Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №55 (март) 2018
Разделы: Экономика, Управление инновациями
Размещена 26.03.2018. Последняя правка: 04.04.2018.
Просмотров - 2089

Влияние технопарковых структур на малый и средний инновационный бизнес в Удмуртской Республике

Чиркова Алёна Юрьевна

магистр

ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет"

Инженерный институт

Чиркова Ольга Юрьевна, магистр КФУ, кафедра биомедицинской инженерии и управления инновациями, Шигапов Зинатулла Гамирович, кандидат физико-математических наук, доцент КФУ, кафедра биомедицинской инженерии и управления инновациями, Инженерный институт, Каратаева Елена Сергеевна, кандидат технических наук, доцент КФУ, кафедра биомедицинской инженерии и управления инновациями, Инженерный институт


Аннотация:
В условиях экономической нестабильности важным фактором, способствующим экономическому росту, становится инновационный бизнес. Малый и средний инновационный бизнес нуждается в региональной инфраструктурной поддержке на различных стадиях реализации инновационного проекта. В Удмуртской Республике наблюдаются множественные проблемы при реализации инновационной политики. Одним из методов их решения служит увеличение числа действующих технопарковых структур и обеспечение эффективного взаимодействия элементов за счет синергетического действия при качественной согласованной системе, которая поможет малым и средним инновационным предприятиям значительно снизить издержки и риски, связанные с разработкой нового продукта.


Abstract:
In the context of economic instability, an innovative business becomes an important factor contributing to economic growth. Small and medium-sized innovation business needs regional infrastructure support at various stages of the innovation project implementation. In the Udmurt Republic, there are multiple problems in the implementation of innovation policy. One of the methods for their solution is the increase in the number of operating technopark structures and the provision of effective interaction of the elements through synergistic action with a quality coordinated system that will help small and medium-sized innovative enterprises significantly reduce the costs and risks associated with the development of a new product.


Ключевые слова:
технопарковые структуры; малый и средний бизнес; инновация; инфраструктура поддержки

Keywords:
technopark structures; small and medium business; innovations; support infrastructure


УДК 338.49

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года нацелена на возврат лидерской позиции страны по занимаемому рейтингу технологического уровня. Достижение результата возможно за счет ориентации на инновационный путь развития экономики. При реализации программы большое значение уделяется развитию отдельных субъектов Российской Федерации, на территории которых располагаются перспективные инновационные предприятия, посредством создания эффективно функционирующей инфраструктуры поддержки.

В процессе инновационного развития значительная роль отводится предприятиям малого и среднего бизнеса, как генераторам инновационных идей и важным элементам в части формирования материального благосостояния граждан, обеспечении конкурентоспособной и социально-стабильной экономики. Такие предприятия обладают большей мобильностью, способностью к нововведениям, демонстрируют готовность к риску и высокую инициативность деятельности.[1]

Малый и средний инновационный бизнес, как правило, имеет длительный научно-исследовательский и опытно-конструкторский цикл, поэтому чтобы оперативно перестраиваться в соответствии с потребностями рынка, им необходима, в первую очередь, государственная поддержка. Процесс коммерциализации инновационных проектов обычно занимает у предпринимателей много времени и требует значительных инвестиций, которыми обладает не каждое начинающее перспективное предприятие.

Значимыми элементами инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий выступают технопарковые структуры, обладающие готовыми производственными площадками и предоставляющие различные услуги, снижающие время и стоимость реализации бизнес-проектов.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя множество различных структурных элементов. Бизнес-инкубаторы, технологические, индустриальные и научно-промышленные парки, особые экономические зоны и другие инфраструктурные организации способствуют формированию и развитию малых и средних инновационных предприятий, на региональном и локальном уровнях. В современных экономических реалиях они становятся структурными элементами, за счет которых осуществляется процесс перераспределения экономического потенциала из крупного неконкурентоспособного бизнеса в сферу перспективного малого и среднего.[2]

В регионах России в настоящее время предусматривается ускоренное создание различных объектов инновационной инфраструктуры, на базе которых малые и средние инновационные внедренческие, научно-технические и производственные предприятия могут получить помощь в своем инновационном развитии и диффузии инноваций.

В сложившихся условиях возрастает актуальность исследования проблемы влияния технопарковых структур на развитие инновационного малого и среднего бизнеса в Республике Удмуртия.

Одним из важнейших приоритетов Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года обозначено создание условий для организаций проектов в ключевых секторах экономики, которые будут реализовываться при помощью подготовки и организации новых инфраструктурных объектов поддержки малого и среднего инновационного бизнеса.[3] В Стратегии инновационного развития Удмуртской Республики до 2025 года перечислены основные проблемы недостаточного инновационного развития Удмуртской Республики. Среди этих проблем есть те, которые непосредственно связаны с малым и средним бизнесом:

1) отток инновационно-активных предпринимателей из Удмуртской Республики в развитые регионы, активно стимулирующие инновационную деятельность;

2) нехватка подготовленных инновационных менеджеров, успешно осуществляющих коммерциализацию результатов научно-исследовательской и технической деятельности;

3) недостаточная эффективность инструментов государственной поддержки инноваций, вследствие ограничения бюджетных и административных возможностей;

4) отсутствие моделей и инструментов по интеграции научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в экономическую деятельность предприятий, в действующие региональные, венчурные и частные инвестиционные программы;

5) дефицит корпоративных инвестиций в проведение НИОКР, ориентация на пассивные инновации (приобретение готового оборудования), недостаточная вовлеченность бизнеса в процессы инновационного развития республики;

6) низкий уровень взаимодействия государства и бизнеса при формировании и осуществлении инновационной политики, особенно в новых и начинающих формирование секторах экономики;

7) недостаточная эффективность региональной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности малого и среднего инновационного предпринимательства.[3]

Одним из возможных решений проблемы нехватки квалифицированных инновационных менеджеров в Удмуртской Республике можно назвать подготовку специалистов в Ижевском государственном техническом университете (ИжГТУ) имени М.Т. Калашникова по направлению «Инноватика», профиль «Предпринимательство в инновационной деятельности», где теоретическая подготовка сочетается с практической деятельностью во время прохождения производственных практик студентами на 3 и 4 курсах обучения. В 2018 году будет осуществлен третий выпуск бакалавров по данному направлению подготовки.

Графическое изображение процентных соотношений мест производственных практик студентов-бакалавров профиля «Предпринимательство в инновационной деятельности» на 2017 год представлено на рисунке 1.

На кафедре «Экономическая теория» разработана программа магистратуры «Инновационное предпринимательство», по которой в 2018 году будет первый выпуск специалистов.

 

Рисунок 1 – Процентное соотношение мест практик студентов 4 курса ИжГТУ, профиль «Предпринимательство в инновационной деятельности»

В республике имеется кадровый потенциал инновационных предпринимателей и специалистов в сфере инновационного бизнеса на ближайшие 4 года. Выпускники данного профиля подготовлены к осуществлению деятельности в инновационной сфере. Они могут быть как организаторами малого инновационного бизнеса, так и создателями инфраструктурных элементов поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства, способными повысить его конкурентоспособность.

При формировании и развитии технопарковых структур важную роль также играет сложившаяся структура и специализация региона. При условии активного развития технопарковые структуры могут стать «полюсами роста», представляющими ядро, вокруг которого происходит развитие производительных сил, и включающими предприятия, способные воспринимать инновации и распространять импульсы роста.

Для формирования выводов о перспективах дальнейшего создания и развития технопарковых структур на территории Удмуртской Республики были выявлены возможности и перспективы создания такого типа инфраструктурных объектов на данной территории (таблица 1).

Таблица 1 – Возможности создания и развития технопарковых структур на территории Удмуртской Республики

№, п/п

Возможности

Проявления

1

Создание спроса на продукцию резидентов

На первое полугодие 2017 года в Удмуртии наблюдается спад по индексу промышленного производства на 7,1%, когда общероссийский индекс вырос на 2,0%, как и индекс по Поволжскому региону.[4] Это является предпосылкой создания новых конкурентоспособных предприятий в высокотехнологичных сферах через технопарковые структуры

2

Значительный топливно-энергетический потенциал

Удмуртская Республика находится на 13 месте по объемам добычи нефти среди регионов России

3

Высокий образовательный потенциал

По программам профессионального образования в регионе обучение проходит 29 тыс. учащихся и студентов очной формы обучения. 50 тыс. студентов обучаются по программам высшего образования

4

Развитый научный и инновационный потенциал региона

По данным на 15.02.2017г. численность работников в 34 исследовательских организациях, выполнявших научные исследования и разработки в 2016 году, составила 1473 человека. Затраты на проведение НИР составили 1155 000 тыс. руб. [5]

5

Наличие незанятого в экономике трудоспособного населения региона с высшим и средним профессиональным образованием

На первое полугодие 2017 год количество безработных с высшим и средним профессиональным образованием в среднем составило 4 538 чел. (56,7% от общего числа безработных)

Источник: составлено автором на основе: «Стратегия инновационного развития Удмуртской Республики на период до 2025 года»; статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике; аналитического бюллетеня «Социально-экономическое положение регионов РФ» Итоги января-июня 2017 года.

Присутствующие в Удмуртии трудности в экономическом развитии региона нашли отражение в таблице 2.

Таблица 2 – Трудности экономического развития Удмуртской Республики

№, п/п

Трудности

Проявления

1

Высокая степень износа основных фондов в сфере промышленного производства

Степень износа основных фондов составляет 41,2%

2

Недостаточная диверсификация экономики

Преимущественная ориентация региональной экономики на производство военной техники (госзаказ)

3

Не очень удачное территориальное расположение

Нет крупных транспортно-логистических развязок, не близкое расположение к европейским рынкам, столице РФ

Источник: составлено автором на основе: «Стратегия инновационного развития Удмуртской Республики на период до 2025 года»

Автором на основе выявленных возможностей развития технопарковых структур и трудностей экономического развития республики предложены способы решения основных задач, влияющих на экономическое развитие УР вследствие организации новых и развития действующих в регионе технопарковых структур (таблица 3).

Таблица 3 – Способы решения задач в экономическом развитии Удмуртской Республики за счет технопарковых структур

№, п/п

Задачи

Способы решения

1

Повышение эффективности использования  природных ресурсов и развитие промышленных производств

Развитие индустриального парка, создание технополиса

2

Развитие многоотраслевой экономики, использование возможности развития импортозамещающих производств на территории республики

За счет научных разработок и работ прикладного характера в технопарках, индустриальном парке, создание научно-промышленного парка

3

Увеличение инвестиционной активности и развитие малого и среднего инновационного бизнеса

Создание новых и развитие действующих технопарковых структур

 

4

Расширение экономических связей с другими регионами и странами

Сотрудничество индустриального парка и кластеров с аналогичными структурами регионов РФ, выход на новые рынки

Источник: составлено автором на основе: «Стратегия инновационного развития Удмуртской Республики на период до 2025 года»

Возможные препятствия в связи с формированием и развитием технопарковых структур в Удмуртской Республике представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Проблемы создания и развития технопарковых структур на территории Удмуртской Республики

№, п/п

Проблемы

Проявления

1

Задержки в получении бюджетных средств на строительство инфраструктуры, сокращение объема запланированных финансовых средств

Невозможность качественного освоения бюджетных средств, поступающих с нарушением сроков

2

Дефицит конкурентоспособных мощностей

 

Невозможность закупки оборудования и технологий из-за введения санкций и запретов

3

Замедление экономического развития УР

Уменьшение прироста количества создаваемых малых и средних фирм

Источник: составлено автором

На основе проведенного анализа экономики Республики Удмуртия были выявлены следующие факторы, способствующие созданию и развитию технологических, индустриальных и научно-промышленных парков на территории региона:

– существенный уровень развития промышленности, наличие производственных мощностей и отраслевых цепочек создания дополнительной стоимости продукции;

– наличие базы малого и среднего предпринимательства, в перспективе резидентов технопарковых структур;

– наличие квалифицированных человеческих ресурсов в сфере коммерциализации инноваций;

– наличие рынков сбыта инновационной продукции;

– наличие региональной нормативно-правовой базы, предусматривающей экономические льготы и стимулы при осуществлении инвестиционной деятельности в НИОКР;

– наличие большого количества неиспользуемых производственных, складских и торговых помещений, большого числа площадок, пригодных под начало нового строительства.[6]

Создание технопарковых структур в регионе связано с рядом проблем:

– недостаток заказов для квалифицированных специалистов, осуществляющих научные исследования под конкретное производство;

– сложность в получении земельного участка под строительство или реконструкцию зданий для создания технопарковой структуры, высокая стоимость подключения к инженерной инфраструктуре и энергоресурсам;

– увеличение срока окупаемости проекта и снижение его эффективности на основании наличия сложностей с заполнением технопарковой структуры резидентами.[6]

Проведенный анализ показал наличие соответствующих ресурсных, производственных, административных и организационных условий, способствующих формированию и развитию технопарковых структур на территории Республики Удмуртия. В качестве основных перспективных направлений развития технопарковых структур в Удмуртии выступают:

– выделение новых участков под строительство или реконструкцию производственных площадей для создания индустриальных и технологических парков, позволит увеличить количество привлекаемых резидентов и, как следствие, увеличит величину налоговых поступлений в региональный бюджет, как следствие произойдет увеличение количества созданных рабочих мест и снижение уровня безработицы;

– активное стимулирование формирования социальной инфраструктуры в регионе;

– улучшение особых экономических условий (увеличение величины льгот и преференций) для резидентов технопарковых структур.[6]

«Стратегия инновационного развития Удмуртской Республики на период до 2025 года» показывает присутствующие элементы инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе. Из них выделены действующие технопарковые структуры в Удмуртии: технопарк «ИжРобо» и бизнес-инкубатор при ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, технопарк «Удмуртия» при Удмуртском государственном университете (УдГУ), «Глазовский бизнес-инкубатор», «Республиканский бизнес-инкубатор».[3] Первые 3 из перечисленных технопарковых структур должны способствовать инновационному развитию республики. При этом технологические парки республики не прошли аккредитацию в Ассоциации кластеров и технопарков.

Технопарк «ИжРобо», организованный на базе ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, на сегодняшний день не осуществляет производственную деятельность. Резиденты в технопарке отсутствуют.

В региональном научно-технологическом парке «Удмуртия» при УдГУ расширение инновационной деятельности не происходит. Он не оказывает существенного влияния на инновационную активность региона. Поддержка оказывается постоянным резидентам.

В настоящее время в Удмуртии создан и функционирует единственный в республике индустриальный парк – парк «Развитие». Однако один парк не может оказать существенного влияния на инновационную деятельность малого и среднего предпринимательства в регионе. В Стратегии инновационного развития Удмуртской Республики до 2025 года сформулированы проблемы инновационного развития региона, требующие решения, в том числе с участием технопарковых структур. Функционирующий в регионе индустриальный парк способен оказывать влияние на решение лишь некоторых из представленных проблем, относящихся непосредственно к малому и среднему предпринимательству по отдельным направлениям.

