-
Южный Федеральный Университет
Магистрант
Новицкий В.В., студент, кафедра Менеджмента и Инновационных технологий, Южный федеральный университет; Корсакова Т.В., доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра Менеджмента и Инновационных технологий, Южный федеральный университет, Россия
УДК 65.013
Введение и актуальность. На сегодняшний день имидж и деловая репутация являются неотъемлемой частью любой организации. В деловом мире тема управления деловой репутацией и имиджем становится все более популярной. Однако руководство и собственники не каждой компании осознают важность создания благоприятного имиджа и деловой репутации компании, а также тот факт, что репутация и имидж требуют определенных мер поддержки и складываются годами. Более того, необходимо понимать, что отождествление понятий «имидж» и «деловая репутация» предприятия весьма спорно. Таким образом, выяснение определения связи между данными понятиями, их сущности является актуальной проблемой и будет рассмотрено в данной статье.
Цель, задачи и научная новизна. Научная новизна заключается в отсутствии четкого понимания особенностей понятия «имидж» и «деловая репутация», это достаточно серьезно затрудняет мероприятия по их созданию и улучшению. Целью данной работы является уточнение сути понятий «имидж» и «деловая репутация» предприятия, установление соотношения между ними. Задачи данной работы: рассмотрение подходов к соотношению понятий «имидж» и «деловая репутация», определение этимологии данных слов, выделение отличительных признаков и наиболее верного подхода к соотношению.
В литературных источниках выделяется пять подходов к пониманию соотношения понятий «деловая репутация» и «имидж». Они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Соотношение понятий «деловая репутация» и «имидж» [2,4].
В связи с отсутствием единого подхода к трактовке данных понятий возникает необходимость определения границ между ними и уточнения сущности понятий.
Для определения соотношения между понятиями «имидж» и «деловая репутация» организации необходимо исследование их этимологии. Слово «имидж» произошло от английского слова «image», которое переводится как «образ», «изображение», «картина», «облик», «представление». В англоязычных странах оно употребляется преимущественно в значении «образ». В английский язык слово «image» попало из латинского языка – в нем существует слово «imago», означающее «представление», «мысленный образ», «изображение», «видимость». Словарь иностранных слов предлагает следующее определение имиджа: «формируемый целенаправленно (литературой, СМИ и др.) образ какого-либо предмета, лица, явления, который призван оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью популяризации, рекламы и т. п.». В свою очередь, в психологическом словаре имидж – это «эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо, который сложился в массовом сознании и имеет характер стереотипа» [1].
Таким образом, в первую очередь имидж является образом. Согласно толковому словарю Ефремовой Т. Ф. образ – это облик, внешний вид; «то, что грезится, видится, кажется в воображении»; «слепок, копия, отпечаток в сознании явлений объективной действительности» [3]. Можно сделать вывод, что имидж как образ обладает следующими особенностями:
В рамках рассмотрения данного понятия относительно предприятия имидж – это желаемый образ, который предприятие желает создать в групповом сознании. Данный образ может формироваться на основе предпочтений целевых групп, исследования ожиданий, их максимально точного воспроизведения. Таким образом, можно утверждать, что имидж – это образ, который формируется целенаправленно (первый признак отличия), который показывает, какой хочет казаться организация, как следствие, не всегда отражает ее реальные характеристики (второй признак отличия). Так как имидж способен в определенной степени приукрасить реальную ситуацию в компании и не всегда отражает ее реальные характеристики, он может быть быстро утрачен (третий признак отличия).
Поскольку образ организации формируется в сознании целевых групп потребителей, он субъективен (четвертый признак отличия). Имидж воспринимается различными индивидами по-разному, поскольку каждая группа обладает своим набором особенностей. Так как имидж целенаправленно формируется организацией, следовательно, и факторы его формирования находятся полностью под контролем организации (пятый признак отличия). Такими факторами являются элементы маркетингового комплекса.
Относительно направленности воздействия имиджа следует отметить следующее. Имидж призван как привлекать, так и удерживать имеющихся потребителей (шестой признак отличия). К примеру, в случае подчеркивания приобретаемым товаром социального статуса потребителя. Иными словами, имидж компании придает индивидуальность товарам, которая в свою очередь сохраняет приверженность групп потребителей.
Слово «репутация» произошло от французского слова «renommee», которое означает «популярность», «слава» и возникло от латинского слова «reputatio». «Reputatio» в переводе с латинского – «рассуждение», «размышление» [5].
Согласно толковому словарю Ефремовой Т. Ф. репутация – «общественное мнение, которое сложилось о чем-либо или о ком-либо на основании его достоинств, недостатков, качеств и т. п.» [3]. Таким образом, репутация – это определенное мнение, оценка. Мнение об организации у целевых групп складывается в рамках практического взаимодействия с ней (первый признак отличия). То есть репутация, в отличие от имиджа, формируется как субъективно, так и объективно. К примеру, компания не в силах повлиять на рассказы партнеров, бывших сотрудников и других субъектов о ее деятельности, распространение сплетен, слухов и т.д. В результате определенная часть факторов, которые формируют репутацию, находится под контролем организации, а другая – нет (второй признак отличия). Следствием является тот факт, что репутация способна отражать только реальную характеристику организации, чего не всегда придерживается имидж (третий признак отличия). Для формирования в сознании целевых групп определенного мнения о компании необходимо определенное количество времени, то есть деловая репутация формируется в течение длительного временного периода (четвертый признак отличия), но может быть утрачена быстро, так же, как имидж.
Репутация носит объективный характер, так как основывается на фактах и практическом взаимодействии (пятый признак отличия). Сходство с имиджем заключается в том, что целью репутации также является привлечение и удержание клиентов [6].
В связи с тем, что репутация базируется на практическом взаимодействии и основана на фактах, соответственно, она носит объективный характер (пятый отличительный признак). Так же, как и имидж, репутация нацелена как на привлечение новых клиентов, так и на удержание постоянных. Потребители изучают мнения и отзывы об организации и решают вопрос о сотрудничестве. Положительная репутация так же, как и благоприятный имидж способствует формированию приверженности потребителей к организации.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что подход, заключающийся в синонимичности понятий «репутация» и «имидж», неверен. Эти понятия имеют различную природу и различное содержание, поэтому не могут являться составляющими друг друга (имидж не может быть составляющей репутации, а репутация не может быть составляющей имиджа).
Следует отметить подход, в котором репутация является следствием имиджа. Неоспорим факт формирования имиджа предприятия раньше, нежели формирования репутации, так как, выходя на рынок, организация позиционирует себя определенным образом. Кроме того, имидж способен формироваться в сознании групп потребителей без непосредственного взаимодействия с организацией, чего нельзя сказать о деловой репутации. С течением времени, на протяжении всего периода функционирования организации репутация и имидж формируются, видоизменяются и развиваются параллельно, подкрепляя возможности друг друга. В связи с этим репутация как результат формирования имиджа – не совсем верное соотношение.
Результаты. Подводя итоги, можно сказать, что репутация и имидж соотносятся между собой как форма и содержание. Имидж – это формируемый целенаправленно в сознании целевых групп образ предприятия на основе элементов маркетингового комплекса для достижения обозначенных целей за счет привлечения и удержания клиентской базы. В свою очередь, репутация представляет собой сложившееся объективно мнение потребителей о деятельности организации, которое подтверждено практическим взаимодействием. Направленность воздействия и цель формирования являются общими признаками рассматриваемых понятий.
Заключение. Таким образом, имидж показывает, каким предприятие хочет выглядеть в глазах целевых групп, а репутация – объективное мнение целевых групп о деятельности предприятия.
Рецензии:
20.02.2017, 15:27 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Не согласен с выводом, но такая точка зрения имеет право на существование.
Рекомендую статью к публикации.
Комментарии пользователей:
22.02.2017, 14:48 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статья Никишиной А.Ю. сопоставляет два термина, которые употребляются как с единым содержанием, так и с разным. Ей нужно показать важность сопоставления их с различиями, где одно, грубо говоря, содержательно субъективное (собственное желание, усилие рекламирования) , а другое объективное (оценка окружения). Спорить не с чем, но трудно заставить всех согласиться с этим предложением. В статье выигрышно указано, что один из этих терминов по происхождению английский, а второй французский. Эти нации выработали эти понятия без согласования своих действий друг с другом. Кроме того, один и тот же термин может использоваться с разным содержанием, чтобы сильно не наращивать количество слов. Поэту разные их толкования не осудительная случайность. Стоило объяснить, почему русские не выработали своего термина, почему «пожадничали». Имеет смысл эти замечания учесть |