нет
ГБОУ СОШ 401 Колпинского района Санкт-Петербурга
учитель математики
Солодянников Владимир Андриянович, доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания ЛГУ им.Пушкина
УДК 796.323.2
Повышение интереса к спорту в настоящее время вообще вызывает и повышение интереса к такому виду спорта, как баскетбол, в частности. Разнообразные проекты как Федерации баскетбола, так и частных спонсоров (турнир КЭС-баскет, проект JuniorNBA, президентские игры) привлекают большее число детей к занятиям в специализированных баскетбольных секциях и кружках.
Актуальность. В настоящее время в общеобразовательном процессе широко применяются разнообразные современные средства обучения: компьютеры, интерактивные доски, видеопроекторы, средства связи. В повседневной жизни у современных школьников находятся в обращении ноутбуки, планшеты, смартфоны. В этих условиях при обучении игре в баскетбол актуальным является использование тех или иных современных методов.
При этом предлагаются различные методики обучения игре в баскетбол с применением современных подходов. Так например, проект «Школа 2.0», созданный Председателем Федерации баскетбола России Андреем Кириленко в 2015 году, дает комплексный ответ на вопрос подготовки юных баскетболистов и заслуживает повышенного внимания тренеров и начинающих спортсменов. На сайте проекта размещены учебные материалы в виде описаний и видео уроков, сгруппированных как по уровням подготовки, так и по темам занятий. Проект может использоваться как учениками, так и тренерами. Для тренеров доступно мобильное приложение «Школа 2.0: учителю», устанавливаемое на смартфон или планшетный компьютер, которое можно использовать непосредственно в процессе тренировки.
Так же в настоящее время разработаны технические средства для обучения технике игры в баскетбол. Например, непосредственно в мяч 94Fifty Smart Sensor Basketballs встраиваются датчики положения, передающие сигнал с помощью Bluetooth соединения. Программное обеспечение, поставляемое вместе с мячом, позволяет, подключившись к смартфону или планшету, получать различную информацию о статистике бросков, дриблинге и других упражнениях с мячом. Однако высокая стоимость ограничивает широкое применение таких устройств.
Опубликованные в сети Интернет видео уроки показывают какой-либо элемент игры, технику его выполнения или комбинацию в целом. В то же время, например, в гимнастике видеосъемка применяется гораздо шире. Так в диссертации В.А. Солодянникова «Технологическая концепция формирования профессионально-педагогических умений специалиста по спортивной гимнастике» описано применение видеосъемки в тренировочном процессе. Видеосъемка применяется для разучивания движений по каждому элементу. Видео раскладывается на кадры, по кадру, соответствующему положению спортсмена в заданной позиции, определяются числовые показатели взаимного расположения различных частей тела: углы между корпусом и бедром, рукой и тому подобное. Таким образом накапливается статистический материал, необходимый в процессе обучения и тренировок. Производится видеосъемка движений тренера, выполняющего подстраховку. Просмотр видео спортсменами улучшает работу над ошибками.
Фото 1.
Фото 2.
Данный подход был применен при обучении начинающих игроков 2004 года рождения броску мяча в кольцо в секции баскетбола отделения дополнительного образования средней школы г.Колпино в 2015-2016 годах. Была проведена видеосъемка серий бросков, произведенных игроками с разным уровнем подготовки. Покадровый просмотр и сравнение с другими бросками позволил каждому обучающемуся увидеть собственные ошибки, такие как постановка ног, положение корпуса во время броска, движение бросковой руки, направление локтя бросающей руки, «закрытие» кисти. В процессе тренировки важно не просто попадать мячом в кольцо, а выполнять движение правильно и стабильно. Сравнивая по соответствующим кадрам броски между собой можно сделать вывод о стабильности движения и исключить из числа правильных броски, когда мяч случайно попал в кольцо.
В качестве образца правильного броска использовалась видеосъемка серий бросков, выполненных студентом факультета физической культуры, членом сборной команды университета – опытным игроком. Видеосъемка проводилась камерой Panasonic HC-X900M (FULHD – 1920x1080).
На основе результатов обработки видеоматериала – бросков опытного игрока, (фото 1 и 2) было проведено описание техники броска, работы частей тела и групп мышц, определены скорость и угол вылета мяча по отношению к горизонту для каждого броска.
Для определения скорости мяча кадр, соответствующий моменту отрыва от ладони, совмещался со следующим кадром (фото 3). На изображении получалось два мяча, между центрами которых измерялось расстояние. Зная реальный и измеренный размер мяча, измеренное расстояние пропорционально пересчитывалось в реальное. Расчет скорости производился как отношение реального расстояния к времени между кадрами – 1/25 секунды. Угол вылета определялся как угол между центрами мячей и линией горизонта.
Видео файл |
Угол, град |
мяч, мм, изм. |
Расстояние, мм |
скорость, м/с |
результат |
|
изм. |
реальное |
|||||
68 |
55 |
17,4 |
22,3 |
304 |
7,59 |
точно |
70 |
53 |
17,4 |
22,4 |
305 |
7,63 |
точно |
71 |
55 |
17,4 |
22 |
300 |
7,49 |
промах |
72 |
52 |
17,4 |
23 |
313 |
7,83 |
точно |
73 |
52 |
17,4 |
21,4 |
291 |
7,29 |
промах |
74 |
55 |
17,4 |
22,5 |
306 |
7,66 |
точно |
75 |
54 |
17,4 |
22,4 |
305 |
7,63 |
точно |
76 |
54 |
17,4 |
21,2 |
289 |
7,22 |
промах |
77 |
52 |
17,4 |
22,2 |
302 |
7,56 |
точно |
78 |
52 |
17,4 |
22,6 |
308 |
7,70 |
Точно |
Среднее значение для точных бросков |
53 |
|
7,66 |
|
||
Полученные значения (таблица 1) служили ориентирами при обучении броску.
Приведенный пример показывает, что видеосъемка может шире применяться при обучении игре в баскетбол. Кроме видео упражнений, разбора комбинаций, как своих, так и команд соперников, видеосъемка может дать материал для анализа ошибок начинающих игроков, сбора статистической информации, определения параметров, которые сложно определить при визуальном наблюдении.
Рецензии:
10.10.2016, 8:53 Огнистый Андрей Владимирович
Рецензия: Тема статьи актуальна и написана научным языком. Автор доступно и логично раскрывает использование метод видео анализа. Фото хорошо воспринимаются. Рекомендуется в статье добавить задачи исследования. В актуальности, обозначить исследователей которые разрабатывают или изучали данную проблему. По структуре соответствует требованиям и рекомендуется к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий