студент
Полесский государственный университет
факультет банковского дела
Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет
УДК 336.5
Рисунок 1 – Расходы республиканского бюджета на отрасли национальной экономики в 2018 году, в % к итогу
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]
На дорожное хозяйство из средств республиканского бюджета предусматривается 613,4 млн. рублей или 24,8%, из них 561,9 млн. рублей приходится на Республиканский дорожный фонд. Основную долю общего объема бюджетных средств фонда составляют расходы на погашение кредитов банков и выплату процентов за пользование ими – 28,4% общего объема республиканского дорожного фонда; содержание республиканских автомобильных дорог – 22%; текущий ремонт республиканских автомобильных дорог – 12,1%; строительство и реконструкция республиканских автомобильных дорог – 7,2%; капитальный ремонт республиканских автомобильных дорог – 5,3%. В местные бюджеты из дорожного фонда будет передано 143,7 млн. рублей, или 24,2%.
Основной целью государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015-2019 годы является улучшение качественных показателей автомобильных дорог общего пользования.
Расходы республиканского бюджета на стимулирование сельского хозяйства, рыбохозяйственной деятельности сократятся на 28,9% до 511,5 млн. рублей, удельный вес которых в расходах на национальную экономику составит 20,7%. Сумму указанных расходов планируется направить на развитие производства, рыбоводства и переработки продукции в сельском хозяйстве, а также на исполнение принятых системных решений по поддержке АПК путем возмещения процентов по кредитам банков. Основными направлениями расходования бюджетных средств на финансирование АПК являются расходы на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции – 123,5 млн. рублей. Остальная часть бюджетных средств запланирована на финансирование организаций сельского хозяйства (организаций, обеспечивающих зооветеринарное обслуживание сельскохозяйственных предприятий, сортоиспытательных станций, инспекций по защите растений и других) – 31 36,7 млн. рублей, мероприятий по защите и развитию сельскохозяйственных угодий – 66,1 млн. рублей и другие.
Повышение эффективности сельскохозяйственного производства и сбыта продукции сельского хозяйства и продуктов питания, формирование рыночных механизмов хозяйствования в производстве АПК является основной целью государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы.
На финансирование топлива и энергетики из республиканского бюджета в текущем году будет выделено 287,8 млн. рублей, что на 46,2 млн. рублей или 13,8% меньше предыдущего года за счет сокращения издержек энергетических предприятий. Бюджетные ассигнования составят 11,6% расходов республиканского бюджета по данному разделу.
В общем объеме средств на государственную финансовую поддержку отраслей национальной экономики в республиканском бюджете предусмотрены средства на оказание государственной поддержки субъектам хозяйствования в размере 647,8 млн. рублей.
Согласно действующему законодательству, государственная финансовая поддержка оказывается в рамках государственных программ для реализации инвестиционных проектов, которые обеспечивают рост прибыльности производимых товаров и услуг и снижение себестоимости продукции. Поддержка может быть предоставлена в виде компенсации части расходов на приобретение технологического оборудования и запасных частей, а также кредитов ОАО «Банк развития Республики Беларусь» на конкурсных условиях.
В республиканском бюджете на 2018 год для оказания государственной финансовой поддержки в виде возмещения части затрат на приобретение оборудования в рамках государственной программы развития машиностроительного комплекса предусмотрено 19,2 млн. рублей.
По решению Президента Республики Беларусь государственная финансовая поддержка осуществляется в виде возмещения процентов по кредитам, выданным банками субъектам хозяйствования, из них организациям АПК предусмотрено 277,0 млн. рублей; организациям промышленной и топливно-энергетической отраслей – 179,4 млн. рублей; на поддержку экспорта продукции – 172,0 млн. рублей [4].
В рамках государственной поддержки национальной экономики могут быть использованы такие формы, как предоставление из республиканского бюджета финансовой помощи, льготы по налогам в части освобождения от уплаты налогов, снижение их ставок, возмещение сумм уплаченных налогов, скидки, уменьшающие налоговую базу либо сумму налога, изменение срока уплаты налогов и пени в форме отсрочки, предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты и т. д.
Следует отметить, что существующую в современных условиях систему государственного регулирования экономики в Республике Беларусь возможно совершенствовать. Рассмотрим основные проблемы, возникающие в процессе осуществления бюджетного финансирования национальной экономики, и предложим некоторые пути повышения эффективности расходов бюджета на национальную экономику (по схеме «проблема – решение»):
1. Предоставление государственной поддержки организациям всех отраслей экономики и сфер деятельности – Необходимо предоставление государственной поддержки перспективным направлениям национальной экономики, которые обеспечивают рост эффективности промышленного производства, энергосбережения, развития регионов путем вложений в наиболее перспективные инвестиционные проекты, а также государственные программы и мероприятия.
2. Нестрогая определенность критериев по отбору предприятий – Дифференциация предприятий на приоритетные виды деятельности с выделением тех, которые обеспечивают независимость страны (сельское хозяйство, энергетика, связь и др.); инновационные организации (микроэлектроника, энергосберегающие технологии, др.), предприятия, выполняющие важные социальные функции (обеспечение занятости в малых городах).
3. Расходы бюджета на национальную экономику зачастую не приносят соответствующих запланированных результатов – Требуется повышение научной обоснованности бизнес-планов, усиление роли собственных источников организаций в реализации инвестиционных проектов, развитие государственно-частного партнерства, разработка перехода организаций на самофинансирование, а также усиление государственного финансового контроля над использованием бюджетных средств.
4. Несоответствие видов государственной поддержки мировым требованиям – Необходимо провести оптимизацию мер государственной поддержки за счет увеличения таких мер, как государственные программы, которые не преследуют своей целью ценовую поддержку и не оказывают прямого негативного воздействия на межстрановую поддержку [5].
5. Государственное финансирование текущей деятельности предприятий отраслей экономики – Усиление требований к отбору инвестиционных проектов, которые предоставляются претендентами на получение государственной поддержки. Проекты необходимо выбирать с учетом следующих критериев: создание равных условий доступа к процедуре отбора программ, прибыльность инвестиционных проектов, согласование государственных и частных интересов участников проекта, а также объективного распределения рисков между ними. Для выполнения этой задачи необходимо проведение государственной экспертизы проектов [6].
6. Сохранение ориентации на рост объемных показателей – Отказ от установления объемных показателей в качестве целевых в пользу улучшения качественных показателей (ВВП, производительность труда).
7. Недостаточный уровень развития малого и среднего предпринимательства – Необходимо усиление государственной финансовой поддержки частного бизнеса, развитие центров по поддержке предпринимательства, консультирование по бизнес-планированию. Необходимо принятие конкретных законодательных актов по государственному регулированию этого сектора экономики, на основе которых разрабатываются эффективные меры, обеспечивающие его устойчивое развитие, включая и финансовую поддержку государства.
8. Необоснованное планирование расходов бюджета – Следует улучшить качество планирования расходов бюджета на основе повышения их обоснованности и исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития. Требуется обширнее проводить внедрение программного финансирования, механизма бюджетирования, ориентированного на результат.
В заключение отметим, что в настоящее время роль бюджетного финансирования отраслей экономики постепенно снижается в условиях ограниченности возможности увеличения доходной базы бюджета [7]. Собственные и кредитные ресурсы вытесняют бюджетные ассигнования из сферы производственных инвестиций организаций путем сохранения их значимости в финансировании крупных целевых программ (природоохранных, научно-технических проектов по совершенствованию структуры общественного производства), а также производственных объектов с быстрой окупаемостью и приносящих дополнительные доходы бюджету.
Однако роль бюджета в развитии отраслей национальной экономики при этом не уменьшается, а всего лишь меняются направления бюджетного финансирования, содержание и структура расходов бюджета на национальную экономику. При этом основными задачами в области расходов бюджета на национальную экономику является поддержка реального сектора экономики, обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней. Поэтому совершенствование государственной поддержки отраслей национальной экономики является одной из важнейших задач в условиях рыночной экономики.
Рецензии:
4.07.2018, 10:15 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М. П. и Пинчук Т. А. на основе статистических данных проведен анализ основных направлений государственного финансирования национальной экономики в Республике Беларусь, Авторы сформулировали основные проблемы, возникающие в ходе его осуществления. В статье предложены некоторые меры по повышению эффективности расходов бюджета на отрасли национальной экономики. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.