Ожидаемые результаты от реализации проекта по увеличению числа инфраструктурных объектов поддержки малого и среднего инновационного бизнеса в Удмуртии следующие:

– увеличение удельного веса малых и средних предприятий, осуществляющих технологические инновации в регионе;

– повышение инновационной активности предприятий;

– рост показателя произведенной инновационной продукции (товаров и услуг) предприятиями малого и среднего бизнеса и спроса не нее;

– рост числа малых и средних инновационных фирм в Республике;

– снижение стоимости лицензии на покупку интеллектуальной собственности, реализованной в инновационном товаре.

Таким образом, роль технопарковых структур в развитии малого и среднего инновационного предпринимательства в регионах Российской Федерации отличается тем, являются ли регионы лидерами или аутсайдерами по совокупности показателей инновационной и инвестиционной активности. Удмуртская Республика стабильно находится в зоне расположения регионов-аутсайдеров по следующим показателям: удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации; удельный вес инновационных товаров, работ, услуг от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий; затраты на технологические инновации малых предприятий. Для преодоления выявленных негативных тенденций необходимо принимать решительные меры инфраструктурной поддержки малого инновационного бизнеса на региональном уровне.

Необходимо не только количественно, но и качественно улучшать инновационную инфраструктуру региона. Посредством увеличения числа действующих технопарковых структур в Республике произойдет начальный толчок развития инновационного предпринимательства, но только за счет синергетического эффекта от взаимодействия между структурными элементами инфраструктуры возникнет возможность организовать непрерывную цепочку коммерциализации инновации. Это позволит снизить затраты малых и средних фирм на разработку, внедрение и производство инновационной продукции, таким образом, позволяя региону, а вследствие и стране в целом, повысить позиции в рейтинге инновационной и инвестиционной привлекательности, улучшить условия функционирования предприятий в сфере малого и среднего инновационного бизнеса, снизить безработицу, повысить качество жизни и обеспечить экономическую безопасность.

Библиографический список:

1. Мацкевич В.Ч. Оценка эффективности инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности на основе технопаркового развити. Автореф. дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05. – Санкт-Петербург, 2013. – 26 с.
2. Придворная А. Б. Роль бизнес-инкубаторов в системе поддержки малого бизнеса // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. Рубрика: Предпринимательство (32) УЭкС, 8/2011 [Электронный ресурс] URL: http://www.uecs.ru/uecs-32-322011/item/561-2011-08-15-05-16-26 (Дата обращения: 02.12.2017)
3. Стратегия инновационного развития Удмуртской Республики на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 10 августа 2015 года N 800-р)
4. Аналитический бюллетень «Социально-экономическое положение регионов РФ» Итоги января-июня 2017 года [Электронный ресурс] URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/regpol_07_2017.pdf (Дата обращения: 04.12.2017)
5. Территориальный орган Федеральной службы по государственной статистике по Удмуртской Республике [Электронный ресурс] URL: http://udmstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/udmstat/ru/news/rss/2089f580401491069b33bf1064aaefc4 (Дата обращения: 02.12.2017)
6. Смольянинова Т.Ю. Индустриальные парки в региональной экономике: механизм создания, перспективы развития: автореф. дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Смольянинова Татьяна Юрьевна. – Воронеж, 2015. – 24 с. [Электронный ресурс] URL: http://economy-lib.com/industrialnye-parki-v-regionalnoy-ekonomike#2 (Дата обращения: 28.11.2017)




Рецензии:

19.04.2018, 14:11 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую к публикации

21.04.2018, 19:59 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Шигапова З.Г., Каратаевой Е.С., Чирковой А.Ю., Чирковой О.Ю. дан анализ действующих технопарковых структур Удмуртской Республики. Авторы показали, что создание технопарковых структур в регионе связано с рядом проблем и предложили перспективные направления их решения. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.

22.04.2018 16:16 Ответ на рецензию автора Чиркова Алёна Юрьевна:
Сергей Александрович, благодарю за положительный отзыв.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх