Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 12.04.2019. Последняя правка: 12.04.2019.
Просмотров - 1050

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА КУЛЬТУРУ

Шиманчук Александра Дмитриевна

-

Полесский государственный университет

студент

Чернорук Светлана Васильевна, старший преподаватель, кафедра «Финансов», Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье рассматриваются пути совершенствования бюджетных расходов на культуру Республики Беларусь. Представлены основные показатели деятельности культурных организаций. Проведен анализ охвата населения услугами культуры. Выделены основные проблемы и методы их решения в сфере культуры.


Abstract:
This article discusses ways to improve budget spending on culture of the Republic of Belarus. The main performance indicators of cultural organizations are presented. The analysis of coverage of the population with cultural services is carried out. The main problems and methods of their solution in the sphere of culture are highlighted.


Ключевые слова:
финансы; государственный бюджет; государственные расходы; финансирование

Keywords:
finance; government budget; public expenditure; financial backing


Научная новизна заключается в следующем: 

- исследованы основные показатели деятельности культурных организаций РБ;

- предположены методы совершенствования бюджетных расходов.

УДК 336

Введение: В современном мире культура набирает особую социальную значимость и рассматривается в качестве социальной стабильности, духовного здоровья населения, национальной безопасности, а также увеличения привлекательности территории для проживания и инвестирования. Обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства можно только за счет вклада культуры в человеческий капитал. 

Актуальность:  В настоящее время деятельность государства направлена на осознание особой роли культуры в обществе как инструмента решения проблемы развития интеллекта нации и признания его информационного потенциала как стратегического ресурса модернизации страны. Значительные преобразования в обществе привели к активизации деятельности его членов в различных сферах жизнедеятельности — политической, экономической, социальной.

Цель: изучить основные показатели деятельности культурных организаций в Республике Беларусь и дать им оценку.

Таким образом, основная задача исследования оценить финансирование культурной сферы Республики Беларусь.

Для анализа основных показателей использовались следующие методы:

  1. метод сравнительного анализа;
  2. метод синтеза.

Актуальность темы заключается в том, чтобы культуру воспринимали не как затратную сферу, а как инвестиционную, воздействующую на экономическое и социальное развитие страны.

Действующая система финансирования сферы культуры в Республике Беларусь пока еще слабо связана с результатами деятельности организаций, функционирующих в ней. Она не стимулирует эффективно использовать бюджетные средства, расширять число предлагаемых услуг и улучшать их качество. Учреждения культуры имеют ежегодный гарантированный бюджет, однако они не стремятся выйти за рамки и проявить конкурентоспособность  своих услуг, расширить базу посетителей.

Таблица 1 – Основные показатели деятельности культурных организаций в Республике Беларусь за 2013 – 2017 гг. [1]

 

Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

Число публичных библиотек

3 458

3 059

2 893

2 722

2 621

Всего читателей, млн чел.

3 633,2

3 456,9

3 264,1

3 146,2

3 082,5

Число музеев

162

157

157

156

159

Число посещений музеев за год, млн чел.

5 731,0

6 089,5

6 308,8

6 384,5

6 665,1

Число концертных организаций

19

19

19

19

19

Число слушателей на концертах, млн чел.

1 486,8

1 538,5

1 376,1

1 145,5

1 027,6

 

Анализ охвата населения услугами культуры показал, что наблюдается тенденция снижения. Так, например, если в 2013 году в стране насчитывалось 3 458 библиотек, то в 2017 году – 2 621 библиотека. При этом сократилась и общая численность пользователей библиотеками - с 3 633,2 млн читателей до 3 082,5 млн. Очевидно, основное сокращение библиотек произошло в сельской местности из-за чего не привлекло широкое внимание общественности.

Также в период с 2013 по 2017 в Беларуси уменьшилось число музеев, но не так кардинально. В 2013 году их насчитывалось 162, в 2017 году - 159. В период уменьшения музеев можно заметить тенденцию роста посещений данных мест. Так, на протяжении 2013 - 2017 число посетителей увеличилось на 934,1 млн. или на 16,3%.

В то время как, число концертных организаций с 2013 по 2017 год оставалось неизменным, число слушателей на концертах снизилось почти в 1,5 раза.

Основным источником финансирования культуры в Республике Беларусь является государственный бюджет. Расходы на финансирование сферы культуры и средств массовой информации в 2019 году предусмотрены в сумме 297,8 млн. рублей. Данные средства будут направлены на: поддержку телевидения и печатных изданий 136,5 млн. руб., производство национальных фильмов 11,0 млн. руб., содержание учреждений культуры республиканской формы собственности, а также государственная поддержка театрально-зрелищных организаций 87,3 млн. руб., проведение конкурсов, выставок, фестивалей и других культурных мероприятий 5,8 млн. руб., создание и обновление театральных постановок, концертных программ и цирковых выступлений 2,6 млн. руб., иные мероприятия в области культуры и средств массовой информации 54,6 млн. руб.                                                                                                                                     

Реализация Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016-2020 годы направлена на:

-      повышение доступности, качества и разнообразия культурных продуктов и услуг;

-      обеспечение сохранности историко-культурных ценностей;

-      поддержку развития всех видов искусства и творчества, народных художественных ремесел [2].

Таким образом, для совершенствования бюджетных расходов необходимо способствовать повышению доступности,  улучшать качество и разнообразие культурных продуктов и услуг, стремиться заинтересованность население посещать культурные мероприятия, содействовать обеспечению сохранности историко-культурных ценностей, поддерживать развитие всех видов искусства и творчества, народных художественных ремесел.
Что же касается финансирования отрасли культуры, то оно имеет важное значении. В Беларуси постепенно начинают формироваться принципиально новые источники материальной поддержки культурной жизни.
Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона.

Библиографический список:

1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/. – Дата доступа: 10.04.2019.
2. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/. – Дата доступа: 10.04.2019.




Рецензии:

12.04.2019, 13:37 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. Однако необходимо добавить в статью раздел Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). Особо уточните, в чём Научная новизна статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, сформулировать выводы (1-ый, 2-ой, 3-ий и т.д.). Даты обращения к электронным ресурсам лучше обновить. Количество источников работы желательно увеличить, а так материал собрали интересный. Статью следует доработать, после чего возможна публикация представленной работы в открытой печати.

13.04.2019 11:11 Ответ на рецензию автора Шиманчук Александра Дмитриевна:
Исправила недочеты.

13.04.2019, 20:23 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Чернорук С. В. и Шиманчук А. Д. заявлена попытка рассмотреть методы совершенствования бюджетных расходов на культуру Республики Беларусь. Однако авторы ограничились констатацией падения основных показателей деятельности культурных организаций страны в период 2013-2017 гг. Но поскольку, во-первых, данные о бюджетных расходах на культуру за этот период авторы не привели, то остается неясным какова роль последних в этой деградации. Во-вторых, в статье не показана структура этих расходов по годам. В-третьих, авторы ограничились всего двумя (!) источниками… В итоге цель работы не достигнута. Поэтому данная статья не рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, С. А. Яцкий



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх