Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 12.12.2018. Последняя правка: 12.12.2018.
Просмотров - 2709

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Гаврилик Юлия Петровна

Полесский государственный университет

студентка

Володько Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и бизнеса, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье анализируется развитие экономики знаний в Республике Беларусь, а также основные проблемы, с которыми сталкивается государство на пути к совершенствованию новой экономики.


Abstract:
This article analyzes the development of the knowledge economy in the Republic of Belarus, as well as the main problems that the state faces on the way to improving the new economy. The study of the influence of the functioning of the knowledge economy in various states.


Ключевые слова:
экономика знаний; экономика обучения; инновации; инвестиции; информационно-телекоммуникационные технологии; институционально-экономический режим; ИКТ

Keywords:
knowledge economy; economics of learning; innovation; investment; information and telecommunication technologies; institutional economic regime; ICT


УДК 338.24.01

Введение. Основным рычагом ускорения социального и экономического развития страны является развитие современных условий. Экономика знаний – особый тип экономики, в которой создание, распространение и использование знаний и инноваций являются главными источниками богатства страны. Ключевую роль в развитии инновационного процесса играет экономическая политика, а инновации и распространение знаний требуют прочной научной базы и системы научно-исследовательских кластеров, в которых разрабатываются новые идеи, новые формы сотрудничества научного и производственного сектора.

Актуальность работы обусловлена теоретической и практической важностью исследования показателей экономики знаний на основе документа «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года».

Цель работы – комплексное исследование особенностей экономики знаний и путей по ее совершенствованию развития на основе зарубежного опыта.

Задачи:

1.      определить сущность, содержание и основные черт экономики знаний;

2.      проанализировать состояние экономики знаний в Республике Беларусь;

3.      выявить основные перспективы развития экономики знаний в Республике Беларусь.

Материалами статьи являются документ «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года» и  исследование А. Скриба " Белорусские МСП в 2014 - 2015 году: тенденции роста и препятствия развитию".

Методы,  используемые в статье: индукция, дедукция, обобщение, сравнение, описание.

Научная новизна  данной статьи заключена в том, что рассматриваемая в данной работе проблема является существенной, которая препятствует построению новой экономики и требует тщательного анализа всевозможных теоретических аспектов данной темы.

В современном мире важным элементом и преимуществом страны являются знания, а также фактором ее инновационного и инвестиционного развития. Для того чтобы быстро и эффективно реализовывался трудовой, научный и инновационный потенциал государства, необходимо  иметь современную модель хозяйствования -  экономику знаний.

Экономика знаний – высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, для которой характерными чертами является информационное общество или общество знаний. Данная экономика является следующим этапом развития экономики и общества передовых стран мира [1].

Эксперты считают, что наша страна имеет огромный инновационный, научный и кадровый потенциал для создания экономики знаний. Стоит отметить, как в стране в целом, так и в отдельных регионах, на предприятиях и в организациях регионов имеются значительные проблемы, которые препятствуют для трансформации переходной экономики в современную постиндустриальную экономику.

Экономика знаний, прежде всего, ориентируется на людей, которые обучаются в высших учебных заведениях страны. По данным национального сайта «Белстат», в 2017/ 2018 году количество студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, составило всего 313,2 тыс. человек, по сравнению с 2015/2016 годом уменьшилась на 49,7 тыс. человек. Рассмотрим таблицу 1 с численностью студентов за 2015-2018 гг.

Таблица 1. Численность студентов в высших учебных заведениях Республики Беларусь за 2015-2018 гг.

Численность студентов в высших учебных заведениях, тыс. человек

 

Число учреждений
2017/2018

2015/

2016

2016/

2017

2017/

2018

Республика Беларусь

51

362,9

336,4

313,2

Области и г.Минск:

 

     

Брестская

4

29,6

26,7

24,8

Витебская

5

39,8

36,4

33,5

Гомельская

6

42,4

37,7

33,7

Гродненская

3

27,3

26,0

24,6

г. Минск

28

190,4

178,6

167,7

Могилевская

5

33,0

30,6

28,5

Примечание - собственная разработка на основании [2]

 

Из таблицы видно, что наибольшее число учреждений высшего образования находятся в г. Минске - 28, а наименьшее число в Гродненской области – 3.

Так же видно, что за рассматриваемый период происходит уменьшение численности студентов по всем областям, так в 2015/2016 годы численность составила 362,9 тыс. человек по всей Беларуси, а в 2017/2018 годы – 313,2 тыс. человек. Наибольшее число студентов приходится на г. Минск. Это связано с тем, что уменьшилось число детей и молодежи. В результате чего, набор в вузы и численность студентов начали сокращаться.

Главным направлением роста экономики знаний является сфера инвестиций и инноваций. Так в 2015 году Республика Беларусь заняла 53-е место по значению глобального инновационного индекса, на основе этого можно сделать вывод, что в стране существует положительная динамика развития инновационной составляющей экономики государства. Рассмотрим показатели Европейского Инновационного Табло по Республике Беларусь за 2017 год (таблица 2).

Таблица 2. Показатели Европейского Инновационного Табло (EIS–2017) по Республике Беларусь

Инвестиции

2017 год

Финансы и поддержка

 

Доля расходов государственного сектора (включая сектор высшего образования) на НИОКР в ВВП2), процентов

0,19

Доля венчурного капитала3) (ранняя стадия, рост и замещение) в ВВП, процентов

Инвестиции предприятий

 

Доля расходов на НИОКР в коммерческом секторе в ВВП2), процентов

0,40

Доля расходов на инновации, не связанные с НИОКР, в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг)

1,49

Инновационная деятельность

 

Доля МСП, внедряющих продуктовые или процессные инновации, в общем числе МСП4), процентов

3,04

Доля МСП, внедряющих маркетинговые или организационные инновации, в общем числе МСП, процентов

0,73

Доля МСП, осуществляющих внутренние инновации, в общем числе МСП, процентов

3,55

Примечание – собственная разработка на основании [3]

Из таблицы видно, что наибольший удельный вес составляет доля расходов на инновации, не связанные с НИОКР, в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) – 1,49, а также доля МСП, осуществляющих внутренние инновации, в общем числе МСП – 3,55.

Научные разработки в Республике Беларусь успешно применяются в таких сферах как, приборостроение, машиностроение, энергетика, информационные технологии, медицина, микробиология, фармацевтика и других, что свидетельствует о высоком уровне подготовки кадров нашей страны.

Главным преимуществом Республики Беларусь является то, что страна не утратила высокий уровень развития основополагающих наук, на которых основываются информационные технологии. Наша страна по-прежнему остается конкурентоспособной на некоторых рынках информационных технологий (в основном ориентируется в области космической и военной техники). 

Но на современном этапе есть и существенные проблемы, которые препятствуют процессам становления и развития экономики знаний в Республике Беларусь:

- экономические: слабая финансовая поддержка со стороны государства, высокая стоимость введения новых технологий в производство;

- правовые: несовершенство нормативной, а также законодательной правовой базы по поддержанию инновационной деятельности;

- организационные: отсутствие сети венчурных компаний;

- кадровые: низкий уровень интеллектуального капитала организаций, невосприимчивость организаций к нововведениям;

- неразвитость рынка технологий, неразвитость инновационной инфраструктуры [4, с. 25].

Главной проблемой для развития информационно-коммуникационные технологий в Республике Беларусь является неразвитость конкурентной среды в экономике по стране в целом, которая тем самым создает предпосылки для отсутствия у субъектов экономики стимула к внедрению и принятию инноваций, а также введению в производство новых информационных технологий.

Для  устранения  проблем следует принять следующие управленческие решения:

1) институционально экономический режим - создать благоприятный инвестиционный климат, установить комфортные условия для ведения бизнеса;

2) инновации – внедрение новых технологий;

3) образование  -  внедрять механизм ГЧП в образование, усовершенствовать учебные программы, обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов;

4)информационно-коммуникационные технологии – усовершенствовать оборудование, совершенствовать законодательство в области информационно-коммуникационных технологий.

Для построения современной экономики знаний, необходимо развивать такие перспективные отрасли, как биотехнология, робототехника, 3D печать. Но, стоит отметить, что Республика Беларусь нуждается не только в ценной и качественной информации, но в знаниях и умениях в области корпоративного управления, а также определенной политике по перестройке государственных предприятий [5].

В заключение необходимо отметить, что стратегия, ориентированная на построение и совершенствование экономики знаний в Республике Беларусь, позволяет при небольших затратах материальных ресурсов получать большие доходы от использования новой ценной информации. Но стране существует ряд проблем, которые препятствуют быстрому процессу развития экономики знаний, решив которые, Республика Беларусь сможет выйти на то же уровень, что и передовые страны в области образования, инноваций и т.д.

Библиографический список:

1. Четвертичный сектор экономики [Электронный ресурс] / http://discovery-vision – Discovery Vision – Режим доступа: http://discovery-vision.ru/quarter-sector-of-the-economy/– Дата доступа: 07.12.2018
2. Учреждения высшего образования [Электронный ресурс] / belstat – Национальный статистический комитет Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/obrazovanie/godovye-dannye_5/ – Дата доступа: 07.12.2018
3. Отдельные показатели ЕИТ по Республике Беларусь [Электронный ресурс] / belstat – Национальный статистический комитет Республики Беларусь – Режим доступа http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/nauka-i-innovatsii/osnovnye-pokazateli-za-period-s-__-po-____gody/otdelnye-pokazateli-innovatsionnogo-tablo/ – Дата доступа: 10.12.2018
4. Кондауров, Н.Н. Инновационный менеджмент: курс лекций / Н.Н. Кандауров [и др.]. – Минск: Современные знания, 2006. – 132 с.
5. Экономика знаний: становление и движущие силы развития [Электронный ресурс] / nbrb – Национальный банк Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.nbrb.by/bv/articles/10404.pdf – Дата доступа: 11.12.2018




Рецензии:

12.12.2018, 10:40 Тарханов Олег Владимирович
Рецензия: Рецензия на статью «ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ» авторов Ю.П.Гаврилик и О.В. Володько. ЗАМЕЧАНИЯ: 1.Из названия статьи ОДНОЗНАЧНО следует: 1.1.«Экономика знаний», как «высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики» в Беларуси есть. 1.2.Именно поэтому, что следует из второй части названия статьи, читатель, включая менеджмент республики, из ознакомления со статьей поймет в чем заключаются перспективы имеющейся в Беларуси «Экономики знаний». 2.Пункт 1.1 подтверждается и содержанием АННОТАЦИИ, в которой читателя извещают о том, что в статье «анализируется развитие экономики знаний в Республике Беларусь». 3.Из АННОТАЦИИ следует, что в статье «анализируется… основные проблемы, с которыми сталкивается государство на пути к совершенствованию новой экономики» 4.Из ВВЕДЕНИЯ следует, что авторы под «ЭКОНОМИКОЙ ЗНАНИЙ» понимают «особый тип экономики, в которой создание, распространение и использование знаний и инноваций являются главными источниками богатства страны». Из этого утверждения следует: 4.1. Что знания создаются, 4.2. Выводы из исследований экономики Монкретьеном в книге «Трактат политической экономии» (1615) и исследования таких экономистов, как Петти, Смит, Рикардо, Кене, Маркс и всех взятых вместе советских ученых, включая белорусских, сводящиеся к выражению «Труд - отец богатства, а земля - его мать», не играют особой роли в экономике, 4.3. Исследования Шумпетера о роли в экономике нововведений и их создателей как бы отстали от современности, а состояние экономики США потому хорошо, что эта экономика называется «экономикой знаний». 5. Актуальность работы, по мнению авторов, определяется «важностью исследования показателей экономики знаний на основе документа «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года». 6. Авторы полагают, что «Экономику знаний создали США и частично ЕС [1]. Эксперты считают, что наша страна имеет огромный инновационный, научный и кадровый потенциал для создания экономики знаний» Из этого утверждения следует: 6.1. Экономика ЕС является частично «Экономикой знания», 6.2. «Экономика знаний» создана только в одной стране – США. Это обозначает что «Экономики знаний» в Беларуси нет. Значит и развивать то чего нет – есть бессмыслица, вкравшаяся в название статьи. 7. Известно: 7.1. Что функционирование экономики США в громадной степени связано не с гражданами и КАДРАМИ, рождающимися подготавливаемыми в США, а с кадрами, рождающимися в странах третьего мира и подготавливаемыми, в основном, в республиках бывшего СССР, Китая и Индии, 7.2. Американские исследователи (см. Питер Тиль. Конец будущего Сергей Простаков перепечатал из psv-vrn.livejournal.com 18 ноября 2011, а так же его компаньон Элон Маск, который проконстатировал «Элон Маск: — Мне часто задают этот вопрос. И часто шутят:«Слышал про мужика, который сколотил небольшое состояние на космических технологиях? А начал он с большого состояния». Я всегда отвечаю, что хотел найти самый быстрый способ, как превратить большое состояние в маленькое. Я убеждён, что существует огромная пропасть между увлекательной судьбой человечества, которое покоряет космос, исследует звёзды и планеты, и судьбой человечества, которое заточило себя на Земле и несётся к неминуемой гибели»). 7.3. По решению Президента США Д. Трампа, в США строится и уже частично функционирует СТЕНА, которая как бы призвана остановить проникновение на территорию США бесконечно дешевой рабочей силы в виде граждан соседних стран. 8.Поскольку понятие «знания», использованное авторами статьи, является ключевым, то: 8.1. Предлагается подумать над глаголом, который отражает отношение к факту появления знаний у человечества. Т.е. глагол «создаются», использованный в статье, по смыслу отношения к НАУЧНЫМ ЗНАНИЯМ, является неверным. Так, например, бессмысленно говорить «Фарадей создал закон электромагнитной индукции» и т.д. 8.2. Представляется, что выражение «Материалами статьи являются Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь» - является по смыслу, бессмыслицей. 9. В Беларуси есть исследование БЕЛОРУССКИЕ МСП В 2014 – 2015 ГОДУ: ТЕНДЕНЦИИ РОСТА И ПРЕПЯТСТВИЯ РАЗВИТИЮ автора Андрея Скрибы. Представляется, что результаты этого исследования необходимо отразить в статье авторов. 10. На сегодняшний день секретных научных знаний в мире нет, кроме как в белорусских, украинских и русских сказках (печь-самобранка, поди туда, не знаю куда, конек-горбунок, вий, «баба-яга и метла», мальчик-с пальчик и пр.), то предлагаю авторам подумать на тему – а не мешает ли развитию экономики, с учетом мнения Тиля и Маска, НАЛИЧИЕ в государствах научных положений, которые не являются знаниями, а являются заблуждениями. Если авторы выявят эти заблуждения, то это и явится их возможным ВКЛАДОМ в развитие экономики, так как позволят обозначить эти заблуждения и их преодолеть. Ведь траты на ОБРАЗОВАНИЕ, если в преподаваемых курсах НАУК, имеются заблуждения – весьма накладны для малых стран. Да и воспроизводятся здесь не нормальные кадры, а выпускники, превращаемые в биороботов, зараженных ЗАБЛУЖДЕНИЯМИ. Именно здесь у США мощное преимущество – потребности США в кадрах покрываются не за счет трат на образование, а за счет кадров из других стран, преподавание в которых даже с учетом затрат на преподавание возможных заблуждений не останавливают выявление талантов, а лишь избавляют США от весьма накладных затрат на внутри американское образование, которым обременяются НЕДОРАЗВИТЫЕ СТРАНЫ. В этих же странах остаются образованные на заблуждениях КАДРЫ, но менее талантливые, чем эмигрирующие в США таланты. РАЗНИЦУ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИК ПРИ ТАКОЙ ТЕНДЕНЦИИ ПОНЯТЬ НЕТРУДНО, хотя и непросто. В качестве возможного наличия заблуждений в институциональных положениях Беларуси, предлагаю ознакомиться со статьей «Тарханов О.В. Кризис международной безопасности как следствие системы научных заблуждений // Национальная безопасность и стратегическое планирование. № 3 (19), 2017, С. 94 – 100» ВЫВОДЫ. Предлагается авторам устранить выявленные недостатки. После чего можно будет рассмотреть статью на предмет опубликования в журнале.

12.12.2018 15:15 Ответ на рецензию автора Гаврилик Юлия Петровна:
Здравствуйте, уважаемый Тарханов Олег Владимирович! Все Ваши замечания были учтены и исправлены. Благодарю за дополнительные материалы для изучения информации по этой теме.



Комментарии пользователей:

12.12.2018, 20:03 Тарханов Олег Владимирович
Отзыв: Уважаемая Юлия Петровна! 1.К сожалению, я не нашел в подправленном Вами варианте статьи учета моих замечаний. Добавка в статье ссылки на работу А. Скриба вовсе не является эквивалентом учета замечаний. Вероятно, Вы не поняли этих замечаний. 2. Я вынужден согласиться с оценкой Вашей статьи к.э.н. Ю.Д.Зубенко. Возможно, путь написания статьи по предложенной им схеме приведет Вас к добротной дипломной работе и, заодно, позволит получить исходные данные для написания статьи, в которой не будет ляпсусов, замеченных мною. Тарханов О.В.


Оставить комментарий


 
 

Вверх