимого объема знаний, которые обеспечивают производительность этого процесса и выступают основой когнитивного компонента. Диагностирование этого компонента будет происходить по критерию «продуктивность знаний». В академическом словаре украинского языка термин «продуктивность» трактуется как тот, который дает, приносит желаемый результат; результативный [3]. Продуктивность в профессиональной деятельности преподавателя характеризуется, в первую очередь, внутренними факторами, которые проявляются на основании существующих знаний, в создании инновационного, самостоятельного продукта профессионально-педагогической самореализации преподавателя. Таким образом, критерий «продуктивность знаний» дает возможность узнать о системе представлений преподавателя о сущности процесса самореализации в целом и профессионально-педагогической самореализации в частности как составляющей профессиональной деятельности, способности ориентироваться в информационном пространстве, получать информацию, оперировать ею (владеть соответствующим уровнем знаний, умений и навыков по ИКТ) и эффективно использовать ИКТ в педагогической деятельности.
Весьма важным для результативности профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования средствами информационно-коммуникационных технологий является знание основ компьютерной грамотности и информационной культуры, которые позволяют создавать информационно-техническое обеспечение учебного процесса на курсах повышения квалификации с использованием современных ИК-технологий, соответствующие международным стандартам, а также корректно отбирать и систематизировать различного вида информацию.
Опираясь на вышесказанное, показателями критерия «продуктивность знаний» определено: уровень осознания сущности профессионально-педагогической самореализации; полнота, глубина, системность знаний о ИКТ, уровень владения базовыми профессиональными умениями и навыками использования ИКТ в профессиональной деятельности.
Третий, деятельностно-информационный компонент профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования средствами информационно-коммуникационных технологий будет диагностироваться по критерию «творческая активность профессионально-педагогической самореализации в субъект-субъектном взаимодействии».
Диагностика этого критерия позволит проектировать процесс профессионально-педагогической самореализации средствами ИКТ, развивать способность инициировать педагогическую деятельность с использованием современных технических средств, творчески и ответственно ее осуществлять, контролировать, достигать запланированного, проектировать дальнейшую деятельность на более высоком уровне, работать с образовательными программными средствами, творчески подходить к проведению учебного процесса с применением ИКТ. Отметим, что творческая активность профессионально-педагогической самореализации преподавателя в субъект-субъектном взаимодействии является поведенческим компонентом, который представляет собой совокупность реальных действий и поступков, а также потенциальных возможностей, благодаря которым преподавательская аудитория сможет при необходимости вступить во взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса для решения профессиональных и личных проблем.
Творческая активность профессионально-педагогической самореализации преподавателя в субъект-субъектном взаимодействии проявляется в способности самостоятельно определять направления своей деятельности, ставить цели, осознавать мотивы, целенаправленно действовать и рефлексивно оценивать соответствие полученного результата с ожидаемым, а также в способности к саморазвитию в этом аспекте.
Учитывая указанное, мы считаем, что важным для формирования этого критерия является личностно-профессиональный опыт преподавателя по самореализации и саморазвитию, а также самоорганизации собственной деятельности и поведения, а именно: опыт определения личностной и профессиональной позиции (личностное самоопределение, осознание собственных потребностей и притязаний); опыт проектирования и составления плана профессионально-педагогической самореализации на основе самопознания (выделение цели, конкретизация задач, определение перспектив, определения способов и средств достижения, анализ результатов); опыт самоорганизации поведения и деятельности в образовательной информационно-коммуникационной среде (способность активно добиваться поставленной цели и преодолевать препятствия, рефлексия организации собственной профессиональной деятельности и поведения в соответствии с определенными целями и задачами, осознание ответственности за результаты своей деятельности).
Поэтому показателями критерия «творческая активность профессионально-педагогической самореализации в субъект-субъектном взаимодействии» определены: проектирование процесса профессионально-педагогической самореализации средствами ИКТ, активность использования преподавателями потенциальных возможностей ИК-пространства; результативность потенциальных возможностей ИК-пространства для профессионально-педагогической самореализации; умение творчески подходить к учебному процессу с применением ИКТ.
Критерием эффективности профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования средствами информационно-коммуникационных технологий также выступает удовлетворенность этим процессом. Поэтому рефлексивно-оценочный компонент профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования средствами информационно-коммуникационных технологий будет диагностироваться по критерию «профессионально-педагогическая удовлетворенность».
По нашим собственным убеждениям, в процессе профессионально-педагогической самореализации возникает не только чувство удовлетворенности, но и амбициозное чувство неудовлетворенности, которое позволяет адекватно оценивать результативность самореализации и стимулирует к более высоким целям и способам еë осуществления. Соответственно показателями критерия «профессионально-педагогическая удовлетворенность» считаем уровень развития рефлексивности как единства интеллектуально-рефлексивных и личностно-рефлексивных форм, которые определяют профессиональную и личностную самореализацию; самостоятельное стремление к адекватной самооценке, самосовершенствованию в процессе профессиональной деятельности; выявление и совершенствование педагогического потенциала средствами ИКТ, осознание и устранение препятствий на пути к выполнению профессиональных задач, которые мешают достижению эффективной профессионально-педагогической самореализации средствами ИКТ.
С целью обобщения эмпирических данных по параметрам активности, самостоятельности и рефлекcивности профессионально-педагогической самореализации преподавателя средствами ИКТ нами определены инициативно-рефлексивный (высокий), активно-репродуктивный (средний), пассивно-репродуктивный (низкий) уровни профессионально-педагогической самореализации преподавателя средствами ИКТ и представлены качественные характеристики каждого из них. Выделенные нами уровни определялись в зависимости от постоянства и глубины каждого показателя в типичных ситуациях учебного прoцесса в учреждениях последипломного образования.
Так, преподаватель, имеющий инициативно-рефлексивный (высокий) уровень профессионально-педагогической самореализации средствами ИКТ, характеризуется высокой степенью гармоничности профессионально-педагогической самореализации во всех сферах профессионально-педагогической деятельности, наличием глубоких и системных знаний о профессионально-педагогических ценностях, влияющих на эффективность процесса самореализации; обладает прочными знаниями о способах самопознания, самореализации и саморазвития.
Результатом профессионально-педагогической самореализации преподавателя средствами ИКТ является достаточное количество как традиционных, так инновационных технологий обучения, которые характеризуются высоким научно-методическим качеством; разработаны современные электронные формы и методы обучения в виде электронных учебников, спецкурсов, методических разработок.
Чувствует свою самоценность как профессионал; обнаруживает устойчивое отношение к себе как личности, способной влиять на жизнь общества; имеет критическое мышление. Мотивационная сфера характеризуется направленностью на субъект-субъектное взаимодействие с участниками учебного процесса, высокий уровень диалогического взаимодействия с образовательной информационно-коммуникационной средой заведения. Имеет ценностные ориентации на активное, самостоятельное и автономное поведение в педагогической деятельности через проявление волевых усилий в различных профессиональных ситуациях; владеет средствами принятия решений в нестандартных ситуациях, арсеналoм твoрчих приемов; стремится к дальнейшему личностному самоопределению и самосовершенствованию. Имеет рефлексивные способности. Проявляет положительную мотивацию к самоопределению, самореализации и саморазвитию.
Преподаватель системы последипломного образования, которому присущ активно-репродуктивный (средний) уровень профессионально-педагогической самореализации средствами ИКТ, имеет адаптивную степень гармоничности профессионально-педагогической самореализации во всех сферах профессионально-педагогической деятельности, имеет неполные и несистемные знания о профессионально-педагогических ценностях, влияющих на эффективность процесса самореализации; поверхностно владеет знаниями о способах самопознания, самореализации и саморазвития. Понимает значимость использования современных информационно-коммуникативных технологий, однако имеет недостаточный уровень знаний компьютерной грамотности; время от времени использует средства ИКТ, ряд компьютерных учебных программ, словари, Интернет, технических средств обучения. Имеет фрагментарные представления о способах самопознания, самореализации и саморазвития в различных сферах педагогической деятельности (преподаватель-педагог, преподаватель-методист, преподаватель-ученый).
Мало заметными в осуществляемой педагогической деятельности является индивидуальность, уникальность, креативность и диалогичность преподавателя. Недостаточный уровень развития критического мышления. Проявляет ситуативный характер определения собственной позиции в профессиональной деятельности. Иногда выдвигает собственные инициативы, чувствует энтузиазм от их дальнейшего внедрения, обращается за советом к коллегам по вопросам потенциальных возможностей использования информационно-коммуникационныхтехнологий, но не всегда их целесообразно использует. В целом, характерна направленность на конструктивные отношения в коллективе, уважение к другим субъектам взаимодействия, но не всегда проявляется адекватное поведение гуманистическим ценностям педагогической профессии. Ценностные ориентации в активном, самостоятельном и ответственном поведении в образовательной информационной среде неустойчивы, требуют постоянного внешнего стимулирования. В большинстве случаев осознает важность процесса рефлексии, умеет устранять большинство препятствий, которые мешают достижению эффективной подготовки к занятиям средствами ИКТ.
Демонстрирует частичное умение использовать инновационные ИК средства обучения, преимущественно работает с универсальными модифицированными учебно-методическими материалами и проводит традиционно учебный процесс. Практически отсутствует опыт целеполагания, определения перспектив выбора способов и средств достижения, анализа результатов самоорганизации поведения и деятельности.
Преподаватель, которому присущ пассивно-репродуктивный (низкий) уровень профессионально-педагогической самореализации средствами ИКТ, обнаруживает фрагментарные знания в проявлении гармоничности профессионально-педагогической самореализации преподавателя средствами ИКТ во всех сферах профессиональной деятельности.
Имеет только внешнюю мотивацию, редко внедряет информационно-коммуникационные технологии, использует некоторые технические средства обучения, чувствует себя изнуренным и уставшим после занятий с использованием компьютерной техники. Редко выдвигает собственные инициативы, а также идеи внедрения новых достижений психолого-педагогических наук, не интересуется современными информационно-коммуникационными инструментариями.
В отдельных случаях осознает важность процесса рефлексии, умеет устранять лишь отдельные препятствия, которые мешают достижению эффективной профессионально-педагогической самореализации средствами ИКТ. Редко стремится к адекватной самооценке, самосовершенствованию в процессе профессиональной деятельности, имеет неадекватную (иногда завышенную, иногда заниженную) самооценку, находится под влиянием негативных внешних обстоятельств, эпизодически стремится к профессионально-педагогической самореализации, почти не обнаруживает и не совершенствует собственный педагогический потенциал средствами ИКТ.
Таким образом, определение критериев, показателей и уровней результативности профессионально-педагогической самореализации преподавателя средствами информационно-коммуникационных технологий имеет важное значение для выделения и обоснования организационно-педагогических условий, в которых процесс профессионально-педагогической самореализации преподавателя средствами информационно-коммуникационных технологий будет эффективным и результативным.
Описанные нами критерии в дальнейшем позволят составить педагогический прогноз результативности профессионально-педагогической самореализации преподавателя средствами информационно-коммуникационных технологий и в дальнейшем разработать перспективную программу личностного развития преподавательского состава на основании процесса самопознания и самосовершенствования.
Рецензии:
28.07.2016, 12:17 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: По-русски тема сформулирована не грамотно. Выражения типа "определение критериев, показателей и уровней результативности профессионально-педагогической самореализации преподавателя средствами информационно-коммуникационных технологий" означает, что критерии определяются при помощи ИКТ, вопрос как? Ответа на этот вопрос в статье нет. "Так, преподаватель, имеющий инициативно-рефлексивный (высокий) уровень профессионально-педагогической самореализации средствами ИКТ" - это подразумевает, что преподаватель каким-то образом самореалезуется за счет использования ИКТ - вопрос как? Ответа опять нет. "Критерием эффективности профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования средствами информационно-коммуникационных технологий также выступает удовлетворенность этим процессом." - как может быть критерий эффективности средствами ИКТ? Не понятно что автор хотел сказать. Может быть критерий эффективности определяемый при помощи использования ИКТ? Или еще что другое? Не ясно. Отсюда же, совершенно не доказано что удовлетворенность есть показатель эффективности, ибо все может идти чисто по формальному пути- преподавателю дали диплом о прохождении курсов повышения квалификации - он совершенно этим удовлетворен и значит, исходя из логики автора, курсы были эффективными. Это, что серьезно пишется? Вывод.Исходя из безграмотности и безсодержательности этого текста, я его к публикации не рекомендую.
30.07.2016, 19:26 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: Так опишите это все нормальным языком. Да вопросы использования ИКТ в образовании важные. И я сам написал несколько статей об этом. Это в сфере моих интересов. Вот то, что Вы написали в ответе мне, это ясно, четко и понятно и лично у меня возражений не вызывает. Вместе с тем, это не отменяет всех моих возражений относительно Вашей статьи. Если, она будет написана тем же языком, которым Вы написали ответ, то возражений против публикации у меня не будет. А пока это все наукообразное сочинение смысл которого без комментариев понять не возможно. |
13.09.2016, 12:01 Николаеску Инна Александровна Отзыв: Леонид Борисович!Учитывая Ваши пожелания-рекомендации и используя их не только при исправлении нашей статьи, но и в последующих научных поисках, даете ли Вы согласие на публикацию данного материала, рецензентом которого Вы были?Буду благодарна за положительный ответ. |
13.09.2016, 18:26 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: Да пожалуйста. Тут же доказывалось что публикация научных статей не актуальная проблема. Да я рекомендую это к публикации. Только это все равно отзыв, а не рецензия. |