к.т.н.
-
к.т.н.
УДК 37.01
Введение. Чтобы перейти непосредственно к заявленной теме уточним понимание основной терминологии.
Педология – как наука о ребёнке заявила о себе с XVIII века и была предназначена систематизировать научные данные из различных областей изучения ребёнка; в России педология была «репрессирована» в 1936 году постановлением правящей в стране партии [6], не исключено, что под воздействием ложных идей академика Лысенко Т.Д., как это произошло с кибернетикой, генетикой и другими науками. В настоящее время предполагается, что функции педологии ассимилированы педагогической психологией (ПП). На мой взгляд, это грубейшая ошибка общества, т.к. устранены инакомыслящие, а ПП теперь существует сама по себе с любыми неточностями и ошибочными мнениями [11] – явно полученными не путём научных экспериментов и исследований.
Креативность – это (от латинского creative – создание, английского creativity – создание, творение, творчество) уровень творческой одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [5]..Кроме этого, в интернете можно встретить такие характеристики креативности: быстро решать поставленные задачи, восприимчивость к новому и другие. К сожалению, целенаправленное обучение креативности в действующей системе образования отсутствует, кроме навыков решения предметных задач, что только на первый взгляд вполне достаточно.
В наименовании статьи словосочетание «педол – креативность» предназначено подчеркнуть, что будет освещена проблема обучения креативности творческими методами, направленными непосредственно на ребёнка с учётом его физиологии и психики, без излишней напряжённости в учёбе.
Актуальность. В настоящее время вся система образования предназначена в основном на получение в школах как можно больше информации и, соответственно, знаний по каждому предмету для всех учащихся, обосновывая такое стремление необходимостью всестороннего развития детей и получения ими разносторонних знаний. Однако, когда беседуешь с выпускниками школ через некоторое время после окончания школы, мало кто помнит и умеет воспользоваться полученными в школе знаниями, особенно такими: как работает желудок паука, что такое в России «смутное время» с несколькими десятками имён и дат всего примерно за 10 исторических лет, не говоря о знании географии, обществознания [12] или геометрии в объёмах школьных программ. И такое положение дел с образованностью очевидно: перенасыщенность информацией мало кто может выдержать и усвоить.
Другое дело, если бы в дошкольных учреждениях и в школах наряду с «облегченными» образовательными предметами серьёзно учили общезначимым дисциплинам, таким как: креативность мышления, толерантность, мораль и т.п. – необходимыми для всех в повседневной жизни. Получили бы большой «+» для устойчивых знаний, творческих способностей и воспитанности подрастающего поколения граждан страны.
Фактически, речь идёт о массовом воспитании в России высококлассных творческих специалистов для всех отраслей, в том числе и управленческой. А пока этого нет.
Восстановление наименования «Министерство просвещения» взамен «Министерство образования» даёт определённую надежду на серьёзные улучшения в педагогической работе.
Цель. Показать целесообразность и возможность массового обучения детей общезначимым для всех предметом «креативность мышления» – в смысле, воспитания устойчивой способности к творчеству, умения высокоэффективно решать проблемные задачи и с уважением относится к творчеству других.
Задача. Разработать и представить проект образовательной технологии обучения креативному мышлению без ущерба для получения учащимися устойчивого разностороннего образования.
Обоснование. Достоверным примером того, что идеи и мысли, излагаемые в данной статье, реальны для общества может служить, в частности, столетний опыт (с 1919 г.) существования в мире «вальдорфской школы», где до 14 – 15 лет стремятся «не отягощать» интеллект, а первоочередное внимание уделяется «творческому» развитию. Результат такого просвещения превосходит выпускников госшкол и гимназий в 2 раза по поступлению в ВУЗы – впечатляет. Одной из главных побудительных причин создания такой школы было то, что гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но эти знания были совершенно оторваны от потребностей реальной жизни. В частности, Ницше подверг резкой критике перенасыщенность информацией преподавания истории: «…переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями из прошлого» [1] (в наше время почти так можно сказать практически о каждом школьном предмете, особенно в начальном и основном образованиях).
В России подобные вальдорфской школы тоже есть, только их немного и также платные, но зато с малой наполняемостью классов.
Конечно, лучше для всех (воспитателям и учителям придётся подучиться) будет разумное снижение предметной нагрузки, т.к. не только детский мозг, но и у взрослых людей мозги имеют ограничения по совокупному устойчивому восприятию изучаемого материала. Но даже, если это, к большому сожалению, не произойдёт, в предлагаемой технологии предусматривается не введение дополнительных учебных предметов, а органичное внедрение мероприятий – приёмов в уже действующие учебные дисциплины.
Прежде, чем приступить к изложению такой технологии, следует отметить, что её нужно рассматривать как возможный вариант обучения креативности, если кому – то больше нравится ТРИЗ или что другое, то, пожалуйста, лишь бы не было на много сложнее, менее содержательно и доступно в усвоении.
Постулат 1-й (доказан «вальдорфской школой»): снизить предметную нагрузку в системе массового образования, действенно перевести процесс образования в просвещение.
Постулат 2-й: обучение креативности осуществлять не как самостоятельному предмету, а при усвоении основных образовательных дисциплин (возможные примеры такой подачи обучения креативности приведены в [7, 8, 9]).
Постулат 3-й: мероприятия - приёмы обучения креативности должны быть не сложными, не пересекаться и не накладываться между собой, обязательно сопровождаться примерами для дальнейшей работы воспитателей и учителей.
Выполняя этот постулат, за основу был взят ТРИЗ по следующим соображениям:
В результате, системно проанализировав известное из ТРИЗ, в части назначения и функционирования методических приёмов, и на основании моего многолетнего производственного опыта конструктора - изобретателя сформулированы 16 мероприятий – приёмов, охватывающих практически все основные возможности проявления креативного мышления в любой области познания, науки, производства, общественной жизни:
1) решать простые проблемные ситуации,
2) учить быть внимательным, сравнивать и анализировать свойства объектов, выделять явные и скрытые;
3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;
4) умение прогнозировать и представлять прошлое;
5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;
6) обобщать представление о веществах в различных агрегатных состояниях;
7) развивать умение сравнивать и обобщать;
8) развивать синкретичность мышления – связывать всё со всем;
9) анализировать причины и следствия различных действий – явлений;
10)умение моделировать физические и другие процессы;
11) развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения;
12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;
13) умение абстрагироваться;
14) развивать сложное вариативное мышление, развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения;
15) решать сложные проблемные ситуации;
16) информационно – детерминированно решать проблемы (см. Постулат 4-й).
Такое обучение креативному мышлению можно начинать с 2-2,5 лет и заканчивать в основной школе, возможные примеры реализации обучения с привязкой к программным предметам приведены в статьях [7, 8, 9].
Постулат 4-й: обучать принятию решений по проблемным ситуациям в детерминированной связи информационной модели решения с входными данными.
Например, как это делает недавно запатентованный «Модуль поиска блока информации по входным данным» [10].
Научная новизна: Новым является представленная образовательная технология: «Постулат 2-й», «Постулат 3-й» с приведенным комплексом мероприятий – приёмов по обучению креативному мышлению, а также «Постулат 4-й» с учётом используемого в нём патента.
По крайней мере, в существующей педагогической практике такого сочетания комплекса действий и приёмов нет.
Заключение: Фактически обоснована и предложена в виде проекта новая весьма полезная образовательная технология для всех, внедрение которой в педагогическую практику при желании не создаст трудностей и не перегрузит мозги учеников, т.к. не требует заучиваний. А сколько ошибок и недоработок, связанных с человеческим фактором, удастся избежать, благодаря креативному мышлению всех исполнителей и, особенно, умению всех информационно – детерминировано решать проблемные ситуации.
Рецензии:
13.03.2020, 18:46 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: И что нового в этом тексте? В общем за отсутствием какой-либо новизны к публикации этот текст категорически не рекомендую.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий