студентка
Полесский государственный университет г. Пинск Республика Беларусь
студентка 4 курса
Киевич Александр Владимирович, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов Полесский государственный университет
УДК 331
Актуальность данной статьи заключается в том, что в настоящее время от качества пенсионного обеспечения зависят такие социальные и экономические показатели как: продолжительность жизни населения, уровень жизни населения, смертность и другие.
Целью статьи является анализ показателей пенсионного обеспечения в РБ, выявление и решение проблем пенсионного обеспечения.
В данной статье поставлены и решены следующие задачи:
Пенсионное обеспечение - это то направление материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое пользуется особым вниманием в нашем обществе, так как затрагивает интересы практически каждого человека.
Сегодня в республике установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, устанавливаются социальные пенсии.
Финансирование пенсионного обеспечения в республике осуществляется из двух источников: внебюджетных фондов и государственного бюджета [1].
Рассмотрим численность пенсионеров, стоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите (рисунок 1).
Рисунок 1. Численность пенсионеров в РБ, стоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, тыс. чел.
На рисунке 1 заметно увеличение численности пенсионеров, с 2010 года по 2013 год число пенсионеров увеличилось на 68,4 тысячи человек. С 2013 года по 2016 год – 82 тысячи человек. В 2016 году численность пенсионеров, стоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите составила 2 619,3 тысяч человек.
Увеличение численности пенсионеров обусловлено низким уровнем рождаемости, а также увеличением средней продолжительности жизни населения.
В настоящее время на 2017 год в Республике Беларусь наблюдается старение нации, что означает увеличение количества пенсионеров. В связи с этим роль пенсионного обеспечения возрастает. Пенсионный возраст с каждым годом увеличивается (таблица 1).
Таблица 1-Пенсионный возраст населения 2017-2022 гг. [2]
Дата рождения |
Пенсионный возраст, лет |
Период выхода на пенсию |
||
женщины |
мужчины |
женщины |
мужчины |
|
01.01-30.06.1962 |
01.01-30.06.1957 |
55,5 |
60,5 |
01.07-31.12.2017 |
01.07-31.12.1962 |
01.07-31.12.1957 |
56 |
61 |
01.07-31.12.2018 |
01.01-30.06.1963 |
01.01-30.06.1958 |
56,5 |
61,5 |
01.07-31.12.2019 |
01.07-31.12.1963 |
01.07-31.12.1958 |
57 |
62 |
01.07-31.12.2020 |
01.01-30.06.1964 |
01.01-30.06.1959 |
57,5 |
62,5 |
01.07-31.12.2021 |
01.07-31.12.1964 и младше |
01.07-31.12.1959 и младше |
58 |
63 |
01.07-31.12.2022 |
В общемировой практике средний пенсионный возраст колеблется в пределах 60-65 лет, в 2017 году выход на пенсию в Республике Беларусь происходит в 55 лет для женщин и 60 для мужчин. Так как в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и в большинстве случаев не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста. Так, 1-го января каждого года, начиная с 2017 и заканчивая 2022, минимальный возраст для выхода на пенсию будет возрастать на шесть месяцев. Таким образом, с начала 2022 года он установится на отметках 58 и 63 лет; дальнейшие изменения пенсионного законодательства пока не предусмотрены [2].
Данные изменения связаны с тем, что в РБ наблюдается процесс старения нации, из-за этого число пенсионеров увеличивается, а это в свою очередь негативно сказывается на экономике.
Пенсия - денежное обеспечение выплачиваемое человеку по достижении определенного (пенсионного) возраста, а также за выслугу лет, в случае потери трудоспособности, наступления инвалидности, потери кормильца (для нетрудоспособных граждан) и по другим основаниям. Выплата пенсии производиться из государственных фондов, средств организаций, а в определенных случаях за счет физических лиц[2].
Рассмотрим средний размер назначаемых пенсий в РБ на период с 2010-2016 год (рисунок 2).
Рисунок 2. Средний размер назначенных пенсий, тыс. рублей
В период с 2010-2012 гг. средний размер назначенных пенсий увеличился в 3 раза, с 2012-2014 гг. – в 1,5 раза, с 2014-2016 гг.- в 1,1 раза.
В целом за рассматриваемый период средний размер назначаемых пенсий в Республике Беларусь увеличился в 5 раз и составил 2970 тыс. рублей.
Размер пенсии зависит от вклада каждого пенсионера в пенсионную систему республики, т. е. от продолжительности его общего (страхового) стажа и размера заработной платы, получаемой до назначения пенсии на которую начислялись и из которой уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь [3].
В Республике Беларусь права на государственное пенсионное обеспечение имеют:
В законодательстве Беларуси принято выделять трудовые и социальные пенсии.
В состав трудовых пенсий входят:
Социальные пенсии назначаются без предъявления дополнительных условий лицам не способным самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.
На трудовую пенсию по возрасту имеют право лица, которые в период трудовой деятельности подлежали государственному социальному страхованию в Фонде социальной защиты населения Республики Беларусь (ФСЗН), в течении не менее чем 5 лет.
Некоторым группам населения назначаются пенсии на особых, льготных условиях, например:
Пенсии по возрасту назначаются пожизненно и не зависят от трудоспособности [3].
Пенсии по инвалидности могут устанавливаться по решению врачебной комиссии, как пожизненно, так и на определенный срок до нового переосвидетельствования на предмет состояния здоровья и восстановления работоспособности.
Результаты проведенного анализа:
Все эти изменения в пенсионном обеспечении связаны прежде всего с проблемой старения нации, проблемой рождаемости, а так же с изменениями в экономике страны.
Для решения проблем пенсионного обеспечения разработана Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, которая предусматривает необходимость формирования трехуровневой пенсионной системы, включающей:
Заключение: данная статья отразила состояние пенсионного обеспечения в РБ на период с 2010-2016 гг., так же выделены проблемы пенсионного обеспечения и предложены пути их решения.
Научная новизна заключается в актуальности проблем пенсионного обеспечения РБ, а так же в решении этих проблем и улучшении пенсионного обеспечения.
Рецензии:
10.05.2017, 19:50 Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна
Рецензия: Статья хорошая. Написано кратко, чётко, лаконично. Можно публиковать