Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 10.11.2017. Последняя правка: 09.11.2017.
Просмотров - 1939

Специфика стратегического планирования на предприятии в условиях финансово-экономического кризиса

Безсмертнов Алексей Олегович

Оренбургский государственный университет

студент

Кораблина Анастасия Андреевна, магистрант, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург


Аннотация:
В статье рассматривается специфика стратегического планирования на предприятии в условиях финансово-экономического кризиса, исследуются этапы стратегического планирования, предлагается основной показатель для стратегической цели в условиях кризиса — стоимость компании.


Abstract:
The article deals with the specifics of strategic planning at the enterprise in the context of the financial and economic crisis, the stages of strategic planning are explored, the main indicator for the strategic goal in crisis conditions is the company's cost.


Ключевые слова:
стратегическое планирование; финансово-экономический кризис; управление предприятием.

Keywords:
strategic planning; financial and economic crisis; enterprise management.


УДК 338

Проблемы в международной валютной концепции зародились на фоне свободного накачивания финансовой системы денежными символами, никак не укрепленным товарным формированием, эмитированным сперва в Соединенных Штатах Америки, Японии и Европейском Сообществе, что спровоцировало продвижение негативных кредитных ставок по всему свету. Нарушение в финансовой концепции побудило снижение стоимости на главные средства— черное золото, сплавы, продукцию химической индустрии, аграрное хозяйство.

На настоящее время все без исключения страны пребывают в тяжелом состоянии, и в аспектах глобализации всемирные проблемы повсевременно станут воздействовать на процесс отечественных событий, которые усложняются характерными внутренними проблемами.

При абсолютно всем этом в аспектах упадка появляются дополнительные возможности с целью извлечения крупных прибыли от инвестиции средств в недвижимое имущество. В результате влияния кризиса в сферу экономики стоимость жилья в Российской Федерации и практически абсолютно во всех других государствах значительно уменьшилась. В то же время данное понижение стоимости в абсолютно всех альтернативах не взаимосвязано с влиянием базисных факторов, которые устанавливают потребность в недвижимое имущество в продолжительной перспективе, что позволяет искать неоцененные активы с важным потенциалом роста. При абсолютно всем этом рентабельность инвестиций в подобные активы может значительно превышать обычные значения в этапы подъема экономики.

Как установлено, положение рынка находится в зависимости от большого количества макроэкономических факторов. Рынок устанавливает перед хозяйствующими субъектами задачи выживания, обеспечения непрерывности собственного роста.

Разрешение данных вопросов, сопряженных с формированием и реализацией конкурентно-способных преимуществ фирмы, основывается на исследовании и введении определенных стратегий.

Влияние на характер возобновления рынка по прошествии кризисов выражают разнообразные факторы. Кроме всеобщего состояния экономики (динамики ВВП, стагнации экономики, отсутствия работы) значительной ролью обладают подобные показатели, равно как прибыль жителей и процентная ставка по ипотеке.

Таким способом, в момент кризиса стратегическое планирование формирует требование с целью появления ряда важнейших предопределяющих критериев для фирм, гарантирует базу для принятия заключений. Точное формулирование целей фирмы может помочь установить более подходящие методы их достижения и содействует уменьшению риска.

Получая аргументированные плановые решения, фирма уменьшает угрозу неверного направления из-за неверных либо недостоверных данных о внешней ситуации. Стратегическое планирование устанавливает стратегические цели компании. Установление и осуществление стратегий относится к уровню непростых и сложных управленческих задач, требующих не только перемены сформировавшихся стандартов хозяйствования, но и конкретной подготовленности управляющих, получающих решения по перспективному формированию фирмы.

Стратегическое планирование — это процесс практической работы субъектов управления. Оно дает возможность исключить больших погрешностей оценки вероятных альтернатив рыночной динамики, поведения соперников и партнеров на внутреннем и внешнем рынках.

Все это формируется в целенаправленный руководящий документ среднесрочной перспективы, включающий концепцию скоординированных согласно срокам ресурсам и исполнителям событий, которые обеспечивают результат установленного проекта. Воздействие условий непостоянности макросреды, порождающей непрерывные перемены рыночной ситуации, объясняют постоянную корректировку и доработку проекта.

Следует выделить, то что стратегическое планирование обязано ссылаться на стратегические ориентиры, которые следует достигнуть в перспективе, и не забывать, что главные опасности присутствуют за пределами фирмы, а фирма способна предугадать угрозы и опасности вплоть до прихода нежелательных событий и уменьшить утраты при невозможности их избежания.

В концепции стратегического планирования никак не совершается предположение, что грядущее, безусловно обязано быть лучше прошедшего, по этой причине в стратегическом планировании существенную роль отводят рассмотрению возможностей компании, которые дают обнаружить тенденции, угрозы, способные поменять сформировавшиеся тенденции.

Вектор поступательного формирования фирмы обязан быть ориентирован на стратегические проблемы, для того чтобы руководствоваться целевым ориентирам, а оперативным исправлением гарантировать нужные позиции фирмы на рынке. В данной взаимосвязи оперативное планирование считается продолжением и конкретизацией стратегического планирования.

Двумя основными условиями, характеризующим специфику стратегии считаются:

-условия сферы и конкурентной борьбы, которые считаются отображением находящейся вокруг среды;

-внутренняя обстановка и конкурентно-способное положение фирмы.

Анализ отрасли и конкурентной борьбы обширно включает находящуюся вокруг среду либо макросреду фирмы, в то время как исследование ситуации рассматривает конкретную среду существования, либо микросреду фирмы.

Руководители обязаны своевременно предчувствовать стратегические нюансы макро и микросреды фирмы, для того чтобы владеть стратегическим видением, быть способными устанавливать основные цели и создавать эффективную стратегию. Недостаток такого представления существенно увеличивает возможность развития подобного стратегического плана, который никак не станет подходить к условиям, не сформирует возможности получения конкурентно-способного превосходства и, скорее всего, никак не усовершенствует работу фирмы.

При рассмотрении положения фирмы необходимо сосредоточиться на 5 проблемах:

-в какой степени хорошо функционирует имеющаяся стратегия;

-каковы сильные и слабые стороны фирмы, какие раскрываются перед ней подходящие возможности и какие могут появиться угрозы;

-являются ли конкурентоспособными затраты и цены фирмы;

-крепка ли конкурентная способность фирмы;

-какие стратегические задачи встают пред фирмой.

Оценка стратегии обязана реализоваться, с одной стороны, на базе высококачественных характеристик (завершенность, внутренняя согласованность, соответствие ситуации), с другой стороны, лучшее доказательство действенности стратегии фирмы следует из исследования финансовых характеристик деятельности, а так же характеристик, определяющих итоги осуществлении стратегии. В частности, индикаторами работы фирмы имеют все шансы являться:

-роль фирмы в сфере согласно её рыночной доле;

-модифицирование доходности фирмы, сопоставление с признаками конкурентов;

-тенденции изменения чистой прибыли фирмы и прибыльности вложений.

Важным шагом рассмотрения условия фирмы считается регулярный анализ стабильности её конкурентно-способной позиции по сравнению с позицией близких соперников. Как правило, конкурентоспособность фирмы обязана основываться на ее мощных сторонах и на помощи тех участков, в которых фирма конкурентно уязвима.

Основные элементы стратегического планирования- это установление миссии компании. Данная процедура заключается в установлении смысла жизни компании, её назначения, значимости и места в рыночной экономике.

Формулирование целей и задач. С целью отображения характера и степени деловых притязаний, присущих этому либо другому типу бизнеса, применяется терминология –цели и задачи.

Цели и задачи подразумевают установление степени обслуживания потребителей. Они устанавливают мотивацию людей, трудящихся в компании. Целевая обстановка обязана обладать, по крайней мере четырьмя видами целей:

-количественные цели;

-качественные цели;

-стратегические цели;

-тактические цели.

Цели для нижележащих степеней компании смотрятся равно как задачи.

Анализ и оценка внешней и внутренней сферы.

Анализ сферы как правило является начальным ходом стратегического управления, так как он гарантирует основу как для установления миссии и целей компании, так и для формирования стратегии поведения, дозволяющей компании реализовать собственную миссию и достигнуть собственных целей.

Одной из основных ролей каждого управления считается сохранение равновесия во взаимодействии компании со средой. Любое предприятие вовлечено в последующие процессы:

-приобретение ресурсов с внешней среды (доступ);

-преобразование ресурсов в продукт (изменение);

-предоставление продукта во внешнюю сферу (выход).

Руководство призвано гарантировать равновесие входа и выхода. Как только в компании нарушается это равновесие, компания встает на курс умирания.

Анализ среды подразумевает исследование трех её образующих:

-макроокружение;

-прямое окружение;

-внутренняя среда компании.

Анализ внешней среды (макро- и непосредственного общества) ориентирован на то, чтобы узнать, на что способна полагаться компания и на то, какие осложнение могут её ожидать, в случае если она никак не сможет своевременно предотвратить отрицательные нападки, которые может поднести ей общество.

 Исследование макроокружения содержит изучение воздействия экономики, правового регулирования и управления общественно-политических действий, природной среды и ресурсов, общественной и цивилизованной составляющей сообщества, учено-технологического и научно-технического формирования сообщества, инфраструктуры.

Непосредственное общество анализируется согласно последующим главным составляющим: потребители, поставщики, соперники, биржа рабочей силы. Исследование внутренней сферы раскрывает те возможности, тот резерв, на который способна полагаться компания в конкурентно-способной войне в ходе свершения собственных целей.

Исследование внутренней сферы дает возможность также лучше понять миссии компании, наиболее правильно выразить цель, то есть установить значение и тенденции работы компании. Крайне немаловажно иметь в виду, то что предприятие не только изготавливает продукцию для общества, но и гарантирует вероятность жизни собственным членам, предоставляя им работу, предоставляя шанс участия в прибылях, снабжая их социальными гарантиями.

Внутренняя среда анализируется дальнейшим тенденциям:

-кадровый резерв;

-предприятие управления;

-финансы;

-менеджмент;

-организационное строение.

Разработка и исследование стратегических альтернатив, подбор стратегии. Формирование стратегий исполняется на высочайшем уровне управления. В данной стадии принятия решений, следует дать оценку альтернативным путям работы компании и подобрать лучшие варианты для свершения установленных целей.

Перед компанией встают четыре главные стратегические альтернативы: небольшой рост, рост, снижение роста и комбинация данных стратегий. Ограниченного роста придерживается большая часть учреждений в цивилизованных государствах. Реже всего руководители предпочитают стратегию сокращения. В ней степень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом.

Для многочисленных компаний снижение может обозначать курс рационализации и переориентации операций. На стратегический выбор оказывают большое влияние различные условия:

-риск (условие существования компании);

-понимание предыдущих стратегий;

-реакция собственников акций, которые нередко сдерживают эластичность руководства при подборе стратегии;

-фактор времени, обусловливаемый от подбора необходимого этапа.

Принятие заключений согласно стратегическим проблемам может реализоваться по различным тенденциям: снизу вверх, сверху вниз.

Во взаимодействии двух названных выше направлений (стратегия разрабатывается в ходе взаимодействия среди высшего руководства, плановой службой и оперативными подразделениями). Развитие стратегии компании в целом обретает все наибольшее значение. Это касается приоритетности решаемых трудностей, установления структуры компании, обоснованности капиталовложений, координации и интеграции стратегий.

Таким образом, главное превосходство стратегического планирования заключается в большей степени обоснованности плановых характеристик, в большей вероятности осуществлении планируемых сценариев формирования событий.

Современный ритм перемен в экономике считается до такой степени значительным, что стратегическое планирование является одним единственным методом формального прогнозирования предстоящих трудностей и потенциалов. Стратегическое планирование гарантирует высшему руководству компании ресурсы формирования плана на долгий период, предоставляет базу с целью принятия заключений, содействует уменьшению риска при принятии заключений, гарантирует интеграцию целей и вопросов абсолютно всех структурных подразделений и исполнителей компании.

Однако стратегическое планирование никак не предоставляет и никак не способно предоставить, в силу своей сущности, отображения картины грядущего. То, что оно может предложить — высококачественное представление капитала, к которому обязана устремляться компания в перспективе, какую позицию способна и обязана захватывать на рынке и в бизнесе, чтобы дать ответ на основной вопрос — вынесет ли все тяготы или нет компания в конкурентно-способной войне. Стратегическое планирование никак не содержит точного метода формирования и осуществления плана.

Ее схематичная концепция объединяется с конкретной философией либо идеологией ведения бизнеса. По этой причине конкретный инструмент во многом зависит от индивидуальных свойств определенного менеджера, а в целом стратегическое планирование — сосуществование интуиции и умения высшего менеджмента, умение менеджера вести компанию к стратегическим целям.

Стратегические планы обязаны быть разработаны таким образом, чтобы не только быть целостными в течение долговременных этапов времени, но и быть довольно эластичными, для того чтобы при потребности можно было выполнить их трансформацию и переориентацию. Единый стратегический план необходимо расценивать равно как программу, которая ориентирует функционирование компании в течение длительного этапа времени, предоставляя для себя отчет в том, что остроконфликтная и регулярно меняющаяся деловая и общественная атмосфера делает непрерывные корректировки неотвратимыми.

Корректировка стратегического плана нужна только лишь в вариантах важного пересмотра целей формирования фирмы либо непрогнозируемого изменения, прежде всего внешних обстоятельств, в следствии которого исходно установленные цели формирования могут сбить с толку руководство.

Определенной альтернативой исправления стратегического плана считается снижение горизонта планирования. Причем это целесообразно не только лишь в случае большой вероятности непрогнозируемой перемены внешних обстоятельств, но и в целом для малоэффективных либо находящихся в изменчивом финансовом состоянии фирм. Как свидетельствует опыт, фирмы у которых дела проходят хорошо, несущественно изменяют правила принятия заключений.

В то же время фирмы с невысокой прибыльностью в огромной мере предрасположены к отыскиванию новейших направлений формирования, что обязательно приводит к пересмотру прежде установленных проектов и установленных задач.

Таким образом, чем ниже прибыльность фирмы и труднее её экономическое состояние, тем минимальнее должен быть горизонт планирования либо чаше должны проводиться исправления в ранее одобренных стратегических планах.

Учитывая то, что достоверность мониторинга уменьшается по мере расширения его временного промежутка, при расширении горизонта планирования возможность 100% попадания в подтвержденные плановые характеристики уменьшается.

От менеджмента можно запрашивать полного осуществления (либо, по крайней мере, осуществления с наименьшими отклонениями) своевременных планов, но при годовом (а тем более при долгосрочном) планировании расхождение фактических результатов от контрольных характеристик становится неотвратимым. В аналогичных обстоятельствах затруднительно верно оценить соответствие фактически приобретенных результатов тем целям, которые были определены перед фирмой при утверждении стратегического плана.

Поэтому важным условием комплексной оценки итогов работы фирмы считается правильное установление состава контрольных показателей и нормативов на плановый период.

Задача заключается в том, чтобы из числа большого количества характеристик (позиций, статей) отметить те ключевые, осуществление которых обязано являться неотъемлемым для менеджмента. Чем больше финансовые итоги фирмы, тем наибольшее значение должно придаваться планированию и контролю, и тем наибольшее число контрольных показателей обязано применяться.

Проанализируем увеличение цены фирмы как главную проблему, стоящую перед её менеджментом. В данном случае стратегическое планирование обязано заключать в себе, во-первых, задачи согласно увеличению цены на плановый период, во-вторых, плановые показатели по главным факторам (тенденциям), оказывающим большое влияние на увеличение цены фирмы.

Что касается увеличения цены фирмы на плановый промежуток, то установка данной проблемы (и подходящий подсчет) обязана базироваться на условиях к отдаче на инвестированный основной капитал, который предъявляется собственникам. В данном случае под вложенным капиталом подразумевается цена капитала на момент планового периода, а отдача рассчитывается как сумма прироста капитализации и дохода, приобретенного за плановый промежуток. Как принцип, формирование тех или других характеристик эффективности, основной капитал отображает и субъективные надежды инвесторов и объективные сравнения с доходностью иных финансовых инструментов (в том числе рисковую составляющую).

Достижение установленной цели по увеличению капитализации находятся в зависимости от ряда как экономических, так и внеэкономических (общественно-политических) условий. В соответствии с этим, для увеличения стоимости фирмы, формируются плановые задачи по главным показателям, оказывающим большое влияние на её стоимость и зависящим от её маркетинга (с учетом ожидаемого влияния внеэкономических факторов). Равно как принцип, в состав подобных характеристик вводятся увеличение размера бизнеса (прибыль, капиталовложения и др.), доходность капитала, а кроме того показатели максимального уровня долга, расходов.

Библиографический список:

1. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1995.
2. Кейнс Д.М. Общая теория занятости процента и денег. — Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.gumfak.ru/econom_ html/keins/keins06. shtml
3. Коротков Э., Кузьмина Е. Генезис менеджмента// Проблемы теории и практики управления. — 2006. — №1.
4. Семелькин В.Ю. Планирование как фактор эффективного функционирования предприятия // Экономика и управление. — 2007. - № 5(31).
5. Сырбу А.Н. Анализ положения компании в формировании стратегии // Экономика и управление. — 2007. — № 5(31).
6. Экономическая теория. Электронный учебник. — Интернет-ресурс. Режим доступа: http://el.tfi.uz/ru/et/gl14.html




Рецензии:

10.11.2017, 19:52 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Кораблиной А. А. и Безсмертнова А.О. осуществлена попытка выявления особенностей стратегического планирования на предприятии в условиях финансово-экономического кризиса. Однако заявленная цель статьи не реализована – отсутствует четкая формулировка особенностей стратегического планирования в условиях кризиса. Кроме того, стратегическое планирование не может быть без прогнозирования. В статье даже слово «прогнозирование» отсутствует… Поэтому статья не рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх