Полесский государственный университет
студентка
Ливенский Валентин Михайлович, доцент, кафедра Финансов, Полесский государственный университет
УДК 330.32
Международная продажа, реализация товаров и услуг занимает отнюдь не главное место в процессах глобализации политики во всем мире, что невозможно сказать о заграничных инвестициях. Актуальность представленной темы выражается в невозможности устойчивого финансового развития при отсутствии действенного участия в мирохозяйственных процессах, тем более в отсутствии интенсивного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Мировой практика доказывает наличие ряда положительных сторон прямых иностранных инвестиций перед иными формами становления экономики: во-1-х, они предоставляют вспомогательный источник капитальных инвестиций, используемый для производства товаров и услуг; во-2-х, они не наносят вред государственному бюджету, в частности на его внешний долг. Постепенно восполняя недостаток капитала и технологий, ПИИ оказывают благоприятное влияние на подъем уровня занятости и зарплаты, мобилизацию местных источников накопления и роста экспортных прибылей. К показателю открытости экономики можно отнести приток зарубежных капиталовложений, который также служит индикатором конкурентоспособности высокого уровня.
Наличие инвестиций играет важную роль в размеренном развитии экономически индустриальной политики, обеспечении стабильного экономически индустриального роста, повышении экономически индустриального потенциала государства в целом и способствовании повышения уровня жизни населения. Поэтому, одним из основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы является стимулирование инвестиционной активности, что закреплено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2016 № 274 [1, с. 15].
Прямые иностранные инвестиции являются вложением капитала резидента одной страны в предприятие-резидента другой страны для последующего приобретения долгосрочного экономического интереса, который будет обеспечивать контроль инвестора за объектом размещения капитала.
За 2015 год в реальный сектор экономики зарубежные инвесторы вложили 11,3 миллиардов долларов США инвестиций, именно на 24,8% менее чем за 2014 год. В ряде основных инвесторов предприятий Республики Беларусь были субъекты хозяйствования Российской Федерации, на которых приходится 43,2% от всех поступивших вложений, а также субъекты Соединенного Королевства (20,6%), Нидерландов (10,8%), Кипра (7,1%), Австрии (3,1%). Максимальное количество средств иностранных инвестиций было направлено в предприятия торговли (31,9% от всех поступивших инвестиций), транспорта (31,4%), промышленности (27,1%) [2, с. 437].
Для того чтобы способствовать модификации индустриальной политики и изменению специализации государства в международной продаже и реализации, притоки и накопленные ПИИ слишком малы, а также обладают слишком низкой географической и отраслевой диверсификацией.
Старания городских органов по привлечению зарубежных инвесторов в неотложном порядке должны быть нацелены на ликвидирование административных препятствий по ведению бизнеса. Существует необходимость понижения уровня налогового бремени и издержек на налоговое администрирование, развития и повышения коллективного законодательства в целях укрепления уровня охраны прав акционеров, в свою очередь необходимость развития нормативно-правовой базы по экспортно-импортным операциям и либерализации экономики.
Устранение административных препятствий по ведению бизнеса является первостепенной задачей муниципальных органов по привлечению иностранных инвесторов. Необходимо понижение налогового бремени и издержек на налоговое администрирование, улучшение коллективного законодательства с целью укрепления степени обороны прав акционеров, улучшение нормативно-правовой базы по экспортно-импортным операциям, либерализация индустриальной политики. Для развития позиций Республики Беларусь в международных оценках необходимым шагом являются уменьшение в стране численности важных для использования различных форм первичных учетных документов, а также переход на МФСО.
Преимуществом при привлечении ПИИ для Республики Беларусь является произошедшая девальвация в стране, которая сократила стоимость рабочей силы в эквиваленте доллара США. Однако существует и сдерживающий фактор развития экономики страны - влияние общественной политики полной занятости на продуктивность индустриальной политики и привлечение ПИИ, ведущая к образованию избытка значимой рабочей силы на предприятиях. Развитие малого и среднего бизнеса, даже с привлечением ПИИ, содействовало бы оттоку рабочей силы с больших индустриальных производственных компаний, структурным сдвигам в экономической политике, увеличению производительности труда. Исходя из всего вышеизложенного, возможно представить анализ привлечения прямых иностранных инвестиций.
Сильные стороны: экономически выгодное географическое положение; квалифицированная рабочая сила; вхождение в Таможенный Союз и ЕЭП; наличие Инвестиционного Кодекса и льгот для иностранных инвесторов; благоприятные условия работы в свободных экономических зонах и малых городах.
Слабые стороны: высокий уровень налоговой нагрузки и условий налогового администрирования; многозначительные регулирующие препятствия для ведения бизнеса; макроэкономическая неустойчивость; плохо развитый фондовый рынок; отсутствие благоприятного инвестиционного имиджа страны.
Возможности: высокий уровень экономического роста; проведение реформ в структуре экономики; наличие приватизационных предприятий; переход на МФСО.
Угрозы: низкие позиции в инвестиционном рейтинге Республики Беларусь; высокая зависимость страны от импорта промежуточных товаров и угроза роста цен на них; ограничение возможностей привлечения иностранного капитала [3, с. 111].
Необходимо уточнить, что приток ПИИ на прямую не зависит от развития делового и инвестиционного климата государства. Повышение уровня известности Республики Беларусь как привлекательного индустриального экономической местности, а также возникновение и подготовка концепции системного странового маркетинга повысит суммарное количество заинтересованных инвесторов. На сегодняшний день инвестиционный образ Республики Беларусь за рубежом не соответствует реальному инвестиционному потенциалу страны. Целесообразно возникновение и подготовка специально созданного комплекса методов, направленных именно на улучшение имиджа страны как комплексного восприятия ее инвестиционного климата иностранными странами.
Рецензии:
28.05.2017, 16:07 Тарханов Олег Владимирович
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ
На статью «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
Герасимчик Екатерина Андреевна
Студентки Полесского государственный университет
ЗАМЕЧАНИЯ
1. Автор априори утверждает о «невозможности устойчивого финансового развития при отсутствии действенного участия в мирохозяйственных процессах, тем более в отсутствии интенсивного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ».
К сожалению, этот посыл автором не доказан на примере хотя бы одной страны мира. В то же время, хорошо известно следствие, выраженное в докладе ФАО ООН 22.02.2017 г. о том, что мировое производство пищи в мире снижается именно в мировом сельском хозяйстве, охваченном инвестициями развитых капиталистических стран в рамках участия третьих стран во Всемирной Торговой Организации. При этом, сообщается ФАО, к 2030 году усилится тенденция приближения к голожу и что к 2030 году, по крайней мере, в 4 странах Африки вымрут дети.
2. Второе утверждение в статье «Мировой практика доказывает наличие ряда положительных сторон прямых иностранных инвестиций перед иными формами становления экономики: во-1-х, они предоставляют вспомогательный источник капитальных инвестиций, используемый…» и пр., так же не обосновано примерами.
Наоборот, на примере России (см. «Стратегию развития зернового Рынка в РФ»), в России инвестиции не только не сказались положительно, но привели фактически к катастрофическому состоянию производство зерновых и иной сельхоз продукции. Так, без 80 % зарубежных семян невозможно производство российской продукции. При этом, большая часть селекционных организаций принадлежит зарубеэным инвесторам, что парализовало работу научных учреждений РФ.
ВЫВОДЫ.Изложенное не позволяет рекомендовать статью к публикации, как содержащую неверные тезисы и основания.
Тарханов О.В., 28.05.2017 г.
29.05.2017, 20:55 Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна
Рецензия: Тема раскрыта полностью и доступным языком.Выявлены слабые и сильные стороны привлечения прямых иностранных инвестиций.Рекомендую к публикации.